-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в masyanova

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2008
Записей: 1886
Комментариев: 1691
Написано: 5305


Великокняжеские дворцы. Часть 3

Четверг, 04 Октября 2012 г. 23:07 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Культурное наследие Российской федерации: Великокняжеские дворцы. Часть 3


Дворец Великого князя Павла Александровича

(Английская наб., 66—68)



Великий князь Павел Александрович (21 сентября [3 октября] 1860, Царское Село, близ Санкт-Петербурга — 30 января 1919, Петроград) — шестой сын императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны; генерал-адъютант, генерал от кавалерии

.


На берегу Невы расположен великолепный дворец, где жил великий князь Павел Александрович. Дворец Великого князя Павла Александровича, или Ново-Павловский дворец, расположился по адресу Английская набережная дом 68 (бывшая Набережная Красного Флота). В том уголке Питера что носит название Коломна.


В облике дворца заметно влияние архитектуры итальянского ренессанса. Это выражается и в акцентировке главного фасада двухколонным коринфским портиком, и в обработке стен глубоким рустом, и в обрамлении окон сандриками различного рисунка. Верхняя часть фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой. В формах барокко решен и внутренний двор, имевший выход на Галерную улицу.


Фриз на фасаде дворца Павла Александровича


Первым владельцем особняка был барон А.Л.Штиглиц, по заказу которого его возвел в 1859—1862 годах архитектор А.И.Кракау, частично использовав стены двух старых жилых домов. Но обо всём по порядку. Изначально на участке земли по Английской набережной, на месте особняка находились два жилых дома.


Один из них был построен в 1716 году и был первым каменным домом на Английской набережной. Его строил Иван Немцов - корабельный мастер. После него домом владел его зять - известный архитектор С.И.Чевакинский. Вторым домом владел купец Михаил Сердюков - строитель системы каналов в Высшем Волочке. В 1830 участок уже принадлежит выходцу из немецкого княжества Вальдек баронам Штиглицам.


Да простят мне читатели вольное отступление, но я не могу не рассказать о баронах. Николай Штиглиц, переехав в конце XVIII века в Россию,основал Санкт-Петербургский торговый дом. В 1802 году к нему приехал его брат Людвиг; он занялся экспортно-импортной торговлей, вскоре составил значительное состояние и стал придворным банкиром.

Дворец барона А. Л. Штиглица на Английской набережной. Акварель Альберта Н. Бенуа. Конец XIX в.


В 1807 принял российское подданство, в 1826 пожалован титулом барона. Людвиг Штиглиц был одним из основателей Черноморского Пароходства и организатором одесского кредита. Штиглицы быстро богатели, и старые особняки, расположенные на этом участке уже не соответствовали их статусу. Барон Александр Людвигович Штиглиц, сын Людвига, заказал модному тогда в Петербурге архитектору Крокау выстроить на этом месте дворец.


Александр Людвигович унаследовал от отца огромное состояние в 18 миллионов рублей и всю финансовую империю Штиглицев,занимавшуюся тогда уже организацией внешних займов для России. Соответствовать всему этому и должен был новый дворец. Архитектору Штиглиц предоставил полную свободу творчества и неограниченный бюджет.


Людвиг Штиглиц


На строительство потратили огромную по тем меркам сумму – 3,5 миллиона рублей. До 1887 года дворец принадлежал барону Александру Людвиговичу Штиглиц - сыну барона Людвиг фон Штиглица. Дворец выделялся из всего что было построено до сих пор на Английской набережной. Решенный в духе модного тогда итальянского палаццо, фасад не изменился и дошел до нас в первозданном виде. Интерьеры дворца сочетают в себе все представления середины XIX века о стиле, красоте и комфорте.


Через пять лет после окончания строительства, примерно 1859–1862 года, Александр Штиглиц заказывает известному итальянскому художнику Луиджи Премацци запечатлеть в акварели интерьеры дворца.
Премацци написал семнадцать акварелей, в которых очень точно отражены были малейшие детали интерьера; все они были заключены в кожаный альбом на обложке которого красовался герб баронов Штиглиц. Ныне этот шедевр находится в собрании Эрмитажа. Благодаря этому мы можем в точности оценить всю ту роскошь, с которой был решен дворец внутри, кроме того, мы можем видеть богатейшую коллекцию живописи, находившуюся у Штиглица.


Александр Штиглиц. Финансовый барон


Александр Людвигович строил железные дороги и производил бумагу, был банкиром и масштабным меценатом - строил школы, училища и музеи. Позже он отошел от предпринимательской деятельности и возглавил Государственный банк. Вскоре барон определенным образом породнился с Императорской фамилией...


По отзывам современников, банкир был человеком необщительным. Часто он отдавал и брал миллионные суммы, не проронив при этом ни слова. Странным, по мнению некоторых коллег-финансистов, было и то, что большую часть своего капитала Штиглиц поместил в русские фонды. На все скептические замечания относительно неосторожности подобного поступка банкир отвечал: "Отец мой и я получили свое состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней все свое состояние" .


Великий князь Павел и его первая жена принцесса Александра.


24 июня 1844 года, на даче Штиглицев в Петровском, под Петербургом появилась богато украшенная корзинка, в которой лежал младенец - девочка. В корзинке была записка, на которой указывались дата рождения девочки, ее имя - Надежда и то, что отца ее звали Михаил.
По семейной легенде Штиглицев, девочка была незаконной дочерью Великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая Первого. Девочке дали фамилию Июнева, в честь того прекрасного июньского дня, когда ее нашли. Барон Штиглиц удочерил ее и сделал своей наследницей, так как собственный детей у него не было и он был последним в роду.


Великий князь Павел, его вторая жена Ольга Палей и их дети.


Барон Александр Людвигович скончался в 1884 году, оставив счастливому подкидышу просто грандиозное состояние в 38 миллионов рублей, недвижимость, финансовые структуры... и в том числе дворец на Английской набережной, цена которого, вместе с коллекцией произведений искусств в нем, тогда была 3 миллиона рублей.


С Ольгой Палей

Однако Надежда Михайловна Июнева жила в другом доме на Большой Морской, вместе со своим мужем Алексндром Половцевым. Дом этот ей также подарил Александр Штиглиц. Они решили не переезжать во дворец и выставили его на продажу. Однако настолько дорогая покупка была по карману только избранным, и дворец три года простоял пустым.


Возвращаемся к дворцу. Сильная тяга подчеркивает деление фасада на два этажа. Стены нижнего этажа обработаны рустами. Штукатурка стен верхнего этажа имитирует облицовку тесаным камнем. Наличники первого этажа с прямыми сандриками на кронштейнах просты и строги по рисунку. В бельэтаже наличники имеют вид портиков из двух колонн на пьедесталах, поддерживающих треугольный фронтон. Центр главного фасада акцентирован портиком из двух колонн по сторонам входа. Плоскость фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой.


                                                                               Ольга


Художественную ценность представляют интерьеры дома. Среди них по богатству композиционного замысла выделяется парадная беломраморная лестница, стены которой декорированы коринфскими пилястрами на уровне второго этажа.


Ей не уступает в отделке бывшая Гостиная, устроенная в пять осей и украшенная кариатидами. Рядом расположен Танцевальный зал — самое нарядное помещение дворца, декорированное коринфскими каннелированными колоннами.


Выход на улицу со стороны лестничного помещения решен в виде арки, украшенной колоннами. Дверь с площадки второго этажа ведет в центральное помещение парадной анфилады — комнату, обращенную окнами на Неву.


Это была приемная, рядом с которой располагалась большая гостиная в пять осей, украшенная кариатидами. Три широких проема соединяли «Кариатическую» с танцевальным залом — наиболее эффектным и обширным помещением, украшенным коринфскими каннелированными колоннами.


Ольга Валериановна Палей


В отделке широко использовались штофные драпировки, золоченая лепка и резьба. Библиотечная комната была отделана дубом. Камины из белого и цветного мрамора со скульптурными деталями играли существенную роль в декоративном оформлении парадных помещений. В концертном зале на падугах, в овальных медальонах, Кракау разместил скульптурные портреты композиторов. Один из корифеев русской живописи — Ф. А. Бруни исполнил для интерьеров эскизы живописных панно «Четыре времени года».
И вот пред вашими глазами те самые акварели Луиджи Премацци.....
1 - Танцевальный зал



В наши дни


2 - Зал для ужина


3 - Концертный зал


4 - Библиотека во дворце А. Л. Штиглица


5- Гостинная


6 - Кабинет баронессы Штиглиц.


7 - Обеденный зал


8- Белая гостинная



В наши дни
9 - главный кабинет


10 - Голубая гостинная

 

В наши дни
11- Золотой зал


12 - Столовая

И вот в 1887 году дворец был куплен для Великого князя Павла Александровича, причем "всего" за 1,6 миллиона рублей.


Дворец был куплен по случаю предстоящего бракосочетания Павла Александровича и Принцессы Греческой, Александры Георгиевны. Торжественный прием по случаю свадьбы состоялся 6 июня 1889 года. С этих самых пор дворец официально получил имя Ново-Павловский.


Молодая чета не стала делать особых перемен в интерьере, те же, что были сделаны провел архитектор Месмахер. Единственным серьезным изменением стало устройство церкви во дворце.


Церковь Мученицы Царицы Александры при дворце Великого князя Павла Александровича.


17 мая 1889 года домовую церковь освятили. Церковь, построенная по проекту архитектора Н.В. Султанова, расположилась на втором этаже поперечного дворового флигеля. Была оформлена в древнерусском стиле.


Великая княгиня Александра Георгиевна с дочерью, Великой княжной Марией Павловной


В 1891 году, после родов, Александра Георгиевна умрет.
К тому времени у них уже была дочь Мария Павловна, а вот рождение сына Дмитрия закончилось для матери трагически. Лишь в 1902 году Великий князь женился второй раз, но зато как...


Ольга Валериановна Карнович, в замужестве княгиня Палей, графиня Гогенфельзен


Вопреки воле Императора он женился на разведенной Ольге Карнович, по первому мужу фон Пистолькорс... Но про Палей и её потомков не стоит рассказывать тут. Упоминаем её только потому что именно из-за женитьбы на ней великий князь не мог жить в своём дворце, а вынужден был проживать во Франции.


Натали Палей — дочь Павла Александровича и Ольги Палей


Только Николай II окончательно простил своего дядю лишь с началом Великой войны, когда Павел Александрович попросился в Россию послужить стране. Великая княгиня Александра Георгиевна с дочерью, Великой княжной Марией Павловной


1915. Работы дам для нужд раненых в Белой зале дворца.


18 февраля 1917 городской дворец, долгие годы мало использовавшийся, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов. Церковь при этом была перенесена в царскосельский особняк, где ее освятили под названием Благовещенской. Дом Штиглица А.Л. (дворец Великого князя Павла Александровича). Главное здание.Южный фасад.


В годы советской власти дворец претерпел серьезные изменения - 1938-1939 года - правый дворовый флигель надстроен на один этаж. 1946-1947 годах - возведен один этаж над мавританским залом. Во дворце размещался сначала детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро - в то время в доме работали 1500 человек.


Кабинет Великого князя


На октябрь 2008 года - пустующий более 10 лет особняк Штиглица в очередной раз переходит из рук в руки. Это один из 160 памятников федерального значения, включенных в список спорных объектов, которые Росимущество не согласно передать в собственность города.


Не дождавшись разрешения этого спора, от которого зависит возможность дальнейшей приватизации памятников, от особняка Штиглица отказался уже второй по счету инвестор - московская компания "Синтез-Петролеум", которая вслед за предыдущим арендатором - ЛУКОЙЛом - не решилась вкладывать около $50 млн в реставрацию бесхозного объекта. Теперь Смольный передает его на баланс подведомственному городу Музею истории Санкт-Петербурга, хотя не исключено, что, получив особняк в собственность, власти вернутся к первоначальному намерению разместить в нем Дворец бракосочетания.

Малый мраморный дворец


Среди многочисленных великолепных дворцов Петербурга ныне не слишком известен так называемый второй, или Малый, Мраморный дворец (чаще его называют особняком Н. А. Кушелева-Безбородко). Эффектный неоренессансный дворец, облицованный розовым тивдийским мрамором, располагается неподалеку от Невы и Летнего сада, на Гагаринской улице (еще недавно Фурманова, 3). А между тем с этим дворцом тесно связаны судьбы императора Александра II и светлейшей княгини Е. М. Юрьевской.


Александр II

Александр II Николаевич Освободитель (17 [29] апреля 1818, Москва — 1 [13] марта 1881, Санкт-Петербург) — император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны

.
Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии — Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».


Е.Долгорукова

Екатерина Михайловна Долгорукова (2 [14] ноября 1847, Волынская губерния, Российская империя — 15 февраля 1922, Ницца, Третья французская республика) — княжна,с 1880 Светлейшая Княгиня Юрьевская; вторая, морганатическая, супруга Императора Александра II; до того, с 1866, его любовница

.
Родила от Александра II четырёх детей (один — Борис (1876) — умер в младенчестве): Георгий Александрович Юрьевский (1872—1913) Ольга Александровна Юрьевская (1873—1925), замужем за Георгом-Николаем фон Меренберг(1871—1948), сыном Натальи Пушкиной. Екатерина Александровна Юрьевская (1878—1959), замужем за С. П. Оболенским
Императрица была ещё жива, когда Александр поселил Екатерину с детьми в Зимнем дворце, что ещё более обострило неприязненное к ней отношение многих Романовых. Двор разделился на две партии: сторонников Долгоруковой и сторонников Наследника Александра Александровича.
Императрица Мария Александровна не предпринимала публичных действий.


Столовая Зимнего дворца после покушения на императора Александра II. Фото 1879


По смерти супруги 22 мая 1880, до истечения срока протокольного траура, 6 июля 1880 в военной часовне Царскосельского дворца состоялось браковенчание, совершённое протопресвитером Ксенофонтом Никольским. Брак был морганатическим, но по империи начали распространяться слухи, что на престол по смерти императора может взойти Екатерина.
Указом от 5 декабря 1880 года ей жаловался титул Светлейшей Княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых; их дети (все рождённые вне брака, но узаконенные задним числом) получали фамилию Юрьевские.


Многие родственники императора и аристократия относились к браку с крайнем неодобрением. Министру внутренних дел Михаилу Лорис-Меликову приходилось искать компромисс с двумя соперничающими партиями: княгини Юрьевской и наследника Александра Александровича.


5 сентября 1880 Александр II подписал удостоверение, что министр двора граф Адлерберг вложил в государственный банк 3 302 910 золотых рублей на имя княгини Екатерины Михайловны Юрьевской и её детей.
1 марта 1881 Александр II был убит членами «Народной воли».


Неприязнь к княгине была столь сильна, что после похорон Александра II она вместе с детьми эмигрировала в Ниццу, где умерла в 1922.
После себя оставила книгу воспоминаний, изданных ею в Европе сразу после гибели мужа, под псевдонимом Виктор Лаферте


В кинематографе ее образ воплотили актрисы Даниэль Дарьё, Роми Шнайдер, Вера Сотникова, Наталья Антонова.


Е.Долгорукова


Незадолго до своей трагической кончины император Александр II сделал все возможное для признания законных прав и обеспечения своей возлюбленной Е. М. Долгоруковой. Государь сдержал обещание, данное в 1866 году в Петергофе юной княжне Екатерине Долгоруковой: как только он будет свободен, он женится на ней… Прошло 14 лет, наполненных тайными встречами, совместными путешествиями, рождением детей, терзаниями императора между долгом перед короной и Отечеством и любовью и привязанностью к Катрин и их малюткам.


22 мая 1880 года не стало благородной, кроткой и болезненной императрицы Марии Александровны. Выдержав на редкость короткий траур, “июля шестого дня в три часа в Царскосельской дворцовой походной церкви Его Императорское Величество Государь Император Александр Николаевич… благоизволил вступить во второй законный брак с Фрейлиной княжною Екатериною Михайловной Долгоруковой”1 .


Важное для многолетних любовников событие было закреплено актом с личными подписями свидетелей бракосочетания А. В. Адлерберга, Э. Т. Баранова и А. Н. Рылеева. Не ограничившись законным, но до поры до времени тайным браком, император издает Именной указ (от 5 декабря 1880 года) Правительствующему Сенату о вступлении в брак с Е. М. Долгоруковой и о привоении ей и их внебрачным детям княжеского титула и фамилии Юрьевские. В указе особо оговаривалось о присвоении прав и преимуществ законных детей — Георгию, Ольге и Екатерине .


А незадолго до этого важного решения государь, будучи в Ливадии, 9 (26) ноября 1880 года написал письмо-завещание к цесаревичу Александру Александровичу об обеспечении светлейшей княгини в случае его смерти. Позаботился Александр Николаевич и об утверждении герба Юрьевских, и о передаче особого капитала в Государственный банк на имя княгини .


Вскоре после смерти Александра II его венценосный сын, император Александр III, исполняя волю отца своим Высочайшим повелением от 25 апреля 1881 года распоряжается: дом, принадлежащий великому князю Николаю Константиновичу , приобрести в полную собственность княгини Е. М. Юрьевской за 600 тыс. рублей (за ту же сумму, какую несколько ранее предлагало французское посольство), а также назначает из сумм кабинета его величества по 100 тысяч рублей в год содержания с 1 мая 1881 года.


Таким образом, светлейшая княгиня становится владелицей обширного дворца общей площадью почти 3 тыс. квадратных метров. Этот красивый неоренессансный особняк, облицованный розовым тивдийским мрамором, свой нынешний облик приобрел после перестройки, осуществленной Э. А. Шмидтом в 1857–1862 годах, в то время, когда им владел младший из братьев Кушелевых-Безбородко — Николай Александрович, штаб-ротмистр Кавалергардского полка, известный коллекционер, ценитель и собиратель произведений искусства.


В 1862 году после смерти Н. А. Кушелева-Безбородко, завещавшего свои обширные коллекции передать в Академию художеств для открытия общедоступной галереи, его воля была исполнена, а галерея названа “Кушелевской”. Отделка особняка, произведенная этим владельцем, практически сохранялась до революции.


Современников поражало великолепие парадных залов дворца, исполненных в неоренессансном стиле. Это нарядные Золотая гостиная в стиле Людовика XIV и Белый зал “в два света, стиля ренессанс с живописным плафоном XVI века Болонской школы. Стены и потолок этого зала были “убраны роскошною лепною работой… паркет инкрустирован драгоценными мелкими кусочками дерева и большим количеством перламутра”.


В отделке дворцовых помещений использованы стили всех трех Людовиков: гостиные в стиле Людовика XIV и XV, Дамский кабинет в стиле Людовика XVI. Не с меньшей роскошью решены Большой кабинет — копия с кабинета императора Карла V в Брюгге, Гостиная саксонского фарфора, Гобеленовая зала, бильярдная, богато отделанная ореховыми панелями, Розовый будуар в духе Помпадур, Елизаветинская зала. Практически каждое помещение — стилизация той или иной эпохи. Особой эффектностью выделялась парадная лестница из мрамора различных оттенков, с многочисленными зеркалами, вазами, мраморными и бронзовыми статуями Антиноя, Флоры, индийскими и китайскими скульптурами.


Юревские


Княгиня Е. М. Юрьевская перестройками дворца не занималась. При ней менялось лишь назначение комнат, их обстановка. Незначительной перепланировке подверглись помещения третьего этажа, где были устроены комнаты для детей Екатерины Михайловны и Александра Николаевича, здесь же располагались комнаты для гувернеров и воспитателей, некоторые служебные помещения.


Мария Александровна


Во флигелях, соединенных с главным корпусом галереей и Турецкой комнатой, располагались отдельные парадные залы, здесь же находился и великолепный Зимний сад с фонтаном и бассейном, за ним — Пименовская галерея, названная так потому, что в ней помещались алебастровые модели двух скульптурных барельефов профессора С. С. Пименова “Воскресение” и “Преображение Господне”. В этой галерее по желанию Екатерины Михайловны была устроена церковь с иконостасом, воспроизводящим походный иконостас Александра II, и сохранены упоминаемые рельефы Пименова.


Marie_von_Hessen-Darmstadt_Winterhalter


В память о возлюбленном императоре во дворце княгини бережно сохранялись его кабинет и расположенная в бельетаже опочивальня государя с принадлежащими императору личными вещами.
В находящейся рядом с Золотой гостиной опочивальне хранились такие реликвии, как десертный столик под черное дерево, на нем была помещена надпись: “Государя Императора Александра II у зеркала, где причесывался до 1 марта 1881 года”, кровать черного дерева, в изголовье которой располагалась бронзовая дощечка: “Проведена последняя ночь жизни до 1 марта 1881 г. …”


С подобной надписью сохранялся умывальный стол с приборами: “Государя Императора Александра II — употреблялось до 1 марта 1881 г. в Зимнем дворце”.


Император_Александр_II_и_императрица_Мария_Александровна

 


В опочивальне размещались многочисленные иконы, фотографии, картины, гравюры, так, например, рисунок карандашом М. Орлова “Крушение поезда после Высочайшего проезда в Москву”, живописные портреты Александра II, детей: Георгия, Екатерины, Ольги, картины Айвазовского, Реша, икона Покрова Пресвятой Богородицы в серебряном окладе, образа Спасителя в терновом венце в овальном золоченом окладе и Казанской Божией Матери, икона “Св. Зосимы и Савватия в память чудесного избавления и спасения жизни Императора Александра II — 4 апреля 1866 г. От крестьян Архангельской губернии”.


Стены кабинета также украшали многочисленные портреты императора. Среди них выделялся большой, в роскошной золоченой раме портрет работы К. Маковского, изображающий государя в гусарской форме, его портреты с детьми и портреты детей, детские рисунки, как, например, “Лодка на реке” с трогательной подписью: “Для мамы. Гуго. 2 декабря 1883 г.”. Интерьер кабинета дополняли скульптурные бюсты государя.


Makovsky_Alexander_II_of_Russia.


Подобный мемориальный характер сохранялся и в Гобеленовой зале, здесь висели портреты Александра в преображенском мундире, в кавалергардской форме, портрет княгини Юрьевской, картина художника Дитенберга “Чтение манифеста Императора Александра II об освобождении крестьян от крепостной зависимости”. В инвентарной описи 1909 года обращено внимание на столик, подаренный Александром сыну Георгию в январе 1881 года, и кожаный портсигар в подарочной коробке с надписью: “Принадлежал Императору Александру II”9 .


Ольга Юревская


В 1913 году, будучи уже в Ницце, княгиня Е. М. Юрьевская продала дворец13 дочери камер-юнкера высочайшего двора Е. П. Леонард “за 1 200 000 рублей наличными со всей обстановкой, кроме предметов, связанных с памятью императора Александра II”, которые экзальтированная морганатическая супруга вывезла в Париж, а затем в Ниццу, и сейчас они, вероятно, по большей части разбросаны по частным зарубежным собраниям…

Мариинский дворец

Есть в старых зданиях таинственная прелесть,
Изысканная грусть, щемящая печаль,
Теней минувшего в нем будто слышен шелест,
И звук угаснувший еще не отзвучал.


Мариинский дворец — один из дворцов Санкт-Петербурга, важная часть ансамбля Исаакиевской площади. Правильное ударение именно Марии́нский. Наряду с Зимним и Таврическим - один из трех "политических" дворцов Петербурга, центр событий 1917 и 1991 года.



А. И. Штакеншнейдер


Построен в 1839—1844 годах по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера.
Дворец расположен на южной стороне площади, вдоль Синего моста через Мойку. На этом участке земли, в XVIII веке принадлежавшем генерал-фельдмаршалу Захару Григорьевичу Чернышёву, стоял дворец, построенный в 1762—1768 Ж. Б. Валлен-Деламотом. В 1825-39 годы в нём размещалось Николаевское кавалерийское училище.


Портрет Марии Николаевны кисти Франца Ксавье Винтергальтера, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Мария Николаевна,Брюллов.


Великая княжна Мария Николаевна обладала весьма своенравным характером. Ее ярко выраженная своеобразность позволяла ей повсюду пренебрегать этикетом, но делала она это с такой женской обаятельностью, что ей все прощалось. В свете ценили ее острый ум, добрый и веселый нрав.


Вместо того, чтобы по традиции выйти замуж и переехать в графство или княжество своего супруга, она поставила условие: "Или никогда не выйду замуж, или вместе с мужем буду жить в Петербурге". По счастью, найти жениха, который бы подходил дочери императора и согласился бы переехать в Россию всё таки удалось. Им стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский - внук Жозефины Богарне, супруги Наполеона.


Николай I хотел чтобы его дочь жила в самом уютном и удобном доме, материалы для стройки рекомендовались самые современные на тот момент времени. Место для Мариинского дворца император выбрал сам. Проект дворца хотели поручить Карлу Росси, но к тому моменту архитектор был уже очень стар. Тогда работу над зданием поручили А. И. Штакеншнейдеру. Для него этот проект стал первой серьёзной работой в СанктПетербурге.Торжественная закладка здания состоялась 1 октября 1839 года.( Бюст архитектора находился во дворце и был сразу поставлен владельцами в благодарность за постройку.)


Интерьер Мариинского дворца (спальня великой княгини Марии Николаевны) Автор: Штеклер Э.Дата создания: 1875 год.


Помещение спальни в середина 1870-х годов использовалось как кабинет.


Несмотря на классический фасад здания, внутри Мариинский дворец серьёзно отошёл от традиционного для того времени расположения помещений. Парадная лестница расположилась не перпендикулярно главному фасаду, а слева от Вестибюля. Это было сделано архитектором для уменьшения потери тепла
Второй этаж вместил в себя две анфилады, расположенные перпендикулярно друг к другу. Пересекаться они стали в Ротонде. Её продолжал Квадратный (Помпейский) зал, окружённый Овальной столовой и Овальной гостиной. За Помпейским залом находился Зимний сад, завершающий центральную анфиладу.


В центре Зимнего сада находился фонтан, высота струи которого достигала 8 метров. Слева от Ротонда находился Концертный (Танцевальный) зал, окна которого выходили во внутренний двор. К центральной анфиладе примыкала Библиотека. Рядом с ней - Помпейская галерея с фресковой росписью по типу лоджий Рафаэля в Эрмитаже. Здесь же, в правом крыле, был организован пандус. По нему можно было попасть на любой этаж. Этот наклонный проход был украшен всевозможными растениями, что делало подъём по нему похожим на прогулку по горным тропам. Прогулки по пандусу таким образом благотворно влияли на здоровье обитателей дворца. Герцог Максимилиан жил в комнатах, окна которых выходили на Исаакиевскую площадь. Среди них: Парадная приёмная, Бильярдная, Гостиная, Кабинет с коллекциями оружия и минералов, Турецкий кабинет. На первом этаже для него была создана капелла с витражом, привезённым из Мюнхена - родины Максимилиана.


После окончания строительства дворец стал открытым для свободного посещения, что стало достаточно необычным явлением. На аттиковом этаже находилась домовая церковь Святого Николая Чудотворца.


Парадная лестница в Мариинском дворце


На первом этаже Мариинского дворца находились детские комнаты и квартиры воспитателей. Самым большим помещением был Рекреационный зал, приспособленный для активного отдыха и спортивных игр. Придворные жили на верхнем этаже и двух флигеля - Гофмейстерском и Офицерском.


Ротонда в Мариинском дворце


Балы в Мариинском дворце блистали великолепием. Особенностью этих балов,поражавших воображение современников, было присутствие среди приглашенных профессоров академии наук и академии художеств и офицеров Горного инженерного корпуса. общество Мариинского дворца отличалось серьезными интересами. Профессоров приглашали во дворец не только на балы, но и для чтения лекций.


Во дворце давали балы и маскарады, проходили благотворительные базары, рождественские елки, ставили любительские спектакли.
Но чаще всего устраивали живые картины, охотно играли в secr' etaire ,что требовало юмора и гибкого ума, часто принимали лиц высшего света, науки и искусства. В концертном зале дворца выступали как профессиональные певцы и виртуозы-музыканты, так и талантливые любители аристократы.



Мария Николаевна прожила в своём дворце до самой смерти в 1876 году. Мариинский дворец по наследству перешёл их детям. Евгений и Георгий Лейхтенбергские, жившие со своими семьями в восточном крыле, из-за долгов решили продать свою резиденцию.


Заседание Государственного совета в Мариинском дворце. 1908. (РГИА)


В 1960-х годах были восстановлены росписи Помпейской галереи, отреставрированы интерьеры Приёмной (Красного зала), Танцевального (Белого) зала. В 1990 году была восстановлена и освящена церковь.


В 1884 году Мариинский дворец был выкуплен в казну за 3 000 000 рублей с рассрочкой на тридцать лет, c 1885 года в нем размещался Государственный совет Российской империи и Комитет министров Российской Империи. В апреле 1902 года в вестибюле дворца террористом был смертельно ранен министр внутренних дел Д.С. Сипягин.


После Февральской революции 1917 года Мариинский дворец заняло Временное правительство России, проработавшее здесь до июня.


Временное правительство России


С 7 августа в нем начала работать Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание. После октября 1917 года Мариинский дворец перешёл в ведение Народного комиссариата имуществ и Высшего совета народного хозяйства. После переезда в 1918 году правительства в Москву в Мариинском дворце разместились казармы Красной Армии. Позже его занимали различные учреждения. В 1928-1929 годах акционерное общество "Советский турист" устроило в нем общежитие на 1000 коек.


Осенью 1929 года в Мариинском дворце открылось ленинградское отделение Промакадемии ВСНХ СССР. Здесь находились общежитие академии, аудитории, комнаты персонала и кинотеатр. В 1940 году аудитории и общежитие перешли Высшим курсам при ЦК ВКП(б).


В 1945—1991 гг. дворец — место работы Ленсовета.


Vasily Sadovnikov. Mariinsky Palace in Saint Petersburg (1849)


19-22 августа 1991 г., во время Августовского путча, дворец стал центром сопротивления ГКЧП в Ленинграде, вокруг него были возведены баррикады.


Hau Edward Petrovich - Blue Drawing-Room in the Mariinsky Palace –


В 1991—1993 гг. — место заседания Петросовета. В декабре 1993 года Петросовет был распущен в связи с принятием новой Конституции. С 1994 года — место заседаний городского парламента — Законодательного собрания (ЗАКС) Санкт-Петербурга.

Мраморный дворец


Мраморный дворец — дворец в историческом центре Санкт-Петербурга. С 1992 года — филиал Русского музея.


Дворец находится на 1-м Адмиралтейском острове, в квартале, ограниченным Дворцовой набережной, площадью Суворова, Миллионной улицей и Мраморным переулком. Восточную половину этого же квартала занимает Северо-Западный государственный заочный технический университет; между ними в 1994 году был установлен памятник императору Александру III работы Паоло Трубецкого (до того, после демонтажа на Знаменской площади, бывший в запасниках музея).


При Петре I на месте, где сейчас находится Мраморный дворец, располагался Питейный двор, перестроенный в 1714 году в Почтовый двор с пристанью. Около этого места с 1714 года находился Зверовый двор, в котором был помещён первый петербургский слон.


Григорий Орлов


Константин Николаевич


Семья Константина Константиновича, жившая в Мраморном дворце


Дворец построен в 1768-1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди в стиле классицизм по заказу императрицы Екатерины для её фаворита графа Г.Г. Орлова, который умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 году пожаловала его великому князю Константину Павловичу (своему внуку) по случаю его бракосочетания. В 1797-1798 годах во дворце жил последний король Польши (и также бывший фаворит Екатерины) Станислав Понятовский, внезапно умерший здесь же в 1798 году.


Мраморный дворец — первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. Архитектор А. Ринальди при строительстве использовал различные сорта мрамора, особенно эффектно смотрелся розово-красный тивдийский камень, но от времени он потускнел. Аттик главного входа украшен скульптурами Ф.И. Шубина, со стороны двора — рельефным фризом «Служение лошади человеку» П.К. Клодта.



Парадный двор с юга и со стороны Невы ограничен кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами. Ограда соединяет дворец со служебным флигелем, построенным архитектором П.Е. Егоровым в 1780-1787 гг. Флигель перестраивался архитектором А.П. Брюлловым в 1844-1847 гг. Сейчас в бывшем служебном флигеле размещается Северо-Западный государственный заочный технический университет (ул. Миллионная, д.5).

Мрамор использовался и для внутренней отделки дворца, Один из красивейших интерьеров — Мраморный зал (открыт после реставрации в мае 2010 г,)., стены которого облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом.


Парадная лестница Мраморного дворца выполнена по проекту Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков. Скульптурное убранство лестницы выполнено Федотом Шубиным: в нишах размещены мраморные скульптуры: «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», Осеннее и Весеннее равноденствие. Скульптор изваял для Парадной лестницы из белого греческого мрамора барельефы, трофеи и орлов с фестонами в клюве, а также барельеф с портретом Антонио Ринальди, установленный на стене парадного вестибюля дворца.



В оформлении интерьеров дворца участвовали: живописец Стефано Торелли (плафон «Свадьба Купидона и Психеи» 1775 г. для Мраморного зала), скульпторы М. И. Козловский и Ф.И. Шубин (барельефы и скульптурные портреты для Мраморного и Орловского залов), лепщики И. Фохт и А. Бернаскони, художник-миниатюрист Ф. Данилов , столяр А. Мейер. В 1803-1811 гг. интерьеры дворца были переделаны под руководством архитектора А.Н. Воронихина.




Музыкальная комната К.Р


В XIX—XX вв. дворец был родовым домом Великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей. После смерти Константина Павловича (1831 г.), император Николай I передает Мраморный дворец во владение своему второму сыну, адмиралу и деятелю крестьянской реформы, Константину Николаевичу. Здание, бывшее уже в аварийном состоянии, в 1840-х годах реставрировал и отделывал по своему проекту архитектор А.П. Брюллов.



В 1888 году владельцем дворца становится сын Константина Николаевича, президент Академии наук и поэт Великий князь Константин Константинович (К. Р.). Затем хозяином Мраморного дворца становится сын Константина Константиновича, Князь императорской крови Иоанн Константинович, сброшенный большевиками в шахту в Алапаевске в 1918 году. Брат Иоанна, Гавриил Константинович, написал в эмиграции воспоминания, озаглавленные «В Мраморном дворце».


В 1919-1936 годах в здании находилась Российская Академия истории материальной культуры, а после ее ликвидации - филиал Центрального музея Ленина. Для размещения экспозиции дворец был переделан архитекторами Н.Е. Лансере и Д.А. Васильевым, что привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа.



С 1950-х до конца 1980-х перед дворцом на постаменте располагался бронеавтомобиль Остин-Путиловец (с перерывом в 1970-х, когда он находился в вестибюле дворца), установленный в память о выступлении Ленина с похожего броневика по прибытии в Петроград 3 (16) апреля 1917. Затем броневик был передан в Артиллерийский музей,[7] а освободившийся постамент в 1997 году занял памятник Александру III работы Паоло Трубецкого.


В залах Мраморного дворца разместилась постоянная экспозиция «Иностранные художники в России XVIII — первой половины XIX века», регулярно проходят временные выставки современных зарубежных и российских мастеров. В настоящее время дворец также используется для проведения различных конгрессов.


Литография Джозефа Шарлеманя (1782—1861)



Памятник Александру III перед восточным фасадом дворца


Дворец окружают выдающиеся здания и сооружения: Северный фасад здания выходит на Дворцовую набережную, за ней — река Нева, на другом берегу которой находится Петропавловская крепость. На восток от здания за СЗГЗТУ памятник А. В. Суворову на Суворовской площади работы скульптора М. И. Козловского; там же расположен Троицкий мост. На юг от здания находятся казармы Павловского лейб-гвардии полка. Напротив западного фасада находятся Северо-западный регистр судоходства и Университет Культуры и Искусств. Перед восточным фасадом находится памятник Александру III работы П. П. Трубецкого, в 1909—1937 гг. стоявший на пл. Восстания (Знаменской).

Николаевский дворец

(Дворец Труда, пл. Труда, 4;)



Великий князь Николай Николаевич


Николаевский дворец — трёхэтажная резиденция великого князя Николая Николаевича в глубине обнесённого решёткой сквера на Благовещенской площади Санкт-Петербурга (ныне Труда).


Строилась в 1853—1861 годах известным мастером эклектики, А. И. Штакеншнейдером. При дворце имелись манеж и церковь, освящённая во имя иконы «Всех скорбящих Радость», с подклетом наподобие пещеры Гроба Господня. После смерти владельца в 1894 г. приобретён казной для размещения женского института Ксении Александровны.


После революции перешёл в распоряжение профсоюзов, которые переименовали его во «Дворец Труда». Помещения, некоторые из которых сохранили первоначальную отделку, ныне сдаются в аренду коммерческим структурам

Серия сообщений "Россия":
Часть 1 - Художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Часть 2 - Петергоф. Нижний парк
...
Часть 37 - Всемирное наследие Юнеско: Исторические памятники Новгорода и окрестностей. Часть 2
Часть 38 - Культурное наследие Российской Федерации : Великокняжеские дворцы. Часть 2
Часть 39 - Культурное наследие Российской федерации: Великокняжеские дворцы. Часть 3

Серия сообщений "Архитектура России":
Часть 1 - Царицынский парк, фото с прогулки (продолжение)
Часть 2 - Санкт-Петербург → Екатерининский дворец
...
Часть 35 - Всемирное наследие Юнеско: Исторические памятники Новгорода и окрестностей. Часть1 Новгородский Детинец
Часть 36 - Культурное наследие Российской Федерации : Великокняжеские дворцы. Часть 2
Часть 37 - Культурное наследие Российской федерации: Великокняжеские дворцы. Часть 3

Серия сообщений "Романовы":
Часть 1 - Романовы (9)
Часть 2 - Романовы (10)
...
Часть 35 - Великокняжеские дворцы. Часть 1
Часть 36 - Великокняжеские дворцы. Часть 2
Часть 37 - Великокняжеские дворцы. Часть 3
Часть 38 - Влияние русской моды на европейскую
Часть 39 - Королевский Дом Черногории. Часть II
...
Часть 43 - Спас-на-Крови
Часть 44 - Майя Плисецкая и Коко Шанель
Часть 45 - История династии Романовых после революции 1917 года.Часть 3

Рубрики:  история костюма
живопись
декоративно-прикладное искусство
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку