В 16 лет она начала позировать знаменитому художнику. А в 22 года ее похоронили вдали от родного дома. Портреты молодой девушки посетители сегодня видят в лучших музеях Европы. Ее имя - Гизье Квак (Geesje Kwak) (1877-1899). Но гораздо чаще называют - «Девушка в кимоно».
Случайная встреча с ищущим вдохновение художником тогда не принесла ей славы и богатства. А сегодня натурщице посвящают выставки и продают ее изображения за огромные деньги.
Гизье Квак. Фото 1894 г. Общественное достояние
Знаменитый голландский художник-импрессионист Георг Хендрик Брейтнер (1857-1923), друг Ван Гога, и одновременно модный фотограф, в 1893 г. познакомился на улице с продавщицей дамских шляпок 16-летней Гизье Квак.
Еще одно фото Гизье Квак. Все фотографии сделаны Георгом Брейтнером. Общественное достояние
Брейтнер только что перенес тяжелую глазную инфекцию, едва не лишился зрения и пребывал в подавленном состоянии и творческом кризисе. Молодая девушка с детским невинным лицом и нехарактерной для той эпохи стройной фигурой, вдохновила художника, подарила ему идеи для творчества.
Далее - картины Георга Хендрика Брейтнера.
Серьга. 1893 г. Общественное достояние
В 2016 в Амстердаме состоялась тематическая выставка «Брейтнер: Девушка в кимоно», ставшая событием художественной жизни Европы. Впервые в одном месте собрали все известные и предполагаемые изображения Гизье Квак из разных коллекций, сделанные Георгом Брейтнером:
20 картин, 15 рисунков и 15 фотографий.
Девушка в красном кимоно. 1894 г. Общественное достояние
13 из 20 картин изображают юную Гизье Квак, одетую в кимоно разных цветов. Красное, белое или синее. В разных позах и с разными выражениями лица. Словно автор сделал несколько фотоснимков модели, а потом рисовал по ним картины.
Девушка в белом кимоно. 1894 -1895 гг. Общественное достояние
Почти так и было на самом деле. Брейтнер, действительно сначала фотографировал модель в кимоно. Потом выбирал наиболее удачные снимки и переносил их на холст. Но писал не с фотографии. Гизье Квак лично позировала в том положении, которое понравилось художнику.
Девушка в красном кимоно у зеркала. Общественное достояние
Почему именно в кимоно? В конце XIX века в Европе мода на искусство Дальнего Востока. Китайские вазы и японские гравюры стали непременным атрибутом убранства богатых домов. Символом роскоши. А художники в восточных шедеврах черпали вдохновение. В европейской живописи того времени сложилось целое направление – японизм. Многие великие мастера, например, Ван Гог, использовали японскую эстетику в своих работах.
Винсент Ван Гог. Куртизанка. 1887 г. Общественное достояние
Брейтнер увлекся японским искусством примерно в тоже время, когда познакомился с Гизье Квак. Вот почему на большинстве работ девушка облачилась в кимоно. Лучшей картиной в этой серии современные критики признают одну из версий «Девушки в белом кимоно».
Девушка в белом кимоно. 1894 г. Общественное достояние
Серия девушек в кимоно не пришлась по нраву голландской публике конца XIX в. От художника требовали более привычные виды Амстердама и всегда популярные натюрморты. На долгие годы о картинах с Гизье Квак забыли. Они пылились в запасниках музеев.
Пока в 2003 на аукционе одна из версий «Девушки в красном кимоно» не была продана за 582 тысячи евро. Сегодня портреты из серии «Девушка в кимоно» искусствоведы оценивают в несколько миллионов долларов, что сопоставимо по цене с ранними работами Ван Гога.
Девушка в красном кимоно. Общественное достояние
Но не всегда Брейтнер на первый план выставлял японские наряды. Существует единственная картина, где художник изобразил свою натурщицу и без кимоно, и вообще без одежды.
Гизье Квак. 1893 г. Общественное достояние
Естественно биографы Брейтнера не могли не задаться вопросом:
***Какие отношения связывали достаточно взрослого художника и его юную модель? Между ними почти 20-летняя разница в возрасте.***
Но ничего предосудительного обнаружено не было. Сохранились записи Брейтнера, где он скрупулезно фиксировал время позирования Гизье Квак и выплаты за это, что подтверждает сугубо деловой характер их отношений.
Девушка в красном кимоно. 1894 г. Гаага, Муниципальный музей. Общественное достояние
В 1895 г. семья Квак в поисках лучшей доли эмигрировала в Южную Африку. Последние картины японской серии Георг Брейтнер дописывал по ранее сделанным фотографиям натурщицы.
Сейчас уже трудно сказать интересовался ли художник дальнейшей жизнью своей музы. Ее судьба на новом месте сложилась печально. Девушка заболела туберкулезом и скончалась в 1899 г. в возрасте 22 лет. И если бы не прекрасные картины, имя Гизье Квак, никто бы сегодня не вспомнил.
https://dzen.ru/onestory
|
|