В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в словах.
Франсуа де Ларошфуко
Очень полезно и познавательно.
Основные элементы речи:
Содержание (это самый важный элемент, которому подчинены все остальные; в содержании речи отражаются знания, в том числе словарный запас говорящего)
Естественность (отсутствие скованности и наигранности; никогда не выйдет из моды)
а) уверенность в себе (забудь о себе, займись делом)
б) разговорный стиль произнесения (уместен при любом общении, т.к. легко воспринимается слушателями)
в) свободные движения (жесты, хождение, повороты головы)
Понятность (один из самых приоритетных элементов, необходимый минимум в речи)
а) точное выражение мыслей
б) достаточная громкость и четкая дикция
в) темп от 100 до 150 слов в минуту, средний - 125
г) построение не очень длинных предложений
д) разъяснение специфических терминов, иностранных слов, аббревиатуры
е) повторение сложных для понимания идей другими словами
Яркость (заставляет слушателей раскрывать рты)
а) интонация (делает речь рельефной за счет контрастов между ударными словами и фоном,привлекает внимание слушателей и облегчает понимание речи)
б) эмоциональная окраска в тоне голоса и выражении лица (передает отношение говорящего к содержанию речи, передается слушателям, т.к. эмоции заразительны)
Зрительный контакт (показывает, к кому мы обращаемся)
а) большую часть времени смотреть в глаза слушателей
б) фиксировать взгляд примерно от 2 до 5 секунд,чтобы он не казался бегающим
в) равномерно распределять взгляд по всей аудитории (беседовать не с одним слушателем и не только с серединой зала, а со всей аудиторией; тогда у каждого слушателя появится ощущение, что вы с ним пообщались лично)
Жесты
а) в меру (пропорционально энергичности речи, чем энергичнее речь, тем энергичней жестикуляция; при умеренном выступлении - умеренные жесты)
б) синхронно сопровождают содержание речи (не должно быть лишних жестов - до, после или вместо произносимых слов; жесты должны "подчеркивать" слова)
Композиция
а) целеустремленность (знать тему, основные мысли, цель речи и уложиться в планируемый регламент; на все отвлекающие вопросы отвечать кратко и самому не уходить в дебри)
б) последовательность (мысли освещать по порядку, без надобности не повторяться и не перескакивать на внеочередную мысль)
Правильность (соблюдать, по возможности, правила русского языка)
Краткость (концентрация мыслей в словах, умение выразить многое в немногих словах)
Слова-паразиты (не несут полезной информации, часто повторяются без надобности, поэтому засоряют речь - вот, ну, понимаешь, так сказать, как бы и др.)
Назализация (заполнение паузы звуком "э-э-э"; режет слух)
Техника речи
а) голос (ровный, достаточно громкий - с расчетом на последний ряд слушателей)
б) дикция (четкое произношение; плохая дикция - глушитель во рту)