МЭТРЫ СЮРРЕАЛИЗМА – ФРАНЦУЗСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ХУДОЖНИК МАРСЕЛЬ ДЮШАН / MARCEL DUCHAMP (1887-1968), ЧАСТЬ I
Марсель Дюшан в образе Рроуз Селави. Фотография Ман Рэя, 1921 г.
Марсель Дюшан (1887-1968) сегодня известен прежде всего как автор одного из самых скандальных произведений искусства XX века – «Фонтана», писсуара, купленного художником в магазине и подписанного его же рукой. Однако, помимо этого Дюшану удавалось эпатировать современную ему буржуазную публику и другими способами, к примеру, с помощью возведения в ранг искусства лопаты для уборки снега. Что такое реди-мейд, насколько эта техника повлияла на расширение границ искусства и его дальнейшее развитие, как обыкновенный писсуар стал провокационным манифестом и зачем Дюшан пририсовал Моне Лизе усы.
Семья Дюшанов в Бленвиль-Кревоне. На заднем плане шестилетний Марсель в кепи. Фотография 1893 г.
Анри Робер Марсель Дюшан (фр. Henri Robert Marcel Duchamp) родился 27 июля 1887 году в небольшом поселке Бленвиль-Кревон в 20 километрах от Руана. Отец Марселя Дюшана был нотариусом. В семье было семеро детей, один из которых умер в детском возрасте. Из детей четверо стали знаменитыми художниками. У Марселя Дюшана было два старших брата: Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875-1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876-1916), которые стали знаменитыми художниками. Ближе всего он был к своей сестре-погодке Сюзанне (1989-1963), ставшей художницей. Самыми младшими были две сестры.
Марсель Дюшан со своей младшей сестрой Сюзанной. Фотография 1900 г.
В возрасте 14 лет Марсель Дюшан начинает серьезно увлекаться рисованием. От этого времени сохранились его портреты сестры Сюзанны. Старясь подражать своем старшему брату Жаку Вийону, он создает несколько пейзажей в импрессионистской манере.
Любовью и интересом к искусству в семье Марсель были обязаны дедушке по материнской линии Эмилю Николя, бывшему художником и гравером. Весь дом был наполнен его работами. Отец семейства дал детям свободу в вопросе выбора профессии, не настаивая на продолжении своего дела. Марсель Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с 10 до 17 лет. Он не был выдающимся учеником, но он хорошо успевал по математике, несколько раз выиграв математические школьные конкурсы. В 1903 год Марсель Дюшан также выиграл конкурс художественных работ.
Марсель Дюшан (1887-1968). Ивонна в кимоно. 1901 г. Бумага, акварель,
тушь, карандаш. Частное собрание.
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет сестры Ивонны Дюшан. 1901 г.
Бумага, карандаш, тушь, акварель.
Марсель Дюшан (1887-1968). Игра ? (Play ?). 1902 г. Бумага, акварель.
Марсель Дюшан (1887-1968). Сюзанна Дюшан раскладывает пасьянс.
1902 г. Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Спящая девушка. 1902 г. Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Сюзанна Дюшан в красном кресле.
1902 г. Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Сидящая Сюзанна Дюшан. 1902 г. Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Маленький домик, отличный отдых (лат. Parva Domus, Magna Quies).
1902 г. Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Церковь в Бленвиле. 1902 г.
Холст, масло. 61,3 x 42,9 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Сад и церковь в Бленвиле. 1902 г.
Холст, масло. 61 х 50 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Пейзаж в Бленвиле. 1902 г. Холст, масло. 61 x 50 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Семья Дюшанов в профиль в Вёль-ле-Роз. Справа налево: Сюзанна, Ивонна,
Магдалена, мадам Дюшан, Дюшан-отец и Марсель. Фотография 1910 г.
У Марселя Дюшана было не слишком много шансов пойти в жизни по какому-то другому пути. Его дед по материнской линии был художником и гравером, многочисленные работы которого окружали Марселя буквально с рождения. Мать мальчика была художницей-любительницей, изображавшей по большей части сельские пейзажи. Старшие братья Дюшана Жак и Реймон и младшая сестра Сюзанна тоже избрали творческую стезю, и Марселю не оставалось ничего другого, кроме как последовать семейной традиции. Интересно, что уже в раннем возрасте у мальчика помимо художественного обнаружился еще и недюжинный математический талант, он даже завоевал несколько призов в обеих этих областях. Однако Марсель сделал первый в своей жизни неожиданный ход, решив ничего не выбирать. Он продолжал заниматься живописью, а математический дар трансформировал в любовь к шахматам.
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет Марселя Лефрансуа. 1904 г. Холст, масло. 65,1 x 60,8 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). На скалах. 1905 г. Холст, масло. 55,6 x 38,6 см.
Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг, Сарасота, штат Флорида, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Дом среди яблонь. 1907 г. Холст, масло. Музей Израиля, Иерусалим.
Марсель Дюшан (1887-1968). Крестьянский дом в Ипорте (Франция). 1907 г. Холст, масло. 38,4 x 55,2 см.
Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг, Сарасота, штат Флорида, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет брата Жака Вийона.
1905 г. Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Сидящая Сюзанна Дюшан. 1904-1905 гг.
Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Флирт (Flirt). 1907 г. Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Женщина-кучер (Femme Cocher). 1907 г. Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Меню сочельника. Париж. 1907 г.
Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Бабушка художника за шитьем. 1907 г.
Бумага, акварель, карандаш. 31,9 х 24,5 см. Институт искусств, Чикаго.
Марсель Дюшан (1887-1968). Сидящий мужчина у окна. 1907 г.
Холст, масло. 55,6 x 38,7 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет Ивонны Дюшан-Вийон. 1907 г. Холст, масло. 71,1 x 90,8 см.
Художественный музей Ринглинг, Сарасота, штат Флорида, США.
Марсель Дюшан. Фотография 1917 г.
Первый преподаватель живописи старался оградить Марселя и всех своих подопечных от «тлетворного влияния» импрессионизма, пост-импрессионизма и прочих авангардных течений в живописи. Однако Дюшану удивительным образом удалось пропустить эти наставления мимо ушей. На самом деле его настоящим учителем был брат Жак Вийон, который сам находился в поисках индивидуального стиля и поддерживал подобное стремление Марселя. Уже в возрасте 14 лет Дюшан создает множество рисунков, акварелей и импрессионистских масляных полотен с пейзажами и портретами его сестры Сюзанны. Пишет семью, друзей и пейзажи в постимпрессионистской манере.
В 1905 г. Марсель выполняет карикатуры для еженедельника «Французский курьер» (Le Courrier français) и журнала «Смех» (Le Rire). Он продолжал с ними сотрудничать с перерывами до 1910 г. Работает в типографии в Руане. Призывается на военную службу волонтером сроком на один год.
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет Ивонны Дюшан. 1907-1909 гг.
Холст, масло. 87 x 67,4 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Марсель Дюшан (1887-1968). Новости (News). 1908 г. Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Феминизм. Париж. 1908 г. Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Кэб (The Cab). Париж. 1909 г. Рисунок.
Марсель Дюшан (1887-1968). Разговор. Париж. 1908 г. Рисунок.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Марсель Дюшан (1887-1968). В кафе «Проворный кролик» (Le Lapin), Париж.
«Если бы я знала, что он не придет..., я бы взяла только одну кружку пива».
1909 г. Рисунок.
Известно, что количество выпитых кружек пива считается по количеству картонных подставок
под кружку, а у дамы их насчитывается уже более 5 штук.
Марсель Дюшан (1887-1968), атрибуция. Портрет мадемуазель Селин Бал. 1909 г.
Холст, масло. 61 х 45,7 см. Аукцион Stair, Хадсон, штат Нью-Йорк, 2020 г.
Марсель Дюшан (1887-1968). Святой Себастьян. 1909 г. Холст, масло. 61,3 x 46,4 см.
Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг, Сарасота, штат Флорида, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Ковровая дорожка. Беговая дорожка для игры
«Маленькие лошадки». 1906-1911 гг. Холст, масло. 169,8 x 89 см.
Марсель Дюшан (1887-1968). Пейзаж. 1908 г. Холст, масло. 46 x 60,9 см. Музей современного искусства
(МоМА), Нью-Йорк.
Марсель Дюшан (1887-1968). Бато-Лавуар (Корабль-прачечная). 1910 г. Картон на доске, масло.
65,5 x 74,3 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Марсель Дюшан. Фотография Эдварда Стайхена, 1917 г.
В 1904 году Марсель вслед за старшими братьями отправляется в Париж, поселился на Монмартре. Пытался учиться в Академии Жюлиана. Но в знаменитой академии он проучился всего год. Говорили, что Дюшан гораздо больше времени проводил за игрой в бильярд, чем за учебой. После этого он начинает зарабатывать на жизнь в качестве карикатуриста. Большинство его тогдашних работ были построены не только на визуальных шутках, но и на игре слов. Этот прием Дюшан будет использовать и в будущем, когда начнет создавать реди-мейды. Через своих братьев Жака Вийона и Раймона Дюшана-Вийона Марсель Дюшан знакомится с кубизмом. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса. Он присоединяется к группе «Де Пюто», в которой участвовали такие художники как Глёз, Метценже. В 1909 его работы попадают на Осенний Салон, на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер.
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет отца художника. 1910 г. Холст, масло.
92,4 x 73,3 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет доктора Р. Дюмушеля. 1910 г.
Холст, масло. 100 x 65 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Chauvel. 1910 г. Холст, масло. Частное собрание.
Марсель Дюшан (1887-1968). Брюнетка в зеленой блузке (Портрет Нана). 1910 г.
Холст, масло. 61,5 х 50,6 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Игра в шахматы. 1910 г. Холст, масло. 114 x 146,5 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет доктора Фердинанда Трибу. 1910 г.
Картон, масло. 45 x 55 см. Музей изящных искусств Руана, Франция.
Марсель Дюшан (1887-1968). Обнаженная со смуглой кожей (Peau Brune). 1910 г.
Бумага, акварель, уголь. 52,1 x 49,2 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Стоящая обнаженная. 1910 г.
Холст, масло. Музей изящных искусств Руана, Франция.
Марсель Дюшан (1887-1968). Обнаженная, сидящая в ванне. 1910 г.
Холст, масло. 92,1 х 73,1 см. Институт искусств, Чикаго.
Марсель Дюшан (1887-1968). Обнаженная в черных чулках. 1910 г.
Холст, масло. 116,2 х 90,2 см. Галерея Артуро Шварца, Милан.
Марсель Дюшан (1887-1968). Две обнаженные. 1910 г. Холст, масло. 98,9 x 81,8 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Марсель Дюшан (1887-1968). Две обнаженные. 1910 г. Холст, масло. 73 x 92 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Братья Дюшаны (слева направо): Марсель Дюшан, Жак Вийон и Раймон Дюшан-Вийон в саду Жака Вийона
с собакой Пипой. Фотография в студии Пюто, 1913 г.
Париж начала ХХ века был для Дюшана идеальным местом. Художественная жизнь здесь ни на секунду не замирала на месте, она едва ли не каждый день рождала что-то новое. Новое поколение художников постоянно проверяло на прочность границы искусства, трансформируя его в неизвестные прежде формы. Здесь Марсель познакомился с кубистами и будущими дадаистами, завел дружбу с поэтом и арт-критиком Гийомом Аполлинером (который жестоко разгромил ранние работы Дюшана, назвав их «уродливыми обнаженными») и авангардным художником
Франсисом Пикабиа.
Марсель Дюшан (1887-1968). Красная обнаженная. 1910 г. Холст, масло. 92 х 73 см.
Национальная галрея Канады, Оттава.
Марсель Дюшан (1887-1968). Ню на ню (Обнаженная с зелеными волосами).
1910-1911 гг. Паркетное дерево, масло. 65 х 51 см. Аукцион Artcurial, Париж, 2016 г.
Марсель Дюшан (1887-1968). Рай (Paradise). 1910-1911 гг. Холст, масло. 114,5 x 128,5 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Пейзаж. Эскиз к картине «Рай». 1911 г. Холст, масло. 46,3 x 61,3 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Марсель Дюшан (1887-1968). Крещение (Baptism). 1911 г. Холст, масло.
91,4 x 65,1 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Куст (The Bush). 1910-1911 гг. Холст, масло.
127,3 х 91,9 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Соната. 1911 г. Холст, масло. 145,1 x 113,3 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Японская яблоня. 1911 г. Холст, масло.
Марсель Дюшан (1887-1968). По поводу маленькой сестрички. Октябрь 1911 г.
Холст, масло. 73 x 60 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Марсель Дюшан (1887-1968). Кофемолка. 1911 г.
Картон, масло, графит. 33 x 12,7 см.
Галерея Тейт, Лондон.
Марсель Дюшан (1887-1968). Дульсинея. 1911 г. Холст, масло. 146 x 114 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Шахматисты. 1911 г. Холст, масло. Музей современного искусства города Парижа.
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет игроков в шахматы. 1911 г. Холст, масло. 61 x 50 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
На снимке (слева направо): Марсель Дюшан, Франсис Пикабия и Беатрис Вуд. Фотография 1917 г.
С началом Первой мировой войны Дюшану становилось все неуютнее в Париже, и он обратил свой взгляд через океан. Несколько его работ на тот момент уже были куплены коллекционерами из США, и когда в 1915 году художник приехал в Нью-Йорк, он с удивлением обнаружил, что весьма знаменит в Штатах. Но настоящий успех обрушился на него в 1917 году, когда свет увидел его первый реди-мейд. Керамический писсуар, перевернутый под необычным углом, названный «Фонтаном» и подписанный псевдонимом R.Mutt, стал предметом множества споров, жестокой критики и домыслов. Однако Дюшану удалось доказать, что совершенно любой предмет можно вписать в историю искусства, что ему совершенно необязательно отвечать каким-то особым канонам, чтобы отображать видение художника и влиять на зрителя. Сейчас «Фонтан» считается одним из самых влиятельных произведений искусства в мире.
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет отца Густава Канделя. 1911-1912 гг.
Холст, масло. 73 x 54,9 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Ивонна и Магдалена Торн в лохмотьях (in Tatters). 1911 г.
Холст, масло. 60,3 x 73,3 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Девушка и юноша весной. 1911 г.
Холст, масло. 65,7 x 50,2 см. Частное собрание.
Марсель Дюшан (1887-1968). Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№ 1). 1911 г.
Картон на панели, масло. 105,4 х 68,9 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Грустный молодой человек в поезде. 1911 г.
Холст, масло, наклеенный на картон. 100 х 73 см. Галерея Пегги Гуггенхейм,
Венеция, Италия.
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет матери Густава Канделя. 1911-1912 гг.
Холст, масло. 61 x 43,5 см. Частное собрание.
Марсель Дюшан (1887-1968). Эскиз к картине «Игроки в шахматы». 1911 г.
Бумага, тушь, акварель. 21,3 х 18,4 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
Марсель Дюшан (1887-1968). Эскиз картины «Две обнаженные - одна сильная, другая быстрая».
1912 г. Бумага, уголь, карандаш. 31,8 x 40 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2009 г.
Марсель Дюшан (1887-1968). Король и королева в окружении быстрыми обнаженными. 1912 г.
Бумага, акварель, тушь, карандаш. 49,1 x 58,7 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Король и королева в окружении стремительных обнаженных тел. 1912 г.
Холст, масло. 114,6 x 128,9 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Невеста, раздетая догола холостяками. Эскиз. 1912 г. Фотография.
30 x 39,1 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Девственница No. 1 (Virgin No. 1). 1912 г.
Фотография с эскиза. 33,5 x 25,1 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Девственница No. 2 (Virgin No. 2). 1912 г.
Бумага, тушь, карандаш. 40,3 x 26 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Обнаженная, спускающаяся по лестнице (No. 2).
1912 г. Холст, масло. 151,8 х 93,3 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Настоящим художественным прорывом Марселя Дюшана и одновременно кульминацией его карьеры в качестве живописца стало весьма спорное полотно «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912). Оказалось, что картина может быть слишком авангардной даже для кубистов. Дюшан собирался впервые представить полотно на кубистическом Салоне Независимых в 1912 году. Однако организаторы Салона попросили старших братьев художника убедить его либо переименовать картину, либо совсем убрать ее с выставки. Узнав об этом, Дюшан снял «Обнаженную» со стены и увез домой на такси. С этого момента он будет задавать обществу два основных вопроса (в том числе и с помощью своих работ): что считается приемлемым в искусстве и у кого есть право это решать? Тогда же, по его словам, он решил больше не примыкать ни к одному из художественных движений.
Почтовая марка США 1998 года выпуска, посвященная выставке «Armory Show»
1913 года, на которой впервые экспонировалась картина Марселя Дюшана
«Обнаженная, спускающаяся по лестнице (No. 2)»
Его «Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№ 2)» (1912 г., Художественный музей Филадельфии) произвела фурор на Нью-Йоркской Оружейной выставке (Armory Show) 1913 года. Через 100 лет после выставки в США выпустили даже почтовую марку, посвященную этому событию. Дюшан очень мало рисовал после 1912 года, создав первый из своих «реди-мейдов» в 1913 году. Это были обычные предметы повседневного обихода, иногда слегка измененные, и обозначенные художником как произведения искусства.
Портрет Марселя Дюшана в пяти направлениях. Фотография 21 июня 1917 г., Нью-Йорк.
Затем, в 1910-1920-х гг., Марсель Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915-1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. При этом Марсель Дюшан демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (реди-мейди, ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913; «Фонтан», 1917). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров - например, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи («L.H.O.O.Q.», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Рроуз Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора.
Марсель Дюшан (1887-1968). Переход от девственницы к невесте (The Passage from virgin to bride).
1912 г. Холст, масло. 59,4 x 54 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Марсель Дюшан (1887-1968). Невеста (The Bride). 1912 г. Холст, масло.
89,5 x 55,3 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Три эталона остановки (3 Stoppages Étalon). 1913-1914 гг. Ассамбляж.
3 нити, приклеенные к 3 окрашенным полоскам холста. 13,3 x 120 см. Музей современного искусства
(МоМА), Нью-Йорк.
Марсель Дюшан (1887-1968). Ночной клуб 1914 года. 1913-1914 г. Фотография. 13,5 x 18,5 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Марсель Дюшан (1887-1968). Велосипедное колесо. 1913-1964 г. Оригинал утерян.
Металл, крашеное дерево. 126,5 x 31,5 x 63,5 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Марсель Дюшан (1887-1968). Планер с водяной мельницей в окружении металла.
1913-1915 гг. Инсталляция.147 x 79 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Шоколадная мельница (No. 1). 1913 г. Холст, масло. 64,8 х 67,6 х 4,1 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Шоколадная мельница. 1914 г. Холст, масло, графит, нитки.
65,4 × 54,3 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Шоколадная мельница. 1914 г. Галерея Тейт, Лондон.
Марсель Дюшан (1887-1968). Тяговый поршень воздушного потока. 1914 г. Фотопечать на целлулоиде.
Получено из единственной существующей фотографии, сделанной Дюшаном для определения формы
трех поршней. 58,7 x 50,2 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан. Фотография Ман Рэя, 1919 г.
Самый известный реди-мейд Дюшана, всем знакомый «Фонтан», был отправлен художником в качестве заявки на участие в выставке «Общества независимых художников» в 1917 году. Специфика данной выставки состояла в том, что в её границах собирались наиболее радикальные на тот момент художники, а для участия требовалось лишь заплатить денежный взнос и отправить свою работу. Несмотря на лояльное отношение к современному искусству, жюри отвергло работу Дюшана, а последний в ответ на это вышел из «общества независимых». Это небольшая история приоткрывает нам завесу тайны «писсуара», но прежде, чем погрузиться в размышления о новациях французского художника, стоит обратиться к творческому методу Дюшана.
Марсель Дюшан (1887-1968). Фонтан. 1917 г. Представляет собой писсуар
с автографом художника (R.Mutt) и датой. Фаянс. Галерея Тейт Модерн, Лондон.
Фотография А. Штиглица с выставки 1917 г.
Марсель Дюшан (1887-1968). Фонтан. 1917 г. Чертеж в аксонометрической проекции 90°.
Марсель Дюшан (1887-1968). План сети остановок. 1914 г. Холст, масло, карандаш. 148,9 x 197,7 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Марсель Дюшан (1887-1968). Сушилка для бутылок. 1914-1959 гг.
Оригинал не сохранился. 59,1 x 36,8 см. Институт искусств, Чикаго.
Из трех самых известных реди-мейдов Дюшана («Велосипедное колесо», «Сушилка для бутылок» и «Фонтан») только «Сушилку для бутылок» можно назвать чистым реди-мейдом, потому что художник не изменил ее форму.
«Сушилка для бутылок» была куплена в обычном парижском магазине, выставлена в неизмененном виде, и название указывает лишь на сам предмет, а не на символический подтекст. Зритель оставлен наедине со своими ассоциациями. То, что родится в его голове, и будет смыслом произведения. То есть художник больше не навязывает свою волю в трактовке произведения, как это происходило раньше.
Марсель Дюшан (1887-1968). В преддверии сломанной руки (Лопата для уборки снега).
1915 г. Инсталляция. 35 x 132 см. Музей Израиля, Иерусалим.
Марсель Дюшан (1887-1968). Иметь ученика на солнце (To Have the Apprentice in The Sun).
1914 г. Нотная бумага, тушь, карандаш. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Фармация (Pharmacie). 1914-1937-1945 гг.
Бумага, коллотипия. 22,2 x 16 см.
Марсель Дюшан (1887-1968). Девять форм злобы. 1915 г. Стекло, масло, проволока. 53,6 х 101 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Аполлинер эмалированный. 1916-1917 гг. Бумага, гуашь, карандаш.
33,9 x 25,5 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Складной предмет путешественника. 1916 г.
Ткань с черным виниловым покрытием. 23 х 42,5 х 31 см.
Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг, штат Флорида, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Моток шпагата между 2 латунными пластинами, соединенными 4 длинными
винтами, содержащий неизвестный предмет. 12,7 x 12,7 x 13 см. 1916 г. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Вешалка. 1916-1964 г. Оригинал не сохранился. Дерево. 24 х 44,1 см.
Институт искусств, Чикаго.
Марсель Дюшан. Фотография Ман Рэя, 1920 г.
Сам художник даёт такое определение: реди-мейд есть некая вещь из реального мира, возведённая художником в ранг искусства и лишённая своей привычной практической функции. При этом для Дюшана любой из его реди-мейдов, от сушилки для бутылок до писсуара, не может и не должен вызывать у зрителей никакого эстетического чувства (об этом подробнее мы поговорим чуть ниже), потому что реди-мейд есть своего рода манифест, сообщение или же заявление. Дюшан говорил, что его выбор бытовых предметов для возведения их в ранг искусства никак не продиктован чувством эстетического удовольствия. Выбор зиждился лишь на реакции визуального равнодушия при полном отсутствии хорошего или плохого вкуса.
Единственное, что выдавало в реди-мейде Дюшана принадлежность к миру искусства — инициалы художника или короткое сообщение. Например, на «Фонтане» Дюшан оставил лишь подпись своего альтер-эго «R. Mutt», а на лопате для уборки снега остроумно красовалось следующее сообщение: «В преддверии сломанной руки».
Марсель Дюшан (1887-1968). Обнаженная, спускающаяся по лестнице (No. 3).
1916 г. Графит, перо и черные чернила, черная краска, цветной карандаш, мелок
и синяя заливка на желатине. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). «Ты м…» (Tu m'). 1918 г. Холст, масло, карандаш, 3 английские булавки,
ежик для посуды, тиски. 69,8 х 303 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.
«Ты м…» обычно считается последней живописной работой Дюшана. Эта картина необычных размеров была заказана Кэтрин Драйер, чтобы повесить ее в пространстве над книжными шкафами в ее домашней библиотеке.
«Это скорее нечто вроде инвентаря всех моих предыдущих работ, чем самостоятельная работа. Я никогда не любил ее, так как она слишком декоративна. Резюмировать всю свою деятельность в одной картине – занятие малопривлекательное …»
Марсель Дюшан (1887-1968). L.H.O.O.Q. 1919 г. Картон, коллаж, ручка.
19,7 х 12,4 см. Впервые опубликовано в журнале «391», № 12, март 1920 г.
В 1919 году Дюшан взялся за «Мону Лизу» – на открытке-репродукции он пририсовал карандашом Джоконде усы с козлиной бородкой и дал своему произведению игривое название L.H.O.O.Q. – при беглом прочтении на французском этот каламбур привычно расшифровывают как «у нее в одном месте горячо» («Elle a chaud au cul») или на английском как look. Так, по его мнению, работа смотрелась лучше и современнее.
Марсель Дюшан и Франсис Пикабия. L.H.O.O.Q. 1919 г. originally published in 391, n. 12,
March 1920.
Фрэнсис Пикабиа, пытаясь опубликовать L.H.O.O.Q. в своем журнале «391» не мог дождаться отправки работы из Нью-Йорка, поэтому с разрешения Дюшана сам нарисовал усы на Моне Лизе (забыв про бородку). Пикабиа подписал под репродукцией «Tableau Dada par Marcel Duchamp». Дюшан заметил пропавшую бородку. Два десятилетия спустя Дюшан исправил упущение в реплике Пикабиа, найденной Жаном Арпом в книжном магазине. Дюшан нарисовал козлиную бородку черными чернилами перьевой ручкой и написал: «Усы par Picabia / barbiche par Marcel Duchamp / avril 1942».
Марсель Дюшан (1887-1968). 1. 50 куб. см. парижского воздуха. 1919 г. Инсталляция. Художественный музей Филадельфии, США. 2. 100 куб. см. парижского воздуха. 1919 г.
Марсель Дюшан (1887-1968). Вращающиеся стеклянные пластины (прецизионная оптика).
1920 г. Инсталляция. 120,6 x 184,1 см.
Марсель Дюшан (1887-1968). Духи «Прекрасное дыхание, водяная вуаль»
(Belle Haleine, Eau de Voilette). 1920-1921 гг.
Используя один из самых ранних портретов Рроуза Селави (Марсель Дюшан, одетый как женщина), сделанных Ман Рэем, Дюшан сделал этикетку, которую он прикрепил к пустому флакону духов, чтобы создать свое произведение 1921 года «Прекрасное дыхание, водяная вуаль (Belle Haleine, Eau de Voilette). Изображение флакона духов появилось на обложке единственного номера журнала Ман Рэя и Дюшана «New York Dada», вышедшего зимой 1921 года перед отъездом Ман Рэя в Париж.
Марсель Дюшан (1887-1968). Обложка журнала «New York Dada». 1921 г.
Литография. 36,8 x 25,6 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан. Фотография Ман Рэя, 1920-1921 гг.
С 1915 по 1923 год Дюшан жил в основном в Нью-Йорке и с 1923 по 1942 год - в Париже. В Нью-Йорк он вернулся в 1942 году. Его дружба с Ман Рэем привела к публикации ими журнала «Нью-Йорк Дада» в 1921 году. С 1915 по 1923 год он работал над «Невеста, раздетая догола своими холостяками», даже «Большое стекло», которую он считал своей самой важной работой. В 1927 году, по завершению работы над «Большим стеклом», его повезли на выставку в Бруклин, чтобы показать на Международной выставке современного искусства в Бруклинском музее. При транспортировке стекло разбилось так, что волосяные трещинки испещрили всю картину. Однако Дюшана это не смутило, и уже в 1923 году он, с присущей ему холодностью, объявил свою работу законченной, признав тем самым трагическую случайность за завершающий «штрих». Позднее Дюшан отремонтировал и частично переделал его в 1936 году, и сейчас это произведение находится в коллекции Художественного музея Филадельфии.
Марсель Дюшан (1887-1968). Невеста, раздетая своими холостяками,
одна в двух лицах (Большое стекло). 1915-1923 гг. Стекло, свинец. 277,5 х 177,8 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Смотреть близко (с другой стороны стекла) одним глазом,
почти целый час. 1918 г. Стекло, масло. 51 x 41,2 см. Музей современного искусства (МоМА),
Нью-Йорк. Фотография Мана Рэя, впервые опубликованная в журнале «391», июль 1920 г., № 13.
Марсель Дюшан (1887-1968). Битва под Аустерлицем. 1921 г. Дерево, стекло, масло.
62,8 x 28,7 x 6,3 см. Государственная галерея Штутгарта, Германия.
Марсель Дюшан (1887-1968). Бесстыжая вдова (Fresh Widow). 1920 г.
Инсталляция. Дерево, стекло, кожа, кожзаменитель, текстиль. 78,9 х 53,2 х 9,9 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
«Эта уменьшенная модель окна на французский лад была исполнена одним нью-йоркских столяром в 1920 г. Чтобы закончить эту работу, я заменил стекла кусками кожи, причем я потребовал, чтобы их каждый день чистили, как обувь. Это «Французское окно» (French Window) получило название «Fresh Widow» - довольно банальный каламбур…»
Марсель Дюшан (1887-1968). Почему бы не чихнуть, Рроуз Селави? 1921 г. Крашеная металлическая
птичья клетка, дерево, мраморные кубики, 2 белые стеклянные тарелки, термометр, каракатица. 12,4 x 22,2 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Марсель Дюшан (1887-1968). Разыскиваются. 1921 г. Постер. Отпечатан в 1941 г.
в издании «Коробка в чемодане» (Boite-en-valise)
Марсель Дюшан (1887-1968). Это не дада (The Non-Dada). 1922 г. Брошюра с надписью
тушью. 14 x 11 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Марсель Дюшан в образе Рроуз Селави. Фотография Ман Рэя, 1921 г.
В 1920-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Впоследствии Дюшан практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 года он жил по большей части в США, в 1955 году Марсель Дюшан принял американское гражданство.
ИСТОЧНИКИ
Ален и Одетт Кассу. Мэтры сюрреализма. Перевод с франц. Т.Б. Евдокимовой и др.
Санкт-Петербург, Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996 г.
(Серия «Компакт-энциклопедия»). Стр. 245-246.