-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mauriat

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Елена_Шевченко

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.11.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 251


ЗНАМЕНИТАЯ И НЕИЗВЕСТНАЯ «ТОККАТА» ГАСТОНА РОЛЛАНА

Пятница, 29 Мая 2020 г. 10:30 + в цитатник

Во уже почти полвека "Токката" композитора Гастона Роллана вызывает восхищение слушателей всего мира. При этом вряд ли кто задавался вопросом об истории этой композиции. Замечательный повод рассказать о ней появился в год ее 70-летия!

Удивительно, но факт: в некоторых случаях Мориа-аранжировщика путали с Мориа-композитором. Впервые это случилось после успеха его версии "Love is blue". И если для "Love is blue" А.Поппа Мориа сделал прекрасную аранжировку, то музыка "Токкаты" Г.Роллана подверглась его пересмотру. 

Надо отметить, Поль Мориа не раз вел себя как драматург, работая с чужими произведениями. Он мог без колебаний преобразовать произведение, которому прочил судьбу хита собственного оркестра. "Токката" была первой в этом ряду. При этом так же как и для "Pulstar" Вангелиса и "Piano ballade" на тему Баллады № 1, соль минор Шопена, вклад Мориа как аранжировщика никогда не уточнялся.* (по данным из реестра SACEM). 

В биографической книге "Un vie en bleu" Поль Мориа рассказал ее автору Сержу Элаику, что он играл "Токкату" в 1951 году, работая в оркестре Франка Пурселя, когда впервые оказался в Париже. В 1973 году уже как знаменитый дирижер он решил включить ее в альбом "Forever and ever" и связался с композитором Гастоном Ролланом. Композитор попросил Поля Мориа исполнить это произведение в точность как в его нотах. После выпуска диска, 70-летний композитор не оценил фантазию Мориа и был раздражен отсутствием части музыки, которая Полю Мориа показалась "бесполезной". В итоге Роллана успокоил один из друзей, предвещая грандиозные авторские отчисления композитору. И он был прав — в Японии "Токката" стала хитом и ежедневно транслировалась по радио и телевидению, многие исполнители играли его вечную мелодию.

В 2020 году, наконец-то, у нас появилась возможность услышать раннюю классическую запись "Токкаты" начала 1950-х годов. Ее записал эстрадный оркестр "Мелодия Рима" итальянского радио под управлением Эрнесто Ниселли. Эта находка была предъявлена публике, при это мнения слушателей разделились, показывая, что обе версии хороши и каждая по-своему.

Голоса "Зa" версию "Токкаты" под редакцией Поля Мориа:

Татьяна Киселева, учитель музыки: "На мой взгляд, стиль Мориа — это неоклассика. Его "Токката" — единообразие без однообразия! Разделы повторяются, но сами-то разделы разные по музыке и по инструментовке. "Токката" как и должно быть - это монолит и Поль сократил совершенно правильно."

Татьяна Панфилова, учитель музыки: "Первая запись Роллана звучит танцевально, но пусто. Какой-то фокстрот ушедших лет, извините. Вариант Мориа по-настоящему музыкален и эмоционален!"

Алла и Виталий Покровские, учителя музыки: "В каждом варианте заложена разная идея и законченная музыкальная мысль. У Роллана - быстрый танец, у П. Мориа — лирическая композиция. Для исполнения надо выбирать какой то один вариант".

Голоса "Зa" классическую версию Гастона Роллана:

Нэля Назаралиева, учитель музыки: "Голосую за энергичную раннюю запись, хоть и не безупречную по качеству. У Мориа звучит возвышенно, но аморфно".

Валентина Екимова, любитель музыки: "Я и не знала, что вначале все было так здорово!!! Раньше я любила запись Мориа, даже играть хотела, пока не научилась слушать в музыке фразы. Мориа замедлил и улучшил этим, но по самой мелодии — я за старый вариант."

Александр Гольдштейн, композитор: "Ааа… оказывается это не Поля музыка! В нотах версии 1973 года всё очень упрощено, а сила Мориа в том, что у него гениальные подголоски, которые и делают богатство музыки. По сравнению с версией 1950 года эта, 1973-го, значительно скромнее. К тому же, в версии 1950 года есть очень симпатичная середина, которую Поль не использовал".

Вывод: 

Известность "Токкаты" под редакцией Поля Мориа, разумеется, как и известность самого Поля Мориа, практически гарантируют приоритет его варианта. Но, все же, находятся и те, кому нравится также оригинальная музыка 1950-х. Их аргумент понятен: жизнелюбивая и быстрая оригинальная пьеса в стиле самбы – противоположность другой лирической и романтической музыке, которая на 100% отражает собственный стиль Поля Мориа.

Секреты авторского права

Вклад Поля Мориа как аранжировщика во многих случаях не мог быть формально закреплен по одной простой причине. Ведущий российский специалист по авторскому праву и смежным правам Ирина Тулубьева разъяснила действующие правила:

- Аранжировка, оркестровка, как и любая переделка, представляющие собой результат творческой деятельности, охраняются авторским правом. Однако для их правовой охраны необходимо, чтобы на создание этой переделки было получено согласие автора оригинала (или иного правообладателя на оригинал, или иного лица, у которого есть исключительная лицензия на произведение на указанный способ использования). Согласие = разрешение = договор. Разумеется, согласие необходимо только в случае, если оригинальное произведение не является общественным достоянием. В случае, если переделка создана без согласия автора оригинала, ее создание не влечет никаких правовых последствий, в том числе у ее автора нет никаких прав на производное произведение.

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку