Пластов |
Художник прошлого века, чьи биография и творчество яркой страницей вошли в историю не только отечественного, но и мирового искусства. Это Пластов Аркадий Александрович - известнейший живописец советской эпохи, вышедший из народа и посвятивший ему все свое творческое наследие. Невероятная красота деревенского мира на его полотнах волновала и привлекала зрителей в прошлом веке, не в меньшей степени она интересна и нынешнему поколению.
Жатва. (1945 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.
Цельная и впечатлительная натура живописца всю жизнь была полностью поглощена темой русской деревни, ее природой и людьми, мудрым, столетиями складывающимся народным бытом. Всему этому и посвятил Аркадий Пластов свой яркий и мощный талант. И я не ошибусь, если скажу, что его творческому наследию принадлежит будущее. А оно насчитывает 10 тысяч полотен, вошедших в золотой запас отечественной культуры. И это не считая того, что огромное количество картин живописца, написанных до 1931 года сгорело в огне.
Художественные работы члена Академии Художеств, лауреата Государственных премий, народного художника СССР - Аркадия Александровича Пластова уже давно стали классикой русской живописи ХХ века и продолжают борьбу за духовное возрождение нации и всего человечества. Ценнейшие экспонаты хранятся в собраниях Третьяковки, Русского музея и других отечественных и зарубежных музеях.
Витя-подпасок. 1951. Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.
Несколько слов из биографии народного художника
Родом Аркадий Пластов (1893-1972) из деревни Прислониха под Симбирском (нынче Ульяновская область). Именно здесь и пройдет жизненный и творческий путь художника. Односельчане с восторгом рассказывали о необыкновенной тонкой душевной организации маленького Аркаши, который, по их мнению, мог понимать язык земли. Он разговаривал со всем, что его окружало. Можно было часто наблюдать как мальчишка по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы дает и это, не говоря о домашних животных, которые понимали его как "своего". И видимо, поэтому родители готовили своему сыну судьбу духовного наставника, которую он круто изменил.
Из серии «Великие художники». Автор: А.А.Пластов.
Его дед Григорий был сельским архитектором и занимался иконописью. По его проектам в свое время были построены храмы в Прислонихе и окрестных деревнях. Григорий Гаврилович с сыном Александром, отцом Аркадия, расписывал церковь в Прислонихе, а некоторые из его икон сохранились и поныне. Именно он свою любовь к искусству передал сыну, а через него и внуку. Однако, как часто бывает, родители, желая добра своему чаду, будущее Аркаши видели в служении Богу. И после трех классов образования сельской школы 10-летнего парнишку отправляют на обучение в Симбирское духовное училище, где проучившись пять лет, Аркадий поступает в духовную семинарию.
Из серии «Великие художники». Автор: А.А.Пластов.
А однажды на 15-летнего парня неизгладимое впечатление произвела работа артели иконописцев, реставрирующих церковную роспись в его родной Прислонихе. Именно с того времени он твердо решил: во что бы то ни стало быть, живописцем.
Из серии «Великие художники». Автор: А.А.Пластов.
Окончив семинарию, Аркадий, полный решимости, в 1912 году отправляется в Москву и поступает в столичное Строгановское художественно-промышленное училище, а через два года в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение.
Из цикла «Житье-бытье». Автор: А.А.Пластов.
После революции 1917 года Пластов вернулся в родные края, где наряду с хозяйственной и общественной работой занялся живописью. Он пишет с натуры портреты своих односельчан и их детей, вошедшие в цикл картин, посвященный деревенскому быту, под названием «Житье-бытье».
Однажды произошло непредвиденное, сгорел дотла дом художника, и все работы, которые он успел написать, были уничтожены: не уцелело ни одного этюда, ни одного эскиза. Эта трагедия стала поворотной в жизни Аркадия Александровича. Шел 1931 год, и 40-летний Пластов остался практически ни с чем, ему нужно было начинать все с нуля. Он твердо решает оставить полевые работы и целиком посвятить себя живописи. Художник снова берет в руки кисть, и пройдет еще сорок лет неустанного труда — и число его произведений составит почти 10 тысяч экспонатов. Одних портретов, большинство из которых написаны из односельчан, насчитываются сотнями, не говоря о пейзажах, натюрмортах и жанровых картинах.
Петя Тоньшин. (1947 год). / Портрет Коли с кошкой. (1936 год). Автор: А.А.Пластов.
С головой окунувшись в творческий процесс, Пластов регулярно посещает выставки передвижников, русских художников-классиков, учась у них и перенимая лучшие их достижения. Пройдет какие-то четыре года и к художнику придет известность. В 1935-м на выставке в Москве впервые экспонировались картины Пластова: "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня". Именно с того дебюта художник начал постоянно выставляться на всех крупных художественных выставках.
Купание коней». (1938 год). Государственный Русский музей. Автор: А.А.Пластов.
Однако самой значительной работой Аркадия Пластова того времени была признана картина «Купание коней», созданная в 1938 году, к юбилейной выставке «XX лет Российской Красной Армии» и считающаяся самой свободной и искренней картиной своего времени. Написав ее, Пластов состоялся как художник и приобрел широкую популярность.
Композиция этого полотна, построенная на гармоничном сочетании движения и статики, насыщена множеством образов молодых парней и лошадей, которые сплелись в единой круговерти. А эмоциональный его фон буквально пронизан ощущением радости, молодости и задора. Пластов, отлично чувствующий форму, написал фигуры почти скульптурно: не прошли даром его занятия скульптурой.
Тройка. Ребятишки у речки». Автор: А.А.Пластов.
Работоспособность Пластова была потрясающей. Так, проникнувшись каким-либо жизненным мотивом, он мог переписывать его по несколько раз в разное время года, меняя и усложняя художественную задачу, оттачивая художественное мастерство до заветного совершенства. Так, применяя веками устоявшиеся традиции, и создавая свои собственные приемы, он внес свой бесценный вклад в развитие русской школы живописи.
Весна. (1954 год). Государственная Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.
Мама. (1964 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.
Юность. (1953-1954 г.г.) Автор: А.А.Пластов.
Сенокос. (1945 год). Третьяковская галерея. Автор: А.А.Пластов.
Источник
Рубрики: | классика\живопись\ ПОРТРЕТ ДЕТИ пейзаж |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |