У журнала BURDA юбилей
Предлагаем Вашему вниманию полную версию статьи об истории журнала BURDA, опубликованную на сайте
http://burdastyle.ru/stati/shite/u-zhurnala-burda-yubiley--/
65 лет: было-не-было
Полная версия статьи «У журнала BURDA юбилей», автор Елена Карпова
В феврале 1950 года Энне Бурда выпустила свой первый модный журнал с выкройками для всех женщин, которые желали выглядеть современно.
***
Журнал жив до сих пор, и сегодня по его выкройкам шьют и домохозяйки, и «белые воротнички», и работницы фабрик и заводов, и молодые, и женщины в возрасте, и, кстати, мужчины тоже. И шьют не потому, что не в состоянии купить себе модный наряд в магазине. Мало кто из нас отчетливо, во всех деталях помнит, как жили 65 лет назад. Кое-что о той жизни мы слышали от мам, бабушек, знакомых мам и бабушек. Но представляем ли мы себе общую реальную картину того образа жизни – которую наши мамы и бабушки (ну хотя бы отчасти) склонны идеализировать… Конечно, жизнь в Германии заметно отличалась от жизни в России, и все же с тех пор в обеих странах образ жизни очень сильно изменился. И это еще вопрос – захотели ли бы наши мамы и бабушки вернуться в те времена, если бы не желание вновь почувствовать себя молодыми. Коммуналки, редкий переполненный общественный транспорт, работа по субботам, несколько недель декретного отпуска, отсутствие изобилия и очереди в магазинах – в России. Семейная жизнь в приоритете, женщины после рождения детей вынуждены вести домашнее хозяйство, а это рынки, магазины, готовка еды на всю семью (никаких полуфабрикатов), уборка комнат без пылесоса, воспитание детей – в Германии. И в той, и в другой стране женщины и мужчины гораздо больше времени уделяют монотонному физическому труду – не у всех даже в городах лилась из-под крана вода (помните колонки?), не у всех в доме были газовые горелки, не говоря уж об электрических плитах и других комфортных электроприборах. Дойти пешком до школы или места работы, которое находится за 5 километров было обычным делом. Они не сидели за компьютерами, им не был знаком термин «виртуальный мир». Они ходили друг к другу в гости, танцевали, гуляли по паркам и набережным, читали книги и друг другу стихи. Худоба была не в моде, диетами не увлекались, питание зачастую было более скудным и однообразным, хотя, если не вспоминать о пестицидах, которыми беспощадно травили вредных насекомых, более здоровым. Результат – женская фигура, а значит, и выкройка, имели несколько иные параметры. Откуда женщины узнавали о модных тенденциях? В СССР ни одна из моих родственниц и их знакомых не вспомнила, чтобы она когда-либо листала хоть один модный журнал, посвященный исключительно модным вопросам. По большей части все брали на заметку наряды из кинофильмов, порой из телепередач; смотрели по сторонам на улицах, а особенно на танцах и в театрах. Обменивались впечатлениями и советами между собой. Моя троюродная тетушка чаще всего ориентировалась на так называемые ревю перед кинофильмами, где появлялись сообщения о тех или иных международных событиях. Сами события ее не волновали, а вот наряды… И большинству из моих дорогих старушек было совсем неважно, было сшито их красивое платье из натурального шелка или дешевого ситчика. Понятия «богато» или «дешево», не говоря уже о модных брендах, у большинства просто не существовало, особенно в СССР. И все же женщины стремились быть красивыми. Особенно в СССР. Неудивительно – запретный плод сладок. Щеголять в модных нарядах, с завитыми волосами и накрашенными губами, когда вся страна встала на защиту своей родины – как можно!? Но как можно просто так отринуть человеческие, такие живые и теплые ценности: кружевное шелковое белье, блестящие локоны, струящиеся силуэты крепдешиновых платьев в цветочек, модные косыночки и цокающие туфельки на каблучках?! Можно замереть на миг или на десятилетие… но проснуться все равно придется, если ты жива.
***
Итак, как уже упоминалось, в год появления первого модного журнала Burda в жизни мужчин и женщин (и в России, и в Германии) было намного больше физической, ручной работы нежели сегодня, в том числе и в области рукоделия. Практически каждая девушка и женщина умела шить, штопать, вязать, а в деревнях – непременно и прясть, а часто и ткать или валять. И даже когда весь день приходилось ходить в фартуке или рабочем халате, у каждой женщины было выходное платье, пусть только одно (как у мужчины – выходная сорочка). И в большинстве случаев платья были сшиты самостоятельно и вручную – каждый шовчик! Да-да, это теперь в каждой деревне любая женщина, которая хочет шить, может приобрести себе швейную машинку. А тогда Зингеры и пр. техника (которая покупалась на несколько поколений вперед – сама пару раз строчила на зингеровской машинке, приобретенной в 1911 году) была далеко не у всех. И у многих были знакомые портнихи, которым заказывали праздничное платье, так как овладеть мастерством шитья без выкроек и всего с одной прямой строчкой на машинке было не так просто.
***
Теперь представим себе Германию 65 лет назад. Здесь, несмотря ни на что, все очень явно ощущали перемены – после тягот и трагедий недавней войны жизнь стремительно менялась к лучшему. Это было заметно и по одежде. Прически и юбки становились все короче, белье – мягче и тоньше, приятнее телу, пояс поддерживал чулки, которые становились все прозрачнее и нежнее, а бюстгальтеры старались подчеркивать очертания бюста с помощью специальных накладок. Без шляпки уважающая себя горожанка не выходила из дома, так же как нельзя было появиться на улице и с распущенными волосами. Шпильки и заколки удерживали красивые прически тех, кто не решался сделать модную короткую стрижку. К образу полагались также красивые сумочки (пока еще не статусные) и туфли. Правда, к аксессуарам, а особенно к обуви относились совсем по-другому. Тогда в обычном доме не было коллекций зимних сапог или летних босоножек. Детская обувь передавалась от одного сорванца к другому до тех пор, пока на нее некуда было ставить заплатки. Но и состоятельные дамы постоянно обращались к сапожнику, чтобы поставить новые набойки на туфли, которые они носили, ну, лет пять… Или обращались к мужу, который чинил старую обувь. А жена тратила достаточно много времени на то, чтобы залатать старые простыни и одеяла, заштопать носки и жилетки, зашить рубашку и пр., и пр. А еще из остатков старых, негодных вещей всегда шили новые. И чего только не придумывали – и насколько порой талантливыми оказывались результаты их бережливости! Между прочим, об уходе за кожей и макияже. В Европе уже в 20-е годы знали такие марки, как Нивея или Шанель, но в нашей стране даже самые знаменитые в мире духи были большой редкостью. Нельзя сказать, что кремом для лица пользовались многие, а крема и других средств ухода за кожей тела или ногтями вообще не было на полках магазинов. Грязные ногти для многих мужчин (а порой и женщин) были «рабочей гордостью». Ну и волосы, конечно, мыли, как правило, совсем не нежным мылом. Вдобавок многие – по старой привычке – мылись (ходили в баню) не каждый день, а, скажем, раз или два в неделю. Во многих семьях большая стирка предпринималась раз в месяц, в том числе нательного белья. Не верите? Конечно, ко всем подряд это не относится, а большинство не хочет об этом вспоминать… Как и о том, что в СССР о-о-о-очень трудно было «достать» туалетную бумагу. Между прочим, даже зубная щетка появилась в Европе лишь перед второй мировой, и несколько десятилетий с трудом пробивала себе дорогу в дома людей. Что уж говорить о макияже – кто-нибудь наверняка вспомнит, что еще не так давно «краситься» считалось неприличным, а яркий макияж был признаком «падших» женщин.
***
И тем не менее в Германии представления постепенно менялись. «Современные» женщины стали уделять внимание макияжу – и их мужья были совсем не против (кажется, эта мода пришла из Америки). Все начали интересоваться модой – и было чем интересоваться! Нью лук появился как из воздуха: одно мгновение – и военные силуэты как метлой смело! Узкие талии, широкие юбки, пышный лиф и очаровательные туфельки, как у Золушки. Романтика и женственность, женственность и романтика. К началу 50-х появились и получили распространение платья для коктейлей. Они были той же длины, что дневные, предназначенные для похода по магазинам или работы в офисе, но с изысканными деталями и из дорогих тканей, в том числе с открытым декольте, и великолепно смотрелись с вечерними сумочками – крохотными, обычно с вышивкой, а еще с огромными бантами из тафты, шляпками, украшенными перьями, и туфельками с тонкими ремешками и на каблуке. Тогда же с коктейльными платьями стали носить жакеты-болеро, вслед в моду вошли костюмы, расшитые бисером или отделанные мехом. Спустя всего несколько лет появился очередной новый стиль от Шанель, совершенно иной, суперудобный, демократичный, и одновременно необыкновенно изящный и элегантный. А еще – длинные перчатки (преимущественно из хлопка), очки от солнца… А бикини! Тоже ведь из этой эпохи. Как и «бочкообразное» платье Баленсиаги, которое, правда, в то время никто не воспринял всерьез. И что было делать женщине, наблюдающей все это разнообразие, которое от сезона к сезону сменяло друг друга, как завораживающая мозаика в известной трубочке. Какая женщина не вожделела иметь у себя в гардеробе не одно-два, а два-три десятка модных платьев! И вот состоялась знаменательная «встреча на Эльбе»: Энне Бурда, которая предложила женщинам стандартные, очень хорошие по качеству выкройки – что значительно упрощало и делало шитье доступным для каждой женщины, и давней привычки и умения женщин шить, а главное – желания быть модной и красивой. Вот он, секрет успеха – появиться в нужном месте в нужный час.
***
В этом месяце мы отмечаем 65-летие основания журнала мод с выкройками BURDA! Теперь, когда легко зайти в магазин и выбрать из сотен платьев свое единственное, мы продолжаем это свое единственное платье шить своими руками. Особенно в России. Чем это объяснить? Многовековой привычкой и тягой к традиционным европейским ценностям, которая передается из поколение в поколение и которую невозможно утратить, несмотря на «особый путь страны»? Тем более что благодаря швейным машинкам шитье отнимает уже не так много времени как раньше: простую юбку или блузон можно сшить за один вечер и появиться на следующий день в офисе в новом наряде. Шитье в принципе стало модным: даже не обязательно шить платье, можно сшить забавную игрушку или удовлетворить свое желание творить другим, подобным образом, но с помощью выкройки, ткани и швейной машинки. Известно и то, что многие шьют себе одежду для того, чтобы не столкнуться нос к носу с человеком, одетым в то же самое… Естественно – какой женщине не хочется быть единственной и неповторимой! Или иметь статусную вещь как у брендового дизайнера со страниц глянцевого журнала, прямо с модного подиума или с телеэкрана. Желание принадлежать к кругу избранных – вполне человеческое чувство… Особенно если оно воплощается в жизнь благодаря собственным же умелым ручкам. Да, конечно, сегодня есть много молодых людей, не способных даже пуговицу пришить. Но вряд ли найдется девушка, равнодушная к моде. И изречение «Платье делает человека» – остается в умах большинства до сих пор. К нему можно добавить еще одно: «Раньше платье было выражением общественного положения, теперь оно – выражение индивидуальности!» И спасибо многоуважаемой госпоже Энне Бурда за то, что когда-то она вышла из традиционного для того времени статуса «домохозяйки» и подарила женщинам свой журнал.