-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в masyanova

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5307


Михаил Фокин - путь к мастерству(3).

Суббота, 28 Февраля 2009 г. 08:56 + в цитатник

 

Александр Бенуа познакомил Михаила Фокина со своими соратниками по объединению «Мир искусства»  художниками Львом Бакстом, Евгением Лансере, Мстиславом Добужинским, а позже и с Сергеем Дягилевым…

Но пока Михаил Михайлович был занят новыми работами: балетом «Египетские ночи» на музыку Аренского и второй редакцией «Шопенианы».

 


 

1912 год, портрет Фокина, художник Серов.

 

В «Египетских ночах» ему удалось, наконец, изменить не только балетный костюм, но и весь сценический облик балетных артистов. Поскольку спектакль был благотворительным, костюмы для него не шили, и им с Верой вновь пришлось подбирать подходящие наряды в театральных костюмерных. Рубашки, кушаки, воротники, обручи они брали из «Аиды» и балета «Дочь фараона». Вместо балетных туфель – сандалии.

 


 

"Египетские ночи" - Анна Павлова и Михаил Фокин.

 

Когда все участники с выкрашенными темной краской ногами и руками, с удлиненными бровями и глазами, в стильных египетских париках и прямых облегающих одеждах появились на сцене – это был уже настоящий Египет. Такими же египетскими были и танцы: профильные позы, угловатые линии…

 


 

Анна Павлова - "Египетские ночи".

 

Во второй «Шопениане» он решил воплотить мечту о романтическом балете, которая родилась, когда танцевали Павлова и Обухов. Но теперь не она одна, а 23 сильфиды, одетые в костюм Тальони, кружились вокруг юноши-поэта. Трем он дал сольные  вариации: невесомая Павлова порхала, не касаясь пола, Карсавина передавала романтическую взволнованность, Рождественская, обладавшая несравненным балансом, застывала на пальцах одной ноги, готовая, казалось, взлететь.

 


 

Анна Павлова.

 

 

Анна Павлова - "Шопениана".

 

Роль юноши исполнял Нижинский. Именно роль, хотя «Шопениана» и не имела литературного сценария. Нижинскому ничего объяснять не пришлось. Фокин показывал, а он повторял, улавливая сокровенный смысл каждого жеста. Улавливая и запоминая на всю жизнь.

Вторую «Шопениану» Фокин поставил за три дня.

Так же быстро, за какие-нибудь полчаса, сочинил он для Павловой «Умирающего лебедя».

 

 

Аня попросила подобрать ей музыку для очередного благотворительного вечера. Михаил вспомнил, как разучивал на мандолине пьесу «Лебедь» Сен-Санса. Посмотрел на хрупкую фигуру Павловой: да ведь она рождена для «лебедя». Напевая мелодию, стал импровизировать, Аня повторяла.

 

 

 

 

Понимали ли они, что создают шедевр, которому суждено бессмертие? Нет, Фокин лишь думал о том, как выразить главный смысл – показать борьбу жизни и смерти, сделать так, чтобы каждый жест проникал в душу.

 

 

С «Умирающим лебедем» Анна Павлова не расставалась всю жизнь. В костюме Лебедя её похоронили…

 


 

Костюм для Анны Павловой к балету "Умирающий лебедь" по эскизу Л.Бакста.

 

 

Анна Павлова со своим лебедем Джеком.

 

 

При подготовке поста я пользовалась книгой Эммы Великович «На перекрестках судеб». Книга интересна тем, что автор использует реальные дневники Фокина, Бенуа, Нижинского и воспоминания их современников. Звучит живой голос эпохи.

 

  Продолжение следует.

 Все фотографии найдены в сети.

Рубрики:  Русские сезоны
балет
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку