Виноват ли Черчилль в гибели «Титаника»? |
По мнению британского журналиста Роберта Стрэнджа (Статья в газете The Sun от 26 марта 2012 г. (http://bit.ly/Hx6QFl) виноватым в гибели «Титаника» является ни кто иной, как премьер-министр Великобритании времен Второй мировой войны Уинстон Черчилль. Правда, обвинения Стрэнджа распространяются не на управление Черчилля страной в период мировой войны, а касаются более раннего периода в богатой событиями и должностями жизни британского государственного деятеля.
По словам Стрэнджа, именно Черчилль, который во время проектирования и строительства лайнера занимал пост министра торговли и промышленности, а на момент кораблекрушения был Первым лордом Адмиралтейства, отвечал за безопасность эксплуатации судна. «От исполнения важнейших обязанностей по обеспечению безопасности Черчилля недопустимым образом отвлекали его политические амбиции, оскорбленное самолюбие и ухаживания за будущей женой Клементиной. Я считаю, что он несет все бремя ответственности за смерть 1,5 тысячи мужчин, женщин и детей, без вины погибших в ледяных водах Атлантики», - заявляет Стрэндж после многолетнего изучения национальных архивов Великобритании и США.
В частности Стрэндж ставит Черчиллю в вину, что, будучи министром торговли, он, доверил контроль над строительством лайнера «слабо подготовленному и плохо оплачиваемому инженеру министерства Фрэнсису Кэрразерсу». Также политик был в курсе нехватки спасательных шлюпок на лайнере, но не только не предпринял никаких действий по изменению ситуации, но и сумел избежать ответственности за гибель лайнера и даже не предстал перед судом, – негодует журналист. По поводу шлюпок можно лишь заметить, что их вместимость составляла 1178 человек и если и нарушала нормы того времени, то в большую сторону, а именно на 278 единиц.
(Политические амбиции Черчилля – причина крушения лайнера?)
Не выдерживают критики и другие заявления Стрэнджа. Если оставить в стороне тот факт, что за 22 месяца в министерстве торговли основным направлением деятельности Черчилля было распространение идей фритрейда, а не отслеживание результатов строительства судов, сомнение вызывают упоминаемые Стрэнджом даты. Например, решение о постройке лайнера было принято до прихода Черчилля в министерство торговли в середине 1907 года. Черчилль занимал пост министра торговли в период с 12 апреля 1908 года по 18 февраля 1910 года. Проект по строительству лайнера был разработан в конце 1907 и в начале 1908 годов. Черчилль занимал пост, когда проект был утвержден (лето 1908) и начался процесс строительства судна (март 1909 года). Отвечать за полный цикл строительства лайнера Черчилль не мог, поскольку оставил пост министра торговли за 15 месяцев до завершения и спуска «Титаника» на воду.
(«Титаник» и «Олимпик» (справа))
Однако этот анализ дат не столь и важен, поскольку, как показали исследования, «Титаник» был сделан более чем добротно. Как впрочем, и его старший брат-близнец лайнер «Олимпик», бороздивший просторы мирового океана 24 года, принявший участие в Первой мировой войне и заслуживший прозвище «Надёжный».
(Черчилль на королевской яхте «Виктория и Альберт»)
На сегодняшний день известно несколько причин гибели «Титаника», начиная от попытки избежать лобового удара с айсбергом, до миража, не позволившего впередсмотрящим «Титаника» разглядеть вовремя айсберг, а вахтенным расположенной неподалеку «Калифорнии» разглядеть в мерцающих огнях тонущий лайнер. Что же до Черчилля, то его в этой трагедии привлекли совершенно другие материи. Спустя шесть дней после крушения он писал своей супруге из Адмиралтейства: «Катастрофа с «Титаником» стала главной темой для обсуждений. Строгое соблюдение великих морских традиций по отношению к женщинам и детям не вызывает ничего кроме гордости за нашу цивилизацию. Я даже надеюсь, что это несколько смягчить злобный настрой молодых незамужних леди в отношении антагонизма между полами и представлении о мужчинах, как о подлых и низких существах. Я не могу испытывать гордость за наш народ и наши традиции. (…) Лодки полные женщин и детей мечущиеся посреди океана, а вокруг Тишина. Добрая им память».
Рубрики: | интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |