Люди из прошлого |
Мало кто знает, что на севере Пакистана в районе Гиндукуш, граничащим с Афганистаном и Таджикистаном, в нескольких деревнях, разбросанных по трем горным плато обитают калаши — один из самых загадочных народов на планете. Пакистанцы называют эту местность Кафиристан – страна неверных.
Калаши совершенно не похожи на своих соседей-мусульман: они исповедуют язычество, говорят на своем языке, соблюдают уникальные обычаи. В последнее время калаши получили широкую известность не только благодаря религии, но и обычным для этого народа светлым волосам и глазам, что в древности порождало у равнинных народов легенды о калашах как о потомках воинов Александра Македонского.
Сегодня схожесть с древними эллинами иногда трактуется в популярной литературе как наследие «нордических арийцев» и показатель особой близости калашей к европейским народам. Тем не менее, светлая кожа присуща только для части популяции, большинство калашей темноволосы и проявляют характерный средиземноморский тип.
Если калаши – это потомки древних эллинов, то как они могли забрести так далеко от своей исторической родины? На пути в Индию великий завоеватель Александр Македонский оставлял в тылу заградительные отряды. Может быть, не дождавшись великого полководца, они так и осели в этих краях?
Более правдоподобно выглядит предположение, согласно которому Александр специально отобрал полтысячи самых здоровых и красивых греческих мужчин и женщин, а затем поселил в этих труднодоступных местах для создания греческой колонии на чужой территории.
Действительно, если посмотреть на лица калашей, кажется, будто они сошли с античных ваз, настолько похожи на древних эллинов. Сами калаши свято верят в эту легенду и передают ее из уст в уста. Еще бы, современные греки уже успели приложить здесь свою руку.
Пока весь мир докапывается до истины, потомки Гомера и Сократа активно помогают своим «братьям и сестрам». В одной из деревень они построили на собственные деньги школу и больницу. А на том месте, где у калашей проходят праздники, установили расписные колонны — привет с исторической родины.
Есть и другие, менее распространенные, гипотезы. Согласно одной из них, калаши – потомки народа, осевшего в горах Тибета в процессе большого переселения народов во времена вторжения арийцев на Индостан.
Калаши верят в своих языческих богов. По их понятиям, есть единый бог-творец, которого называют Дезу (у древних греков Deos). К нему душа направляется после смерти, а он волен решать, куда она дальше переместится – в ад или рай. Представления об аде и рае у калашей довольно туманные, им ясно одно: рай – это что-то очень хорошее, ад – плохое.
Отношения с другими божествами у древнего народа довольно сложные и запутанные. По одним сведениям, в числе их богов можно встретить знакомых нам с детства Аполлона, Афродиту и Зевса, другие же источники говорят о том, что ничего подобного у них и близко нет. А все потому, что калаши, несмотря на все усилия специалистов, народ еще малоизученный.
Одно можно сказать твердо: эти горцы упрямы и самодостаточны. Как ни пытались мусульмане насадить здесь свои порядки, калаши сопротивлялись до последнего и здорово поплатились за свое упрямство: в XIX веке калашей насчитывалось 200 тысяч, сейчас – не больше 3 тысяч. Таков итог религиозного геноцида.
Сегодня калашей никто не истребляет, отношения между двумя народами более, чем дружеские. Но волей-неволей калаши потихоньку смешиваются с пенджабцами, пуштунами и прочим пакистанским населением.
Калашские девушки отличаются редкой красотой и очень высоко ценятся в качестве невест, поэтому родители зачастую не могут устоять перед большим калымом, который им обещают женихи-мусульмане. Впрочем, местные красавицы отличаются еще и очень свободолюбивым нравом, укротить такую девушку все равно, что укротить горный поток.
В семьях царит равенство полов. Женятся и выходят замуж калаши по любви. Девушка вольна сама выбирать себе пару. Происходит это обычно весной, во время праздников. На «танцпол» собирается сразу несколько деревень, так что выбор большой.
Если оба согласны, молодой человек должен девушку похитить – чисто символически. Через пару дней к нему в дом приходят родственники девушки за выкупом. Когда обе стороны договариваются о калыме, празднуется свадьба.
Женщина может уйти от мужа к другому, но при одном условии: новый супруг должен выплатить старому большой выкуп. Если отношения между супругами не складываются, уйти может и муж. В общем, полное равноправие.
Калашские девушки, в отличие от мусульманских прелестниц, не прячут лицо за пенджабом. Напротив, подчеркивают свою красоту. Каждая, начиная чуть ли не с пеленок, носит бисерные бусы и делает замысловатые прически. количество ниток бус на их шее каждому знающему человеку расскажет все о возрасте дамы, ее социальном статусе, достатке и прочее.
С самых юных лет калашки носят особый головной убор, который называется купа и состоит из некого подобия не имеющей верха тюбетейки с приделанным цветастым хвостом. Замужние дамы носят купу с дополнительной частью, которая слегка по своей конструкции напоминает перак — головной убор женщин Ладакха (Индия).
Платья девушек – настоящие произведения искусства, над которыми колдуют местные умелицы. Обязательным предметом женской одежды являются тонкие штаны, узор на которых совпадает с рисунком платья. Если холодно, калашки покрывают верхнюю часть тела широким платком. Девушки и женщины носят эти наряды и в пир, и в мир, и в добрые люди.
Но в жизни каждой калашской леди есть периоды, когда такую красоту приходится прятать за семью замками. Во время месячных и родов женщин изолируют в специально отведенном доме. С изолированными запрещено общаться, пищу им передают через специальное окно. Даже дотрагиваться до стен этого дома не дозволяется, настолько он считается нечистым из-за находящихся там дам.
Согласно традиционным представлениям калашей, высшей святостью обладают горы и горные пастбища, где обитают боги и пасётся «их скот» — дикие козы. Святы также алтари и козьи хлева. Нечистыми являются земли мусульман, куры и женщины.
Пожалуй, это единственное притеснение, которое испытывают горские крали. И это не преувеличение. Доказательство тому биография знаменитой представительницы этого народа Лакшан Биби. Она сделала умопомрачительную для своего народа карьеру – стала пилотом самолета.
Разве может хоть одна женщина Пакистана, исповедующая ислам, мечтать о чем-то подобном? Пользуясь своей известностью, Лакшан создала фонд помощи калашского народа. Но, как ни странно, местные жители заподозрили Биби в присвоении средств и стали ее сторониться. Дом Лакшан отличается от деревенских строений, и это еще один повод для раздора между знаменитой калашкой и ее земляками.
Отношение калашей к иностранцам также неоднозначное. С одной стороны, они приносят в селения калашей деньги, с другой – ведут себя бесцеремонно, фотографируют без предупреждения, вламываются в жилища. Поэтому далеко не в каждой деревне калаши встречают гостей с распростертыми объятиями.
Между тем, в калашских селениях есть на что посмотреть, одни праздники чего стоят. Игры – обязательная составляющая любого торжества, а галл – любимая забава. Это что-то среднее между нашей лаптой, гольфом и бейсболом.
Играют в игру зимой, соревнуются два человека. Клюшкой бьют по мячу, потом оба этот мяч ищут. Кто первый найдет, тот и победитель. Счет идет до 12 очков. Часто сражения происходят между представителями разных деревень.
Праздник Рат нат пользуется популярностью не только у калашей, но и у туристов. Он проходит ночью, при свете звезд и вспышек фотокамер. Под удары барабанов девушки поют ритмичную песню, а танцоры кружатся по 3-6 человек, положив руки на плечи друг друга.
Когда танец заканчивается, на сцену выходит старик и начинает рассказывать легенды из жизни калашей. Сказ старика прерывается танцами, и так до самого утра. Пляшут то парни, то девушки, то все вместе. Запретов нет.
Весной же, после того как поля засеяны, а мужчины еще не ушли в горы на пастбища, справляется праздник Джоши. Все радуются жизни и молят своих богов о хорошем урожае. Летом отмечают Учао – надо задобрить высшие силы, чтобы те позаботились об урожае калашей.
Главный зимний праздник Чомус, во время которого животных приносят в жертву, мужчины идут на священную гору и просят о ниспослании калашам благодати и дальнейшем. Этому маленькому, но гордому горному народу везение, действительно, не помешает.
В результате исследований по генетическим связям населения планеты, проведенных совместными усилиями Институтом общей генетики имени Вавилова, университетом в Южной Калифорнии и Стэндфордским университетом, было установлено, что гены калашей действительно уникальны и принадлежат к европейской группе.
Рубрики: | неизведанное полезные ссылки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |