Про дом Бака в Санкт-Петербурге. |
Друзья, я хочу вам рассказать об одном интереснейшем доме Санкт-Петербурга, который находится на ул. Кирочной. Впервые о доме Бака я прочитала у Ильи Варламова - известного блогера. Варламов создал фонд "Внимание", который помогает сохранить наше архитектурное наследие. Чем же так интересен дом Бака?
Немного истории.
Здание в стиле модерн с элементами рококо было выстроено на улице Кирчной в 1904—1905 годах. В качестве архитектора выступил Борис Ионович Гиршович, автор множества петербургских доходных домов и особняков. Имя же постройка получила благодаря своему первому владельцу — Юлиану Борисовичу Баку. Владелец дома, Юлиан Борисович Бак, был видным общественным деятелем своего времени, инженером путей сообщения, основателем и издателем газеты конституционных демократов «Речь». Кстати, главная контора «Речи» находилась здесь же, в квартире № 21. Сам же Бак с семьей жил в квартире № 1.
Дом имеет 5 этажей и мансарду. В доме 5 входов: два из них парадные, еще три - дворовые. Фасад украшают два эркера высотой в три этажа, лепнина, фигурные решетки на балконах. Но самой выдающейся особенностью дома считаются уникальные подвесные галереи. Благодаря им можно перейти в противоположную часть здания, не спускаясь двор. А еще в доме сохранились парадные почти в первозданном виде.
Около дома Бака мы оказались совсем случайно. Шли себе по улице Кирочной с определенной целью- дойти до Анненкирхе (Лютеранская церковь), которая тоже находится на ул. Кирочной. И вдруг вспомнили, что здесь рядом дом Бака. Да, вот же и он! Мы остановились возле него и стали рассматривать фасад. Возле входа стояла небольшая группа- человек 5. Молодая девушка что-то рассказывала про дом. И вдруг, о чудо!!! Девушка открывает ключом дверь и эти 5 человек входят туда. И тут... мы бросаемся следом за ними.
Это тамбур. Конечно, все требует ремонта!
Но вот, когда ты стоишь вот в такой парадной, где все из далекого прошлого - тебя охватывает необъяснимое чувство. История и время вдруг оживают. И самое удивительное, что это не музей, что здесь просто живут обычные люди.
Изящная лепнина на потолке.
Настоящие дубовые двери.
Слева вход в нижнюю галерею. Справа окно с витражом.
Старинные витражи с рисунками в стиле рококо выполнены фирмой «М. Франк и К°».
Шикарная галерея с большими светлыми окнами, лепниной, на полу метлахская плитка.
Поднимаемся выше.
Мраморные лестницы и подоконники, узорные кованые перила. Здесь все настоящее. Ко всему хочется прикасаться.
Верхний проход нижней галереи , соединяющей здание на уровне второго этажа.
Обратите внимание - никаких застеклённых балконов.
Внутренний двор.
Верхняя галерея.
Крытые галереи, вместе с рядами открытых балконов придают типично Петербургскому двору-колодцу оригинальный вид. Галереи соединяли лицевой и дворовый флигели на уровне второго и пятого этажей, что позволяло хозяину извлекать дополнительный доход. Дело в том, что в дореволюционном Петербурге использование парадного входа повышало стоимость аренды жилья. С помощью галерей хитрый домовладелец лишил «внутренних арендаторов» возможности попадать в свои квартиры через двор или черный ход. Таким образом, в парадную дверь входили все и все платили.
Первыми нанимателями квартир в этом доме были знатные и богатые петербуржцы. На втором этаже жил военный министр Российской империи Александр Редигер. Он занимал 22-х комнатную квартиру. Третий этаж занимал нефтепромышленник Павел Гукасов.
В мансардном этаже располагались творческие мастерские, самую просторную из них арендовал художник Николай Беккер, а художник Леон Бакст снимал квартиру № 6 под мастерскую, где работал над костюмами для "Русских сезонов" Дягилева.
Лифт, но он - не исторический.
Дореволюционный лифт был оформлен в стиле модерн. Сохранились воспоминания, что раньше в лифте находилась лавочка, обитая бархатом, зеркала. На каждом этаже шахту лифта украшали чугунные розы, одну из которых жильцам удалось сохранить. Лифт работал с 1905 года по 1941 г. В войну все лифты города из -за нехватки электроэнергии в домах не работали. После войны лифт с трудом удалось запустить, он ездил только наверх. Потом лифт сломался, починить его уже не было специалистов. Кабина пропала в 1960-е годы, а изначальная сетка лифта оставалась еще до 1988.
Дом этот интересен еще и тем, что несколько лет назад жильцы дома объединились в сообщество «Кирочная 24», чтобы сохранить его от разграбления и недобросовестной реконструкции. Они стали контролировать ремонтно-восстановительные работы, искать и возвращать в дом утраченные предметы интерьера, привлекать нужных специалистов.
Фонд Ильи Варламова собрал 2 с половиной миллиона рублей, чтобы провести работы по восстановлению тамбуров первой и второй парадной, а также разрабатывает проект реставрации витражей второй парадной.
Есть группа "Кирочная 24" ВКонтакте, где рассказывают о новых находках, проводят экскурсии по парадным дома, рассказывая об истории дома. https://vk.com/kiroch24
Ну, а мы были несказанно рады, что такой удивительный подарок преподнес нам город Питер!
Серия сообщений "Санкт-Петербург":
Часть 1 - На прогулку в Летний сад...
Часть 2 - Михайловский сад.
...
Часть 6 - Пушкин - город парков и дворцов.
Часть 7 - Вы были в Новой Голландии?
Часть 8 - Про дом Бака в Санкт-Петербурге.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |