Моя деревня |
Многие годы пишу осенние папортники. Должен сказать, что это не так просто. Более того, я практически не видел удачных работ ни у кого из великих... Поэтому показываю несколько этюдов с опаской, так как, увы, пока не получается так, как это хотелось бы....
В.Качанов. Осенние папортники. 2016.
|
Московская осень |
А это церковь Иконы Божей Матери "Всех скорбящих радость", что на Большой Ордынке. Писал осенью прошлого года, хотел сделать вариант в этом году, но что-то этой осенью не удалось поймать тоже состояние...
В.Качанов. Церковь на Большой Ордынке. 2016
|
сирень в Москве |
В этом году в Москве было много сирени... Сиреневый год... К чему бы это? Во всяком случае, я продолжил свою сиреневую серию...
В.Качанов. Сирень на углу Новой площади и Маросейки. 2017
|
Московский дворик |
Два года - большой срок... и хотя я не опускал руки и не бросал кисти, но когда чувствуешь себя не очень здорово - это отражается на картинах.
А вот этот этюд подсказал мне, что я, кажется, постепенно избавляюсь от болячек. Во всяком случае, кисти в руках держу уверенно.
В.Качанов. Летний дворик на Покровке. 2017
|
московский дворик |
Посмотрел на свой дневник и удивился - оказывается, я уже два года не показывал свои работы. Причин много -основная - долго болел... А может быть просто нужно было сделать перерыв?
В любом случае я опять вернулся к дневнику и хочу показать несколько последних работ. Начну с Московских двориков.
В.Качанов. Сиреневый дворик на ул.Машкова. 2017
|
Переулок Чернышевского, усадьба Мейера |
|
московские дворики |
Вчера оказался у метро Новокузнецкое.... К сожалению, зуд перестройки у власти не прошел, добрались и до Пятницкой улицы...Одной из немногих, где еще можно было прочувствовать старый город...Увы, копают....
Эта работа из серии "Дворики на Пятницкой".
В.Качанов. Дворик на Пятницкой. 2009.
|
дождливый букет |
В Москве дождь... настроение дождливое... потому и букет дождливый....
В.Качанов. Дождливый букет.2013
|
Ферапонтово |
И еще один этюд из Ферапонтово. В одной из этих банек мне довелось попариться.
Баньки в Ферапонтово. 1976.
|
Иван-чай |
Никогда не видел столько Иван-чая, как в Архангельской области. Поэтому у меня сложилось собственное название этим цветам - "Архангельские цветы"
В.Качанов. Иван-чай. Архангельская область. 1979.
|
Сийские озера |
А эта работа была сделана на Сийских озерах (точнее, на Михайловском озере). Писал прямо с лодки.
В.Качанов. Вечер на Сийских озерах. Архангельская область. 1979г.
|
Под Ферапонтово |
Как и обещал, продолжаю показывать старые работы. Вот еще один этюд с севера -недалеко от Ферапонтово
В.Качанов. Дорога к Ферапонтово. 1980
|
Псково-Печерского монастырь |
Сейчас показываю один этюд из поездки на север жарким летом 1972 года. Эту работу я написал 42 года тому назад (!) в Псково-Печерском монастыре. С этюдом связаны две истории. Первая простая - совсем недавно увидел эту же "точку" у Н.Рериха - поэтому показываю для сравнения два этюда: Качанов и Рерих.
В.Качанов. Псково-Печерский монастырь.1972
Н.Рерих. 1922.
Вторая история связана с настоятелем Псково-Печерского монастыря того времени - Архимандритом Алипием (Вороновым). Он был в своё время легендарной личностью - воевал, был художником, коллекционером, монахом... Сейчас про него пишут книги, снимают фильмы. В интернете огромное число воспоминаний...
Мне же повезло с ним общаться, хотя, честно говоря, я в то время даже не знал, с кем я говорил. А дело было так: мы с моим другом Борисом Лукьяновым рисовали внутри монастырского дворика. Кроме нас было еще 4-5 художников. Время от времени к нам подходил один монах - смотрел - уходил - потом снова приходил... Видимо из всех художников он выделил меня, потому что когда этюд уже был почти готов, он подошел ко мне с пожилым монахом. Как я понял - это был более высокого чина, но кто именно, - я не знал. Вот этот пожилой монах в очень доброй манере отозвался о моем этюде и стал задавать вопросы - кто я, откуда, почему здесь, верю ли в Бога, не хочу ли пожить и поработать в монастыре....
Я не очень люблю разговаривать, когда работаю, потому отвечал вежливо, но показывал всем видом, - не мешайте, пожалуйста... Пожилой монах сказал, что сам художник, всё понимает и мешать не будет... Но в процессе короткого разговора сказал такие слова, что запомнились мне надолго. Вот (почти дословно):
"Некоторым художникам дано быть посредником между Богом и людьми... Художник - это кисточка в руках у Бога. И если даже ты не ходишь в храм, то Бог все равно с тобой, когда ты держишь в руках кисть.... С помощью кисти ты разговариваешь с ним напрямую.... Когда ты в храме, то помогает общению с Богом купол храма; купол - это как антенна, а кисть - это та же антенна для общения художника с Богом..."
Я был тогда молод и много не понял, хотя та встреча врезалась в память...
Много лет я дружил с Иваном Петровичем Гориным - основателем и первым директором Всесоюзного Института Реставрации (ВНИИРа). Он был хороший художник, а его мастерская была недалеко от моего дома. Так что, встречались часто и дружили семьями. Через много лет после поездки в Печеры в мастерской у Горина я рассказал эту историю в компании реставраторов. Тогда в нашей дружной компании сидел Савелий Ямщиков (он работал в институте у И.П.Горина). Оказывается, Савелий знал Алипия, дружил с ним - и он подтвердил, что это безусловно был Алипий... И только тогда до меня дошел смысл слов, которые сказал настоятель монастыря...
Так что сей этюд мне дорог как память о встрече с легендарным человеком....
|
Торжок |
И еще один город, в который всегда хочется возвращаться - Торжок.
В.Качанов. Торжок. Набережная. 1976.
|
Старый Владимир |
Продолжаю разбирать, реставрировать и показывать свои старые работы (об этом меня просят мои читатели, да и самому интересно было посмотреть то, что двадцать лет лежало неразобранным). На сей раз - дальнее Подмосковье - город Владимир
В.Качанов. Старый Владимир.1976
|
Подмосковье |
А это Звенигород.... Тоже памятная для меня работа. Помню, возвращались с друзьями в Москву после какого-то мероприятия. Дело было молодое, всю ночь у костра пели и немного пили. С нами шел мой старый приятель Боря Рысев (в свое время он был известен как бард, исполнитель песен Бресанса). Боря был немного пьян и захотелось ему отдохнуть - вот он тут и устроился поспать часок перед электричкой. Все пошли вперед, а я остался сторожить его сон, благо что с собой был этюдник...Вот так и получился этот этюд. А Боря уже лет двадцать живет в Канаде....
В.Качанов. Звенигород.1982
|
Подмосковье |
Потихоньку разбираюсь со старыми работами, довожу их до приличного вида, чтобы можно было их здесь показать. Сегодня - пара подмосковный пейзажей...
Это Загорск (теперь Сергиев Посад). Когда-то я ездил туда чуть ли не ежедневно, так он полюбился мне.... Однако осталось только 3-4 этюда, что впрочем, не мудрено - красота там необыкновенная. Эта работа сохранилась потому, что на одном из выставкомов один уважаемый Мэтр посоветовал мне сделать с этого этюда большую картину.... Картину сделал... Она теперь где-то живет самостоятельной жизнью.... а этюд на всякий случай оставил (думал, может быть, сделаю еще один вариант "большой" картины)...
В.Качанов. Осень в Загорске.1982.
|
весенняя лужа |
А эту работу я уже показывал года четыре тому назад - но это всё та же лужа, всё то же болотце, только калужница чуть более интенсивно разрослась...Вообще-то, такие деревенские лужи-болотца, появляющиеся каждый год на одном месте, почти никогда не повторяют сами себя, так как все зависит от того, сколько было снега зимой, как прошло половодье....Потому и интересно каждый год, приезжая весной к себе в деревню, загадывать, а как там поживает моя лужа?
В.Качанов Околица. Калужница.2006.
|
весенняя лужа |
И снова тоже болотце (или лужа), но чуть в другом ракурсе, и уже пошли первые цветочки (это растет в воде калужница)
В.Качанов. Весеннее болотце.2013
|