-Метки

Canadian actors agatha christie american artist anne perry anne tyler architecture argentina art art lesson ashley weaver audiobooks australia australian avant-garde ballet beach belgian belgium blue lights books bosch: legacy brigitte aubert british canada cats chinese daniel mason danish david baldacci death denmark dogs donato carrisi donna leon elizabeth george european finnish florida flowers france franck thilliez french fun german greg iles harlan coben history ian mcewan ireland island italian italy john grisham john hart josephine tey kate atkinson korea korean landscapes lesson link lisa jewell literature livstid loreth anne white maigret michael connelly michel bussi miss scarlet and the duke movies music netflix netherlands new zealand norwegian p. d. james patricia highsmith patricia wentworth pets photographer photography photos phyllis dorothy james poem poland polish prime suspect quotations quotes ragnar jonasson relatos salvajes robert bryndza russia russian russian artist russians scandinavian sea seascapes sharon bolton sidney sheldon society spanish spanish artist stephen king sur sweden swedish tana french the casual vacancy the following the searcher those who kill ukraine usa victor methos war watercolors waves what remains workout александра маринина анне метте ханкок борис акунин босх: наследие брижит обер виктория платова выхода нет главный подозреваемый голубые огни грег айлс джон гришэм джон харт дикие истории днк донато карризи донна леон зимний солдат зыбучие пески иэн макьюэн казнь кейт аткинсон коннелли майкл лайза джуэлл лейф густав вилли перссон лорет энн уайт майкл коннелли малин перссон джиолито мишель бюсси натали барелли не говори никому отклонение патриция вентворт перри мейсон рагнар йонассон роберт брындза сидни шелдон сороки-убийцы стивен кинг ультрафиолет франк тилье харлан кобен шэрон болтон элизабет джордж энн перри эшли уивер юсси адлер-ольсен

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Marginalisimus

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.10.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 34986


МЭТРЫ СЮРРЕАЛИЗМА – ФРАНЦУЗСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ХУДОЖНИК МАРСЕЛЬ ДЮШАН / MARCEL DUCHAMP (1887-1968), ЧАСТЬ I

Суббота, 15 Января 2022 г. 06:10 + в цитатник
Цитата сообщения Слава44 МЭТРЫ СЮРРЕАЛИЗМА – ФРАНЦУЗСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ХУДОЖНИК МАРСЕЛЬ ДЮШАН / MARCEL DUCHAMP (1887-1968), ЧАСТЬ I

1921 Дюшан (555x700, 105Kb)
Марсель Дюшан в образе Рроуз Селави. Фотография Ман Рэя, 1921 г.

Марсель Дюшан (1887-1968) сегодня известен прежде всего как автор одного из самых скандальных произведений искусства XX века – «Фонтана», писсуара, купленного художником в магазине и подписанного его же рукой. Однако, помимо этого Дюшану удавалось эпатировать современную ему буржуазную публику и другими способами, к примеру, с помощью возведения в ранг искусства лопаты для уборки снега. Что такое реди-мейд, насколько эта техника повлияла на расширение границ искусства и его дальнейшее развитие, как обыкновенный писсуар стал провокационным манифестом и зачем Дюшан пририсовал Моне Лизе усы.


1893 Семья Дюшанов в Бленвиль-Кревоне. На заднем плане – шестилетний Марсель в кепи (700x490, 135Kb)
Семья Дюшанов в Бленвиль-Кревоне. На заднем плане шестилетний Марсель в кепи. Фотография 1893 г.

Анри Робер Марсель Дюшан (фр. Henri Robert Marcel Duchamp) родился 27 июля 1887 году в небольшом поселке Бленвиль-Кревон в 20 километрах от Руана. Отец Марселя Дюшана был нотариусом. В семье было семеро детей, один из которых умер в детском возрасте. Из детей четверо стали знаменитыми художниками. У Марселя Дюшана было два старших брата: Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875-1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876-1916), которые стали знаменитыми художниками. Ближе всего он был к своей сестре-погодке Сюзанне (1989-1963), ставшей художницей. Самыми младшими были две сестры.

1900 Марсель со своей младшей сестрой Сюзанной (561x700, 183Kb)
Марсель Дюшан со своей младшей сестрой Сюзанной. Фотография 1900 г.

В возрасте 14 лет Марсель Дюшан начинает серьезно увлекаться рисованием. От этого времени сохранились его портреты сестры Сюзанны. Старясь подражать своем старшему брату Жаку Вийону, он создает несколько пейзажей в импрессионистской манере.
Любовью и интересом к искусству в семье Марсель были обязаны дедушке по материнской линии Эмилю Николя, бывшему художником и гравером. Весь дом был наполнен его работами. Отец семейства дал детям свободу в вопросе выбора профессии, не настаивая на продолжении своего дела. Марсель Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с 10 до 17 лет. Он не был выдающимся учеником, но он хорошо успевал по математике, несколько раз выиграв математические школьные конкурсы. В 1903 год Марсель Дюшан также выиграл конкурс художественных работ.

1901 Ивонна в кимоно. pencil, ink, watercolor, paper (504x700, 149Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Ивонна в кимоно. 1901 г. Бумага, акварель,
тушь, карандаш. Частное собрание.

1901 Портрет Ивонны Дюшан. pencil, ink, watercolor, paper (523x700, 103Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет сестры Ивонны Дюшан. 1901 г.
Бумага, карандаш, тушь, акварель.

1902 Play. Бум, акв. (526x700, 135Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Игра ? (Play ?). 1902 г. Бумага, акварель.
1902 Suzanne Duchamp Playing a Game of Solitaire (493x700, 95Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Сюзанна Дюшан раскладывает пасьянс.
1902 г. Рисунок.
1902 Young girl sleeping (493x700, 115Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Спящая девушка. 1902 г. Рисунок.
1902 Suzanne Duchamp Seated in a Red Armchair (493x700, 107Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Сюзанна Дюшан в красном кресле.
1902 г. Рисунок.
1902 Suzanne Duchamp seated (493x700, 116Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Сидящая Сюзанна Дюшан. 1902 г. Рисунок.
1902 Parva Domus, Magna Quies (700x551, 159Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Маленький домик, отличный отдых (лат. Parva Domus, Magna Quies).
1902 г. Рисунок.

1902 Église de Blainville. Х, м. 61.3 x 42.9 cm. ХМ Филадельфии (505x700, 128Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Церковь в Бленвиле. 1902 г.
Холст, масло. 61,3 x 42,9 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1902 Garden and Chapel at Blainville. Х, м. 61 × 50 cm. Филад (577x700, 211Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Сад и церковь в Бленвиле. 1902 г.
Холст, масло. 61 х 50 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1902 Landscape at Blainville. Oil on canvas. 61 x 50 cm. ХМ Филадельфии. (574x700, 211Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Пейзаж в Бленвиле. 1902 г. Холст, масло. 61 x 50 см.
Художественный музей Филадельфии, США.

1910 Дюшаны в профиль в Вёль-ле-Роз. Справа налево Сюзанна, Ивонна, Магдалена, мадам Дюшан, Дюшан-отец, Марсель (415x700, 101Kb)
Семья Дюшанов в профиль в Вёль-ле-Роз. Справа налево: Сюзанна, Ивонна,
Магдалена, мадам Дюшан, Дюшан-отец и Марсель. Фотография 1910 г.

У Марселя Дюшана было не слишком много шансов пойти в жизни по какому-то другому пути. Его дед по материнской линии был художником и гравером, многочисленные работы которого окружали Марселя буквально с рождения. Мать мальчика была художницей-любительницей, изображавшей по большей части сельские пейзажи. Старшие братья Дюшана Жак и Реймон и младшая сестра Сюзанна тоже избрали творческую стезю, и Марселю не оставалось ничего другого, кроме как последовать семейной традиции. Интересно, что уже в раннем возрасте у мальчика помимо художественного обнаружился еще и недюжинный математический талант, он даже завоевал несколько призов в обеих этих областях. Однако Марсель сделал первый в своей жизни неожиданный ход, решив ничего не выбирать. Он продолжал заниматься живописью, а математический дар трансформировал в любовь к шахматам.

1904 Portrait of Marcel Lefrançois. Х, м. 65.1 x 60.8 cm. ХМ Филадельфии (650x700, 113Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет Марселя Лефрансуа. 1904 г. Холст, масло. 65,1 x 60,8 см.
Художественный музей Филадельфии, США.

1905 On The Cliffs. Х, м. 22 х 15 дюйм. (490x700, 141Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). На скалах. 1905 г. Холст, масло. 55,6 x 38,6 см.
Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг, Сарасота, штат Флорида, США.

1907 House among Apple Trees. The Israel Museum, Jerusalem — копия (700x524, 158Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Дом среди яблонь. 1907 г. Холст, масло. Музей Израиля, Иерусалим.

1907 La Maison Paysanne Yport. Х, м. 38.4 x 55.2 cm. Ринглинг (700x522, 218Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Крестьянский дом в Ипорте (Франция). 1907 г. Холст, масло. 38,4 x 55,2 см.
Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг, Сарасота, штат Флорида, США.

1905 Portrait брата Жака Виллона (430x700, 111Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет брата Жака Вийона.
1905 г. Рисунок.
1904-1905 Suzanne Duchamp seated (493x700, 119Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Сидящая Сюзанна Дюшан. 1904-1905 гг.
Рисунок.
1907 Flirt (700x493, 114Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Флирт (Flirt). 1907 г. Рисунок.

1907 Femme Cocher, 1907 de Marcel Duchamp (2) (559x700, 153Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Женщина-кучер (Femme Cocher). 1907 г. Рисунок.

1907 Меню сочельника. Париж (446x700, 106Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Меню сочельника. Париж. 1907 г.
Рисунок.

1907 The Artist’s Grandmother Sewing. Бум, акв, кар, 31,9 × 24,5 см. ЧИКАГО (537x700, 128Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Бабушка художника за шитьем. 1907 г.
Бумага, акварель, карандаш. 31,9 х 24,5 см. Институт искусств, Чикаго.

1907 Man Seated by a Window. Х, м. 55.6 x 38.7 cm. МоМА (482x700, 137Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Сидящий мужчина у окна. 1907 г.
Холст, масло. 55,6 x 38,7 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1907 Portrait d’Yvonne Duchamp-Вийон. Х, м. 71.1 x 90.8 cm. Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг, Сарасота, Флорида (700x540, 150Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет Ивонны Дюшан-Вийон. 1907 г. Холст, масло. 71,1 x 90,8 см.
Художественный музей Ринглинг, Сарасота, штат Флорида, США.

1917 duchamp1917 (538x700, 68Kb)
Марсель Дюшан. Фотография 1917 г.

Первый преподаватель живописи старался оградить Марселя и всех своих подопечных от «тлетворного влияния» импрессионизма, пост-импрессионизма и прочих авангардных течений в живописи. Однако Дюшану удивительным образом удалось пропустить эти наставления мимо ушей. На самом деле его настоящим учителем был брат Жак Вийон, который сам находился в поисках индивидуального стиля и поддерживал подобное стремление Марселя. Уже в возрасте 14 лет Дюшан создает множество рисунков, акварелей и импрессионистских масляных полотен с пейзажами и портретами его сестры Сюзанны. Пишет семью, друзей и пейзажи в постимпрессионистской манере.
В 1905 г. Марсель выполняет карикатуры для еженедельника «Французский курьер» (Le Courrier français) и журнала «Смех» (Le Rire). Он продолжал с ними сотрудничать с перерывами до 1910 г. Работает в типографии в Руане. Призывается на военную службу волонтером сроком на один год.

1907-1909 Portrait of Yvonne Duchamp. Х, м. 87 x 67.4 cm. МоМА  (541x700, 216Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет Ивонны Дюшан. 1907-1909 гг.
Холст, масло. 87 x 67,4 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
1908 News (493x700, 161Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Новости (News). 1908 г. Рисунок.
1908 Feminisme. Париж (493x700, 113Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Феминизм. Париж. 1908 г. Рисунок.
1909 The Cab. Париж (493x700, 98Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Кэб (The Cab). Париж. 1909 г. Рисунок.
1908 Conversation. Париж (493x700, 117Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Разговор. Париж. 1908 г. Рисунок.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
1909 Le Lapin. Париж (493x700, 120Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). В кафе «Проворный кролик» (Le Lapin), Париж.
«Если бы я знала, что он не придет..., я бы взяла только одну кружку пива».
1909 г. Рисунок.
Известно, что количество выпитых кружек пива считается по количеству картонных подставок
под кружку, а у дамы их насчитывается уже более 5 штук.

1909 Portrait de Mademoiselle Céline Bal АТТР24 x 18 in. Аук Stair, Hudson, NY, US 2020  (568x700, 134Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968), атрибуция. Портрет мадемуазель Селин Бал. 1909 г.
Холст, масло. 61 х 45,7 см. Аукцион Stair, Хадсон, штат Нью-Йорк, 2020 г.

1909 Saint Sebastien. Х, м. 76.7 × 61.9 × 6.4 cm. Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг (531x700, 125Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Святой Себастьян. 1909 г. Холст, масло. 61,3 x 46,4 см.
Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг, Сарасота, штат Флорида, США.

1906-1911 Tapis. Piste de courses pour le jeu Petits chevaux. Х, м. 169,8 x 89 cm (412x700, 117Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Ковровая дорожка. Беговая дорожка для игры
«Маленькие лошадки». 1906-1911 гг. Холст, масло. 169,8 x 89 см.

1908 Пейзаж. Х, м. 46 x 60.9 cm. МоМА (700x528, 169Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Пейзаж. 1908 г. Холст, масло. 46 x 60,9 см. Музей современного искусства
(МоМА), Нью-Йорк.

1910 Laundry Barge [Bateau Lavoir]. Карт. на доске, м. 65.5 x 74.3 cm. МоМА (700x619, 214Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Бато-Лавуар (Корабль-прачечная). 1910 г. Картон на доске, масло.
65,5 x 74,3 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1917 Марсель Дюшан. Фотография Эдварда Стайхена (533x700, 89Kb)
Марсель Дюшан. Фотография Эдварда Стайхена, 1917 г.

В 1904 году Марсель вслед за старшими братьями отправляется в Париж, поселился на Монмартре. Пытался учиться в Академии Жюлиана. Но в знаменитой академии он проучился всего год. Говорили, что Дюшан гораздо больше времени проводил за игрой в бильярд, чем за учебой. После этого он начинает зарабатывать на жизнь в качестве карикатуриста. Большинство его тогдашних работ были построены не только на визуальных шутках, но и на игре слов. Этот прием Дюшан будет использовать и в будущем, когда начнет создавать реди-мейды. Через своих братьев Жака Вийона и Раймона Дюшана-Вийона Марсель Дюшан знакомится с кубизмом. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну, то к фовизму Матисса. Он присоединяется к группе «Де Пюто», в которой участвовали такие художники как Глёз, Метценже. В 1909 его работы попадают на Осенний Салон, на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер.

1910 Portrait отца художника. Х, м. 92.4 x 73.3 cm. ХМ Филадельфии (557x700, 141Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет отца художника. 1910 г. Холст, масло.
92,4 x 73,3 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1910 Portrait of Dr. R. Dumouchel. Oil on canvas. 100 x 65 cm. The Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA. (4) (452x700, 110Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет доктора Р. Дюмушеля. 1910 г.
Холст, масло. 100 x 65 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1910 Chauvel. Х, м. ЧС (494x700, 203Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Chauvel. 1910 г. Холст, масло. Частное собрание.

1910 Brunette in a Green Blouse (Portrait of Nana) 61,5 х 50,6 см. ХМ Филадельфии (568x700, 143Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Брюнетка в зеленой блузке (Портрет Нана). 1910 г.
Холст, масло. 61,5 х 50,6 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1910 The Chess Game Х, м. 114 x 146.5 cm. Philadelphia Museum (2) (700x545, 150Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Игра в шахматы. 1910 г. Холст, масло. 114 x 146,5 см.
Художественный музей Филадельфии, США.

1910 Portrait of Dr. Ferdinand Tribout. Карт, м. 45 x 55 cm. Музей изящ. иск Руана (562x700, 177Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет доктора Фердинанда Трибу. 1910 г.
Картон, масло. 45 x 55 см. Музей изящных искусств Руана, Франция.

1910 Nude with Dark Skin (Peau Brune) Бум, акв, уголь. 52.1 x 49,2 см. ХМ Филадельфии. (672x700, 174Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Обнаженная со смуглой кожей (Peau Brune). 1910 г.
Бумага, акварель, уголь. 52,1 x 49,2 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1910 Standing Nude. Х, м. Музей изящ. иск Руана (361x700, 117Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Стоящая обнаженная. 1910 г.
Холст, масло. Музей изящных искусств Руана, Франция.

1910 Nude Seated in a Bathtub. Х, м. 92.1 × 73.1 cm ЧИКАГО (544x700, 135Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Обнаженная, сидящая в ванне. 1910 г.
Холст, масло. 92,1 х 73,1 см. Институт искусств, Чикаго.

1910 Nude with black Stockins. Х, м. (516x700, 196Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Обнаженная в черных чулках. 1910 г.
Холст, масло. 116,2 х 90,2 см. Галерея Артуро Шварца, Милан.

1910 deux nus (Two Nudes) Х, м. 98.9 x 81.8 cm. МоМА (564x700, 164Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Две обнаженные. 1910 г. Холст, масло. 98,9 x 81,8 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1910 deux nus. Х, м. 73 x 92 cm. Центр Помпиду (2) (700x549, 115Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Две обнаженные. 1910 г. Холст, масло. 73 x 92 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.

1913 Three D. brothers, left to right Marcel Duchamp, Jacques Villon, and Raymond Duchamp-Villon in the garden of Jacques Villon's studio in Puteaux, (700x497, 125Kb)
Братья Дюшаны (слева направо): Марсель Дюшан, Жак Вийон и Раймон Дюшан-Вийон в саду Жака Вийона
с собакой Пипой. Фотография в студии Пюто, 1913 г.

Париж начала ХХ века был для Дюшана идеальным местом. Художественная жизнь здесь ни на секунду не замирала на месте, она едва ли не каждый день рождала что-то новое. Новое поколение художников постоянно проверяло на прочность границы искусства, трансформируя его в неизвестные прежде формы. Здесь Марсель познакомился с кубистами и будущими дадаистами, завел дружбу с поэтом и арт-критиком Гийомом Аполлинером (который жестоко разгромил ранние работы Дюшана, назвав их «уродливыми обнаженными») и авангардным художником
Франсисом Пикабиа.

1910 Красная обнаженная (555x700, 164Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Красная обнаженная. 1910 г. Холст, масло. 92 х 73 см.
Национальная галрея Канады, Оттава.

1910 Standing Nude. Х, м. (531x700, 230Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Ню на ню (Обнаженная с зелеными волосами).
1910-1911 гг. Паркетное дерево, масло. 65 х 51 см. Аукцион Artcurial, Париж, 2016 г.

1910-1911 Paradise. Oil on canvas. 114.5 x 128.5 cm. The Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA (700x621, 143Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Рай (Paradise). 1910-1911 гг. Холст, масло. 114,5 x 128,5 см.
Художественный музей Филадельфии, США.

1911 Landscape, Study for 'Paradise'. Х, м. 46.3 x 61.3 cm. МоМА (700x526, 134Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Пейзаж. Эскиз к картине «Рай». 1911 г. Холст, масло. 46,3 x 61,3 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1911 Baptism. Х, м. 91.4 x 65.1 cm. ХМ Филадельфии (525x700, 181Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Крещение (Baptism). 1911 г. Холст, масло.
91,4 x 65,1 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1910-1911 The Bush, (The Louise and Walte). Х, м. 127.3х 91,9 см cm. ХМ Филадельфии.jpg (501x700, 123Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Куст (The Bush). 1910-1911 гг. Холст, масло.
127,3 х 91,9 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1911 Sonata. Oil on canvas. 145,1 x 113,3 cm. The Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA (532x700, 163Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Соната. 1911 г. Холст, масло. 145,1 x 113,3 см.
Художественный музей Филадельфии, США.

1911 Japanase Apple Tree (579x700, 189Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Японская яблоня. 1911 г. Холст, масло.

1911 Apropos of Little Sister, October 1911. Oil on canvas, 73 x 60 cm. Solomon R. Guggenheim Museum (574x700, 183Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). По поводу маленькой сестрички. Октябрь 1911 г.
Холст, масло. 73 x 60 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.
1911 Moulin à café huile sur carton, 33 x 12,5 cm. ТЕЙТ Модерн (269x700, 90Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Кофемолка. 1911 г.
Картон, масло, графит. 33 x 12,7 см.
Галерея Тейт, Лондон.

1911 Dulcinée, Oil on canvas. 146 x 114 cm. The Philadelphia Museum of Art, Philadelphia, PA, USA. (537x700, 161Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Дульсинея. 1911 г. Холст, масло. 146 x 114 см.
Художественный музей Филадельфии, США.

1911 I giocatori di scacchi - Olio-Museo d'Arte Moderna di Parigi (2) (700x680, 204Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Шахматисты. 1911 г. Холст, масло. Музей современного искусства города Парижа.

1911 Chess Playersoil, Х, м. 39  61 x 50 cm Центр Помпиду (695x700, 210Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет игроков в шахматы. 1911 г. Холст, масло. 61 x 50 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.

1917 (Left to right) Marcel Duchamp, Francis Picabia and Beatrice Wood. (700x468, 91Kb)
На снимке (слева направо): Марсель Дюшан, Франсис Пикабия и Беатрис Вуд. Фотография 1917 г.

С началом Первой мировой войны Дюшану становилось все неуютнее в Париже, и он обратил свой взгляд через океан. Несколько его работ на тот момент уже были куплены коллекционерами из США, и когда в 1915 году художник приехал в Нью-Йорк, он с удивлением обнаружил, что весьма знаменит в Штатах. Но настоящий успех обрушился на него в 1917 году, когда свет увидел его первый реди-мейд. Керамический писсуар, перевернутый под необычным углом, названный «Фонтаном» и подписанный псевдонимом R.Mutt, стал предметом множества споров, жестокой критики и домыслов. Однако Дюшану удалось доказать, что совершенно любой предмет можно вписать в историю искусства, что ему совершенно необязательно отвечать каким-то особым канонам, чтобы отображать видение художника и влиять на зрителя. Сейчас «Фонтан» считается одним из самых влиятельных произведений искусства в мире.

1911-1912 Portrait of Gustave Candel's Father. Х, м. 73 x 54.9 cm. ХМ Филадельфии (572x700, 116Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет отца Густава Канделя. 1911-1912 гг.
Холст, масло. 73 x 54,9 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1911 Yvonne and Magdeleine Torn in Tatters. Х, м. 60.3 x 73.3 cm. Philadelphia Museum of Art,  (700x569, 195Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Ивонна и Магдалена Торн в лохмотьях (in Tatters). 1911 г.
Холст, масло. 60,3 x 73,3 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1911 Young Girl and Man in Spring Jeune homme et jeune fille dans le printemps. Oil on canvas. 65.7 x 50.2 cm. The Israel Museum, Jerusalem (508x700, 169Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Девушка и юноша весной. 1911 г.
Холст, масло. 65,7 x 50,2 см. Частное собрание.

1911 Nude Descending a Staircase (No. 1)  Карт. на панели, массло. 105.4 × 68.9 см. ХМ Филадельфии. (405x700, 84Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№ 1). 1911 г.
Картон на панели, масло. 105,4 х 68,9 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1911 Sad Young Man in a Train (Jeune homme triste dans un train). Oil on canvas, affixed to cardboard. 100 x 73 cm. Peggy Guggenheim Foundation, Venice, Italy. (493x700, 138Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Грустный молодой человек в поезде. 1911 г.
Холст, масло, наклеенный на картон. 100 х 73 см. Галерея Пегги Гуггенхейм,
Венеция, Италия.

1911-1912 Portrait of Gustave Candel's Mother. Oil on canvas. 61 x 43.5 cm. Private collection. (486x700, 112Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Портрет матери Густава Канделя. 1911-1912 гг.
Холст, масло. 61 x 43,5 см. Частное собрание.

1911 Study for Chess Players (Étude pour une partie d'échecs).India ink and watercolor on lined wove paper, 8 38 x 7 14 inches. Solomon R. Guggenheim Museum, (605x700, 172Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Эскиз к картине «Игроки в шахматы». 1911 г.
Бумага, тушь, акварель. 21,3 х 18,4 см. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк.

1912 Two nudes one strong and one swift) Две обнаженные натуры одна сильная, другая быстрая. бум, уголь, кар. 31.8 x 40 cm. Кристис Лондон 2009 (700x592, 187Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Эскиз картины «Две обнаженные - одна сильная, другая быстрая».
1912 г. Бумага, уголь, карандаш. 31,8 x 40 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2009 г.

1912 The King and Queen Traversed by Swift Nudes at High Speed. Бум, акв, тушь, каран. 49.1 x 58.7 cm. ХМ Филадельфии (700x586, 144Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Король и королева в окружении быстрыми обнаженными. 1912 г.
Бумага, акварель, тушь, карандаш. 49,1 x 58,7 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1912 The King and Queen Surrounded by Swift Nudes. Х, м. 114.6 x 128.9 cm. ХМ Филадельфии (700x625, 156Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Король и королева в окружении стремительных обнаженных тел. 1912 г.
Холст, масло. 114,6 x 128,9 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1912 La Mariée mise à nu par les Célibataires. Фотография.30 x 39.1 cm. ХМ Филадельфии (700x546, 108Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Невеста, раздетая догола холостяками. Эскиз. 1912 г. Фотография.
30 x 39,1 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1912 La Vierge (No. 1) Фотогр. 33.5 x 25.1 cm. ХМ Филадельфии . (2) (520x700, 106Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Девственница No. 1 (Virgin No. 1). 1912 г.
Фотография с эскиза. 33,5 x 25,1 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1912 Virgin (No. 2). Бум, тушь, кар. 40.3 x 26 cm. ХМ Филадельфии (453x700, 82Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Девственница No. 2 (Virgin No. 2). 1912 г.
Бумага, тушь, карандаш. 40,3 x 26 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1912 Nude Descending a Staircase (No. 2) (Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№2). Х, м.147×89.2 см. ХМ Филадельфии (426x700, 109Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Обнаженная, спускающаяся по лестнице (No. 2).
1912 г. Холст, масло. 151,8 х 93,3 см. Художественный музей Филадельфии, США.

Настоящим художественным прорывом Марселя Дюшана и одновременно кульминацией его карьеры в качестве живописца стало весьма спорное полотно «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912). Оказалось, что картина может быть слишком авангардной даже для кубистов. Дюшан собирался впервые представить полотно на кубистическом Салоне Независимых в 1912 году. Однако организаторы Салона попросили старших братьев художника убедить его либо переименовать картину, либо совсем убрать ее с выставки. Узнав об этом, Дюшан снял «Обнаженную» со стены и увез домой на такси. С этого момента он будет задавать обществу два основных вопроса (в том числе и с помощью своих работ): что считается приемлемым в искусстве и у кого есть право это решать? Тогда же, по его словам, он решил больше не примыкать ни к одному из художественных движений.

1913 Почтовая марка США (на выставке М.Дюшана в 1913 г.) (355x700, 106Kb)
Почтовая марка США 1998 года выпуска, посвященная выставке «Armory Show»
1913 года, на которой впервые экспонировалась картина Марселя Дюшана
«Обнаженная, спускающаяся по лестнице (No. 2)»

Его «Обнаженная, спускающаяся по лестнице (№ 2)» (1912 г., Художественный музей Филадельфии) произвела фурор на Нью-Йоркской Оружейной выставке (Armory Show) 1913 года. Через 100 лет после выставки в США выпустили даже почтовую марку, посвященную этому событию. Дюшан очень мало рисовал после 1912 года, создав первый из своих «реди-мейдов» в 1913 году. Это были обычные предметы повседневного обихода, иногда слегка измененные, и обозначенные художником как произведения искусства.

1917 21_June_Портрет МД в 5 направлениях,_New_York_City (700x418, 100Kb)
Портрет Марселя Дюшана в пяти направлениях. Фотография 21 июня 1917 г., Нью-Йорк.

Затем, в 1910-1920-х гг., Марсель Дюшан переходит к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», 1912; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915-1923), который сближает его с дадаизмом и сюрреализмом. При этом Марсель Дюшан демонстративно сторонится роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимается все реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (реди-мейди, ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913; «Фонтан», 1917). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров - например, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи («L.H.O.O.Q.», 1919), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго — так называемая Рроуз Селяви), постоянно сопровождается подробными до абсурда аналитическими заметками автора.

1912 the passage from virgin to bride. Х, м. 59.4 x 54 cm. МоМА (630x700, 170Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Переход от девственницы к невесте (The Passage from virgin to bride).
1912 г. Холст, масло. 59,4 x 54 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1912 Невеста (The Bride). Oil on canvas. 89.5 x 55.25 cm. The Philadelphia Museum of  Art  (420x700, 126Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Невеста (The Bride). 1912 г. Холст, масло.
89,5 x 55,3 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1913-1914  3 Standard Stoppages. МоМА (700x567, 70Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Три эталона остановки (3 Stoppages Étalon). 1913-1914 гг. Ассамбляж.
3 нити, приклеенные к 3 окрашенным полоскам холста. 13,3 x 120 см. Музей современного искусства
(МоМА), Нью-Йорк.

1913-1914 La boîte de 1914. Фото. 13,5 x 18,5 cm. Центр Помпиду (700x521, 152Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Ночной клуб 1914 года. 1913-1914 г. Фотография. 13,5 x 18,5 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.

1913-1964 Roue de bicyclette. Металл, крашеное дерево126,5 x 31,5 x 63,5 cm. Центр Помпиду (353x700, 55Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Велосипедное колесо. 1913-1964 г. Оригинал утерян.
Металл, крашеное дерево. 126,5 x 31,5 x 63,5 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

1913-1915 Glider Containing a Water Mill in Neighboring Metals. Инстал, реди-меди. 147 x 79 cm. ХМ Филадельфии (2) (406x700, 101Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Планер с водяной мельницей в окружении металла.
1913-1915 гг. Инсталляция.147 x 79 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1913 Broyeuse de Chocolat (700x670, 113Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Шоколадная мельница (No. 1). 1913 г. Холст, масло. 64,8 х 67,6 х 4,1 см.
Художественный музей Филадельфии, США.

1914 Chocolate Gringer. Х, м. ХМ Филадельфия (579x700, 97Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Шоколадная мельница. 1914 г. Холст, масло, графит, нитки.
65,4 × 54,3 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1914 The Bride Stripped Bare by her Bachelors Even (The Green Box)’, Marcel Duchamp, ТЕЙТ (584x700, 97Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Шоколадная мельница. 1914 г. Галерея Тейт, Лондон.

1914 PISTON DE COURANT D'AIR.получено из единственной существующей фотографии, сделанной М. Д. для определения формы трех поршнпофотопечать на целлулоиде. 29,8 x 23,4 cm  (632x700, 203Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Тяговый поршень воздушного потока. 1914 г. Фотопечать на целлулоиде.
Получено из единственной существующей фотографии, сделанной Дюшаном для определения формы
трех поршней. 58,7 x 50,2 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1919 Marcel Duchamp, Фото Ман Рэя 2 (558x700, 77Kb)
Марсель Дюшан. Фотография Ман Рэя, 1919 г.

Самый известный реди-мейд Дюшана, всем знакомый «Фонтан», был отправлен художником в качестве заявки на участие в выставке «Общества независимых художников» в 1917 году. Специфика данной выставки состояла в том, что в её границах собирались наиболее радикальные на тот момент художники, а для участия требовалось лишь заплатить денежный взнос и отправить свою работу. Несмотря на лояльное отношение к современному искусству, жюри отвергло работу Дюшана, а последний в ответ на это вышел из «общества независимых». Это небольшая история приоткрывает нам завесу тайны «писсуара», но прежде, чем погрузиться в размышления о новациях французского художника, стоит обратиться к творческому методу Дюшана.

1917 Фонтан», представляет собой писсуар с автографом и датой. 23.5 x 18 cm. ТЕЙТ Модерн (Art Gallery) following the 1917  (535x700, 127Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Фонтан. 1917 г. Представляет собой писсуар
с автографом художника (R.Mutt) и датой. Фаянс. Галерея Тейт Модерн, Лондон.
Фотография А. Штиглица с выставки 1917 г.
1917 Fountain, 90° rotation, multiple views (700x576, 74Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Фонтан. 1917 г. Чертеж в аксонометрической проекции 90°.

1914 Network of Stoppages [Réseaux des stoppages]. Холст, масло, каран. 148.9 x 197.7 см. МоМА  (700x532, 93Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). План сети остановок. 1914 г. Холст, масло, карандаш. 148,9 x 197,7 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1914-1959 Сушилка для бутылок, Инсталляция. ready-made. 59,1 x 36,8 см. Институт Чикаго (464x700, 79Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Сушилка для бутылок. 1914-1959 гг.
Оригинал не сохранился. 59,1 x 36,8 см. Институт искусств, Чикаго.

Из трех самых известных реди-мейдов Дюшана («Велосипедное колесо», «Сушилка для бутылок» и «Фонтан») только «Сушилку для бутылок» можно назвать чистым реди-мейдом, потому что художник не изменил ее форму.
«Сушилка для бутылок» была куплена в обычном парижском магазине, выставлена в неизмененном виде, и название указывает лишь на сам предмет, а не на символический подтекст. Зритель оставлен наедине со своими ассоциациями. То, что родится в его голове, и будет смыслом произведения. То есть художник больше не навязывает свою волю в трактовке произведения, как это происходило раньше.

1915 In Advance of the Broken Arm. Инстал, реди-меди35 x 132 cm. ХМ Израиля, Иерусалим (2) (523x700, 40Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). В преддверии сломанной руки (Лопата для уборки снега).
1915 г. Инсталляция. 35 x 132 см. Музей Израиля, Иерусалим.

1914 To Have the Apprentice in The Sun. Нотная бум, тушь, кар. ХМ Филадельфии (539x700, 92Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Иметь ученика на солнце (To Have the Apprentice in The Sun).
1914 г. Нотная бумага, тушь, карандаш. Художественный музей Филадельфии, США.

1914-1937-1945 PHARMACIE, Коллотипия, бум.22,2 x 16 cm (497x700, 165Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Фармация (Pharmacie). 1914-1937-1945 гг.
Бумага, коллотипия. 22,2 x 16 см.

1915 Nine malice moulds. Стекло, масло 64 x 102 cm. ЧС (700x442, 104Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Девять форм злобы. 1915 г. Стекло, масло, проволока. 53,6 х 101 см.
Художественный музей Филадельфии, США.

1916 Apolinere Enamelled. Бум, гуашь, кар, реди-меди 33.9 x 25.5 cm. ХМ Филадельфии (700x489, 182Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Аполлинер эмалированный. 1916-1917 гг. Бумага, гуашь, карандаш.
33,9 x 25,5 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1916 Traveller's Folding Item. Ткань с черным виниловым покрытием 23 × 42.5 × 31 cm. Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг (546x700, 37Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Складной предмет путешественника. 1916 г.
Ткань с черным виниловым покрытием. 23 х 42,5 х 31 см.
Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг, штат Флорида, США.
1916 With Hidden Noise. Моток шпагата между 2 латунными пластинами, соединенными 4 длинными винтами, содержащий неизвестный предмет.12.7 x 12.7 x 13 cm. ХМ Филадельфии (700x692, 92Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Моток шпагата между 2 латунными пластинами, соединенными 4 длинными
винтами, содержащий неизвестный предмет. 12,7 x 12,7 x 13 см. 1916 г. Художественный музей Филадельфии, США.

1916-1964 Hat Rack (ск-ра, реди-меди). Дерево. 24 × 44.1 cm. Институт Чикаго (700x522, 47Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Вешалка. 1916-1964 г. Оригинал не сохранился. Дерево. 24 х 44,1 см.
Институт искусств, Чикаго.

1920 Portrait of Marcel Duchamp by May Ray (590x700, 71Kb)
Марсель Дюшан. Фотография Ман Рэя, 1920 г.

Сам художник даёт такое определение: реди-мейд есть некая вещь из реального мира, возведённая художником в ранг искусства и лишённая своей привычной практической функции. При этом для Дюшана любой из его реди-мейдов, от сушилки для бутылок до писсуара, не может и не должен вызывать у зрителей никакого эстетического чувства (об этом подробнее мы поговорим чуть ниже), потому что реди-мейд есть своего рода манифест, сообщение или же заявление. Дюшан говорил, что его выбор бытовых предметов для возведения их в ранг искусства никак не продиктован чувством эстетического удовольствия. Выбор зиждился лишь на реакции визуального равнодушия при полном отсутствии хорошего или плохого вкуса.
Единственное, что выдавало в реди-мейде Дюшана принадлежность к миру искусства — инициалы художника или короткое сообщение. Например, на «Фонтане» Дюшан оставил лишь подпись своего альтер-эго «R. Mutt», а на лопате для уборки снега остроумно красовалось следующее сообщение: «В преддверии сломанной руки».

1916 Nude Descending a Staircase (No. 3). Графит, перо и черные чернила, черная краска, цветной карандаш или мелок и синяя заливка на желатине. ХМ Филадельфии (429x700, 111Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Обнаженная, спускающаяся по лестнице (No. 3).
1916 г. Графит, перо и черные чернила, черная краска, цветной карандаш, мелок
и синяя заливка на желатине. Художественный музей Филадельфии, США.

1918 «Ты м…» (Tu m'), Х, м,, каран, 3 английские булавки, ежик для посуды, тиски. New Haven, Yale University Art Gallery (700x152, 53Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). «Ты м…» (Tu m'). 1918 г. Холст, масло, карандаш, 3 английские булавки,
ежик для посуды, тиски. 69,8 х 303 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

«Ты м…» обычно считается последней живописной работой Дюшана. Эта картина необычных размеров была заказана Кэтрин Драйер, чтобы повесить ее в пространстве над книжными шкафами в ее домашней библиотеке.
«Это скорее нечто вроде инвентаря всех моих предыдущих работ, чем самостоятельная работа. Я никогда не любил ее, так как она слишком декоративна. Резюмировать всю свою деятельность в одной картине – занятие малопривлекательное …»

1919 L.H.O.O.Q. Картон, Коллаж, ручка.19.7×12.4 см. ЧС. АРТХИВ (421x700, 145Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). L.H.O.O.Q. 1919 г. Картон, коллаж, ручка.
19,7 х 12,4 см. Впервые опубликовано в журнале «391», № 12, март 1920 г.

В 1919 году Дюшан взялся за «Мону Лизу» – на открытке-репродукции он пририсовал карандашом Джоконде усы с козлиной бородкой и дал своему произведению игривое название L.H.O.O.Q. – при беглом прочтении на французском этот каламбур привычно расшифровывают как «у нее в одном месте горячо» («Elle a chaud au cul») или на английском как look. Так, по его мнению, работа смотрелась лучше и современнее.

1919 Мона Лиза с подписьюФ.Пикабиа (542x700, 94Kb)
Марсель Дюшан и Франсис Пикабия. L.H.O.O.Q. 1919 г. originally published in 391, n. 12,
March 1920.

Фрэнсис Пикабиа, пытаясь опубликовать L.H.O.O.Q. в своем журнале «391» не мог дождаться отправки работы из Нью-Йорка, поэтому с разрешения Дюшана сам нарисовал усы на Моне Лизе (забыв про бородку). Пикабиа подписал под репродукцией «Tableau Dada par Marcel Duchamp». Дюшан заметил пропавшую бородку. Два десятилетия спустя Дюшан исправил упущение в реплике Пикабиа, найденной Жаном Арпом в книжном магазине. Дюшан нарисовал козлиную бородку черными чернилами перьевой ручкой и написал: «Усы par Picabia / barbiche par Marcel Duchamp / avril 1942».

1919 50 cc of The Paris Air. Стекло. 13.3 x 6.4 x 6.4 cm) Инсталляция. ХМ Филадельфии (356x700, 106Kb)1919 100 cc air de Paris, Marcel Duchamp (422x700, 49Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). 1. 50 куб. см. парижского воздуха. 1919 г. Инсталляция. Художественный музей Филадельфии, США. 2. 100 куб. см. парижского воздуха. 1919 г.

1920 Photograph of Duchamp's Studio by Man Ray, 1920 (588x700, 130Kb)
Вращающиеся стеклянные пластины. Фотография Ман Рэя мастерской Марселя Дюшана. Нью-Йорк, 1920 г.

1920 Rotary Glass Plates.(Precision Optics). Инстал, реди-меди120.6 x 184.1 cm (531x700, 104Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Вращающиеся стеклянные пластины (прецизионная оптика).
1920 г. Инсталляция. 120,6 x 184,1 см.

1920-1921 Marcel Duchamp (Rrose Selavy), Man Ray, Belle Haleine, Eau de Voilette. (541x700, 144Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Духи «Прекрасное дыхание, водяная вуаль»
(Belle Haleine, Eau de Voilette). 1920-1921 гг.

Используя один из самых ранних портретов Рроуза Селави (Марсель Дюшан, одетый как женщина), сделанных Ман Рэем, Дюшан сделал этикетку, которую он прикрепил к пустому флакону духов, чтобы создать свое произведение 1921 года «Прекрасное дыхание, водяная вуаль (Belle Haleine, Eau de Voilette). Изображение флакона духов появилось на обложке единственного номера журнала Ман Рэя и Дюшана «New York Dada», вышедшего зимой 1921 года перед отъездом Ман Рэя в Париж.

1921 dada index (475x700, 151Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Обложка журнала «New York Dada». 1921 г.
Литография. 36,8 x 25,6 см. Художественный музей Филадельфии, США.

1920-1921 Man Ray - Portrait of Marcel Duchamp, gelatin silver print, Yale University Art Gallery.jpg (549x700, 78Kb)
Марсель Дюшан. Фотография Ман Рэя, 1920-1921 гг.

С 1915 по 1923 год Дюшан жил в основном в Нью-Йорке и с 1923 по 1942 год - в Париже. В Нью-Йорк он вернулся в 1942 году. Его дружба с Ман Рэем привела к публикации ими журнала «Нью-Йорк Дада» в 1921 году. С 1915 по 1923 год он работал над «Невеста, раздетая догола своими холостяками», даже «Большое стекло», которую он считал своей самой важной работой. В 1927 году, по завершению работы над «Большим стеклом», его повезли на выставку в Бруклин, чтобы показать на Международной выставке современного искусства в Бруклинском музее. При транспортировке стекло разбилось так, что волосяные трещинки испещрили всю картину. Однако Дюшана это не смутило, и уже в 1923 году он, с присущей ему холодностью, объявил свою работу законченной, признав тем самым трагическую случайность за завершающий «штрих». Позднее Дюшан отремонтировал и частично переделал его в 1936 году, и сейчас это произведение находится в коллекции Художественного музея Филадельфии.

1923 Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах (Большое стекло) (453x700, 129Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Невеста, раздетая своими холостяками,
одна в двух лицах (Большое стекло). 1915-1923 гг. Стекло, свинец. 277,5 х 177,8 см.
Художественный музей Филадельфии, США.

1918 To Be Looked at (from the Other Side of the Glass) with One Eye, Close to, for Almost an Hour. Стекло, масло. 51 x 41.2 cm. МоМА (541x700, 171Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Смотреть близко (с другой стороны стекла) одним глазом,
почти целый час. 1918 г. Стекло, масло. 51 x 41,2 см. Музей современного искусства (МоМА),
Нью-Йорк. Фотография Мана Рэя, впервые опубликованная в журнале «391», июль 1920 г., № 13.

1921 The Brawl at Austerlitz. Miniature window oil on wood and glass. 62.8 x 28.7x6.3 cm. Staatsgalerie, Stuttgart, Germany (474x700, 114Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Битва под Аустерлицем. 1921 г. Дерево, стекло, масло.
62,8 x 28,7 x 6,3 см. Государственная галерея Штутгарта, Германия.

1920 Свежая вдова. Инсталляция.  Дерево, Стекло, Кожа, кожзам, текстиль77.5 x 44.8 cm×10,2 см. МоМА (469x700, 56Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Бесстыжая вдова (Fresh Widow). 1920 г.
Инсталляция. Дерево, стекло, кожа, кожзаменитель, текстиль. 78,9 х 53,2 х 9,9 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

«Эта уменьшенная модель окна на французский лад была исполнена одним нью-йоркских столяром в 1920 г. Чтобы закончить эту работу, я заменил стекла кусками кожи, причем я потребовал, чтобы их каждый день чистили, как обувь. Это «Французское окно» (French Window) получило название «Fresh Widow» - довольно банальный каламбур…»

1921 Why Not Sneeze, Rose Sélavy (вопрос)Крашеная метал. птичья клетка, дерево, мрамор. кубики, 2белых стеклянных тарелок, термометр, каракатица. 12.4 x 22.2 см. ХМ Филад (700x501, 124Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Почему бы не чихнуть, Рроуз Селави? 1921 г. Крашеная металлическая
птичья клетка, дерево, мраморные кубики, 2 белые стеклянные тарелки, термометр, каракатица. 12,4 x 22,2 см.
Художественный музей Филадельфии, США.

1921 Wanted Poster. printed in 1941 Boite-en-valise (539x700, 105Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Разыскиваются. 1921 г. Постер. Отпечатан в 1941 г.
в издании «Коробка в чемодане» (Boite-en-valise)

1922 The Non-Dada (647x700, 159Kb)
Марсель Дюшан (1887-1968). Это не дада (The Non-Dada). 1922 г. Брошюра с надписью
тушью. 14 x 11 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

1921 Марселя Дюшана в образе Rose Sélavy. Автор фото Ман Рэй (581x700, 135Kb)
Марсель Дюшан в образе Рроуз Селави. Фотография Ман Рэя, 1921 г.

В 1920-е годы Марсель Дюшан активно участвует в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публикуется в журналах и альманахах дадаистов и участвует в съёмках нескольких кинофильмов. Впоследствии Дюшан практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 года он жил по большей части в США, в 1955 году Марсель Дюшан принял американское гражданство.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Ален и Одетт Кассу - Мэтры сюрреализма. 1996 (2) (469x700, 137Kb)
Ален и Одетт Кассу. Мэтры сюрреализма. Перевод с франц. Т.Б. Евдокимовой и др.
Санкт-Петербург, Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996 г.
(Серия «Компакт-энциклопедия»). Стр. 245-246.

Краткий гид по творчеству Марселя Дюш
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку