ЖЗЛ (ОТШЕЛЬНИК И КОРОЛЬ ДЕКАДАНСА НИКОЛАЙ КАЛМАКОВ: СУМАСШЕДШИЙ ИЛИ ГЕНИЙ? ЧАСТЬ 1)
Признаюсь честно, учась в творческом ВУЗе Питера и изучая историю русского театра, я впервые столкнулся с именем Калмакова. Перерыв Интернет нашел только замечательную статью Елены Струтинской и французский сайт, посвященный художнику. Эти материалы и легли в основу поста.
Творчество и жизнь Николая Константиновича Калмакова окутаны легендами и вымыслами. Возникли они в середине ХХ века, когда во Франции заинтересовались наследием русского художника-эмигранта. Рождению слухов способствовали неординарность поведения Калмакова, тематика его работ и скудность сведений о его жизни. “Единственный в своем роде” – так Калмакова охарактеризовал режиссер и драматург Н.Н.Евреинов. Трудно найти в русском модерне и символизме более странные и дерзкие гротески, мистические и чувственные фантазии. Калмаков создал целые серии работ, наполненных экзотическими образами, отсылающими к античной и древневосточной мифологии, населенные монстрами, демонами и фантомами эротических видений, с явным и вызывающим оттенком дерзкого “люциферизма”. Но обо всем по порядку!
Николай Константинович Калмаков
1873 – 1955
Николай Калмаков Автопортрет 1929 г.
Русский художник, представитель объединения «Мир искусства», проживший много лет во Франции.
Калмаков родился в городе Нерви на итальянской Ривьере, мать его была итальянка, отец – русский генерал. В отличие от большинства российских аристократов, его окрестили в католичестве, видимо, благодаря матери.
Детство Николай провел в доме родителей. Особое влияние на мальчика оказала его гувернантка-немка, поклонница немецких сказок. Сказки в ее исполнении произвели на впечатлительного и наделенного пылким воображением мальчика сильнейшее воздействие. Образы немецкого романтизма пустили глубокие корни в его сознании.
Калмаков позже вспоминал: "Она заставила меня жить в воображаемом мире сказок братьев Гримм и фантазий E.T.A. Хоффмана. Я слушал эти рассказы с восхищением. В возрасте девяти лет я часто убегал в самую дальнюю комнату нашего дома, где тщательно прятался. Один, в темноте, я сидел и призывал появиться черта".
Из Италии семья вернулась в Санкт-Петербург. Юный аристократ поступил в престижное Императорское училище правоведения. В это время он встретил Николая Евреинова, студента этого же училища, который так неистово интересовался театром, как Калмаков живописью.
После получения высшего образования в 1895 году, в возрасте двадцати двух лет, Калмаков на семь лет уехал в Италию. Известно, что именно там он всерьез занялся изучением живописи, а также изучал анатомию в морге соседней больницы.
СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ. В ГАЛЕРЕЕ 14 КАРТИН