-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в margareetta

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.01.2012
Записей: 813
Комментариев: 4831
Написано: 8493


Снегурочка...

Воскресенье, 03 Января 2016 г. 18:59 + в цитатник
Снегурочка — новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Однако у славян Снегурочка считалась дочерью Мороза и Весны.
Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Истинные же корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда. И образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в преданиях тех времен.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867 год).
Народная фантазия оставила нам в наследство целую россыпь сказочных вариантов про Снегурочку, Снегурушку, Снегурку, про то, как ее слепили из снега баба с дедом, и про то, как она растаяла.Варианты эти иногда отличаются друг от друга, как совершенно разные.



Есть во всех этих разнообразных сказочных вариантах один общий закон, главный и решающий: снежная девочка всегда хорошая. Она никому никогда не сделала зла, она появилась всем на радость и если ушла, то никого не упрекнула. Поэтому и вызывает она редкое человеческое чувство — нежность.


В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания славянского бога весеннего солнца Ярилы.
Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове).


Виктор Михайлович Васнецов. Снегурочка. 1885 г.



Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Снегурочка и Лель.1885.

Современники поэтического подарка не приняли: ни читатели пьесы, ни зрители первой постановки никакого восторга не выразили. Не помогла даже музыка молодого таланта, начинающего Чайковского, которая специально была написана для театрального драматического спектакля. А три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского. «Снегурочка» и вправду могла бы, наверное, затеряться среди бесчисленных поэтических и прозаических сочинений «о любви», если бы с ней не встретился композитор Римский-Корсаков."Снегурочка" принадлежит к числу "солнечных опер" композитора. Основным поэтическим содержанием ее является художественное претворение древнего солнечного культа, оставившего глубокий след в народном сознании. Успех был мгновенный, громкий и безоговорочный.



А потом, почти через двадцать лет, написал её портрет. Чей портрет? Нереальной, вымышленной Снегурочки? Александр Бенуа сказал, что именно в этой картине Васнецову удалось открыть «закон древнерусской красоты».


К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника: М.А. Врубель и Н.К. Рерих.



М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Кстати, жена Врубеля, Надежду Ивановну Забелу-Врубель, считалась лучшей исполнительницей этой оперной партии и именно ее рисовал он в своих эскизах к опере.

Николай Рерих полюбил "Снегурочку" еще в юности. Четыре раза (в 1908, 1912, 1919 и 1921 годах) обращался Николай Рерих к оформлению "Снегурочки" для оперной и драматической сцены. Спектакли получили осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. "Снегурочка", как и все творчество Римского-Корсакова мне близка", - признавался Рерих. В миропонимании у Рериха и Римского-Корсакова было много общего: они оба тянулись к истинным ценностям, находя их в природе, русской старине, в истории, в фольклоре.



Эскиз "Лель и Снегурочка" Н.К. Рериха для Чикагского театра Опера Компани. Здесь художник создал вполне определенный азиатский этнический тип, в отличие от сценические версий 1908 и 1912 годов, которые переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси.

Вот так случилось Чудо и образ милой Снегурочки поселился в русской культуре.


Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.




Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.
 

0_7bfa9_80fcb515_XXL (467x700, 381Kb)

0_7bf96_f33c14e_XXL (492x700, 268Kb)

Рубрики:  Живопись
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Татьянка-Ижевчанка   обратиться по имени Понедельник, 04 Января 2016 г. 12:14 (ссылка)
Спасибо за интересный рассказ!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Января 2016 г. 01:31ссылка
Татьяна, этот пост про Снегурочку сделала в прошлом году и почему-то так и не опубликовала. А сейчас подумала самое время:))
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку