Для начала обратите внимание на свое поведение. Существует несколько типажей сотрудников, которых представители кадровых служб, мягко говоря, недолюбливают. Таких соискателей стараются не приглашать на работу, так как из-за них постоянно возникают какие-то проблемы. Если, посмотрев на себя со стороны, вы заметите, что отдельные черты этих забавных классических недотеп и неудачников вам присущи, постарайтесь избавиться от них.
Тип 1. Тихий
Очень скромен и стеснителен. Сидит на краешке стула или, сказав: «Спасибо, я постою», — в течение всего разговора нависает над сотрудником службы персонала, как живой укор совести, вынуждая того скорее закончить интервью. На вопросы отвечает еле слышно, так что приходится переспрашивать. Когда речь заходит о карьерных планах, скромник уверяет, что не претендует на продвижение по службе, для него главное — найти хоть какую-нибудь работу. А если его вдруг спросят, на какой размер оплаты он рассчитывает, немедленно покраснеет, смутится и ни в коем случае не назовет конкретных цифр. Что бы ни говорил интервьюер, тихоня подобострастно кивает и со всем соглашается не раздумывая. На вопросы отвечает расплывчато, уклончиво, дабы не сказать что-нибудь, не совпадающее с мнением собеседника. Если он вдруг опоздает или допустит в разговоре оплошность или бестактность, то будет постоянно возвращаться к этому эпизоду, просить прощения, пока, наконец, не выведет представителя работодателя из себя.
Данный тип поведения в первые минуты, возможно, и демонстрирует воспитанность и скромность, но со временем начинает раздражать. Какой работник получится из человека, не имеющего собственного мнения? Никому не нужен сотрудник, которого надо водить за ручку и нянчиться с ним, как с малым ребенком, потому что он, видите ли, стесняется. Профессионал должен знать себе цену. Если у человека низкая самооценка, то почему вселять в него уверенность должны другие? Подумайте, не мешает ли ложная скромность вашей карьере?
Тип 2. Напористый
Еще одна неудачная тактика — нахальное и развязное поведение. Представитель такого типа разговаривает громко, перебивает, начинает отвечать, не дослушав вопроса, и т. п. В противоположность тихоне он с первых же слов уверяет, что является самым лучшим специалистом и авторитетом и спорить с ним станет разве что круглый дурак и невежа. В его правилах настаивать на своем, не отступать, даже понимая, что не прав.
Возможно, выполнение работ определенного типа и предполагает напористость и активность соискателя. Но и в сфере торговли уже давно непопулярен тип менеджера по продажам, который только и делает, что «впаривает» и «втюхивает» зазевавшемуся посетителю лежалый товар. Ведь, если человек «давит» на собеседника и безапелляционно навязывает свое мнение, со временем это вызовет негативную реакцию и у клиентов фирмы, и у сотрудников. А значит, скорее всего, работу ему не дадут.
Тип 3. Шаблонный
В большинстве случаев получают отказ люди чрезмерно скучные, стандартные, не способные творчески мыслить. Сейчас при отборе претендентов часто используют такой прием, как внезапно заданный вопрос, ответа на который или не существует, или знать его невозможно. Это делают для того, чтобы проверить реакцию, посмотреть ход мыслей соискателя, ведь в любой работе возникают нестандартные ситуации, когда надо проявить смекалку и сообразительность. Если человек на все вопросы отвечает заготовленными фразами, а при любом неожиданном повороте беседы теряется, нервничает, молчит или впадает в ступор, то он вряд ли заинтересует интервьюера.
Тип 4. Творческий
Еще один типаж, не слишком радующий работодателей, — это человек слишком творческий, восторженный, переполняемый разнообразными замыслами. Как правило, работник из него выходит не очень хороший: идей много, а воплощать их он не торопится. Такие люди редко доводят начатое до конца, они необязательны и рассеянны. Поэтому наниматель предпочтет скорее спокойного исполнительного сотрудника, нежели чудака, фонтанирующего прожектами.
Тип 5. Общественник
И по сей день можно встретить знакомый по фильму «Служебный роман» образ общественницы Шурочки. Девиз «Где бы ни работать, лишь бы не работать» для них — норма жизни. Подобные люди готовы заниматься чем угодно, только не выполнением прямых обязанностей.
На собеседовании такие соискатели в первую очередь рассказывают о том, что именно они делали на предыдущем месте работы по общественной линии. Но активисты вряд ли заинтересуют современного нанимателя. Для разрешения возникающих внутри коллектива проблем существуют специалисты, и любой человек, пытающийся что-то сделать на общественных началах, будет только мешать.
Кроме того, всем хорошо известно, что причин этакой вовлеченности в жизнь других людей, как правило, две: природная страсть к интригам и полное нежелание заниматься своей работой, а нередко — то и другое вместе. Так зачем работодателю брать в коллектив почти профессионального сплетника, который пойдет на все, лишь бы его не «сослали в бухгалтерию»?
Следовательно, даже если вам нравится в разумных пределах заниматься общественными делами, постарайтесь не рассказывать об этом на собеседовании. В наше время любовь к подобной деятельности скорее минус, чем плюс. Сначала понаблюдайте, как к ней относится руководство.
Тип 6. Болтун
Неинтересен нанимателю и человек, готовый говорить обо всем, кроме работы. Чтобы проверить, кто перед ним, интервьюер чаще всего задает провокационные вопросы, позволяющие узнать, легко ли сбить кандидата с толку.
Общительные и на первый взгляд осведомленные во всех областях люди чаще всего оказываются поверхностными. Все их знания — пустая болтовня, а любовь к бесконечным разговорам мешает выполнению обязанностей и отвлекает остальных сотрудников. Кандидат, который не может сосредоточиться на чем-то серьезном, зато готов часами рассуждать о пустяках, едва ли получит работу.
Тип 7. Неуравновешенный
Чтобы сразу определить такого человека, интервьюеры, как правило, прибегают к весьма несложным методам. Порой это происходит случайно: представителя работодателя действительно могут постоянно отвлекать от разговора. Однако нередко он специально провоцирует соискателя, чтобы проверить, насколько легко того вывести из себя, а главное, как скоро он начнет раздражаться.
Человек, неспособный проявить понимание к проблемам других, не обладающий достаточным запасом терпения, готовый нагрубить малознакомым людям, сразу же получит отказ. Более того, сотрудники кадровых отделов организаций, занимающихся одним видом деятельности, часто общаются между собой, так что невыдержанный кандидат рискует попасть в черный список сразу нескольких предприятий.
Тип 8. Неудачник
Самый верный способ зарекомендовать себя классическим неудачником — начать упрашивать взять вас на работу, а также поведать о своих трудностях. Например, о том, какие вас окружали требовательные начальники и коварные интриганы-коллеги. Как вы стараетесь, не жалея сил, а вас все равно увольняют, и вы даже не представляете почему.
Среди таких несчастливцев встречаются и бунтари, всюду видящие несправедливость, и те, кто по любому поводу норовят подать в суд. Они всегда стараются предстать жертвами обстоятельств или злокозненности недоброжелателей вместо того, чтобы искать причину в себе. Неудачник может вызвать жалость и сострадание, но тем не менее работу ему не дадут.
Кроме типажей, не пользующихся у кадровиков популярностью, есть еще ряд преднамеренных или случайных действий соискателей, каждое из которых если и не послужит гарантированной причиной отказа, то заставит передвинуть его кандидатуру в конец списка. А уж если будет допущено несколько подобных ошибок, то такого претендента примет на работу лишь наниматель, находящийся в безвыходном положении. Что же может стать причиной отказа в трудоустройстве?
* Грамматические ошибки в тексте резюме и его небрежное оформление — лучший способ сразу же получить отрицательный результат, вернее, даже никакого результата, потому что никто не станет реагировать на такую анкету.
* Отсутствие подробных координат. Если действовать по принципу «кому надо, тот найдет» и не указывать в резюме своих данных для контакта, или писать их мелким шрифтом, то вряд ли на вас будут тратить время.
* Сведения, не имеющие отношения к работе, вовсе не характеризуют вас как разностороннюю личность. Скорее подчеркивают, что вы не собираетесь целиком посвящать себя труду.
* Ваш звонок в самом начале рабочего дня, когда специалист службы персонала только пришел в офис и еще не готов вести разговор, или в конце дня, когда уже выключен компьютер и кадровик собрался уходить, — отличная возможность вызвать к себе неприязнь.
* Раздражает также неумение вести беседу, невнятная речь, тихий голос и тому подобное или, наоборот, разговор на повышенных тонах. Если вы, не представившись, начинаете требовать, чтобы собеседник дал полную информацию о себе, то вряд ли заинтересуете работодателя. И вообще, чем резче и напористее вы говорите, тем выше вероятность спровоцировать негативное отношение к себе.
* Нелепые вопросы вроде «До вас дошло мое резюме?», неграмотно построенные фразы, употребление просторечных выражений, неуместное использование слов — все это часто приводит к отказу в работе, особенно если она связана с людьми.
* Очень яркая или с контрастными полосами одежда, от которой рябит в глазах, экстравагантная прическа, наличие смелых аксессуаров, украшений, деталей, отражающих ваше мировоззрение, музыкальные пристрастия и прочие увлечения, отсутствие делового стиля в костюме показывают, что вы не умеете или не хотите соблюдать установленные нормы. Внешний вид, не соответствующий принятым в данной среде стандартам, послужит плохой рекомендацией.
* Резкие парфюмерные запахи, даже если вам они очень нравятся, способны вызвать у другого человека головную боль или просто раздражение.
* Опоздание на собеседование — первый признак непунктуальности, что вряд ли кому-то понравится.
* Разговор по мобильному телефону, звонки, прерывающие интервью, показывают, что и во время работы вы, скорее всего, будете отвлекаться на личные дела. Просить представителя работодателя подождать вас означает тратить его время, что само по себе неэтично.
* Упоминание других мест работы, куда вы хотите устроиться, демонстрирует несерьезное отношение к данному собеседованию. В принципе все прекрасно понимают, что вы наверняка разослали резюме в несколько мест, поэтому сейчас рассматриваете не одно предложение, но сообщать об этом некорректно.
* Спешка, резкость, попытки быстрее завершить разговор — все это создает впечатление, что данное место вас не заинтересовало, соответственно, вашу кандидатуру вычеркнут из списка вероятных претендентов.
* Рассказы о болезнях и недомоганиях тоже приводят к отказу. Хотя официально состояние здоровья не может служить причиной отрицательного ответа, по сути, никто не хочет брать на работу человека, который будет регулярно брать больничные листы.
* Разговоры на отвлеченные темы — о хобби, семье, домашних животных, даче, планах, не связанных с работой, — наведут на мысль о вашем легкомыслии. Раз карьера не главное в жизни, значит, и трудиться вы будете спустя рукава.
* Отказ от части предполагаемых функциональных обязанностей, фразы типа: «В командировку я никогда не поеду» или «Задерживаться в офисе я не могу ни при каких обстоятельствах» — сразу же испортят отношение с предполагаемым нанимателем. Если вы не готовы идти на компромиссы, то вряд ли станете хорошим работником.
* Фамильярность, попытки сократить дистанцию, привычка брать вещи со стола и вертеть их в руках, бесцеремонность — все это также является неудачной тактикой поведения.
* Вопросы о том, сколько вам будут платить, дадут ли служебный мобильный телефон, какой график, когда отпуск и тому подобные, заданные в самом начале разговора, тоже не послужат хорошей рекомендацией. Ведь тот, кто всерьез заинтересован работой, в первую очередь спросит о характере предполагаемой деятельности.
Существует несколько стандартных вопросов, как правило, задаваемых на интервью соискателям, и, соответственно, есть ответы, которые меньше всего нравятся работодателю.
Ключевым моментом любого собеседования является вопрос о том, почему вы ушли с предыдущего места работы. Ответ раскрывает характер кандидата, его отношение к своей трудовой деятельности, умение разрешать конфликтные ситуации и т. д. Неверно отмалчиваться, переводить разговор на другую тему, отвечать фразами типа: «Не важно» или «Сложная история». Этим вы создадите наихудшее впечатление.
Еще один способ провалить встречу с работодателем — поведать ему о том, какие вас окружали раньше глупцы и бездельники, какие бессмысленные рекомендации давал бывший начальник. Нарисовать свою прежнюю должность одними черными красками, даже если это место на самом деле было не из лучших, — показать себя склочным, злопамятным, недоброжелательным человеком. А сказать о надоевшем однообразии — все равно что сообщить о своей нелюбви подолгу работать на одном месте.
Еще один традиционный вопрос кадровиков обычно звучит так: «Что вас привлекло в нашем объявлении? Почему вы обратились именно к нам?» Самыми неудачными являются объяснения о подходящем территориальном расположении офиса, устраивающей зарплате и прочих выгодах. Предполагается, что соискатель объяснит, чем ему нравятся работа и организация, в которую он обратился, любые другие ответы продемонстрируют несерьезность претендента.
Способов получить отказ на собеседовании довольно много. И самый простой из них — обман. Ложь, чего бы она ни касалась (опыт работы, знания, навыки и т. п.), всегда может открыться самым неожиданным и неприятным образом, поэтому избегайте вранья и хитростей. Только честным путем вы найдете оптимальный вариант трудоустройства.