-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mavr

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.09.2006
Записей: 398
Комментариев: 434
Написано: 904


Псково-Печерского монастырь

Четверг, 19 Июня 2014 г. 01:20 + в цитатник

Сейчас показываю один этюд из поездки на север жарким летом 1972 года. Эту работу я написал 42 года тому назад (!) в Псково-Печерском монастыре. С этюдом связаны две истории. Первая простая - совсем недавно увидел эту же "точку" у Н.Рериха - поэтому показываю для сравнения два этюда:  Качанов и Рерих. 

Псковско-печерский монастырь.1972 (474x700, 414Kb)

В.Качанов. Псково-Печерский монастырь.1972

Рерих (700x485, 153Kb)

Н.Рерих. 1922.

Вторая история связана с настоятелем Псково-Печерского монастыря того времени - Архимандритом Алипием (Вороновым). Он был в своё время легендарной личностью - воевал,  был художником, коллекционером, монахом... Сейчас про него пишут книги, снимают фильмы. В интернете огромное число воспоминаний...

Мне же повезло с ним общаться, хотя, честно говоря, я в то время даже не знал, с кем я говорил. А дело было так: мы с моим другом Борисом Лукьяновым рисовали внутри монастырского дворика. Кроме нас  было еще 4-5 художников. Время от времени к нам подходил один монах - смотрел - уходил - потом снова приходил... Видимо из всех художников он выделил меня, потому что когда этюд уже был почти готов, он подошел ко мне с пожилым монахом. Как я понял - это был более высокого чина, но кто именно, - я не знал. Вот этот пожилой монах в очень доброй манере отозвался о моем этюде и стал задавать вопросы - кто я, откуда, почему здесь, верю ли в Бога, не хочу ли  пожить и поработать в монастыре....

Я не очень люблю разговаривать, когда работаю, потому отвечал вежливо, но показывал всем видом, - не мешайте, пожалуйста... Пожилой монах сказал, что сам художник, всё понимает и мешать не будет... Но в процессе короткого разговора сказал такие слова, что запомнились мне надолго. Вот (почти дословно):

"Некоторым художникам дано быть посредником между Богом и людьми... Художник - это  кисточка в руках у Бога. И если даже ты не ходишь в храм, то Бог все равно с тобой, когда ты держишь в руках кисть.... С помощью кисти ты разговариваешь с ним напрямую.... Когда ты в храме,  то помогает общению с Богом купол храма;  купол - это как антенна, а кисть - это та же антенна для общения художника с Богом..."

Я был тогда молод и много не понял, хотя та встреча врезалась в память...

Много лет я дружил с Иваном Петровичем Гориным - основателем и первым директором  Всесоюзного Института  Реставрации (ВНИИРа). Он был хороший художник, а его мастерская была недалеко от моего дома. Так что, встречались часто и дружили семьями. Через много лет после поездки в Печеры в мастерской у Горина я рассказал эту историю в компании реставраторов. Тогда в  нашей дружной компании сидел Савелий Ямщиков (он работал в институте  у И.П.Горина). Оказывается,  Савелий знал Алипия,  дружил с ним - и он подтвердил, что это безусловно  был Алипий... И только тогда до меня дошел смысл слов, которые сказал настоятель монастыря...

Так что сей этюд мне дорог как память о встрече с легендарным человеком.... 

Рубрики:  Не только Москва

Понравилось: 1 пользователю

xif   обратиться по имени Четверг, 19 Июня 2014 г. 04:35 (ссылка)
Елена Горина - его дочь же? Работала вместе с её мужем )

А да, вот от Рериха такого чувства нет. Очень он отстранённый, что ли...
Ответить С цитатой В цитатник
mavr   обратиться по имени Четверг, 19 Июня 2014 г. 07:55 (ссылка)

Ответ на комментарий xif

xif, Да, Лена - старшая дочка Ивана Петровича, а Василиса - младшая
Ответить С цитатой В цитатник
КанительКА   обратиться по имени Четверг, 19 Июня 2014 г. 09:17 (ссылка)
mavr, спасибо за прекрасный этюд и историю, Владимир. Как интересно, что мудрые слова ложатся в душу и проявляются с годами).
Ответить С цитатой В цитатник
mavr   обратиться по имени Четверг, 19 Июня 2014 г. 10:09 (ссылка)

Ответ на комментарий КанительКА

КанительКА, И Вам спасибо за добрые слова.
Судя по реакции читателей, мои старые работы и истории, связанные с ними, интересны. Если это так, то я, пожалуй, продолжу показывать старые этюды. Хотя уже пора переходить к Московским картинам - всё-таки я собираюсь успеть подготовить еще один альбом про московские дворики и переулки
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку