Круг, сфера, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, собрание - вот некоторые значения слова "мандала", встречающиеся в древнеиндийской литературе. В буддизме слово приобрело ряд новых значений: блюдо для подношения в ритуальной практике; мистическая диаграмма, символическое изображение буддийского мироздания, Вселенной. Основное значение термина "мандала" в эзотерическом буддизме - это измерение, мир. Мандала есть символическое изображение чистой земли будд, другими словами, это изображение мира спасения.
В психологическом отношении, Мандала - это символическое выражение центра, сущности, источника энергии
Использование мандал (круговых изображений) в психологической практике очень эффективно, поскольку форма круга сама собой помогает обращаться к глубинным областям сознания, способствуя как раскрытию внутренней энергии, так и ворошению и вычищению подавленных и забытых, но не прожитых и не освобожденных переживаний. Психотерапия с использованием мандал, в общем-то, направлена на одну главную цель – привести во взаимодействие различные внутренние силы, которые по разным причинам оказались сдержаны и инициировать их слияние. Исцеление происходит за счет растущей внутренней целостности.
Отчего же, казалось бы, обычный рисунок имеет такое большое влияние и воздействие на нас?
Оттого, что сам мотив круга есть символ, затрагивающий самые глубинные и самые общие части нашей сущности. Сьюзан Финчер так пишет: «Давайте обратимся к естественной истории в поисках ответа. Рассмотрим момент, когда мы все появляемся. Мы растем из крошечного круглого яйца, содержащегося в матке нашей матери. В ее матке мы окружены и прочно удерживаемся внутри сферического пространства. Когда наступает время появиться на свет, мы выталкиваемся серией круговых мускулов через трубчатый родильный канал и выходим в мир через круглое отверстие. Родившись, мы обнаруживаем себя на круглой планете, вращающейся по круговой орбите вокруг Солнца. Мы прикованы к земле силой гравитации, поэтому мы не осознаем нашего вращения. Но наши тела знают о нем. Если мы посмотрим глубже, на уровень атомов, из которых состоят наши тела, мы найдем еще одну вселенную, где элементы вращаются по своим круговым орбитам. Подсознательное ощущение вращения, как и память о матке, закодирована в наших телах. Таким образом, мы предрасположены к тому, чтобы реагировать на форму круга. Эти факты человеческой жизни являются общими для всех людей, как древних, так и наших современников».
И поскольку Мандала рождается в человеке, который отображает ее вовне, во внешнем образе, то становится понятно, что в работе с Мандалой нет места восприятию ее, как некой магической штуковины, которая воздействует на созерцающего ее человека. Воздействие здесь идет самого человека на себя самого посредством образа, посредством изображения вне себя самого себя, и взаимодействие с этим образом, что позволяет человеку осознать те внутренние силы и механизмы, которые привели его к созданию этого образа.
Составляющими мандалы являются геометрические фигуры, подчиненные принципам симметричного и строго центрированного изображения. Основные фигуры, задействованные в построении мандалы, — круг, квадрат, треугольник. Наиболее распространенная схема включает внешний круг (который символизирует целостность мира и определяет его пространственно-временные границы), вписанный в него квадрат (символизирующий пространство обитаемого мира и стороны света) и круг внутри квадрата (содержащий изображение сакрального объекта, нередко лотоса с ваджрой в нем — символизирующих единение двух начал). Высшие элементы мандалы изображаются ближайшими к центру. Таким образом, внутренний круг внутри квадрата является более сакральным, чем сам квадрат.
Важную роль играют также числовые элементы мандал, упорядоченные по определенному параметру и отождествленные с фундаментальными идеями и объектами; посредством этого обеспечиваются дополнительные коннотации. Основными числами являются 12 (звенья цепи зависимого происхождения и стадии временного цикла), 6 (разряды обитаемого мира), 4 (пространственные координаты и соответствующие им сакральные персонажи). Противопоставление треугольников и квадратов, по-видимому, связывается с общепринятой оппозицией чисел 3 и 4, первое из которых олицетворяет центральное и духовное, а второе — периферическое и внешнее.
Один из вариантов мандалы — так называемая шричакра («Колесо Шри», то есть шакти бога). Она содержит изображения девяти пересекающихся друг с другом равнобедренных треугольников разного размера и цвета; четыре из них изображены вершинами вверх и символизируют Шиву, мужское начало; пять — вершинами вниз, символизируют Шакти, женское начало. В середине располагается фокус энергии, бинду, — невидимый центр, из которого исходит, разворачивается изображение (то есть космос в целом). Треугольники обрамлены двумя окружностями, образованными, соответственно, 8 и 16 лепестками лотоса, символа созидания и жизненной силы. Внешний круг имеет четыре отверстия, которые символизируют стороны света.
Создавая Мандалу, мы создаем индивидуальный символ, который отражает то, чем мы являемся в данный момент. Круг, изображаемый нами, как бы приглашает разные части нашей внутренней реальности проявиться и прийти во взаимодействие друг с другом, он инициирует их движение и слияние, приводя нас к целостности.
Поэтому во время рисования Мандал происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения. Возможно, это происходит потому, что форма круга напоминает форму матки, которая безопасно нас содержала и растила. Возможно, так же поэтому имеет психологическую значимость рисование «магического круга», мы как бы создаем наше священное защищенное место в мире, в котором сконцентрированы все наши силы и энергии. Рисуя Мандалу, мы совершаем то же самое психологическое действие.
Мандалы могут быть как двумерными, изображенными в плоскости, так и объёмными, рельефными. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. В Тибете их могли вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах и на потолках храмов. Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики, по окончании которой творение разрушают.
info: Виктор Ляшенко, психолог
http://www.hi-braa.spb.ru/buddism
http://sigils.ru/symbols