-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -Максима-

 -Подписка по e-mail

 


О смертности человека по природе (подборка цитат Святых Отцов и Священного Писания)

Суббота, 15 Июля 2017 г. 12:18 + в цитатник

"Ты дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих" (3 Ездр. 3, 5) .
  
  Если разбирать этот вопрос, проблема здесь в т.ч. понятийно-терминологического порядка. В свято-отеческой традиции различаются понятия «смертность» - возможность умереть, обусловленная произволением первозданного человека (в следовании / неследовании воле Божией), и «смерть» - реализация смертности (на физическом уровне характеризуемая отделением души от тела). 

Так, свт. Афанасий Великий пишет о смерти: 

"А когда (Христос) отрекается умереть, это есть болезнь тела. Ибо до преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни глада, ни смерти" (Афанасий Великий, св. Слово пространнейшее о вере. 16, 24) 

т. е. Адам чужд смерти, таково его изначальное состояние. Но о смертности свт. Афанасий пишет иначе: 

"Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен ; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремление к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: "хранение законов утверждение нерастления" (Прем. 6,19)» (Афанасий Великий, св. О воплощении Бога Слова, и о пришествии Его к нам во плоти. 4); 
"но преступление есть начало порабощения людей под власть тления, свойственного их природе " (там же, 7). 

Согласно свт. Афанасию Великому, Адам по сотворении (т. е. и до грехопадения) смертен по природе. Так же об этом учат другие Учители и Отцы Церкви: 

"Адам, не имея по собственной природе нетленности и неразрушимости, — ибо это принадлежит, по существу, одному только Богу, — был запечатлен Духом Жизни", - пишет свт. Кирилл Александрийский(In Joannem, lib. I, cap.9., col.160 AB); 

"Плоть человеческая по своей природе не есть животворящая и не изъята смертности " — поясняет прп. Иоанн Дамаскин (ТИПВ. Кн.3. Гл.21). 

"Человек есть смертное разумное живое существо. Все это будут сущностные звуки. Ибо если что-нибудь из этого отнимешь у человека, он не будет человеком. Ведь если ты скажешь, что он не живое существо, то он уже — не человек; и если скажешь, что он не разумен, то он уже — не человек; подобным образом, если скажешь, что он не смертен, он — не человек; ибо всякий человек есть и живое существо, и разумное, и смертное " (прп. Иоанн Дамаскин. Философские главы. 5).

«Ибо по природе все, что сложно, распадается, но поскольку Адам соединился с Богом через умозрение, он имел в себе жизнь, сверхъественно животворившую смертную его природу. Когда же он отступил от единения с жизнью, то есть с Богом, он перешел из сверхъестественной нетленности в естественный распад сложного, который и есть смерть» (прп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев. 71) 

Для возможности не умирать человеку, посреди Рая было насаждено Древо жизни (Быт.2, 9, Быт.3, 22 , Отк.2, 7 ) — "древо, питаясь плодами которого человек был безболезнен и бессмертен телом" (Катихизис. 118), 

«его бессмертие проистекало не от устройства природы, а от древа жизни, от коего после греха он был отлучен, дабы мог умереть, — он, который, если бы не согрешил, мог бы и не умереть. Таким образом, по устройству душевного тела он был смертен, а по милости Создателя — бессмертен» (блж. Августин. О книге Бытия, буквально. Кн. 6. Глава XXV). 

Таким образом, очевидно, согласно приведенным святоотеческим свидетельствам, человек по природе изначально смертен (но чужд самой смерти, актуализации этой возможности после грехопадения), и призван облечься в бессмертие, от возможности не умереть, долженствовал достичь невозможности умереть (Блж. Августин. Энхиридион. 105).

“Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу. Но люди, уклонившись от вечного, и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления в смерти, потому что, как сказано выше, по природе они были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати , как причастники Слова, если бы пребыли добрыми; по причине соприсущего им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тление» (Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова. 4– 5). 

Свт. Григорий Богослов, затрагивая данный вопрос, учит, что к бессмертию человек призван был прийти, но он не обладал им изначально: 

"Если бы мы пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем же бы мы сделались? Бессмертными и близкими к Богу" (свт. Григорий Богослов. Слово 44). 

В одобренном Отцами VI-го Вселенского Собора Послании св. Софрония Иерусалимского, утверждается то же положение, что любое тварное естество само по себе тленно и смертно. Бессмертие же для твари возможно не по природе, но по причастности Божественной благодати.Даже человеческая душа или ангел — любое разумное тварное существо "безсмертно не по естеству и не превратилось в существо несказанное (нетленное), но Он даровал ему благодать, не допускающую его подвергаться тлению и смерти. Так души человеческие пребывают нетленными, так ангелы остаются безсмертными не потому, чтобы они в самом деле, как мы прежде сказали, имели естество нетленное или существо в собственном смысле безсмертное, но потому, что получили от Бога в удел благодать, обильно подающую безсмертие и пекущуюся о доставлении им безсмертия... души человеческие благодатию Божиею освободились от смерти естественным образом преследующей все в созданной природе...". (Деяния Вселенских Соборов. Т.4. -СПб, 1996. С.155).

Это утверждение (изначальной смертности Адама по природе) отражено и в традиционных догматических системах. Например, в классических Догматиках: 

"тело его (Адама) создано перстным, и, следовательно, по природе тленным или смертным , т. е. с возможностью смерти, но без необходимости смерти.Не обладая бессмертием по самой своей природе ... Для этого в Раю насаждено было Древо жизни, вкушение плодов которого давало смертному по природе человеческому телу возможность не умирать . Ho по падении прародителей Бог удалил их от древа жизни, служившего орудием и средством сообщения благодати, дававшей смертному по природе телу силу вечной жизни. Вследствие этого возможность смерти перешла в необходимость смерти" (Прот. Н. Малиновский. §75 // Очерк Православного Догматического Богословия); 

«Для утверждения воли первозданного человека в добре и вообще для преуспеяния его в духовной жизни, Бог с самого начала даровал ему свою благодать, и эта благодать постоянно обитала в наших прародителях… из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела его, созданного из земли, а от Божественной благодати » (Преосв. Макарий Булгаков. §85 // Православно-Догматическое Богословие) 

Это положение отражено и в современных богословских трудах: 

"У святых Отцов, с древнейших времен учивших об условном понимании бессмертия и нетления человека, есть ответ, который подводит вопрошающих к граням метафизики человеческого бытия. Этот ответ основан, прежде всего, на свидетельствах Священного Писания, согласно которым естество Адама было сотворено "из праха земного", (Быт. 2, 7) и потому само по себе оно было тленным и смертным . Подтверждением этого являются известные слова Божьи, обращенные к Адаму еще до грехопадения: "в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2, 17), — если Господь предупредил Адама о возможной смерти до грехопадения, значит такая возможность существовала для него изначально. Более определенно эта мысль высказывалась в других местах Священного Писания, например: "Ты дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих" (3 Ездр. 3:5)." (Свящ. В. Леонов. Бог во плоти. -М., 2005. Этот раздел антропологии аргументированно и доступно изложен в упомянутой книге прот. В. Леонова: http://www.portal-slovo.ru/theology/37554.php ).

Разумеется, смертность человека по природе не означает, что Адам должен был умереть в Раю (до греха человек не подлежал смерти, именно об этом говорит 109 [123] правило Карфагенского Собора). Так, например, свт. Григорий Нисский в толковании на Екклесиаста пишет о состоянии незнания смерти, присущему Адаму до грехопадения: Адам первоначально чужд смерти, стал же причастен смерти уже после греха,и по Воскресении в жизни будущего века - человек чужд смерти, ибо обожение исключает грех и смерть – «Последний же враг истребится – смерть» (1Кор.15, 26): 

«Ибо каким всегда будешь видеть его по Воскресении, таким, конечно, сотворено и первоначально; потому что Воскресение есть не иное что, как, без сомнения, восстановление в первобытное состояние » (свт. Григорий Нисский. Точное истолкование Екклесиаста Соломонова).

Как это видно, свт. Григорий говорит о первобытном состоянии чуждости смерти до греха в Раю и чуждости смерти по Воскресении в вечной жизни. Замечательно эту мысль поясняет свт. Кирилл Иерусалимский: 

«Но наипаче заметьте то, что Павел, как бы перстом указывая говорит: подобает бо тленому сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие (1 Кор. 15, 53) Ибо тело cиe востанет не в тoм состоянии немощи, в котором оно теперь, то же самое востанет; но изменится, быв облечено в нетление; изменится подобно тому, как железо от огня делается огненным , или лучше, как знает cиe воскрешающий Господь. Восстанет то же самое тело, но не в том состоянии, оно будет вечным» (свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. 18). 

Более подробно имеет смысл рассмотреть антропологию прп. Максима Исповедника. Прп. Максим, следуя святоотеческой традиции, считает, что бессмертие в бесстрастии Адам имел не по природе, а по благодати. Так, в "Вопросоответах Фалассию" он пишет: 

«Так как видимое творение обладает и духовными логосами, питающими ум, и природной силой, услаждающей чувство, а ум извращающей, то она и названа древом познания добра и зла, то есть как обладающая ведением добра и зла когда созерцается духовно, и ведением зла, когда воспринимается телесно. Ибо она становится учительницей страстей для воспринимающих ее телесно, навлекая на них забвение [вещей] божественных. Потому-то, вероятно, Бог и запретил человеку вкушение ее, отлагая это на время, дабы человек прежде — что было весьма справедливо — познал через благодатное причастие Причину свою и через такое вкушение укрепил данное [ему] по благодати бессмертие в бесстрастии и непреложности» (Творения прп. Максима Исповедника. -М., 1994. Кн. II. С. 29) .

Эта богословская линия видна и из ряда других ответов прп. Максима Исповедника: 

«Единородный Сын Божий … воспринял безгрешность по происхождению от первого устроения Адама и имел ее без нетления» (прп. Максим Исповедник. Вопросоответ к Фалассию. 21); 

«Ибо будучи по благодати бесстрастным , он не подпускал [к себе] прельщение страстями, [бывающее] от воображения наслаждения; а не имея [ни в чем] надобности, был свободным от необходимости в искусствах [бывающей] по причине недостатка [в чем-либо]; а будучи мудрым, он стоял превыше рассматривания природы по причине[данного ему] ведения» (прп. Максим Исповедник. Амбигвы к Иоанну.115) .

Т.е. бессмертие в бесстрастии и нетление Адам, согласно прп. Максиму Исповеднику, имел не по природе, а по благодати, соответственно, тление и смерть стали естественным следствием потери благодати из-за греха в силу смертности и тленности самой природы человека: 

"Когда в прежние времена произволение естественного разума в Адаме подверглось тлению, то вместе с ним истлело и естество, отказавшееся от благодати нетления " (прп. Максим Исповедник.Вопросоответы к Фалассию. 42); 

«Искушением же называется закон греха – его не имел первый человек, приведенный в бытие [Богом], а под «лукавым» подразумевается диавол, который привмешал этот [закон] к человеческому естеству и обманом убедил человека направить [все] стремления [своей] души к недозволенному вместо дозволенного, а тем самым склониться к нарушению Божественной заповеди, вследствие чего он потерял нетление, дарованное ему по благодати » (прп. Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню). 

 Таким образом, по природе Адам смертен, но Бог сотворил человека смертным не по бессилию, поясняет в своем слове свт. Иоанн Златоуст: "Против этих рассуждений наших некоторые тогда возражали, говоря: «значит, человек хуже всего видимого, если состав неба, земли, солнца и всех звезд существует столько времени, а он чрез семьдесят лет разрушается и погибает». На это мы скажем, во-первых, что это живое существо разрушается не все; благороднейшая и существеннейшая часть его – душа – остается навсегда бессмертною, не подвергаясь ни одному из этих бедствий, тление же касается только низшей части его. Во-вторых, это обстоятельство, служит нам к большей чести; ведь мы непросто и не без всякой причины подвергаемся старости и болезням, но справедливо и для нашей пользы: справедливо потому, что мы впали в грех; для нашей пользы, – чтобы посредством этих нужд и страданий искоренить гордость, исходящую у нас от беспечности. Следовательно, Бог попустил это не с тем, чтобы унизить нас: если бы Он хотел унизить, то не оставил бы нашу душу бессмертною. Но и не по бессилию сотворил Он наше тело таким: если бы Он был бессилен, то не мог бы и небо, звезды и состав земли поддерживать столь долгое время. А (сотворил Он наше тело таким) для того, чтобы сделать нас лучшими и благоразумнейшими, и более покорными Ему, от чего зависит все наше спасение. Потому Он не создал неба подверженным старости и другим каким-нибудь подобным слабостям, что, лишенное свободного произволения и души, оно не может ни грешить, ни исправляться; почему не имеет нужды и в исправлении" (свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне). 

В завершение, необходимо добавить, что состояние Адама в Раю - естественное (после греха нижеестественное), поэтому, несмотря на природную смертность, естественным состоянием человека является состояние чуждости смерти.

"До грехопадения человеческое тело можно было называть и смертным в одном отношении, и бессмертным в другом: смертным, ибо оно могло умереть (quia poterat mori), бессмертным, ибо оно могло не умереть (quia poterat non mori). Одно дело: не мочь умереть (non posse mori), — какими Бог сотворил некоторые бессмертные существа; а другое дело: мочь не умереть (posse non mori), — в каком смысле создан бессмертным первый человек. Это подавалось ему от древа жизни, а не от устройства его естества, вследствие чего, как только он согрешил, тотчас был отстранен от древа жизни, чтобы мог умереть (ut posset mori); тогда как если бы не согрешил, то мог бы не умереть (posset non mori). Итак, он был смертен по свойству своего земного тела, а бессмертен по благодати (beneficio) Творца." (Блж. Августин Гиппонский. Цит. по: Собрание творений прп. Иустина (Поповича). Догматика Православной Церкви. Т.2. -М., 2006. С. 222). 

 

http://forum-slovo.ru/index.php?topic=53428.0

___________________________________________________________________________

Серия сообщений "Догматика Православной Церкви":
Часть 1 - Точное изложение православной веры. Св.Иоанн Дамаскин
Часть 2 - О смертности человека по природе (подборка цитат Святых Отцов и Священного Писания)
Часть 3 - Православно-догматическое Богословие. Митрополит Макарий (Булгаков), том 1-2
Часть 4 - Заявление Союза Православных Братств по поводу угроз для чистоты исповедания православной веры. Опубликовано 3 Ноябрь 2019
Часть 5 - О Преложении хлеба и вина в Таинстве Евхаристии
Часть 6 - Обращение собрания православных мирян к епископату РПЦ МП: "Просим предотвратить раскол!"

Рубрики:  Христианство.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: УЧЕНИЕ, ИСТОРИЯ, ДОКУМЕНТЫ
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Вторник, 29 Августа 2017 г. 13:57 (ссылка)
Очень кстати, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку