давний опус одного моего знакомого)
Трактат о немедленном введении всеобщего благополучия в России
Журнал "Самиздат": © Copyright Ганьджибао Подушкин (sergeant-2001@mail.ru)
Обновлено: 27/02/2002.
Аннотация:
Китайский взгляд на русскую действительность (опубликовано в газете "Деловая Москва" :))
Справедливый Вэнь Ван, правитель Запада, сказал: "Закон разумен, когда утверждает то, что для людей естественно". "Мудрый правитель, – сказал Вэнь Ван, – принимает только те законы, которые соответствуют обычаям подданных".
Если в России учтут мнение великих китайских мыслителей, в ней немедленно наступит всеобщее благоденствие. Нужно для этого немногое: всего лишь привести законы страны в соответствие с обычаями подданных.
В настоящем трактате описываются эти обычаи, а также характер законов, которые обеспечат гармонию и соразмерность ведения бизнеса. С нашей китайской точки зрения, именно этот трактат должен быть положен в основу Государственной концепции поддержки предпринимательства. Все дело в том, что нужно учитывать русское национальное дао.
Русское национальное дао
Национальная особенность России заключается в том, что в ней имеются законы, чиновники и народ, который, как может, занимается своими делами и пытается кое-как создавать национальное богатство. Это правильно и почтенно. Однако законы в России, несмотря на всю свою справедливость, запутанны, непонятны, а потому, к счастью, бездействуют. Чиновники в России, призванные следить за исполнением законов, ленятся это делать, и это тоже к счастью, потому что тогда подданным пришлось бы исполнять законы, а чиновникам - эти законы знать, а за те деньги, которые получает российский чиновник, можно знать разве что таблицу умножения (да и то не всю) и некоторые буквы алфавита. Вместо того, чтобы изучать законы, чиновники предпочитают их писать, а затем идут в народ и взимают с него прибавку к своему жалованью.
И это справедливо, потому что чиновник - лицо государственное, и его положено уважать и чествовать различными подношениями. Так было при великом императоре Цинь-Ши Хуанди. Но почему-то в России последнее считается предосудительным, и в этом заключается русский национальный дзен.
Русский национальный дзен
По бытующим сейчас в России ложным представлениям, чиновник обязан быть справедливым и соблюдать закон. Эти два понятия не только несовместимы между собой, но и противоречат русским национальным обычаям. Не случайно говорят: “Тебя как судить: по закону или по справедливости?”. Если по справедливости - получается просто и быстро. Если по закону - долго, дорого, да к тому же, как правило, без всякого результата. Поэтому в деловых обычаях приняты именно справедливые отношения.
Пример. Приходит на предприятие проверка из налоговой инспекции. Предприниматель, даже если ведет бухгалтерию без сучка и задоринки, знает: если инспектор не найдет в отчетности никакой ошибки, в инспекции ему просто не поверят. И пришлют более высокопоставленного чиновника. А более высокопоставленному чиновнику платить придется больше. Инспектор знает, что предприниматель это знает, а предприниматель знает, что все знает и инспектор. Поэтому между ними происходит такой диалог:
Предприниматель. Ну, где ошибки будем делать?
Инспектор. А покажите бумажки... Вот здесь, здесь и здесь. Сумма штрафа такая-то.
Предприниматель. Пожалуйста.
Инспектор. Спасибо.
После чего стороны расходятся, весьма довольные друг другом. Инспектор удовлетворен, и ему нет дела, что у предпринимателя имеется еще одна бухгалтерия, по которой проводится нигде не учитываемая выручка, из которой он и платит инспектору штраф. Предприниматель доволен тем, что распрощался с инспектором просто и быстро, и больше никто не мешает ему заниматься бизнесом и создавать национальное богатство. А национальное богатство, как все вы помните из Конфуция, это богатство подданных.
Это если по справедливости. Если же по закону, то предпринимателю приходится, доказывая свою добросовестность, писать огромные отчеты, потом тащить эти отчеты в налоговую инспекцию, где их принимают и не читая сваливают в огромный короб, полный таких же отчетов других предпринимателей. Что с отчетами становится дальше - неизвестно. Возможно, из них делают расписные бумажные фонарики и ширмы для интерьера.
Всякий, кто занимается бессмысленным трудом, не следует дао и отступает от добродетели. То, что в России все это понимают и все же продолжают заниматься бессмысленным трудом, и составляет сущность русского национального дзена.
Русская национальная добродетель
В одной продвинутой московской школе с экономическим уклоном провели опрос учеников. Вопрос был задан такой: “Какими качествами должен обладать хороший бухгалтер?”. Ответ 90% детей был одинаков: “Хороший бухгалтер в первую очередь должен уметь скрывать прибыль от налогов”. Заметим: 90% учеников этой школы - дети предпринимателей или бухгалтеров, и по простоте душевной говорят то, что слышат в семье.
Этот случай показывает, что обычаи подданных этого государства разумны, хотя и противоречат закону. Если соблюдать закон, то на налоги будет уходить более 100% прибыли, что невозможно, ибо в природе так не бывает. Это знают предприниматели, и государство знает, что они это знают, а потому присылает к ним чиновников, чтобы они следили за исполнением закона. Но чиновники (см. пункт о зарплате) предпочитают действовать не по закону, а по справедливости (см. пример из предыдущей главы). Благодарный предприниматель за это чествует их подобающими их сану подношениями. В результате чиновники удовлетворены, предприниматель удовлетворен, национальное богатство создается, а закон не исполняется.
В этом заключается русская национальная добродетель. Почему-то российские правители считают такое положение дел предосудительным и стремятся его исправить, для чего постоянно изобретают различные концепции. Беда этих концепций всегда одна: они умножают и совершенствуют законы, а потом требуют от подданных, чтобы те подстроили под эти законы свои обычаи. Но так не бывает.
Русская национальная проблема
Гораздо проще и правильнее приспособить к обычаям сами законы. Пусть законов будет мало, но они констатируют истинное положение вещей. Например: “Предприниматель да создает национальное богатство, как считает нужным. Чиновник да будет почитаем положенными подношениями и не мешает предпринимателю. Да будет во всем справедливость”. При таких законах чиновники будут чувствовать себя уважаемыми и довольствоваться разумным, предприниматели накопят богатство и охотно заплатят налоги, а в государстве наступит гармония и всеобщее благоденствие.
Есть только одна проблема: а что если чиновники перестанут довольствоваться разумным? К сожалению, на данном этапе исторического развития этот вопрос неразрешим даже для нас, великих китайских мудрецов.
Великий китайский мудрец Ганьджибао Подушкин
P.S. Мысли, содержащиеся в данном материале, отражают личное мнение автора и могут не совпадать с мнением редакции.