-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в masterelvira

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 12208


Гиперактивные дети

Понедельник, 16 Сентября 2013 г. 20:04 + в цитатник

Гиперактивные дети

Автор: директор ГОУ ЦПМСС «Феникс» СВОУО г. Москвы ,
кандидат педагогических наук Макаренко Светлана Александровна


В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга).

С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что ребенку трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.
Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: ребенок не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
СНВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
В России для лечения СНВГ традиционно применяют ноотропные средства (ГЛИАНТИЛИН, КОРТЕКСИН, ЭНЦЕФАБОЛ). Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные (объединяющие) функции головного мозга. Данные препараты более эффективны в тех случаях, когда преобладает невнимательность. Если же преобладает гиперактивность, применяют препараты, содержащие гаммааминомасляную кислоту. Это вещество отвечает за тормозящие, контролирующие реакции в головном мозге. Наиболее часто используют ПАНТОГАМ, ФЕНИБУТ. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача-невролога.
Кроме этого, для лечения детей воздействуют очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга - используется транскраниальная микрополяризация, что позволяет уменьшить степень гиперактивности. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе СНВГ. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга, не имеет нежелательных побочных эффектов и осложнений.
Существует еще один способ лечения СНВГ - метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание: поскольку у детей мозг достаточно пластичный, его можно "обучить" правильно функционировать. Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, при помощи которых регистрируется потенциал, генерируемый нервными клетками мозга, и клетки же отображаются на экране компьютера. В игровой форме "усилием воли" ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое "нормальное" состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8-9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется.
Радует то, что часть гиперактивных детей "перерастают" свое заболевание, то есть у них в подростковом возрасте исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70% детей проявления СНВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься лечением этой патологии).


В ходе 10-летнего исследования доказано, что размер головного мозга у детей и подростков с гиперактивностью на 3-4% меньше. Более того, чем меньше мозг, тем сильней гиперактивность. По мнению специалистов, эти данные указывают на то, что гиперактивность не является результатом плохого воспитания, а имеет биологическую природу. Существуют серезные доказательства, что ведущей причиной возникновения гиперактивности является пищевая аллергия (N. Feingold. Why Your Child Is Hyperactive. New York, 1975; C. Coners. Food Additives and Hyperactive Children. New York, 1980 и др.). Ведь технологически обработанные продукты меняют свои свойства и содержат многочисленные химические пищевые добавки: консерванты, ароматизаторы, красители и др.

Американскими учеными было подсчитано, что еще в 1985 году в среднем на одного жителя США в день приходилось 13-15 г различных добавок. Можно предположить, что воздействие пищевых аллергенов вносит свой вклад в изменение размеров мозга. Важно указать, что некоторые биологически активные вещества, такие как комплекс витаминов группы В, цинк, хром, таурин, 5-гидрокситриптофан, лецитин, пробиотики и ряд других оказывают существенную питательную поддержку мозгу и уменьшают проявления гиперактивности.


Учитывая, что первыми с гиперкинетическим синдромом сталкиваются врачи педиатры, важно начинать коррекцию на поликлиническом этапе. По крайней мере, можно провести ряд коррекционных мероприятий направленных в первую очередь на оптимизацию диетического питания.


В частности согласно исследования, проведенным в институте по проблемам питания в одной из Университетской клинической больнице в Германии, среди причин вызывающих гиперактивность, выделяется непереносимость определенных продуктов питания. В частности, по мнению этих исследователей при гиперкинетическом синдроме целесообразно использовать диету, содержащую бедную фосфором пищу, а так же олиго-антигенную диету. Питание, которое позволяет избегать потребления этих веществ, может привести к улучшению симптоматики.


Фосфат-ридуцирующая диета (продукты, от которых следует отказаться).

Молоко, творог, молочные продукты

Кока-кола, многие фруктовые соки

Продукты из овса, включая мюсли и хлопья

Орехи и продукты из орехов

Попкорн, марципан, нуга, продукты из какао, а так же шоколад и крем из нуги и орехов

Рекомендуемые для питания детей с гиперкинетическим синдромом продукты.

Овощи: горошек, морковь, соя, цветная капуста, краснокочанная капуста, белокочанная капуста, брокколи, шпинат, бобы, длинные огурцы

Салат: листовой

Фрукты: яблоки, груши, бананы

Гарнир: картофель, лапша из муки грубого помола, нешлифованный рис

Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, льняное семя

Хлеб: пшеничный и ржаной хлеб, приготовленный без молока

Жиры: кисломолочное масло, маргарины, в которые не входит простокваша, растительное масло холодного отжима

Мясо: говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю)

Напитки: не подслащенный чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг

Приправы: йодированная соль

Олиго-антигенная диета предполагает постепенную десенсибилизацию продуктами, вызывающими усиление симптомов гиперкинетического синдрома.


В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).
Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое "Я".
Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад, и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти "неожиданные" проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.
Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. В период 6-7 лет осуществляется переход к ведущей - учебной - деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление.
Эмоциональное развитие дошкольников и младшекольников, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям: -чрезмерная двигательная активность;

- импульсивность;
- отвлекаемость-невнимательность.

Дети Индиго - очень красивая философия о новом поколении наших деток.

Гиперактивные дети - объективная реальность, слёзы и трудности мам, имеющих таких детей.

Наиболее распространенные качества детей Индиго:

1. Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом).
2. Они чувствуют, что "заслужили быть здесь", и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение.
3. Они не сомневаются в своей значимости. Нередко они сообщают родителям, "кто они есть".
4. У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают свободу выбора.
5. Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где вместо проявления творческой мысли, строго соблюдаются традиции.
6. Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как "нарушение правил" и их нежелание приспосабливаться существующей системе.
7. Они кажутся некоммуникабельными, если находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого, обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность.
8. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины. К заявлениям типа "вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда увидишь..." они остаются глухи.
9. Они не стесняются, давать вам понять, в чем испытывают нужду.
Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СНВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

Первый - субъективный - включает субъективную оценку поведения ребенка исходя из общепринятых диагностических критериев, кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез
Второй этап - объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности. Такие исследования специалисты проводят с детьми пяти-шестилетнего возраста.
На третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование.
По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.
Выделяют три варианта течения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в зависимости от преобладающих признаков:

синдром гиперактивности без дефицита внимания;

синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек - они достаточно спокойные, тихие, "витающие в облаках");

синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).


Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна. Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний или как последствие родовых травм и инфекционных поражений ЦНС, например, после перенесенного гриппа.
Если ребенок действительно болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать. Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную - его поступкам. Как это выглядит на практике? "Ты хорошая девочка, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно надо сказать, что ребенок делает плохо), надо вести себя так..." Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми: "Маша хорошая, а ты плохая". Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с гиперактивностью четко, ясно, кратко и наглядно. Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо исключить или ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так же важен выбор партнеров для игр - желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости и появлению у ребенка отвращения к учебе. Кроме известной всем импульсивности, чрезмерной активности, беспокойства, у гиперактивных детей могут наблюдаться нарушение письма и чтения (ребенок не может красиво писать, "не вписываясь" в строчки и клеточки, пропускает буквы и слоги; читает в зеркальном отражении, "глотает" окончания слов), навязчивые движения (может грызть ручку, стучать ногой, теребить книжку, накручивать волосы на пальчик). На этом фоне могут формироваться нервные реакции. Сначала они возникают как ситуативные: например, кто-то хлопнул дверью или громко стукнул - ребенок испугался и моргнул. Затем это закрепляется и на этом фоне формируется невроз. Причем проявляться он может и шмыганьем носом, и морганием, и передергиванием мимической мускулатуры лица или плечами. Что интересно, такие дети понимают, что это делать некрасиво, но остановиться не могут: если они этого не сделают, у них будет нарастать дискомфорт, нервозность, раздражительность внутри, а так они снимают стресс. В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо и участие педагогов - воспитателей, учителей. И здесь роль специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения или школьного психолога неоценима. Выполнение рекомендаций специалистов Центра позволяет нормализовать взаимоотношения классного руководителя с "трудным" ребенком и его родителями, помогает ребенку достигать более высоких результатов на занятиях, в учении. Прежде всего, специалисты Центра предоставляют, классному руководителю заключение психолого-медико-педагогического консилиума с подробными сведениями о природе гиперактивности и о характере поведения детей с гиперкинетическим синдромом в образовательном или дошкольном учреждении. В рекомендациях специалистов подчеркивается, что работа с такими детьми должна строиться на индивидуальной основе, а особое внимание следует уделять их отвлекаемости, слабой самоорганизации. В работе с такими детьми школьному педагогу или воспитателю детского сада следует по возможности игнорировать их вызывающие поступки. Поощрять хорошее поведение гиперактивного ребенка.Во время занятий или уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места для гиперактивного ученика в группе или в классе за партой - в центре помещения напротив стола учителя, классной доски.


В случае затруднений во время выполнения классного задания ребенку должна быть предоставлена возможность, обратиться за помощью к педагогу. Задания, предлагаемые на занятиях, следует разъяснять ребенку отдельно или, если это в школе, писать на доске, ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для кого - то из детей. Безусловно, дети с синдромом гиперактивности требуют особого внимания. Им нельзя делать резкие замечания, говорить "сядь ровно", "не крутись", "не бегай": по своей физиологии ребенок этого не может сделать, он не способен сдерживать свои эмоции. Занятия необходимо строить по четко распланированному, стереотипному распорядку. На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Если предстоит выполнить большое задание, оно предлагается в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной "разрядки". Каждые 15-20 минут на уроке рекомендовано проводить физкультпаузы. Таким детям рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в группе, классе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин) и пр. Все эти моменты школьной жизни ребенка психологу целесообразно постоянно отслеживать. Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальным и назначаться с учетом данных обследования.


Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.

Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.

Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.

Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.


Рекомендации составлены по материалам монографии доктора медицинских наук, профессора Заваденко Н.Н.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте родители и педагоги обратите внимание на следующие моменты

левшество;

зеркальность написания цифр и букв;

трудности запоминания;

невнимательность, легко отвлекается, не может сосредотачиваться;

угадывающее чтение;

при письме - пропуск гласных, замена букв, много ошибок;

неловкость в движениях;

истощаемость при нагрузках;

постоянно перекрывается дыхание;

почерк то макро-, то микрографический;

Что же делать, если хотя бы часть этих проблем мы видим у ребенка?
Во-первых, усвоить одну важную аксиому нейропсихологии - мозг очень пластичен и максимально восприимчив с рождения до 9-10 лет. Вовремя проведенная коррекция обязательно приведет к восполнению дефицита развития.
Во-вторых, нельзя на ребенке «ставить крест». Проще всего махнуть рукой: «лентяй, тупица», - и тогда не надо тратить сил, а можно просто сетовать: «не повезло с ребенком». Необходимо верить в своего ребенка, и тогда вы ему сможете помочь.
В-третьих, как можно скорее обратиться к специалисту в области нейропсихологии. Он проведет диагностику и определит, какой отдел мозга испытывает дефицит, какая психологическая функция недостаточно развита.
Сейчас у специалистов есть эффективный способ преодоления всех вышеперечисленных трудностей - нейропсихологическая коррекция. В Центре психолого-медико-социального сопровождения специалистами назначается курс специальных упражнений, физических и умственных, помогающих развить и компенсировать требующие внимания отделы мозга.
Если вам непонятны причины сложного поведения вашего ребенка, причины его неуспеха в учебе, психологи и нейропсихологи помогут разобраться с истоками этих проблем, выбрать программу, которая даст позитивный результат.
В повседневном поведении гиперактивным детям присуще непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Все это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.
Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности - значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым, и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
Задачей психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и, прежде всего, матери к ребенку, с тем, чтобы лучше его понять и снять излишние напряжения, формирующиеся вокруг него.
Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого специального лечения, даже если таковое нужно (направленно-компенсаторное нейропсихологическое или медикаментозное, замещающее дефект развития психических функций за счет других зон мозга), но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
При воспитании гиперактивного ребенка мать (и другие близкие) должна избегать двух крайностей: - с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
- с другой - постановки завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
Частое изменение указаний и колебания настроений родителей оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. В беседах с родителями важно подчеркивать, что сопутствующие нарушения в поведении поддаются коррекции, но процесс улучшения состояний ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу.
Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия. В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т.д.
Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.
Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.

В целом приемы модификации поведения детей с гиперактивностью можно свести к следующим:
· В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.
· Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя".
· Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
· Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
· Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
· Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
· Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
· Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.
· Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
· Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
· Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.
· Постоянно учитывайте недостатки ребенка.

Гиперактивность может сдерживаться с помощью вышеназванных мер.

Синдром гиперактивности проявляется и в трудностях воспитания. Ребенок не может регулировать свою деятельность даже по просьбе взрослого: он не может сосредоточить свое внимание на длительное время, очень быстро утомляется от статичных поз, быстро переключается на другой вид деятельности. Образно говоря, гиперактивный ребенок - это тот, который по дороге домой из школы или сада бежит туда и обратно, туда и обратно.
С такими детьми трудно всем: ребенок ни секунды не сидит на месте, задержать на чем-то его внимание просто невозможно, во времени и пространстве он фиксируется с большим трудом. Возить такое "чудо" в общественном транспорте или брать с собой в гости - сущее наказание. Родителям надо помнить одно: трудно не только им, трудно и самому ребенку справиться со своей двигательной активностью. Кроме того, их неохотно принимает компания сверстников: им непривычно быстрое соскальзывание непосед со слез к безудержному веселью, нервозное общение, неумение долго играть в одну и ту же игру. А уж пойдя в первый класс такой ребенок сталкивается со множеством трудностей, даже несмотря на то, что уровень интеллекта гиперактивного ребенка часто превышает средневозрастные показатели. Это дети, которые все "схватывают налету", однако не могут надолго сосредоточиться на какой-либо деятельности, особенно если предложенное занятие им неинтересно. Такие дети импульсивны и невнимательны. Если ваш гиперактивный ребенок - школьник, он может неровно учиться из-за того, что не записал задание, забыл, не успел, много отвлекался на уроке. При усугублении школьных проблем могут возникнуть эмоциональные и личностные проблемы, например, низкая самооценка. Гиперактивного ребенка часто ругают, делают замечания, угрожают наказанием, однако все эти воспитательные меры неэффективны. Ребенок не может вести себя хорошо не потому что не хочет, а потому, что его психофизиологические возможности не позволяют ему это делать.
Психологи, занимающиеся проблемой гиперактивных детей, выработали целый ряд практических советов для родителей "шустриков".
· Будьте последовательны и постоянны. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно.
· Учитесь отделять его поведение, которое вам не нравится от его личности. Например: "Я люблю тебя. Мне только не нравится, когда ты разбрасываешь игрушки по всему дому".
· Старайтесь откликаться на любые, пусть и незначительные, позитивные сдвиги в поведении, хвалите его за них. Постарайтесь избегать непрерывных одергиваний и запретов - "прекрати", "не смей", "нельзя" и другие.
· Составьте (желательно, вместе с ним) четкое расписание прогулок, еды, сна, игр, занятий и повседневных обязанностей. Старайтесь следовать этому расписанию, несмотря на все попытки ребенка склонить вас на послабление. Со временем, он привыкнет к размеренной, упорядоченной жизни.
· При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона, письменный стол, стоящий не у окна, а у ничем не украшенной стены, создают условия для концентрации.
· Если он сел рисовать, уберите все лишнее со стола, потому, что гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.
· Приучайте ребенка к различного рода конструкторам, мозаикам, всевозможным настольным играм.
· Из занятий спортом выберите такие, которые помогают выплеснуть "лишнюю" энергию и одновременно успокаивают. Например, плавание (вода напоминает ему материнскую среду и действует успокаивающе) или спорт, при котором задействована большинство рецепторов кожи (происходит тактильный контакт) - например, тейквандо.
Гиперактивные дети испытывают немало трудностей в своей жизни и доставляют родителям немало хлопот. Они совершенно не могут усидеть на месте, не в состоянии вести себя спокойно и выдержано. Их повышенная возбудимость приводит к тому, что они постоянно совершают недозволенные поступки. За это гиперактивных детей постоянно наказывают: и родители, и воспитатели в детском саду. А если не наказывают, то одергивают, читают нотации, стыдят, призывая к спокойствию и выдержке. Это и понятно, ведь за гиперактивным ребенком необходимо постоянное наблюдение: как бы чего не натворил!
И если даже взрослые понимают, что ребенок не виноват в таком поведении, что он делает что-то не так не специально, а потому, что по-другому просто не может, им все равно трудно удержаться от критики и замечаний. А именно такая тактика общения с гиперактивным ребенком и является единственно правильной. Психологи даже советуют родителям гиперактивного ребенка вообще перестать обращать внимание на те его проступки, которые являются следствием повышенной возбудимости и неусидчивости.

Кроме того, ограничение активности ребенка является также неверным решением, оно может повлечь за собой совсем нежелательные результаты.
Но это не значит, что гиперактивного ребенка надо оставить наедине с его гиперактивностью. Наоборот, такой ребенок требует особого внимания и контроля. Роль взрослых - подсказать ребенку, как он может использовать свою повышенную активность, направить ее в нужное русло, чтобы неуемная детская энергия не пропадала зря и не шла во вред ребенку, а, наоборот, была источником положительных изменений.
Лучшим способом для направления энергии и активности туда, куда надо, являются занятия спортом. Именно спорт даст гиперактивному ребенку возможность проявить себя и, кроме того, научит владеть собой, что невозможно без сформированных навыков самоконтроля и саморегуляции.

Как показывает опыт многих родителей гиперактивных детей, самым полезным спортом является плавание. Плавание полезно для здоровья, оно служит хорошей закалкой для организма, кроме того, водные процедуры снижают возбудимость нервной системы, что так необходимо гиперактивным детям гиперактивные дети испытывают немало трудностей в своей жизни и доставляют родителям немало хлопот. Они совершенно не могут усидеть на месте, не в состоянии вести себя спокойно и выдержано. Их повышенная возбудимость приводит к тому, что они постоянно совершают недозволенные поступки.

За это гиперактивных детей постоянно наказывают: и родители, и воспитатели в детском саду. А если не наказывают, то одергивают, читают нотации, стыдят, призывая к спокойствию и выдержке. Это и понятно, ведь за гиперактивным ребенком необходимо постоянное наблюдение: как бы чего не натворил!
И если даже взрослые понимают, что ребенок не виноват в таком поведении, что он делает что-то не так не специально, а потому, что по-другому просто не может, им все равно трудно удержаться от критики и замечаний. А именно такая тактика общения с гиперактивным ребенком и является единственно правильной. Психологи даже советуют родителям гиперактивного ребенка вообще перестать обращать внимание на те его проступки, которые являются следствием повышенной возбудимости и неусидчивости. Кроме того, ограничение активности ребенка является также неверным решением, оно может повлечь за собой совсем нежелательные результаты.
Но это не значит, что гиперактивного ребенка надо оставить наедине с его гиперактивностью. Наоборот, такой ребенок требует особого внимания и контроля. Роль взрослых - подсказать ребенку, как он может использовать свою повышенную активность, направить ее в нужное русло, чтобы неуемная детская энергия не пропадала зря и не шла во вред ребенку, а, наоборот, была источником положительных изменений.


Лучшим способом для направления энергии и активности туда, куда надо, являются занятия спортом. Именно спорт даст гиперактивному ребенку возможность проявить себя и, кроме того, научит владеть собой, что невозможно без сформированных навыков самоконтроля и саморегуляции.

Как показывает опыт многих родителей гиперактивных детей, самым полезным спортом является плавание. Плавание полезно для здоровья, оно служит хорошей закалкой для организма, кроме того, водные процедуры снижают возбудимость нервной системы, что так необходимо гиперактивным детям.

Другим полезным для гиперактивных детей спортом являются все восточные единоборства, поскольку они прививают навыки самоконтроля и дисциплины. Хотя, в общем-то, и другие виды спорта также принесут свою пользу.


Правила работы с гиперактивными детьми:

Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

Предоставлять ребенку возможность выбора.

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...» и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

Считается, что при условии правильного воспитания гиперактивный ребенок к двенадцати годам превращается во вполне нормального подростка.

телефоны:
+7 (495) 683-13-06
+7 (495) 602-43-30

источник:http://cpmssfenix.com/giperactivnie

Рубрики:  Мой малыш/гиперактивный ребёнок
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку