-Рубрики

 -Цитатник

рансиско Перальта дель Кампо (Francisco Peralta del Campo),1837-1897.Испания. - (0)

Франсиско Перальта дель Кампо (Francisco Peralta del Campo),1837-1897.Испания. На арене...

Русская портретная фотография. Часть 4 - (0)

Русская портретная фотография. Часть 4 Портрет старого солдата. 1863 ...

Василий Андреевич Голынский (1854–1904) - (0)

Василий Андреевич Голынский (1854–1904) ...

ЭРЗЯ И МОКША...Наталья Водянова, имеет эрзянские корни, а мокшанские у Василия Шукшина. - (0)

ЭРЗЯ И МОКША...Наталья Водянова, имеет эрзянские корни, а мокшанские у Василия Шукшина. Откр...

Пьер-Поль-Леон Глейз (Pierre-Paul-Léon Glaize), 1842-1931.Французский художник - (0)

Пьер-Поль-Леон Глейз (Pierre-Paul-Léon Glaize), 1842-1931.Французский художник По...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MatyldaBelaya

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30747


РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Богаевский Константин Федорович (1872-1943).

Четверг, 11 Января 2024 г. 01:30 + в цитатник
Цитата сообщения Ела2012 РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Богаевский Константин Федорович (1872-1943).


Нет слов передать, какой восторг охватывает меня иногда перед природой. Никогда я не насыщусь ею вполне, тут нужно сто жизней, а не одна!
Богаевский К.Ф.



Русский художник, представитель символизма, мастер пейзажа, живописец и график, создатель оригинального эпически-романтического стиля пейзажа восточной части Крыма – Киммерии. Родился в Феодосии 12 (24) января 1872 в семье чиновника. В гимназические годы посещал мастерскую И.К.Айвазовского и занимался под руководством его ученика, местного живописца А.И.Фесслера.

Феодосия. 1930.jpg
Феодосия. 1930
Холст, масло. 80 x 216 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Богаевского не пугали трудности: с молодых лет он взял себе за правило ежедневно работать, искать формы и способ изображения, непрестанно проводя опыты на пленэре и в мастерской. Художник считал большой радостью весь день посвящать живописи.



В 1891 г. Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств, но довольно скоро выяснилось, что он не может попасть в "струю" принятой здесь методики обучения (копирование и рисование с гипсов).
Не дожидаясь отчисления из Академии, он возвращается в Феодосию, но здесь молодой человек получает письмо, изменившее его судьбу, - сообщение о том, что А. И. Куинджи заинтересовался его этюдами. Так он оказался у замечательного педагога, лелеявшего своеобразие талантов, мудрого "учителя жизни" (Н. К. Рерих), из мастерской которого вышли А.А. Рылов, Н. К Рерих, В.-К. Е. Пурвит, А. А. Борисов и др. Вместе с Куинджи ученики совершают поездку по Европе.

Крымский вид. 1898.jpg
Крымский вид. 1898
Холст, масло. 44 x 29 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Первый самостоятельный творческий период Богаевского отмечен темной цветовой гаммой - палитрой мюнхенских художников. До 1904 г. он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы "Древняя крепость" (1902), "Пустынная страна" и др.

Древняя крепость. 1902.jpg
«Древняя крепость»
1902.
Холст, масло. 99 x 193 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Пустыня. Сказка. 1903.jpg
Пустыня. Сказка. 1903
Холст, масло. 69 x 194 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Ночь у моря. 1903.jpg
«Ночь у моря»
1903
Холст, масло. 109 x 144.5 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Старый Крым. 1903.jpg
Старый Крым. 1903
Холст, масло. 110 x 160 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Сильно повлиявшим на феодосийского художника, был поэт и художник Максимилиан Волошин, который жил в Коктебеле, недалеко от Феодосии. В творчестве двух художников было много общего, хотя искусство Богаевского более мощное и полифоничное, нежели камерное "однотонное" искусство Волошина.


В Коктебеле. Дом Максимилиана Волошина. 1905.jpg
В Коктебеле. Дом Максимилиана Волошина. 1905
Холст на картоне, масло. 51 x 84 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

М. Волошин К. Богаевскому

Мы, столь различные душою,
Единый пламень берегли,
И тесно связаны тоскою
Одних камней, одной земли,
Одни сверкали нам вдали
Созвездий пламенные диски,
И где бы ни скитались мы,
Но сердцу безысходно близки
Феодосийские холмы.
Волошин М.А. "Другу" 1911.


Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: "Звезда-Полынь", "Генуэзская крепость" (обе 1906).
Богаевский создал серию картин, где проявилось его новое отношение к миру, другая философия, отягченная постигшими его бедами.
Центральное произведение этого периода - "Звезда Полынь" (1907); в нем сконцентрировались философия художника, его отношение к жизни, его миропонимание, его излюбленные размышления. "Звезда Полынь" - апокалиптический сюжет, олицетворенный символ ужаса. "Полынь" у художника льет на землю мертвящий ужас. Остановилось время, будто звезда появилась из вневременного пространства и опалила острыми лучами каменные дома современного города. В мире установилась тягостная неподвижность магического света Полыни. Под ее разящими лучами все живое скрылось и исчезло. Осталась только каменная земля, будто ровесница звезды, подверженная каре жгучих лучей.

Звезда Полынь. 1908.jpg
Звезда Полынь. 1908
Бумага, тушь. 14 x 12 см
Симферопольский художественный музей

Вариации на тему карающего неба и грешной земли присутствуют и в двух других замечательных полотнах - " Солнце" (1906) и "Генуэзская крепость" (1907).
Один и тот же мотив раскаленного солнца или расплавленной звезды, исторгающей на землю испепеляющие лучи, потребовал здесь нового живописного решения. Мир Богаевского суровый и драматичный. Человеческая жизнь, как и жизнь земли,- это нечто незначительное в масштабе вечного времени.

Солнце. 1906 Богаевский
Солнце. 1906
Холст, масло. 111 x 138 см
Вологодская областная картинная галерея


Генуэзская крепость. 1907.jpg
Генуэзская крепость. 1907
Холст, масло. 80 x 173 см
Пермская государственная художественная галерея

Вскоре он обратился к новой для себя технике - литографии, успех в которой давно предсказывал ему Волошин. Действительно, графическое наследие Богаевского не менее ценно, чем живописное.

Звезда. 1908.jpg
Звезда. 1908


Примерно к 1907 г. относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен - они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. "Тихая равнина", "Раннее утро", "Розовый гобелен", "Страна великанов", "Жертвенники" и другие картины 1908-09 гг. отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой.

Утро. Розовый гобелен. 1906.jpg
Утро. Розовый гобелен. 1906

Тропический пейзаж. 1906.jpg
«Тропический пейзаж»
1906г.
Холст, масло. 112 x 139 см
Государственный Русский музей


Жертвенники. 1907.jpg
Жертвенники. 1907
Холст, масло. 143 x 168 см
Ярославский художественный музей


После путешествия в 1908-09 гг. в Италию и Грецию колорит картин Богаевского вновь меняется. Его переполняют впечатления от полотен итальянских мастеров - Маптеньи, Боттичелли, Беллини. Это пора зрелости художника. Многолетний повседневный труд принес свободу владения кистью. Богаевский всегда отделял работу с натуры, этюды от создания самой картины. Замысел зрел параллельно занятиям на пленэре, это был плод его раздумий, концентрация впечатлений, снов, фантазий.

Южная страна. Пещерный город. 1908.jpg
«Южная страна. Пещерный город»
1908
Холст, масло 143 х 179
Севастопольский художественный музей
Севастополь


Пейзаж со скалами. Старый Крым. 1908.jpg
Пейзаж со скалами. Старый Крым. 1908
Холст, масло. 111 x 172 см
Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина

Воспоминание о Мантенье1. 1910.jpg
Воспоминание о Мантенье
1910

Воспоминание о Мантенье" - это дань восхищения художника мастерами Возрождения. В ней соединились несколько идейно-тематических версий: идея земного блага, идея планетного одиночества земли, идея ее разрушения, ее старости и мудрого спокойствия, идея обетованной земли, каковой обычно представлялась художнику Киммерия. Все вошло в картину и целостно спаяно в ней. "Золотой век" человечества предстал на сей раз в облике произведений итальянского Ренессанса.

1910-е гг. - время участия Богаевского в выставках "Мира искусства" и СРХ, членом которых он являлся. Это период тесного общения с М. А. Волошиным. Тот не раз выступал в прессе со статьями о художнике, уделял много дружеского внимания, исподволь направлял его поиски.

Киммерийская область. 1910.jpg
Киммерийская область. 1910
Холст, масло. 92 x 198 см
Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл.

Классический пейзаж. 1910.jpg
«Классический пейзаж»
1910г
Холст, масло 120 х 142
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия

В годы Первой мировой войны Богаевский был мобилизован в рабочую роту под Севастополь. Лишившись возможности писать, но не способности творить, он создаст свои картины "внутри себя", едва успевая зарисовывать эти композиции во время короткого отдыха.

В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и др. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 г. за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.

Пейзаж с деревьями. 1924.jpg
Пейзаж с деревьями. 1924
Холст, масло. 92 x 31 см
Челябинский государственный музей изобразительных искусств


Скалистый берег моря. 1926.jpg
Скалистый берег моря. 1926
Бумага, сангина. 25 x 46 см
Симферопольский художественный музей


Пейзаж с деревьями. 1927.jpg
«Пейзаж с деревьями»
1927
Холст, масло 99 х 145
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1930-х гг. художник создает несколько индустриальных пейзажей, пытаясь идти "в ногу со временем", но, по сути, картины эти - "Днепрострой" (1930), "Город будущего" (1932) - отличаются от крымских пейзажей только заменой крепостей и глыб земли объектами строительства.

Днепрострой. 1930-е.jpg
«Днепрострой»
1930-е
Холст, масло 97 х 129,6
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Феодосия

Город будущего
Город будущего . 1932
Холст, масло. 107 x 134 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина

Старая гавань. 1931.jpg
«Старая гавань»
1931
Холст, масло. 71 x 196 см
Симферопольский художественный музей

До конца жизни Богаевский творил пейзажи своей "внутренней" страны - "Богаевии" (по прозванию друзей). Почти всем им свойственна запечатленная тишина, внутренняя лирическая сосредоточенность. Когда смотришь на полотно художника, кажется, что можно услышать голос молчания. Таковы "Феодосия" (1930), "Первозданный пейзаж" (1931), "Радуга" (1932), "Тавроскифия" (1937), "Пейзаж с водопадом" (1942).

Радуга. 1931.jpg
Радуга. 1931
Бумага, акварель. 38 x 50 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва


Пейзаж с водопадом и мостом. 1942.jpg
Пейзаж с водопадом и мостом. 1942
Эскиз
Бумага, акварель. 50 x 72 см
Симферопольский художественный музей

Романтический пейзаж (Крымский пейзаж). 1942.jpg
Романтический пейзаж (Крымский пейзаж). 1942
Бумага, акварель. 50 x 78 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского


Богаевский погиб в Феодосии 17 февраля 1943 при взрыве авиабомбы.

Богаевский Константин Федорович (1872-1943)
Богаевский Константин Федорович (1872-1943)






http://www.artsait.ru/art/b/bogaevsky/main2.htm
http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=5
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=460816

Рубрики:  Художники 20-21 век
Художники РОССИИ
Символизм

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку