Михаил Фокин - путь к мастерству(3). |
Александр Бенуа познакомил Михаила Фокина со своими соратниками по объединению «Мир искусства» художниками Львом Бакстом, Евгением Лансере, Мстиславом Добужинским, а позже и с Сергеем Дягилевым…
Но пока Михаил Михайлович был занят новыми работами: балетом «Египетские ночи» на музыку Аренского и второй редакцией «Шопенианы».
1912 год, портрет Фокина, художник Серов.
В «Египетских ночах» ему удалось, наконец, изменить не только балетный костюм, но и весь сценический облик балетных артистов. Поскольку спектакль был благотворительным, костюмы для него не шили, и им с Верой вновь пришлось подбирать подходящие наряды в театральных костюмерных. Рубашки, кушаки, воротники, обручи они брали из «Аиды» и балета «Дочь фараона». Вместо балетных туфель – сандалии.
"Египетские ночи" - Анна Павлова и Михаил Фокин.
Когда все участники с выкрашенными темной краской ногами и руками, с удлиненными бровями и глазами, в стильных египетских париках и прямых облегающих одеждах появились на сцене – это был уже настоящий Египет. Такими же египетскими были и танцы: профильные позы, угловатые линии…
Анна Павлова - "Египетские ночи".
Во второй «Шопениане» он решил воплотить мечту о романтическом балете, которая родилась, когда танцевали Павлова и Обухов. Но теперь не она одна, а 23 сильфиды, одетые в костюм Тальони, кружились вокруг юноши-поэта. Трем он дал сольные вариации: невесомая Павлова порхала, не касаясь пола, Карсавина передавала романтическую взволнованность, Рождественская, обладавшая несравненным балансом, застывала на пальцах одной ноги, готовая, казалось, взлететь.
Анна Павлова.
Анна Павлова - "Шопениана".
Роль юноши исполнял Нижинский. Именно роль, хотя «Шопениана» и не имела литературного сценария. Нижинскому ничего объяснять не пришлось. Фокин показывал, а он повторял, улавливая сокровенный смысл каждого жеста. Улавливая и запоминая на всю жизнь.
Вторую «Шопениану» Фокин поставил за три дня.
Так же быстро, за какие-нибудь полчаса, сочинил он для Павловой «Умирающего лебедя».
Аня попросила подобрать ей музыку для очередного благотворительного вечера. Михаил вспомнил, как разучивал на мандолине пьесу «Лебедь» Сен-Санса. Посмотрел на хрупкую фигуру Павловой: да ведь она рождена для «лебедя». Напевая мелодию, стал импровизировать, Аня повторяла.
Понимали ли они, что создают шедевр, которому суждено бессмертие? Нет, Фокин лишь думал о том, как выразить главный смысл – показать борьбу жизни и смерти, сделать так, чтобы каждый жест проникал в душу.
С «Умирающим лебедем» Анна Павлова не расставалась всю жизнь. В костюме Лебедя её похоронили…
Костюм для Анны Павловой к балету "Умирающий лебедь" по эскизу Л.Бакста.
Анна Павлова со своим лебедем Джеком.
При подготовке поста я пользовалась книгой Эммы Великович «На перекрестках судеб». Книга интересна тем, что автор использует реальные дневники Фокина, Бенуа, Нижинского и воспоминания их современников. Звучит живой голос эпохи.
Продолжение следует.
Все фотографии найдены в сети.
Рубрики: | Русские сезоны балет |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |