-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в masyanova

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5307


Михаил Фокин: Русские сезоны начинаются (2).

Воскресенье, 08 Марта 2009 г. 15:14 + в цитатник

 

Продолжаю рассказывать о Русских сезонах в Париже.


Наконец 19 мая 1909 года «Русские сезоны» в Париже были открыты. Начали с «Павильона Армиды».

 


 

Сценография Александра Бенуа.

 

 

«Когда я вошла в ложу, немного запоздав, так как не поверила в откровение, которое мне обещали, я поняла, что передо мною чудо. Я видела нечто, до сих пор невиданное». Это впечатление одной из дам высшего света разделили все парижане, побывавшие на спектакле.

 

 

Те немногие балеты, которые ещё сохранялись в репертуаре «Гранд – Опера», шли в старых тусклых  декорациях, на которые никто не обращал внимания. Ценился лишь танец, причем, только женский. Мужчинам отводилась роль кавалеров: они должны были переносить балерин из одного конца сцены в другой и поддерживать при исполнении трудных па.

 


 

"Павильон Армиды". Анна Павлова и Вацлав Нижинский.

 

 

"Павильон Армиды" - Матильда Кшесинская.

 

 

 

 

А это тоже "Павильон Армиды" - восстановленный спектакль, февраль 2009 года. Танцуют Александрова и Лобухин.

 

Маша Александрова - "Павильон Армиды".

 

Русские разрушили привычные представления парижан. Они поразили их прежде всего роскошью декораций и костюмов. Ясно было, что их создал не какой-то ремесленник, а талантливый художник, до тонкости знающий милую сердцу каждого француза эпоху Короля – солнца.

 


 


 

"Павильон Армиды" Карсавина и Больм.

 

Но вначале публика ещё хранила сдержанность. До той минуты, пока из-за кулис  не вышел юноша-паж и, легко оттолкнувшись от пола, перелетел всю сцену в огромном прыжке и, так, по крайней мере, казалось, не коснувшись пола, полетел вновь, паря в воздухе, точно птица. Тут французы, забыв про европейский лоск, закричали, затопали ногами, повскакали с кресел. «Богом танца», «парящим ангелом» назвали Вацлава Нижинского вышедшие назавтра столичные газеты.

 


 

 

 

Ещё больший восторг вызвала «Клеопатра». Декорации и костюмы Бакста ошеломили фантастическим сочетанием красок. А когда на сцену вынесли черный, расписанный золотом саркофаг, зрители вовсе перестали дышать. Дверцы саркофага медленно отворились, и они увидели нечто, напоминающую мумию.

 

 

Декорации к балету "Клеопатра".

 

 

Рабыни начали снимать с неё покров за покровом, каждый редчайшего цвета и рисунка. Наконец, остался последний. Царица сбросила его плавным движением руки и предстала во всем блеске своей жестокой красоты. Нечеловечески высокая (писали потом рецензенты), в прозрачных одеждах, с волосами, обсыпанными голубой пудрой…

 


 

Балет "Клеопатра" - эскиз костюма для Иды Рубинштейн.

 

 

 

Ида Рубинштейн.

 

Как и предсказывал Дягилев, гвоздем сезона стала «Вакханалия». Девушки и юноши в коротких туниках и звериных шкурах, с головами, увенчанными плющом, проносились в буйном хороводе, высоко вскидывая колени. Публика вопила от восторга и аплодировала так долго, что дирижёр должен был прервать спектакль.

Правда, потом один из наиболее вдумчивых критиков отметил недопустимость смешения музыки Аренского, Танеева, Римского – Корсакова и Глазунова, но тут же сам себя опроверг: «Кто их слушал? Я видел в публике лишь возбужденные лица, горящие глаза…Строжайшие меломаны не отрывались от мелодического изгиба ног Иды Рубинштейн, от крылатого ритма движений Фокина…»

Да, русские показали нечто совершенно новое: живопись, музыка, танец слились в их балетах в единое целое. Не меньше изумляла и блестящая техника, причем не только у солистов, но и у кордебалета. Наконец, они заново открыли мужской танец: паж из «Павильона Армиды» и романтический юноша в «Сильфидах», отважный охотник в «Клеопатре» и, конечно, половцы. Они вылетали на сцену, сжимая в руках туго натянутые луки. Подкрадывались к стайке девушек, выбирали себе красавицу из-за моря дальнего и, перекинув через плечо, похищали…Под яростный гром оркестра поток танцующих устремлялся к рампе, грозя затопить её, хлынуть через край. Парижанки в изысканных туалетах замирали от сладкого ужаса: вдруг эти смуглые мускулистые варвары перескочат через рампу и похитят их так же, как только что похитили юных полонянок. А газеты вопрошали:

Каким образом русские, так уступающие нам в делах искусства, достигли столь высокой степени мастерства? Каким образом впали мы в подобную дряхлость? Во всей труппе нет ни одного мужчины, ни одной женщины, которая не увлеклась бы полностью, не танцевала бы с радостью, энтузиазмом, всепоглощающей любовью к искусству…


 

 

При подготовке поста я пользовалась книгой Эммы Великович «На перекрестках судеб». Книга интересна тем, что автор использует реальные дневники Фокина, Бенуа, Нижинского и воспоминания их современников. Звучит живой голос эпохи.


Все фотографии найдены в сети.

 

 

 


 

 

 

 

 

Рубрики:  Русские сезоны
балет
Метки:  

Процитировано 4 раз

BatashN   обратиться по имени Воскресенье, 08 Марта 2009 г. 20:58 (ссылка)
Спасибо за интересный пост! С праздником! Пусть вещая птица соловей принесет вместе с весной счастье и любовь!
 (450x360, 231Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
masyanova   обратиться по имени Воскресенье, 08 Марта 2009 г. 23:07 (ссылка)
Спасибо за чудесную открытку! Удачно тебе провести праздник в школе!
Ответить С цитатой В цитатник
BatashN   обратиться по имени Понедельник, 09 Марта 2009 г. 00:54 (ссылка)
masyanova, спасибо! Пока только материалы собираю. Праздник 29-го апреля - Международный день Танца.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку