-Цитатник

Цитата - (0)

БЕСПЛАТНОЕ ОПИСАНИЕ шапочки с красивым рисунком

Цитата - (0)

Вязаный кролик. Мастер - класс по вязанию кролика.  Автор МК -  Н...

Цитата - (0)

Куколка с мишкой.  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.

 -Метки

бабочки быстрое важно видео все для блога выкройка выкройки выпечка вышивка вязание головные уборы декор декупаж детское дизайн жакет женское жизнь журналы заготовки зайчик закуски здоровье игольница игрушки идеи из газет из картона из старого-новое из ткани интересное интерьер информация ирландское кайма кардиган картинки книги коробочки-корзиночки кофейное кружево крючок кукла куколка кукольное кулинария лепка лоскутное мини-манекены мк мотив мотивы новогоднее обувь обучение одежда описание отделка оформление пасха пироги-пирожки платье пледы плетение подарки подборка поделки подушки полезное прически пуловер пэчворк рецепты рисунок-живопись роза роспись салфетки своими руками спицы способы ссылки сумки схема схемы тапочки тесто техники топ точечная узор узоры украшение украшения фото цветы шаблоны шаль шапки шарфы-снуды-накидки шитье

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mammifox

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.02.2012
Записей: 3125
Комментариев: 41
Написано: 3599


Без заголовка

Вторник, 06 Февраля 2018 г. 15:17 + в цитатник
Цитата сообщения Байкалочка_10 Очень подробный МК по кукольному лицу от Кирилла Юдина

Спасибо Кириллу Юдину за подробнейший МК по лепке лица! http://papirus.ucoz.ru/publ/lico_dlja_kukly/1-1-0-16

Далее слова автора.

Наш мозг устроен так, что распознаёт живое и неживое на подсознательном уровне. Как это происходит? Всё живое имеет свою рациональную и функциональную конструкцию. Любой организм – это не просто набор бугорков и шишек с впадинками и отверстиями. Это комплекс органов, тесно взаимосвязанных между собой. Вот наш мозг, независимо от того, осознаём мы это или нет, делает визуальный анализ объекта, с целью определить, живой этот объект или нет, опасен ли он для нас или нет. Поэтому куклы, сделанные без знания основ анатомии, как бы не были украшены, всё равно остаются для нас "мёртвыми", не интересными, как объект изучения. Ведь мозгу интересно до тех пор, пока он узнаёт что-то новое. Если обмануть подсознание не удаётся – всё, интерес утерян. Только ожидание чуда влечёт нас вновь и вновь к искусно сделанной кукле

Наверняка при попытке слепить голову куклы, вы пытались подсмотреть формы, выпуклости и впадины, складки и морщинки на лицах реальных людей. Рассматривали портреты, нарисованные художниками. Часто возникают похожие вопросы:

1. Что за бугорки выступают на лицах, кроме щёк?

2. Где должны быть размещены, например, уши?

3. Какая общая закономерность строения лица и головы в целом у совершенно непохожих, разных людей?

4. И, главное для художника-кукольника – что можно упростить, исказить, нарушив пропорции в лице персонажа, при этом сохранив ощущение, что кукла "живая". Или иначе: как сделать куклу нескучной, при этом правдивой и убедительной?

Итак, поехали! Давайте займёмся собственно исследованием "живого" лица.

Лично мне значительно легче осмыслить формы и объёмы по фотографиям объёмной модели, чем по плоским, пусть даже и очень хорошим рисункам и схемам. Думаю, в этом я не оригинален. Поэтому для наглядности я слепил небольшую модель человеческого черепа, где максимально упростил основные формы.

Мою модель не стоит воспринимать, как эталон – в ней наверняка найдутся небольшие огрехи, и если уж изучать точное анатомическое строение и пропорции, то лучше найти работы профессиональных анатомов. Но для понимания материала, надеюсь, этой модели будет более чем достаточно.

Настаиваю на том, чтобы вы привыкали мыслить плоскостями, формами и объёмами.

Рис. Баммеса

 

Объёмы, формы и плоскости - это такие три кита скульптора, да и художника вообще, на которых держится грамотное построение  чего бы то ни было.

Что это значит? А то, что мы разобьем череп на простые части и изучим их форму в целом, не вдаваясь в медицинские подробности строения всех 22-х костей из которых он состоит. Нам это ни к чему. Возьмём черепную коробку и лицевую части. Какую форму имеет черепная коробка?

Однозначно сказать сложно. Что-то вроде тупого яйца. Но очень важно обратить внимание на так называемую верхнюю височную линию. Она имеет эллипсоидную форму и является границей боковых сторон черепной коробки - отдельных плоскостей, приплюснутостей с правого и левого боков.

 

Эта линия на реальной голове не так ярко выражена, как и большинство тех границ форм, о которых я буду говорить далее, но осознать конструкцию головы и лица в частности так будет значительно проще. Проще и проверять правильность форм на готовой голове, держа в уме все эти линии.

 

Лоб – тоже можно представить плоскостью.

Если черепная коробка это почти шарообразная форма, то лоб несколько круче изгибается к бровям.

Тут стоит отметить такой важный момент: при виде сверху, лобная часть выгнута вперёд (как бампер у машины).

 

Вот мы спускаемся по лбу к глазницам и натыкаемся на "трамплин"!

"Трамплин" образуют надбровные дуги.

Обратите внимание на то, как они выглядят в реальности и на пластилиновой модели, где образуют одну простую деталь – объём несложной формы врезающийся под углом в переносицу, а краями врастая в скуловую кость!

 

            

 

 

Давайте теперь рассмотрим эту самую скуловую кость подробнее. Ведь это одна из немногих костей черепа, которая практически никогда не закрыта мышцами лица и подкожным жиром, и легко обнаруживается под кожей, что делает её опорной точкой при построении портрета.

 

 

На модели хорошо видны её границы: у носа она переходит в "крылья" верхней челюсти, сверху – в надбровные дуги, сзади в скуловую дугу.

 

Скуловая дуга – достаточно простой элемент. На она служит хорошим ориентиром для:

1. Определения места, куда вставляется нижняя челюсть.

2. Определения места крепления ушной раковины.

 

Глазницы. Стоит обратить внимание, что их оси повторяют линию лба – расположены под углом к переносице при виде сверху.

Общая плоскость глазниц направлена внутрь черепа от надбровных дуг до уголков предполагаемых глаз. Эти уголки, часто используются, как опорные точки.

 

Отметим в завершение разбора упрощённой конструкции черепа, что при правильном прикусе верхняя челюсть немного нависает над нижней челюстью спереди, но совпадает по плоскостям по бокам. И это не случайно. Дело в том, что передние зубы – резцы, и по названию, и по сути. Чтобы удобнее разрезать пищу, передние резцы нижней и верхней челюсти ходят относительно друг друга, как лезвия ножниц – наползают одни на другие. В это же самое время, боковые зубы выполняют роль размельчителей пищи, работая , как жернова.

 

Слуховой проход в черепной коробке находится под скуловой дугой сразу за нижней челюстью, ещё точнее – за суставным отростком.

Суставной отросток – это точка вращения нижней челюсти. Это важно понимать, когда мы изображаем рот открытым, как и то, что двигается лишь нижняя челюсть, как бы широко рот не открывался.

 

Теперь, когда мы знаем точное расположение слухового прохода в черепе, не трудно будет определиться – где же именно будет располагаться ухо (ушная раковина). Тут обратим внимание, что нижняя часть ушной раковины "врезается" ЗА нижнюю челюсть, а верхняя часть ушной раковины врезается сверху скуловой дуги. Это мы хорошо увидим чуть позже, когда нарастим мышцы и кожу на нашу кукольную голову.

УРОК -2.

 

Часть - I

 

 

Я обещал показать, как можно исказить формы и пропорции лица, придав кукле забавный сказочный вид, при этом сохранив восприятие кукольного лица, как живого организма с функциональной конструкцией.

Оказывается, теперь мы можем вытягивать или сужать какие-то элементы конструкции черепа, искажать их размер. Но если они по прежнему будут создавать единую конструкцию – эффект убедительности и живости кукольного лица сохранится.

 

Давайте посмотрим один пример того, какие изменения можно сделать, и что получится в итоге.

 

Сравним череп с нормальными пропорциями и череп с искажёнными пропорциями, но сохранённой функциональностью элементов его конструкции.

 

Что я сделал:

Увеличил и несколько опустил глазницы. Это потянуло за собой некоторые изменения формы и пропорции скуловой кости. Существенно удлинились и стали круче надбровные дуги. Слегка "взлетело" носовое отверстие – появился эффект "пекинеса" (когда нижняя часть носового отверстия располагается не ниже уровня глаз, а практически между ними).

Кроме того, я сузил с боков лоб. Таким образом, поднялась височная часть.

 

Немного приплюснутый затылок, полностью изменил верхнюю височную линию, но она никуда не исчезла.

Так же была немного уменьшена нижняя челюсть, в результате чего, подбородок сдвинулся назад.

 

Часть - II

 

Начнём "наращивать" мышцы лица. Их количество мы сократим ещё более существенно по нескольким причинам – мышц лица в реальности намного больше, чем костей, образующих череп; на лице же, под слоем кожи, мы чаще можем заметить даже не мышцы, а жировые отложения. А нас ведь интересует именно "внешняя сторона вопроса" – внешний вид лица куклы.

 

Кроме мышц и кожных складок, на поверхности лица мы обязательно видим глаза. Всем известно, что глаз имеет практически правильную форму шара. Вот два таких шарика мы и положим в глазницы.

 

Сымитируем мышцу, идущую над верхней губой и прикрепляющуюся к нижней челюсти. Уж не знаю, как так получилось, что на поверхности мы чётко видим некую плоть, "лоскут" идущий от переносицы, практически к самому низу нижней челюсти.  И это притом, что такой мышцы не существует  :).

Этот объём образуется несколькими видимыми на поверхности мышцами лица, жировыми отложениями и кожными утолщениями, которые особенно заметны у полных людей или пожилых. Они образуют своеобразную "бульдожью" складку. Проследить её можно практически у всех, но выражена одна у всех по-разному.

Итак, создадим носогубную складку и добавим объём для верхней губы. Обратите внимание, как эти два объёма накладываются относительно друг друга.

 

 

Немного полепим, придав более естественную форму.

 

Теперь накроем глаза веками. Верхними и нижними. Верхнее веко всегда нависает над нижним.

Часто на верхнее веко накладывается кожная складка, покрывающая надбровные дуги. Вылепим и их (рис. справа).

 

 

 

Мы уже знаем, где находится слуховой проход. Ориентируясь на него вылепим ушную раковину.

 


 

Даже если мы максимально её упростим, но расположим правильно, ухо всё равно будет выглядеть вполне убедительным и "жизнеспособным".

Такой эффект достигается тем, что ухо у нас теперь не прилеплено, а врощено, вставлено на подобающее ему место - за челюсть.

 

Обратим внимание на "мешки" под глазами. Они образуются от нижнего века и лежат на скуловой кости.

 

Верхняя губа имеет достаточно простую форму, если понять, как она образуется. Часто верхнюю губу сравнивают с изогнутым луком. Однако лук – почти линия, а губа – объём. И она имеет две видимые грани: часть на которой лежит нос, и которая, подгибаясь, уходит в слизистую рта. Прямо под носом мы видим впадинку, словно выбранную полукруглым резцом. Вот эта впадинка и образует такую изогнутую форму. И если верхняя губа в центре как бы провисает, то нижняя имеет ответную впадинку. А правая и левые стороны нижней губы, образуют бугорки уходящие к подбородку.

 


 

Нижняя губа отдалённо напоминает выдвижной ящичек. Часто у театральных кукол можно встретить именно эту часть подвижной, имитирующей речь куклы.

 

Если немного сгладить форму, сделав переходы более мягкими, то лицо станет не столь измученным и старым. Примерно таким:

 


 

 

Теперь можно посмотреть на результат и разглядеть в "бугорках" лица куклы: скуловые кости, надбровные дуги (не совпадают с линией бровей), скуловую дугу (не путать с щеками), часть нижней челюсти перед ухом. Эти конструктивные элементы черепа, практически всегда можно заметить на любом лице, даже на полном.

 

Объединяя какие-то объёмы, создавая упрощённые формы, можно стилизовать кукольное лицо (вспомните куклы Тима Бертона). Важно понимать, что именно мы упрощаем, и что конструкция в принципе не должна меняться, даже при самом сильном упрощении и стилизации.

Внутреннее строение всё равно должно "читаться", хотя бы на подсознательном уровне. Только тогда куклы станут по настоящему убедительными и интересными.

 

Стоит помнить, что упрощение и стилизация – это не профанация, не признак неумения, напротив – грамотное, обдуманное упрощение, выверенная выдержанная стилизация –  признак высочайшего мастерства, не только в технологическом и ремесленном плане, а в высокохудожественном смысле.

Я видел множество авторских кукол. Однако мастерство "дизайнеров", которые считают себя профессионалами и даже предлагают свои услуги за деньги, меня очень часто и сильно огорчало. Очевидно, что учиться, познавать секреты скульптуры таким авторам не особо и хочется, а вот считать себя профессионалом – запросто. Но что удивительно, такие авторы на редкость продуктивны и клепают кукол сотнями. Наверное, потому что им не знакомо чувство неудовлетворённости своей работой, поиска совершенства, здравой самооценки. Как говорится – "творят", не приходя в сознание. :)

Находятся и люди, которые такие "чудеса" покупают. Но мне кажется это лишь потому, что или цена бросовая (а чего там, за пару дней куклу забацать – проблема что ли), или покупатель совершенно неискушенный, для которого это диковинка, а о существовании действительно хороших работ он просто не подозревает.

 

В конечном итоге цена куклы – это мерило затраченного труда и уровня мастерства автора. Часто, и вполне справедливо, второе ценится больше. В любом случае, приятно понимать, что сделанная тобой кукла не просто дешевая поделка, но имеет неплохую эстетическую и художественную ценность. Как же этого достичь? Надо делать всё грамотно!

 

Есть куклы "прямо как живые", а есть очаровашки, ничего общего на первый взгляд с реальными людьми или животными не имеющие. Что же ценнее? Всегда по-разному. Ценнее то, что выполнено более профессионально. Для профессионально выполненной куклы, оказывается не важно, насколько она правдоподобна и анатомически правильна. Важнее другое – чтобы нарушения анатомии и упрощение было не результатом неумелости автора, а его продуманным действием, осознанно создающим собственный почерк, стиль. Хорошая кукла не обязана быть правдоподобной – она должна быть убедительной!

Создание упрощённых персонажей, но имеющих яркий характер и продуманную форму – это следующая ступень после освоения академических, анатомически правильных форм, а не наоборот, как многие считают.

Именно поэтому порой простенькая кукла ценится как настоящее произведение искусства, а вычурная, подражательская, излишне натуралистичная фигурка – вообще художественной ценности имеет немногим более лепной копилки или матрёшки.

 

То есть, никакие материалы и технологии не заменят художнику терпения и усидчивости, желания не сиюминутно и побольше продать, а создать действительно выдающуюся вещь, за которую не будет стыдно не только перед своими родными и случайно зашедшим в гости соседом, но и перед публикой понимающей.

 

Поэтому я и хочу прежде чем приступить к освоению материала и его состава, предложить потренироваться в искусстве скульптуры на обычном пластилине. Поверьте, это не пройдёт даром.

И, хотя, уроки анатомии не являются моей целью, некоторыми соображениями, которые помогут быстрее разобраться, я решил поделиться.

 

 

Ранее я предлагал изготовить болванчика, одной из деталей которого является подобие черепа. Модель я лепил из пластилина. После отливки формы, модель черепа можно использовать для тренировки и начать наращивать на неё "мышцы" лица.

 

 

 

 

Стоит сделать несколько заготовок черепа и лепить поверх них, пока не сможете лепить кукольные лица с достаточной лёгкостью, без особого напряжения.

 

На что обратить внимание:

 

  1. На надбровные дуги – они не всегда повторяю форму самих бровей.
  2. На форму носа – откуда он вырастает.
  3. На носогубные складки;
  4. При лепке глаз, обратите внимание на веки – верхнее нависает над нижним. А так же на то, где и как образуются мешки под глазами – это иногда помогает создать неповторимый кукольный персонаж.
  5. На участки под глазами, где прослеживаются скулы (не путайте скулы с челюстью).
  6. Поизучайте,  как скулы скрываются щеками у полных людей и худощавых.
  7. Не забывайте про уши – они врезаются, а не прилепливаются за челюстью, а ось наклона ушной раковины примерно такая же, как у носа, если смотреть сбоку.

 

Изучать анатомию досконально в нашем деле не обязательно. Достаточно основ. Пропорции можно подсмотреть в уроках по рисованию человеческой головы, коих хватает в сети. Так же я бы рекомендовал две вещи:

  1. Почитать, как рисуют Анимэ – много полезных находок можно взять на вооружение кукольнику.
  2. Поискать изображения интересных и стильных кукол и попытаться изучить их, с точки зрения именно форм составляющих кукольные лица.

 

Со своей стороны предлагаю несколько фотографий своих работ:

 

 

 

Освоившись с одной пропорцией головы, стоит поэкспериментировать с другими формами. Например с вытянутой:

 

 

 

Попробовать стилизовать, исказить или упростить формы:

 

 

 

 

Наконец стоит попытаться придать кукольным лицам какое-нибудь выражение. Куклы с эмоциональной мимикой существенно выигрывают перед статичными "омертвевшими" застывшими выражениями лиц.

Для сравнения посмотрите на этого дремлющего гнома:

 

 

 

При недостатке изображений лиц, поставьте перед собой зеркало и изучайте мимику – что и как изменяется, а что остаётся неподвижным, как образуются те или иные складки, морщины. Ваша задача не слепить свой автопортрет, а изучить формы из которых состоят лица.

Помните – ничто в человеческом (да и вообще в живом) организме не прилепливается просто так – всё из чего-то вырастает, даже прыщик. :) Научитесь находить эти места соединений "деталей" составляющие лицо и оно станет получаться естественным и/или убедительным.

 

Потренируйтесь лепить выразительные кукольные лица, а когда они станут неплохо получаться, можно переходить к их лепке из специальной пластической массы, о приготовлении которой я подробно расскажу в следующий раз.

 

 P.S.

Для лепки я использую стоматологические инструменты.

 

Рубрики:  мастер-классы
рукоделие, куклы-куколки, народная кукла
Метки: