Художник Анри Лебаск: цвет чистого разума
Художник Анри Лебаск увидел свет во французском Шампиньи сто пятьдесят пять лет назад. Начальное образование он получил в художественной школе города Анжера, затем в возрасте двадцати одного года стал студентом Академии Коларосси в Париже.
В Париже карьера Лебаска складывалась довольно неплохо. Он подружился с несколькими импрессионистами. Это сейчас всем понятно, что творцы этого направления затеяли движение, перевернувшее привычные представления о письме красками по холсту. Но в ту эпоху успех был совсем не очевиден. Очень многие вполне уважаемые люди считали такие подходы ересью, другие предрекали лишь скоротечный взлёт на крыльях моды и скорое забвение.
Однако, молодой человек уже в начале пути принял концепцию и технику, предложенную импрессионизмом, как нечто своё, органично соответствующее его натуре. Они тогда держались особняком. Возможно, потому и выжили.
Хорошее классическое образование и глубокие познания в изобразительном наследии предшественников проявляются в смысловых композиционных решениях. Однако, одна из главных особенностей художника — его взаимоотношения с цветом. Этим навыкам отдано много сил и времени.
Известно, что Анри Лебаск системно изучал теорию цвета и начал использовать свои знания, одним из первых, открыв особенные манеры обращения с цветовым выражением. Недаром его творения часто называют поэтическими эпитетами, связанными с пением цвета и солнечным сиянием.
Каждый может сказать: «Я так вижу». Не каждый может это донести другим. Правда и то, что людям интересен далеко не любой индивидуальный личный взгляд. Импрессионизм, как ранний, так и поздний — способ философской передачи впечатлений и личных восприятий, душевных чувств с помощью обыкновенной краски.
Лебаск писал очень разные полотна — натюрморты, марины, пейзажи, сюжеты, портреты — и все они пронизаны светлым взглядом созидателя на окружающий мир и добрым вниманием к его обитателям.
В сочетании с академическими методами построения сюжетных линий мастер, безусловно, достиг именно тех высот восприятия, которые и по сей день ставят его в один ряд с крупнейшими представителями мирового искусства.
В творческой жизни мастер тесно общался с братьями по кисти. Среди них Сера, Синьяк, Матисс, Ренуар, Боннар и многие другие. Известна поездка группы импрессионистов на южный берег Франции. Это мероприятие не только обогатило всю компанию, но и послужило впоследствии популяризации нескольких групп живописцев. Искусствоведы часто различают два периода творчества Лебаска: до упомянутой поездки и после. Однако, нельзя сказать, что в процессе взаимодействия с коллегами он стал применять совсем другую технику или изменил манеру письма. Мир его образов стал богаче, но отношение к цвету — ещё строже.
Стоит вспомнить и ещё один из важных фактов творческой жизни выдающегося творца. Совместно с А. Матиссом он был одним из организаторов первого Осеннего салона в Париже — мероприятия, сыгравшего впоследствии важнейшую роль в формировании современного облика мирового изобразительного искусства.
Картины знаменитого живописца сейчас отнесены к вершинам постимпрессионистского направления. Его работы украшают Пантеон и театр на Елисейских полях, а иногда появляются и на аукционах высшего ранга.
|