-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в masyanova

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5307


Михаил Фокин - путь к мастерству(2).

Пятница, 27 Февраля 2009 г. 22:04 + в цитатник

 

Продолжаем разговор о великом хореографе прошлого века - Михаиле Фокине.

 


 

Вера и Михаил Фокины.

 

Следующей постановкой стал балет «Эвника». Фокина увлек сюжет, взятый из романа Г.Сенкевича «Камо грядеши». В его воображении сразу ожили росписи древних фресок и ваз. Обычные балетные костюмы тут не годились, и они, вместе с женой Верой, недавней выпускницей балетной школы, долго рылись в театральных костюмерных, отыскивая что-нибудь подходящее. Пришлось отказаться и от балетных туфель. Но поскольку танцевать босыми на императорской сцене им бы никто не разрешил, придумали…гримировать ноги.

 

 

 

Фокин на репетиции.

 

А трем «египтянкам», среди которых была и Вера, пришлось покрыть тело темной краской, удлинить брови и глаза, надеть египетские парики, взятые из реквизита «Аиды» Верди.

Роль рабыни Эвники исполняла Матильда Кшесинская. Для неё Фокин поставил «Танец среди мечей»: балерина отважно скользила между поставленными остриями вверх восемью мечами. Но самый большой успех выпал на долю финального танца с факелами.

 


 

Анна Павлова - Актея в балете "Эвника".

 

Спустя три десятилетия Фокин напишет: «Масса танцовщиц и танцовщиков вылетала большими прыжками на сцену и носилась по ней, держа высоко в руках факелы с настоящим огнем. Пламя пылало, разбрасывая искры… Этот танец я считаю первым моим экстатическим танцем, первым выразительным ансамблем. Я бы назвал его пробуждением кордебалета. Где в мире, кроме бывшей императорской сцены, мог бы я осуществить такую смелую затею, пляску с огнем? Конечно, нигде. Удивительный бутафор Мариинского театра «зарядил» факелы таким снадобьем, что искры, вернее, горящие капли, моментально тухли, на что бы ни падали».

 

 

В один вечер с «Эвникой» Фокин поставил пять коротких картин на фортепианные пьесы Шопена. «Шопениана» - так назвал он свой балет. Михаил хотел возродить танец начала 19 века, когда великая Тальони, а вслед за ней и другие балерины встали на пуанты. Это сразу же сделало их легкими, воздушными, придало ощущение полета.  Вальс репетировала Анна Павлова и Михаил Обухов, товарищ Фокина по училищу. Михаил был одет в чёрный бархатный колет, Анна  - в длинную тунику, узкий корсаж, за плечами прозрачные крылышки, точное повторение костюма Тальони. Любуясь невесомой фигурой Павловой, Фокин подумал, что обязательно создаст балет, в котором не одна, а множество сильфид будут порхать вокруг юноши- поэта.

 


 

Анна Павлова в балете "Шопениана" Мариинка.

 

 

Однажды на концерте Михаил услышал сюиту Николая Черепнина из его балета «Павильон Армиды».

 


 

Николай Черепнин.

 

Балет этот был принят театром, но не поставлен, как потом рассказал ему композитор. «А жаль, либретто великолепное. Между прочим, автор – известный художник Александр Бенуа»,- посетовал Николай Николаевич.

 


 

1906 год, Фокин в роли Риналдо, "Павильон Армиды".

 

На музыку сюиты Фокин решил поставить балет «Оживленный гобелен». Ему представилась грандиозная группа: волшебница Армида в окружении пышной свиты и многочисленных рабов. Дирекция предложила ему поставить балет целиком. Это было официальным признанием его, как хореографа. Оформить спектакль пригласили Александра Бенуа.

 

 

Портрет Александра Бенуа.

 

Фокин думал увидеть седовласого мэтра, а перед ним стоял человек лет тридцати пяти – тридцати семи, со свежим цветом лица, веселой улыбкой и пачкой цветных карандашей, торчавших из его кармана. Они сразу понравились друг другу.

 


 

Фокин в роли Рене де Божанси, "Павильон Армиды".

 

«Павильон Армиды» прошел с огромным успехом и был включен в репертуар театра. Бенуа восторженно отозвался о работе Фокина: «Он обнаружил себя прямо гениальным балетмейстером. У этого человека в голове целые «толпы баталий» и изобретательность его неисчерпаема».

 


 

"Павильон Армиды" Анна Павлова и Вацлав Нижинский.

 

 

 

При подготовке поста я пользовалась книгой Эммы Великович «На перекрестках судеб». Книга интересна тем, что автор использует реальные дневники Фокина, Бенуа, Нижинского и воспоминания их современников. Звучит живой голос эпохи.

 

 

Продолжение будет.

 

 

 

 

 

 

Рубрики:  балет
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку