Псково-Печерского монастырь |
Сейчас показываю один этюд из поездки на север жарким летом 1972 года. Эту работу я написал 42 года тому назад (!) в Псково-Печерском монастыре. С этюдом связаны две истории. Первая простая - совсем недавно увидел эту же "точку" у Н.Рериха - поэтому показываю для сравнения два этюда: Качанов и Рерих.
В.Качанов. Псково-Печерский монастырь.1972
Н.Рерих. 1922.
Вторая история связана с настоятелем Псково-Печерского монастыря того времени - Архимандритом Алипием (Вороновым). Он был в своё время легендарной личностью - воевал, был художником, коллекционером, монахом... Сейчас про него пишут книги, снимают фильмы. В интернете огромное число воспоминаний...
Мне же повезло с ним общаться, хотя, честно говоря, я в то время даже не знал, с кем я говорил. А дело было так: мы с моим другом Борисом Лукьяновым рисовали внутри монастырского дворика. Кроме нас было еще 4-5 художников. Время от времени к нам подходил один монах - смотрел - уходил - потом снова приходил... Видимо из всех художников он выделил меня, потому что когда этюд уже был почти готов, он подошел ко мне с пожилым монахом. Как я понял - это был более высокого чина, но кто именно, - я не знал. Вот этот пожилой монах в очень доброй манере отозвался о моем этюде и стал задавать вопросы - кто я, откуда, почему здесь, верю ли в Бога, не хочу ли пожить и поработать в монастыре....
Я не очень люблю разговаривать, когда работаю, потому отвечал вежливо, но показывал всем видом, - не мешайте, пожалуйста... Пожилой монах сказал, что сам художник, всё понимает и мешать не будет... Но в процессе короткого разговора сказал такие слова, что запомнились мне надолго. Вот (почти дословно):
"Некоторым художникам дано быть посредником между Богом и людьми... Художник - это кисточка в руках у Бога. И если даже ты не ходишь в храм, то Бог все равно с тобой, когда ты держишь в руках кисть.... С помощью кисти ты разговариваешь с ним напрямую.... Когда ты в храме, то помогает общению с Богом купол храма; купол - это как антенна, а кисть - это та же антенна для общения художника с Богом..."
Я был тогда молод и много не понял, хотя та встреча врезалась в память...
Много лет я дружил с Иваном Петровичем Гориным - основателем и первым директором Всесоюзного Института Реставрации (ВНИИРа). Он был хороший художник, а его мастерская была недалеко от моего дома. Так что, встречались часто и дружили семьями. Через много лет после поездки в Печеры в мастерской у Горина я рассказал эту историю в компании реставраторов. Тогда в нашей дружной компании сидел Савелий Ямщиков (он работал в институте у И.П.Горина). Оказывается, Савелий знал Алипия, дружил с ним - и он подтвердил, что это безусловно был Алипий... И только тогда до меня дошел смысл слов, которые сказал настоятель монастыря...
Так что сей этюд мне дорог как память о встрече с легендарным человеком....
Рубрики: | Не только Москва |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий КанительКА
КанительКА, И Вам спасибо за добрые слова.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |