Эйяфьядлаёкюдль нанес сокрушительный удар по ЕС. Если кто-то еще не в курсе, Эйяфьядлаёкюдль – это не случайный набор букв, а название вулкана, который парализовал Европу. Внешне может показаться, что это всего лишь природный катаклизм, которых случается много. Однако на деле возможно не совсем так. Есть большая вероятность того, что в лице вулкана мы стали свидетелями рождения нового инструмента для ведения маркетинговой войны. Природные катаклизмы, за которые никто не несет юридическую ответственность, потому как доказать чью-то причастность к их свершению почти не реально, являются очень привлекательным для того, чтобы безнаказанно ударить по конкуренту.
То, что это мог быть не просто выброс пепла, а чья-то хорошо продуманная акция против конкурентов, находит косвенное подтверждение в СМИ. Так, появилась версия, что вред пепла для самолетов был преувеличен несовершенной компьютерной программой. В частности британская газета Financial Times (FT) опубликовала заявление гендиректора транспортного департамента Европейской комиссии Маттиаса Руэте, которое тянет на сенсацию. Если верить словам чиновника, вред от вулкана для авиаотрасли был преувеличен дефектной компьютерной программой. Модель, которой руководствовались европейские власти для расчета возможного ущерба для авиатранспорта от пепла выброшенного вулканом, закрывая небо над Европой, была основаны на неполных научных данных и несовершенных алгоритмах. Очень слабо вериться в то, что эта программа могла дать сбой, либо в то, что некачественную программу могли взять на «вооружение», а значит с большой долей вероятности, все было подстроено. Теперь осталось разобраться насчет того, кто мог все это устроить и вариантов тут достаточно много.
По информации из некоторых достаточно достоверных источников, группу, которая контролирует ФРС США, не совсем устраивает сложившийся курс евро к доллару США и они хотели бы его улучить в пользу доллара, другими словами опустить евро. Объективных оснований для того, чтобы это осуществить нет, поэтому надо было искать нестандартные шаги. Тут и был найден оригинальный способ. За то, что это могла быть диверсия со стороны именно этой группы, говорит тот факт, что с 14 апреля, когда начался кризис, по 24 апреля курс доллара США без других видимых причин вырос с 1.36 за евро до 1.32 за одну единицу европейской валюты. Как видно, управлять ценой доллара США через панику его производители умеют очень хорошо. Есть предпосылки, что ЕВРО в результате диверсии будет снижаться и дальше, ибо европейская экономика получит дополнительные трудности, что и скажется на курсе единой европейской валюты. Об этом говорят уже и эксперты: «Если закрытие воздушного пространства продлится хотя бы до конца этой недели, его минусы значительно превысят слабый позитив и выльются в снижение темпов восстановления европейской экономики, говорит главный экономист AXA Group Эрик Чейни в интервью The Wall Street Journal».
С другой стороны, возможно извержение вулкана или хотя бы паника вокруг извержения была организована со стороны самих авиаперевозчиков, которые таким образом решили бороться с конкурентами. «Я думаю, что остановка перелетов — это чистая перестраховка, политика и бизнес. Ведь авиакомпании понесут миллиардные убытки из-за того, что люди не летают. Соответственно, эти 10 дней переживут крупные авиакомпании, а мелкие разорятся», — считает директор Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Юрий Израэль. По его словам, в результате выброса пепла вулканом «никакой катастрофы нет и не будет». Следовательно, панику могли поднять крупные авиаперевозчики для того, чтобы компенсировать потери от мирового финансово-экономического кризиса за счет разорения мелких компаний. Также панику могли поднять авиаперевозчики из стран, которые не пострадали из-за извержения вулкана с тем, чтобы потом выкупить неудачников и выйти на новые рынки. Так, по словам IATA, для отрасли, которая из-за экономического кризиса потеряла $9,4 млрд в прошлом году и, как ожидается, потеряет еще $2,8 млрд в этом, новый удар, а под ним как раз и имеется в виду извержение вулкана, может быть просто разрушительным. При этом по заявлению Бизиньяни, наибольшие потери понесут как раз европейские авиаперевозчики.
Конечно, рынок авиаперевозок пострадал. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценила убытки авиакомпаний за время действия запрета на полеты в $1,7 млрд. На пике кризиса, который пришелся на 17—19 апреля, потери составляли до $400 млн в сутки, было затронуто 29% мировой авиации и пострадавшими оказались 1,2 млн. пассажиров в сутки. Масштабы кризиса по информации от главы IATA Джованни Бизиньяни затмили даже последствия 11 сентября 2001 года, из-за которых воздушное пространство США было закрыто на три дня. Однако, как и любая другая война, маркетинговая война требует определенных жертв во имя победы. Потеряв сегодня несколько десятков миллионов долларов США, победители в этой войне потом получат миллиарды долларов США.
Кроме того, приложить руки к организации паники вокруг извержения вулкана Эйяфьядлаёкюдль могли и инвесторы, которые положили глаз на туристические активы, ведь из-за того, чтобы было парализовано авиасообщение, многие туристы не смогли либо добраться до мест отдыха, либо вернуться из них. Точная сумма потерь туристической отрасли не называется, но приблизительные цифры – около 1 миллиарда долларов США. Потери, понятное дело в итоге лягут на туроператоров, которым будут предъявлять претензии туристы за неудавшийся отдых. В результате и так сильно пострадавшие от мирового финансово-экономического кризиса теперешние владельцы активов в турбизнесе получили еще один удар, которые может оказаться для них роковым и им придется расстаться с прибыльным ранее бизнесом.
Причастными к организации паники могут быть и лица или группы лиц, которые работают на рынке спортивных мероприятий. Например, это могли быть черные букмекеры, которые принимали ставки на результаты матчей Лиги Чемпионов УЕФА. Известно, что Барселона, которая в прошлом году завоевала все, что могла, близка к тому, чтобы повторить успех и в этом году. Многие могли сделать большие ставки на то, что именно эта команда победит в текущем розыгрыше Лиги Чемпионов УЕФА. Честными способами помешать ей, выиграть второй раз трофей очень трудно, ибо уж очень сильна команда и в этом году. Нечестные способы не всегда подходят, потому, как будет нарушен спортивный принц и может быть назначена ответственность. Однако некоторые нечестные способы выглядят весьма легитимными, например извержение вулкана, из-за которого команда вынуждена была добираться до места игры с Интером наземным транспортом. Переносить такое путешествие даже профессионалам может быть трудно, что и было доказано итоговым счетом встречи. Барселона проиграла со счетом 1:3 Интеру и черные букмекеры, если они приложили свою руку к панике, близки к тому, чтобы получить деньги тех, кто поставил на победу Барселоны в Лиге Чемпионов.
Кроме уже перечисленных отраслей, убытки несут и другие отрасли и в их числе производители и импортеры скоропортящейся продукции. "Если за 3–4 дня ситуация не наладится, Петербург ждет дефицит цветов. К примеру, почти все гвоздики в Петербурге — из Южной Америки и Африки, и, если так пойдет и дальше, нечего будет дарить ветеранам на 9 мая", — говорил Дмитрий Александров, генеральный директор оптового поставщика ООО "7 Цветов Северо–Запад". Об убытках также сообщали производители рыбы, свежего мяса, фруктов, молочной продукции. Например, по информации от Reuters самая крупная компания по производству морепродуктов – норвежская Marine Harvest Norway – заявила о снижении объемов улова рыбы, а также о том, что под удар поставлен ее экспорт в Азию и США. Исландские производители начали заморозку свежей рыбы. Американская Whole Foods Market Inc отметила падение поставок рыбы и морепродуктов для суши. Один из крупнейших торговцев Франкфурта Питер Грюндхофер заявил, что ситуация с вулканом повлияла на поставки свежих бобов и пепперони из Египта, зелени из Израиля, а также экзотических фруктов, таких как манго, кумкваты и физалис. Менеджер одного из немецких ресторанов утверждает, что в заведении чувствуется нехватка свежего тунца из Индийского океана, базилика из Кипра и канадских лобстеров.
Вулкан ударил и по экспресс перевозчикам. Почтовый оператор DHL заявил о задержках в перевозках из Европы и в нее минимум на неделю и ищет обходные пути для поставок из Америки в Азии. В пути задерживаются мобильные телефоны, предметы искусства, дорогая мебель из Италии, посуда, ювелирные изделия, парфюмерия. Из–за сбоев в поставках высокотехнологичных компонентов об остановке конвейеров заявили автопроизводители Nissan и BMW. В Европе, и в том числе в Петербурге, были отменены отраслевые конференции и другие мероприятия. Кенийские цветоводы, на долю которых приходится около 35% импорта цветов в страны Евросоюза, несли убытки порядка $3 млн. в сутки. Фермеры Северной и Южной Америки, Израиля, Турции и ряда стран Африки понесли большие потери из-за небольшого срока годности, так как значительная часть их продукции доставляется в Европу по воздуху. Оживление вулкана почувствовали на себе и логистические компании: датская TNT переключилась на доставку грузов по железной дороге, DHL прогнозирует возможные задержки в доставке грузов на 3–5 дней. Хотя некоторые из пострадавших отраслей переключились на автомобильный транспорт, у них в связи с очередями на границах и недостатком парка автотранспорта все равно возникли трудности при прохождении таможенного досмотра, что повлияло на скорость доставки.
Как видно, сил, заинтересованных в извержении вулкана предостаточно. Каждая из перечисленных сил могла быть причастна к извержению, однако правду о том, кто реально все это устроил, скорее всего, мы никогда не узнаем, потому, как уж об очень больших суммах идет речь. Значит, возможно, мы никогда не узнаем, был ли этой чей-то изощренный маркетинговый ход, либо это действительно было простое извержение вулкана. С одной стороны это, конечно же, хорошо, ведь когда меньше знаешь, больше спишь. Но с другой стороны, хорошо спать с мыслью о том, что в любой момент бизнесу может быть нанесен непоправимый ущерб, вряд ли получится. Гораздо безопаснее для нервов подстраховаться и предусмотреть какие-либо маркетинговые или другого рода мероприятия, которые позволят предотвратить возможные потери от аналогичных случаев в будущем.