-Метки

actors agatha christie alain delon american artist an inspector calls anne tyler anthony horowitz architecture argentina art ashley weaver atonement audiobooks australia australian avant-garde ballet belgian belgium books british canada cats celebrities chinese commonwealth dan brown danish david baldacci death denmark dogs donato carrisi donna leon elizabeth george european finnish florida flowers france franck thilliez french fun german harlan coben history home before dark ian mcewan il commissario montalbano ireland island italian j. k. rowling japanese josephine tey karin slaughter kate elizabeth russell korea korean landscapes liane moriarty link lisa jewell literature loreth anne white luchino visconti magpie murders mary higgins clark michael connelly michel bussi miss scarlet and the duke movies music my dark vanessa netflix netherlands new zealand norwegian p. d. james patricia highsmith personal pets photographer photography photos phyllis dorothy james poem poland polish prime suspect professor t quotations quotes riley sager robert bryndza roses russia russian russian artist russians sandra brown scandinavian sea seascapes sharon bolton shetland sidney sheldon spanish stephen king sur sweden swedish the casual vacancy the ones below ukraine unforgotten usa victor methos war watercolors ален делон анне метте ханкок бернар миньер богомол визит инспектора виктория платова главный подозреваемый днк донато карризи донна леон дэвид балдаччи иэн макьюэн карин слотер комиссар монтальбано коннелли майкл лайза джуэлл лиана мориарти ловушка ложь лорет энн уайт майкл коннелли мисс скарлет и герцог мишель бюсси моя темная ванесса мэри хиггинс кларк не говори никому незабытые обманутая падение дома ашеров прилив рагнар йонассон райли сейгер роберт брындза сандра браун сидни шелдон сороки-убийцы стивен кинг франк тилье харлан кобен шетланд шэрон болтон элизабет джордж энн перри энтони горовиц этажом ниже эшли уивер юсси адлер-ольсен

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Marginalisimus

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.10.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 35130


Юрий Норштейн про собак и про людей

Суббота, 27 Сентября 2014 г. 22:01 + в цитатник
zooinform.ru/dog/vip/yurij_...pro_lyudej

 

 

Есть люди, которые в представлении не нуждаются: Юрий Борисович Норштейн — из них. Не одно поколение в нашей стране выросло на его мультфильмах «Ёжик в тумане», «Лиса и заяц», «Сказка сказок». Он любим и почитаем во всём мире. Но его пёс Кузя об этом не знает — он просто любит своего хозяина. Ведь когда-то Юрий Борисович спас ему жизнь.

 


Биография
Юрий Борисович Норштейн (род. в 1941 г.) — известный советский и российский художник-мультипликатор, режиссёр анимационного кино. Большую часть работ создал на студии «Союзмультфильм». Лауреат Государственной премии СССР (1979), народный артист Российской Федерации (1996), имеет много международных наград, в том числе орден Искусств и литературы (Франция) и орден Восходящего солнца (Япония). Его мультфильм «Сказка сказок» по результатам международного опроса в 1984 году признан «лучшим анимационным фильмом всех времён и народов», а в 2003-м в Токио лучшим фильмом в мультипликации стал «Ёжик в тумане». Работает вместе со своей женой, художником-постановщиком Франческой Ярбусовой. С 1981 года по сей день работает над мультипликационным фильмом «Шинель».


 

Один-два раза в месяц, в субботу, можно приехать на «Войковскую» в Студию Норштейна и застать там Юрия Борисовича, подписывающего свои книги и открытки с героями мультфильмов, и даже пообщаться с ним — конечно, недолго, ведь желающих много. Вместе с хозяином гостей встречает Кузя — глухой с детства, но уверенный в себе пёс в расцвете лет. Обнюхает, вильнёт слегка хвостом — и на своё место под вешалкой для одежды. 
 


Мы с фотографом, как и все, приехали за книгами, открытками и автографами, но втайне надеялись, что нам удастся уговорить Норштейна на небольшое интервью. Известно, что Юрий Борисович журналистов не жалует, даже соответствующий текст в прихожей его студии висит… 

Встретили нас — и Юрий Борисович, и Кузя — очень радушно, но как только мы признались, что хотели бы взять интервью, — по лицу хозяина пробежала тучка; однако тот факт, что мы из «собачьего» журнала, возможно, спас положение. Да и Кузя «заступился»: активно повилял хвостом и подставил брюхо для чесания. Правда, сразу после этого слинял куда-то в глубь студии: на кухне начинали жарить котлеты. Ну а мы быстро извлекли фотоаппарат и диктофон… 

 

Про Кузю
– Юрий Борисович, спасибо, что согласились уделить нам время. Я знаю, что вы не любите общаться с журналистами, но журнал у нас особый — «собачий», про собак, хотя и для людей, конечно, потому что собаки журналов не читают… 
– А зря, потому что они прочитали бы много гадостей про людей. 

– Ну да, поскольку всё плохое, что говорят о собаках, относится к людям. Например, если собака кусается, то виноват хозяин, а не собака...
– У Саади есть строки: «Не пёс виновен, что полу прохожего порвал, вина хозяина, что пса такого воспитал». Однажды давно я купил книгу этого автора и понял, что это клад философских эссе.

 


– Судя по всему, и 800 лет назад были те же проблемы. Но давайте вернёмся ко дню сегодняшнему. Мы приехали, потому что у вас есть Кузя — вернее, это дало нам повод с вами пообщаться. Как он у вас появился?
– Это удивительная история. Кузя появился на сороковой день после смерти нашего Пиратика, который прожил у нас в студии 14 лет. Это был Танин пёс (Татьяна  — помощница Ю.Б. — Прим. ред.), она страшно переживала, говорила: «Мы с ним договаривались лет на двадцать…» Но он прожил великолепную, достойную жизнь. Он был нашим другом, товарищем, сопровождал нас в различных мероприятиях, давал советы, создавал особый микроклимат, всё пространство студии принадлежало ему, как теперь и Кузе. И все точки, которые он в своё время облюбовал, — они теперь Кузины. 

Ну так вот, Пиратик похоронен на даче у нашей подруги, редактора всех моих фильмов, Наташи Абрамовой. Она сама непрерывная кошатница и собачница, и у неё было 16–18 собак, одновременно могли жить в доме три собаки, и все они покоятся на даче, специальное место выделено для них, туда же и Пират попал. Мы приехали на сороковой день и на автобусной остановке нашли существо, которое, конечно, доходило — и дошло бы до «нужного» состояния, но вот, странное дело, он на нас очень живо среагировал…

– А он маленький был?
– Пять месяцев, как потом определил ветеринар. Но как-то он тогда почувствовал, что судьба его сейчас непонятно в какую сторону решается, отошёл и лёг на своё место.  

– То есть он ни на чём не настаивал, ни к кому не напрашивался…
– Нет, нет. И тогда мы ему сказали: «Давай с нами!» И он побежал. Потом, через два дня, мы выяснили, что он глухой. Но тогда он каким-то своим разумом всё понял. Бежал впереди и оглядывался. Вот и всё: мы уехали пустые, а приехали с собакой.

– А почему его зовут Кузя?
– На самом деле ему всё равно, какое имя, он не слышит, но вот он Кузя — и всё. Понимаете? У него вид Кузи. У каждого ведь в именах, в аллитерации что-то зашифровано… И его в парке тут все Кузей окликают, он известен на всю округу.

 


– А как вы с ним общаетесь, если он не слышит?
– Тут всё чётко: у него другой слух. Знаете, как говорят монахи, есть третье зрение, третий глаз. Художник слышит другим слухом и видит другим зрением. Это не подчиняется никакой логике. Если есть логика у мистиков, то она выходит за пределы физики и не поддаётся объяснению. И я думаю, что у Кузи — как, впрочем, и у Пирата — есть вот этот слух, который мы не можем определить. Например, Пират, когда мы только думали пойти с ним гулять, уже появлялся. Сначала нас это удивляло, а потом мы поняли, что есть какие-то волны, и собаки видят что-то, чего не видим мы. Кузя может вот здесь остановиться и начать лаять в пространство, как будто он что-то нашёл. Кошки ведь тоже обладают чутьём, и слава богу, что есть существа, которые не подчиняются логике, в этом смысле наука вообще не может тягаться с ними, до каких бы тонкостей она ни дошла.

Как раз то, что люди обладают вот этим рацио, логикой, — им во многом мешает. Ведь как нас понимают собаки, мы их не понимаем даже в сотой доле… Но мы должны выработать эти волны, на которых мы с ними будем общаться, и Кузя в этом смысле нас многому учит. 

А если говорить о понимании, то всё очень просто: во-первых, я с Кузей много разговариваю, глядя ему в глаза. Вообще с ним все разговаривают, и он внимательно смотрит, так что, я думаю, он уже артикуляцию понимает, а кроме этого, все наши разговоры сопровождаются жестами. 

– Для собаки это очень важно.
– Здесь только одно важно — не обманывать. Я как-то Тане сказал: «Вот представляешь, Тань, как легко собаку свести с ума — мы каждый раз говорим: “Кузь, пойдём гулять!” — выходим к дверям, одеваемся, а Кузя остаётся здесь. Через неделю он просто сойдёт с ума, из него вылезет шерсть, он станет совсем другим существом. Хотя физически мы ничего ему не сделали, не навредили ничем». Но, собственно говоря, в этом пассаже есть часть взаимоотношений властей с нами, потому что, когда ты понимаешь, что тебе врут, фарисействуют, что с тобой разговаривают на ханжеском языке, это страшно расстраивает твою психику…

– У тебя вылезает шерсть.
– Да, у тебя вылезает шерсть. 

– Юрий Борисович, если бы вы снимали мультфильм про Кузю, он был бы каким героем — лирическим, трагическим, комическим?
– Он был бы смешным и трогательным. Смешным в своей нелепости. Таким бы я его сделал, обязательно. У него есть некоторая нелепость в поведении, поскольку отсутствие слуха крадёт у него большую часть мира. Но, с другой стороны, это, конечно, компенсируется очень хорошим зрением, он потрясающе видит, даже когда наступают глубокие сумерки. И кроме того, у него поразительный нюх. Например, Таня гуляет с Кузей, а я прошёл и не встретился с ними. Если они пересекают тот путь, по которому я шёл, Кузя сразу начинает волноваться и оглядываться: где, куда, что? И Таня понимает, что здесь был я. 

 


– Юрий Борисович, а кого Кузя считает вожаком стаи?
– Меня. Безо всяких полутонов, без сносок, я для него — вожак стаи.

– Вы как-то настаивали на этом статусе?
– Нет, никак не обозначал, но я с Кузей больше всех возился. Как только он появился, я сказал: «Ребята, не будем баловать!» Правда, всё равно его забаловали так, что он у стола прыгает, вертится, лает…

– Помогает делать котлеты…
– Помогает. Но тут другое — я с ним просто возился, воспитывал, поскольку видел, что в нём какие-то крови фокса есть, он такой терьеристый…

– Жёсткость в нём увидели?
– Да, жёсткость. Поэтому сразу ставил его на место, чтобы он знал: я старший. Был момент, когда Кузя года в полтора решил проявить характер… Он играл с косточкой, она закатилась под сейф, и я сказал: «Подожди, Кузя, я тебе её достану», и туда рукой полез — как вдруг он меня хватанул! Так я ему мгновенно дал по морде, что он отлетел. Вот тут надо было быть действительно резким один раз. Ему хватило. 

– К вам ведь сюда приходит много людей, и с детьми, и он всех так дружелюбно встречает… 
– Встречает всех, и хвост откручивается от попы. Когда приходит много народу, он всех обнюхает, потом укладывается на своё место и лежит, смотрит, как сфинкс, на всех, понимая, что всё нормально, что все свои.

– Но хоть какие-то охранные качества у него наблюдаются?
– Нет, никаких охранных качеств, да мы как-то не воспитывали в нём это, потому что сюда приходят друзья. От кого он нас должен охранять? 

– Получается, что ваш Кузя живёт в раю…
– Да, но он и нам создаёт этот рай, потому что, когда ты ложишься спать, он подойдёт, сначала тебя обнюхает, а потом пройдёт за кровать, ляжет в своём отнорочке, — и всё, значит, земная ось на месте, мир свободен, устойчив и победа будет за нами.

 

Про детство
– Говорят, если ребёнку купить собаку, то он вырастет хорошим человеком. Вы согласны?
– Это совсем не факт, тут ведь всё зависит от того, как ребёнок будет относиться к собаке. Если он начнёт различать в ней личность и сможет понять её поведение, тогда ребёнок вырастет нормальным человеком. Ведь норма — это что? Это умение быть внимательным к миру и себя помещать в этот мир. Это когда между тобой и миром нет жёстких противоречий, и у тебя шерсть не вылезает, и в этом смысле собака своей органичностью — полностью соединительное звено.

– А у вас в детстве были собаки?
– Не у меня, а у соседей была собака, я с ней был очень дружен, хотя мне было десять лет, а это была настоящая немецкая овчарка. Я с ней гулял; говорил соседу: «Василий Максимыч, я пойду погуляю с Ингусом». Был такой пограничник Карацупа, герой Советского Союза, и у него все овчарки были Ингусы, и этого пса тоже звали Ингус. Обычно днём во дворе его сажали на цепь: в стену был вбит мощный гвоздь, и он по кругу на своём поводке…

 


– Обычно это портит характер собаки.
– Это портит, но так как рядом сидел хозяин Василий Максимыч, а он без ноги, то здесь было постоянное общение и не было такого, что Ингус как цепной пёс на всех лаял. Но однажды произошла история. Один человек ходил мимо Ингуса и всё время его дразнил. Пёс просто из себя выходил, и однажды случилось так. Мне было уже 11 лет, Лёшка этот, проходя в очередной раз, что-то сказал — и вдруг гвоздь не выдержал, и Ингус за ним рванул. А я в это время гулял в садике (у нас был очень уютный дворик, он есть в моей книге «Снег на траве») и вдруг вижу — бежит с совершенно вытаращенными глазами этот взрослый мужик, а за ним несётся Ингус. Лёшка кричит: «Юрка, спаси!» — он знал, что я с этим псом дружу. И я, маленький мальчик (у меня даже мысли не возникло, что этот пёс может и меня хватануть), просто бросился на Ингуса, схватил его, и он остановился. Единственное, он случайно зацепил меня, не кусая, клыком по руке, но я его удержал. Через некоторое время я спросил: «Лёш, зачем ты его дразнишь?» А этот мужик был ворюга, даже в лагере сидел, и у него было совершенно другое отношение к собакам.  

 

Про жену
– Но ведь, когда вы стали взрослым, у вас появилась своя собака… 
– У нас было три пуделя, три девочки. Одна прожила год, у неё была эпилепсия, психически она была неустойчивая — тот случай, когда не жилец. А вторая собака прожила 14 лет — и это было счастье, она была абсолютно наша, собака для семьи, для детей.

– Как её звали?
– Йюнечка. Клубная собака должна называться с определённой буквы, нам выпала буква Й. А последняя наша питомица, Марфа, была фактически собакой Франчески (Франческа Ярбусова, жена Ю.Б. — Прим. ред.). Жена говорила про неё: «Вот это моя собака!» Марфа прожила 13 лет. Она не отходила от Франчески дальше, чем на полтора метра. Бегала за ней по саду. Брала в зубы одеяло и спала рядом, а когда хозяйка уходила в магазин, то стоял вой: на кого ты меня покинула, бедная я… Вся обувь была собрана у дверей. Марфа смотрела в окно с кровати и ждала Франческу, которая, вернувшись, говорила: «Марфочка, а кто на кровать прыгал?» Марфа заворачивалась в свою подстилку и закрывала лапами нос, как белый медведь. Удивительная и редкая собака… Жена тогда практически переехала на дачу и в Москве уже почти не появлялась. Мне вообще кажется, что рядом с Франческой не может жить злобное существо… 

 

Про мультфильмы
– А из современных мультфильмов вам что-то нравится?
– Конечно, есть сегодня фильмы хорошие, действительно тонко сделанные, но понимаете, какая история, — в этом нет общего движения. Была киностудия «Союзмультфильм», она была наполнена общим движением, там выпускалось, допустим, 40 фильмов в год. Как правило, обязательно фильмов 5–6 из них — высокого уровня, один — уникальный на пятилетие, дающий прививку мультипликации как кинематографу, а сегодня я не могу назвать ни одной такой работы, хотя талантливые режиссёры, безусловно, есть. И объективно вряд ли сейчас может появиться такой фильм, следствием которого будет целое движение в мультипликации. Для этого необходимо определённое сложение жизни, философии, любви, понимания, которое выходит за пределы конкретно этого времени и накрывает обширным куполом и искусство, и обыденную жизнь. Нужны другие биографии, я обычно говорю: нужно, чтобы трамвай переехал. Такого сейчас нет.

 

 

Про счастье
– Ну а ваша биография… вас можно назвать счастливым человеком? 
– Если мы говорим о счастье, то что мы вкладываем в это понятие?

– Хорошо, другими словами: вы в гармонии с собой живёте?
– Нет, не в гармонии. 

– Глядя на вас, трудно в это поверить...
– Я бы жил в гармонии, если бы не надо было всем этим кошмаром заниматься. Когда я сам по себе, один, когда я начинаю размышлять об искусстве или как строится фильм — приходит осознание, что я, кажется, понимаю… В этот момент я чувствую счастье, необыкновенный прилив сил. Но когда это выливается в колоссальную систему движения к цели и когда ты понимаешь, что на этом пути вот то и вот это перечёркивают твоё гармоничное существование, то я не могу сказать, что я счастлив. Одно дело, когда идёт война с собой — это совсем другая война, это испытывает любой человек, — никаких идеальных условий для художника никогда не было и быть не может. Но есть условия — и есть УСЛОВИЯ, когда они тебя просто придавливают, и нет никакой возможности сопротивляться. Как сказал Гоген, страдания обостряют талант, но когда их слишком много, они его убивают. 

Саша Жуковский — оператор, с которым мы «Ёжика» сняли, «Цаплю и журавля», «Шинель», говорил: «Если Юре хорошо, значит, не очень плохо». Кстати, у меня с ним была абсолютная гармония, даже с Франческой такого не было. Если говорить о счастье, счастье — это был Жуковский и наше с ним общение, я не чувствовал никаких противоречий, была полная гармония, будто вышел — а перед тобой река, она сверкает на солнце, ничто не сдерживает твоего движения в этом пространстве, ты абсолютно наполнен этим пространством, и оно входит в тебя, и в этот момент ты чувствуешь полную гармонию с миром. Но это слишком редкие обстоятельства, хотя, с другой стороны, я был бы ханжой, если бы сказал, что несчастлив. Почему в фильме «Сказка сказок» был сделан этот эпизод — «Светлый лик», потому что это моё понимание счастья. Не конкретное действие, а именно моё понимание счастья, когда каждый жест, и сумма жестов, и соотношение жестов одного человека с другим входят в полную гармонию с окружающим миром, с этим пространством, когда твой жест рождает музыку.

 


На прощание Юрий Борисович подарил нам рисунок из мультфильма «Ёжик в тумане» с надписью для наших читателей: «Разве это не счастье — жаркое дыхание собаки прямо тебе в ухо или когда она охлопывает языком твою физиономию…».

И правда — счастье! И нам, надо сказать, просто повезло, что у Норштейна есть Кузя, хотя, конечно, Кузе намного больше повезло, что у него есть Норштейн.

Август 2012 г.

 

 

Метки:  

Процитировано 13 раз
Понравилось: 7 пользователям

У_КОЛОДЦА   обратиться по имени Суббота, 27 Сентября 2014 г. 22:35 (ссылка)
Удивительно добрый и светлый человек. Спасибо за этот пост и знакомство с Кузей!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 27 Сентября 2014 г. 23:28ссылка
У_КОЛОДЦА, а Вам спасибо за добрый комментарий!
Ричардина   обратиться по имени Понедельник, 29 Сентября 2014 г. 21:49 (ссылка)
Тепло и радостно стало на душе от такого интересного знакомства. Спасибо, Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Бузер   обратиться по имени Вторник, 30 Сентября 2014 г. 01:03 (ссылка)
Прочитал, с удовольствием! Процитировал и мягко ухожу в сон! Спасибо, Татьяна!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Дончанка_Я   обратиться по имени Воскресенье, 09 Августа 2015 г. 12:56 (ссылка)
Замечательное интервью. Какой глубокий, светлый и наполненный человек! И собаки..
Спасибо огромное.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Августа 2015 г. 18:11ссылка
Дончанка_Я, Благодаря вашему комментарию вернулась к посту и ещё раз с интересом перечитала это интервью. Действительно, светлый человек и от него свелеет на душе. Таких людей единицы.
Italina   обратиться по имени Среда, 22 Июня 2016 г. 08:34 (ссылка)
С благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку