Это был день нашего отъезда. Выехать собирались пораньше - вот только купить на гостинцы медовухи и кулебяк, и сразу...
Наше "вот только" затянулось на глубоко после обеда. Не отпускал город, не хотелось вот так, не заглянув в каждый закуточек-закоулочек, расставаться с этой тихой благостью. Погода была мрачноватая, небо затянуло, накрапывал дождик - и все равно, мы сами оттягивали отъезд.
А тут еще Таня снова увидела своего друга - коня Рыжего, редкого спокойствия и странной породы (как утверждает хозяйка - помесь тяжеловоза и рысака). В итоге Таня, конечно, поехала прокатиться снова, как делала это каждый день ("ну, последний рааазик, попрощаться").
Хозяйка Марина, тоже уже Танина подружка, не только сделала скидку, но и повела просто покатиться (стандартный маршрут - по прямой улице Кремлевской до кремля и обратно к торговым рядам, а она повела и по всем остальным трем мелким улочкам, закрытым для автомобилей).
Можно сказать, что Суздаль - город правильных дорог: любая дорога выходит здесь к храму.
И я, догоняя "девиц-кавалеристов" тоже очень скоро вышел сразу к двум храмам. Один, с колокольней, был виден издали, а второй, поменьше, вынырнул из кустов только когда мы подошли к нему вплотную.
Эти две церкви стоят у земляного вала - он прямо за ними. Здесь же в валу были Никольские ворота, выходящие к речке Каменке. Улица до сих пор называется Никольской. Понятное дело, и большой храм - тоже Никольский, он, наверное. и дал название и воротам, и улице.
Да, вал и ворота в нем - старше церкви, но назывались они так и раньше, так что, на этом месте, вероятно и раньше, до большого каменного здания, был храм, посвященный Николаю-угоднику.
Уточнять не пытался - но практически уверен, что тут была деревянная церковь. Строительство новой началось в 1720 году, а в 1719м Суздаль горел - деревянные церкви после этого в городе не сохранились (о тех деревянных, что есть - отдельный разговор, они специально перевезены).
Основное здание Никольской церкви просто - большой куб под четырехскатной кровлей, над кровлей - тонкий барабан с главкой. Из украшений - широкий карниз из "кокошников" и валиков под самой кровлей, два аркатурных пояса на барабане, да портал и окна с наличниками во втором ярусе в прямых гладких стенах.
Это уже 18 века архитектура: храм из трех соединенных между собой частей на одной оси - основное здание соединяет с колокольней трапезная. Храм "летний", построен без отопления.
Колокольня самое интересное в этом строении: во-первых, построена она по образцу шатровых деревянных церквей (восьмерик на четверике - рассказывал про суть, когда писал про Ильинский храм), а во-вторых, в ней применено "суздальское ноу-хау" - "дудка". Шатер колокольни чуть вогнут, отверстия звонов в верхней части шатра резонируют высокие звуки; средние, побольше, усиливают средний диапазон, а большие окна-звоны (это которые с полуколоннами и наличниками), дают распространение уже усиленного звука в горизонтальном направлении. Потому и кажется, что звон "плывет над землей" (правда, в этот раз мы ничего не слышали). Это я по старой памяти излагаю, пережитки исторического образования - потому что в других рассказах про суздальские храмы "дудка" еще встретится.
Колокольня явно нуждается уже в новой реставрации, даже больше, чем весь храм в целом. Но все равно видно, что украшена она была с душой - фронтоны, ниши разной формы в три яруса. Особенно интересно смотрятся смотрятся четыре башенки-пирамидки - небольшие шатры с крестами по углам четверика.
Очень жаль, но мои кривые руки и пасмурная погода (да еще не очень большой интерес Рыжего к памятникам архитектуры) не позволили сделать достаточное количество хороших фотографий.
Увидеть Никольскую церковь с ее колокольней "посвежее-понаряднее" можно на заднем плане в фильме "Женитьба Бальзаминова" в эпизоде, где Вицын приходит к Мордюковой (ну, Бальзаминов к вдове Белотеловой - "он мне нравится... Ты мне его... Чтобы каждый день ко мне!": в тот момент, когда он подходит к самому столу). И там же чуть позже мелькают вот эти крест и "труба":
В другом эпизоде фильма виден и весь второй храм, стоящий рядом с Никольским.
Это на соседняя церквь, Христорождественская (Рождества Христова). Она "зимняя" - с отоплением. Как почти все "теплые" суздальские храмы она кирпичная, из двух частей разной высоты под двускатной крышей. Здание построено позже, уже в 1775 году - низкое, но тонкий резной барабан с главкой и четыре барабана по углам (поди пойми сразу - без глав или трубы) визуально ее делают выше.
Церковь красиво расписана снаружи - немудрено: сейчас там иконописная мастерская при Никольском храме.
В мастерской работает настоятель обоих храмов священник Андрей Давыдов. Я не знаток иконописи - но говорят, это один из известнейших современных мастеров. Он работает, применяя старинные технологии изготовления красок. В принципе, бывают экскурсии в мастерскую и по храмам - но какого-то четкого графика нет, надо с кем-то заранее договариваться, да и мастер часто в отъезде - преподает по России и в Европе.
Жаль, что не попали ни в сами церкви, ни тем более на экскурсию - но тем больше поводов вернуться в Суздаль еще раз.
Наверное, это был хороший знак нам в дорогу, что эти храмы мы посмотрели в самом конце. Как-никак, святой Николай - покровитель путешественников.
Серия сообщений "Россия - Суздаль":
Часть 1 - Суздаль - кресты над куполами
Часть 2 - Суздаль - настроение, вспоминал все время...
...
Часть 4 - Храмы Суздаля: Ильинская церковь на Ивановой горе
Часть 5 - Царь-фонарь и водосвятный самовар
Часть 6 - Суздаль: Никольская и Христорождественская церкви
Часть 7 - И Вицин такой молодой...