-Рубрики

 -Цитатник

Русская портретная фотография. Часть 4 - (0)

Русская портретная фотография. Часть 4 Портрет старого солдата. 1863 ...

Василий Андреевич Голынский (1854–1904) - (0)

Василий Андреевич Голынский (1854–1904) ...

ЭРЗЯ И МОКША...Наталья Водянова, имеет эрзянские корни, а мокшанские у Василия Шукшина. - (0)

ЭРЗЯ И МОКША...Наталья Водянова, имеет эрзянские корни, а мокшанские у Василия Шукшина. Откр...

Пьер-Поль-Леон Глейз (Pierre-Paul-Léon Glaize), 1842-1931.Французский художник - (0)

Пьер-Поль-Леон Глейз (Pierre-Paul-Léon Glaize), 1842-1931.Французский художник По...

Знаки судьбы, Будда и американская мечта: Как травма руки спасла от страшного решения японского гравера Киёси Сайто - (0)

Знаки судьбы, Будда и американская мечта: Как травма руки спасла от страшного решения японского грав...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MatyldaBelaya

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 52) Старое_фото Неизвестная_Планета Вопросы_Батюшке про_искусство Рецепты_домохозяек Ответ_на_вопрос Барахолка_лирушника Live_Memory Необычные_памятники Читальный_зал Дом_Кукол Восток-Запад-Север-Юг Аудиокниги _В_И_Н_Т_А_Ж_ Ветеринарный_кабинет КУЛИНАРНАЯ_ПАЛИТРА Царство_Кулинарии Это_волшебное_ПЛАТЬЕ Радуга_женственности Вяжем_спицами_и_крючком ХоЧуНиМаГУ История_и_культура Усы_лапы_и_хвост ОСЕНЬ_и_ЗИМА Интерьер Кошколюбам Комиссар_Рекс Книжный_БУМ _Италия_ культ_кино A_Propos Al_America Andrey_Tarkovskiy Art_Deco_style Camelot_Club Decor_Rospis Geo_club Прогулки_по_планете Котомания Make_up Pour_l_amour_de_l_art master-klass Я_-_МАСТЕРИЦА ИСКУССТВОбезГРАНИЦ Моя_кулинарная_книга Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука Болталка_в_беседке Associates inspired_by_beauty Книга-лучший_друг OSINKA_CLUB
Читатель сообществ (Всего в списке: 15) АРТ_АРТель Мода_и_стиль_с_Сусловым AbhaziaTrip Обитель_Тьмы Delirium_skill eau_de_source Fashion_TIME_JM Холистика Кино-Видео-На-Лиру Дамские_хитрости Wandelhalle This_is_Erotic О_Самом_Интересном _СТРАНА_ЧУДЕС_ kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 30746


Торжокские золотошвеи

Четверг, 21 Июля 2022 г. 11:34 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Торжокские золотошвеи

Торжок — старорусский город, где исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел золотного шитья. Ещё во второй половине XIX века на территории Торжокского кремля при археологических раскопках был найден кожаный мешок с большим количеством кожаных лоскутов, различных по форме и размерам, с разнообразными вышитыми золотом рисунками. Эти лоскуты в IX веке служили своеобразной разменной монетой – «купой». В 2010 году Новоторжская археологическая экспедиция среди вещей клада, спрятанного в 1238 году, обнаружила фрагменты ткани, расшитые серебряными и золотыми нитями. Эта уникальная находка окончательно развенчала миф о связи русского промысла с монголо-татарскими традициями.

 

В Торжке золотное шитьё превратилось в промысел простых граждан. Многочисленные храмы, монастыри требовали немало предметов церковного обихода. Именно монастыри становились невольными распространителями многих ремёсел и женских рукоделий. Однако золотошвейным искусством владела не каждая вышивальщица. Секреты ремесла, приемы шитья переходили по наследству от матерей к дочерям. Навыки девушки получали и в местных монастырских мастерских.

В древней Руси торжокская школа золотного шитья была одной из ведущих. Ещё больший расцвет она получила в XVI – XVII веках. В те времена произведения торжокских мастериц поражали разнообразием методов и способов образования узора, богатством мотивов, сложностью, композиционного строя орнамента, знанием разнообразных швов и умением вышивальщиц объединять их вместе. В XVII веке золотным шитьём богато украшались головные уборы, сарафаны, душегреи, пояса, сумки, кошельки, рукавички, платки, попоны, сёдла и многое, многое другое.

Расцвет золотошвейного промысла в городе Торжке пришелся на вторую половину XVIII- первую половину XIX веков.

В середине XVII века в Торжке был открыт сафьяновый двор. Сафьяны, вышитые золотом, широко использовались в быту русской знати. Значительная часть обуви расшивалась золотошвеями наряду с кошельками, поясами, сёдлами, заготовками для обивки мебели и карет. В тот же исторический период возникло отечественное «бархатное дело». Мастерицы Торжка тоже стали переходить на высококачественные московские цветные бархаты, атласы, камки.

К этому же времени относится расцвет лицевого шитья. В Торжке большими искусницами лицевого шитья слыли монахини Воскресенского монастыря. В 1644 году торжокские мастерицы вышили шелками и золотом удивительное по мастерству и художественному эффекту лицевое покрывало для мощей Святого Ефремия в Борисоглебском монастыре. Работа вошла в историю русского декоративно-прикладного искусства как шедевр лицевого шитья.

В то время каждая третья новоторка умела вышивать золотом. С 8-9 лет девочки начинали готовить себе приданое: отшивали изделия золотной и серебряной нитью и складывали их в сундучок. Считалось, что чем больше предметов будет собрано, тем длиннее и счастливее будет замужество.

Девушка расшивала пояса, скатерти, полотенца, и узоры на них ни разу не повторялись! Последней отшивалась свадебная рукавичка: одна, на правую руку. Этой рукавичкой будущая невеста показывала всем, что она умеет делать своими руками, какая она мастерица.

В XVIII-XIX веках связи торжокских мастериц расширяются. На ежегодную Нижегородскую ярмарку из Торжка постоянно вывозили расшитую золотыми, серебряными нитями и цветными шелками сафьяновую обувь, сверкающие вышитым узором рукава к праздничному крестьянскому костюму из шёлка и бархата. Им заказывают роскошное приданое богатейшие купцы из разных губерний страны. Драгоценной вышивкой украшается светская женская и мужская одежда знатных особ и членов царской семьи. В 1855 году вышивальщицы Торжка выполнили большой заказ, сделанный императорским двором: в связи с коронацией Александра II 30 лучших золотошвей были доставлены из Торжка в Санкт-Петербург для вышивания гербов на порфире. Некоторые из этих изделий хранятся сейчас в Государственном Эрмитаже и Оружейной Палате.


 

В Торжке молодых людей при первом знакомстве называли кавалерами или компаньонами. Если дружба продолжалась, говорили, что у этой девушки появился новый предмет. Предметов могло быть один, два или даже три. Чем больше, тем лучше – значит, она хорошая собеседница, характер ладный, то есть потенциальная невеста и жена.

В Торжке каждую осень проводились "Никитские ярмарки", которые у нас славились как ярмарки невест, куда девушки надевали свои лучшие свадебные наряды и, конечно же, рукавичку на правую руку. Невесты выстраивались в рядочек, стыдливо прикрывая лицо рукавичкой, а молодые люди, прогуливаясь со своими матушками, делали окончательный выбор именно по качеству работы и орнаменту, украшающему эту рукавичку.

Красота красотой - она не вечна - а талант остается. Ведь хорошая хозяйка и мастерица в каждый дом пригодится!В музее золотного шитья хранится роскошный экспонат - реплика такой рукавички, вышитая золотом. От такой красоты просто не отвести глаз.

В этот период в Торжке было сконцентрировано всё богатство и разнообразие русской золотной вышивки и по техническим приемам исполнения узора, и по применяемым материалам, и по богатейшему кругу мотивов и образов золотошвейного орнамента. А швов золотошвеи знали более ста. Из отдалённых мест прибывали в Торжок помещицы, чтобы сделать заказ местным золотошвеям на изготовление приданого для своих дочерей.
Необычайно искусными были торжокские пояса с золотным шитьём. Недаром, увидев их в витрине сувенирной лавки гостиницы Пожарского, А.С. Пушкин купил несколько в подарок княгине В.Ф. Вяземской, уверяя, что «она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы». 

Княгиня Вера Фёдоровна Вяземская
Поэт Пётр Андреевич Вяземский

В XIX веке в Торжке начали изготавливать особые заказы — так называемое, «мундирное шитьё». В ту пору в России были учреждены специальными законами типы мундиров членов императорского двора, а затем и гражданских чиновников министерств и ведомств империи. Предусматривался и оговаривался орнамент золотной вышивки, его расположение и количество. С той поры вплоть до наших дней расшивали в Торжке золотой нитью мундиры морских офицеров, офицеров сухопутных войск и прочих служб.

Во второй половине XIX века российская мода полностью сменилась. Ушли из обихода кокошники, сарафаны, душегреи. На изделия, украшенные золотной вышивкой, заметно снизился спрос. Для того чтобы сохранить в новых экономических условиях традиции новоторжского золотного шитья и вообще сам промысел, в 1894 г. Новоторжское земство создаёт Кустарный отдел, который возглавил Дмитрий Дмитриевич Романов (1851–1916).В 1898 году была открыта учебная золотошвейная мастерская, в будущем — училище золотного шитья. На базе учебной мастерской была создана производственная мастерская. Руководители учебной и производственной мастерских старались выполнить главную задачу: сохранить уникальный промысел, сберечь старинные швы и узоры, не дать погибнуть искусству предков.

В 1928 году открывается Торжокская артель им. 8 Марта. Создание артели совпало с поступлением большого заказа на шитьё знамён, знаков различия. Изготавливались в артели и золотошвейные изделия: небольшие партии золотошвейных тюбетеек, наволочки для диванных подушек, дамские сумочки, кошельки, бювары, уникальные изделия, предназначенные для выставок. Золотошвейная вышивка применяется в украшении декоративных панно и занавесей, предназначенных для общественных зданий и выставок.

В 1960 году артель реорганизована в фабрику, которая входила в состав Калининского производственного объединения художественных промыслов в качестве филиала № 2 имени 8 Марта. Филиалом были выполнены заказы «Мосфильма» к фильмам «Анна Каренина», «Посол Советского Союза», «Битва при Ватерлоо». Газета «Советская Россия» писала: «В целлофановом пакете с огромной бережливостью хранится роскошный мундир. Его расшивали золотошвеи Торжокской фабрики им. 8 Марта. Более месяца трудились лучшие мастерицы, на тысячу рублей золототканых нитей положили на мундир. И гордый, величественный появился в нём Каренин — всего один раз. После «Анны Карениной» мундир поместили в специальный шкаф — ведь он, пожалуй, самый дорогой в коллекции «Мосфильма».

Изделия торжокских мастериц неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, среди которых наиболее значительными являются: Нижний Новгород (1896), Филадельфия (1889, 1900, 1902), Москва (1923, 1925, 1928), Париж (1925, 1937), Милан (1927), Нью-Йорк (1939), Брюссель (1958), Осака (1970) и другие. И в современной российской истории изделия торжокских золотошвей можно увидеть на многих отечественных и зарубежных выставках. Коллекции золотошвейных изделий из Торжка хранятся в Государственном Русском музее, в Музее народного искусства, в музее г. Твери.

В Оружейной палате можно увидеть этот изящный аксессуар XVII века. Черепаховый гребень украшают золотые резные розетки в виде цветов с изумрудами. К нему прилагается бархатный футляр с изумрудами и рубинами, расшитый золотной и серебряной нитью.

музей золотого шитья

 

=====================

ТОРЖОК, УЛ. ДЗЕРЖИНСКОГО, 73

ТОРЖОК, КАЛИНИНСКОЕ ШОССЕ, 12

Рубрики:  Творчество и ДПИ
Россия_RUSS

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку