Нанси. В поисках модерна. Часть первая. |
Нанси. В поисках модерна. Часть первая.
Нанси́ (Nancy) — город и коммуна во Франции, административный центр (префектура) департамента Мёрт и Мозель в регионе Лотарингия. Первые упоминания об этом городе датируются VIII веком, а с XII века Нанси был столицей герцогства Лотарингского, затем провинции и региона с названием Лотарингия (Lorraine). В 1477 году при Нанси произошла битва между швейцарско-лотарингскими войсками (поддержанными Францией) и войском герцога бургундского Карла Смелого, который погиб в этой битве (см. битва при Нанси). В 1766 г. вместе с Лотарингией после смерти последнего лотарингского герцога, тестя Людовика XV Станислава Лещинского, бывшего польского короля, город вошёл в состав Франции. Именно с именем последнего традиционно связывают период расцвета города. Он приглашает знаменитых архитекторов и инженеров, при нем расцветают ремесла, медицина, искусства и сельское хозяйство, особенно виноделие Лотарингии. Станислав придает городу подлинно столичный блеск и изящество, во время его правления Нанси всерьез соперничает с Парижем. Не даром на памятнике Станиславу Лещинскому имеется посвящение «Станиславу Лещиньскому – благодарная Лотарингия». И вот именно этот город, созданный герцогом Станиславом и является объектом основного туристкого интереса.
Но есть и еще один Нанси – Нанси эпохи возникновения и расцвета искусства, да, пожалуй, смело можно сказать, не только искусства, но и определенного мировозрения, Модерна. И именно здесь, в Нанси, возникло явление, впоследствии получившее название «Школа Нанси» (École de Nancy) Не вдаваясь в подробности и анализ этого явления, обобщенно именуемого Модерн (в разных странах его именуют по разному, и «ар-нуво» во Франции, и «югендстиль» в Германии, и «стиль Сецессиона» - в Австрии, «либерти» - в Италии, «модерн» в Испании), наверное смело можно сказать, что было оно своего рода «золотым часом» человечества, одним из благополучно упущенных им шансов. Выбор был сделан в пользу несколько других идей, плодами которых явились две Мировые войны, потрясения «социальных» революций и т.д. Так что недаром концом этой эпохи считается 1914 год. Правда идеи этой эпохи, особенно в области искусств, получили свое дальнейшее развитие, но уже, на мой взгляд, несколько в ограниченном, т.с. урезаном виде.
Но, тем не менее, то что осталось от «Школы Нанси», а осталось немало, стало сейчас объектом пристального интереса многих людей, для которых Нанси, прежде всего, стал городом модерна. В настоящее время город этим гордится, это лелеет и, соответственно, использует к своей выгоде. Говорят, даже местные таксисты проходят специальные курсы, так что, если взять такси и попросить провести по местам, связанным с École de Nancy, затруднений это не вызовет.
Мы же решили ознакомится со всем этим самостоятельно и подготовившись, смело отправились в путь. А отправной точкой своего путешествия по городу эпохи École de Nancy решили выбрать музей этой школы (Musée de l'École de Nancy).
Музей, открытый в 1964 году, располагается в 3 км к юго-западу от площади Станислава,являющейся центром Нанси, в особняке филантропа и мецената Эжена Корбена (владельца сети книжных и музыкальных магазинов, ныне носящей название FNAC).. В общем то все здания, возведенные и украшенные представителями «Школы Нанси, строились по образному выражению «у ворот города», т.е. в тех районах, которые тогда являлись окраинами или предместьями города. Но об этом – чуть позже.
Так вот - Musée de l'École de Nancy. Расположен этот музей по адресу: улица сержанта Бландана, 36-38 (Rue du Sergent Blandan 36-38)
Уже само здание является как бы главным экспонатом музея. В самом же музее представлены образцы мебели и декоративно-прикладного искусства Школы Нанси. Есть постоянная экспозиция, проводятся и временные выставки.
Сам особняк расположен в саду, разбитом по всем канонам эпохи модерна – от традиционных для нее растений (кувшинки, анемоны, борщевик) и ландшафтных решений до элементов садовой архитектуры.
Так тут находится павилион, именуемый «Аквариум». Его автором считается архитектор Люсьен Вайсенбургер. Автор витражей – Жак Груббер.
А также памятник-кенотаф («фальшивый», имеющий исключительно декоративное предназначение могильный памятник), украшенный скульптором Пьером Роше (это один из самых ранних примеров погребальной скульптуры ар-нуво, 1901). Он примечателен витражами и флоральным декором.
Перед самим музеем нами была замечена забавная реклама, сообщавшая, что вот тут, буквально в двух шагах – наискосок-напротив расположился магазинчик соответствующей тематики под завлекающим названием "Сегодня 1900 (год)" .
Действительно, это оказалась лавочка, где продают свои произведения уже современные художники, работающие в этом стиле. Понятно, все это расчитано на туриста, но туриста не всякого, а очень интересующегося и достаточно состоятельного...
Выйдя же из музея Школы Нанси, можно отправиться по Rue du Sergent Blandan либо направо, либо налево к следующим объектам и памятникам эпохи «art-nouveau».
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |