"Сказка-ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок".
Цель любой сказки - донести этот намек.
Почему мамы выбирают добрые сказки, сказки о дружбе, доброте.
Потому что там есть тот самый намек.
Особое место занимают терапевтические сказки.
Вы хотите получше узнать своего ребенка?
– Вы хотите стать ребенку ближе, сделать так, чтобы у вас получалось лучше понимать друг друга?
– Вам кажется, что у вашего ребенка психологические проблемы и трудности?
– Вам хочется развлечь своего ребенка так, чтобы это приносило пользу?
– Вам нужно помочь ребенку справиться с естественными возрастными трудностями?
"Тогда терапевтические сказки для Вас! Читайте их ребенку вслух. Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы. В этом случае содержание сказки как бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения. Да и потом, какое несказанное удовольствие можно получить от того, что "тебе читают!", хотя, в общем, уже совершенно не обязаны этого делать.
Читая ребенку сказку, необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если беспокойный обычно ребенок замер – это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться – значит, либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема "болезненная" настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами на данную тему.
В процессе чтения можно просить ребенка высказывать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, он что-то добавит (например: на что еще обиделся мишка), что-то наоборот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.
Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже ваши возможности безграничны, – спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. В качестве основы для обсуждения можно использовать примерные вопросы, приведенные после каждой истории. Однако необходимо соблюдать два основных правила.
Во-первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения "правильно", "неправильно", "верно", "неверно", а говорите только "мне кажется", "на его месте я бы..." и т. п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.
Во-вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по возможности отдавать "бразды правления" в этом разговоре ребенку. Как только он хочет что-то сказать, – заканчивайте и слушайте его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренне на них отвечать.
Однако не стоит "затягивать" обсуждение. Если ребенок устал – это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил. Мы, взрослые, можем устать от получаса тяжелых переживаний больше, чем от дня работы. Поэтому лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям. Ведь основной принцип свободного диалога – удовлетворение желаний обеих сторон, то есть как ваших, так и ребенка.
"Лабиринт души: Терапевтические сказки". Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е.
Сказка про одиночество.
Возраст: 7-11 лет.
Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности и "ненужности". Страх трудностей и неуспеха.
Ключевая фраза: "Я хуже всех! Я никому не нужен!"
Садись поудобнее и давай попробуем помечтать. О чем? Ну, например, о море. Ты любишь море? Вот и хорошо. Тогда закрой глаза и представь себе, что ты стоишь на палубе корабля. Ярко светит солнышко, и корабль едва покачивается на ласковых волнах. Море сливается с небом тонкой полоской горизонта, и эта полоска манит тебя в даль, к далеким неизведанным землям...
Представь себе, что однажды такой корабль плыл по океану к далеким островам. Ты ведь знаешь, что в дальний путь люди брали с собой множество необходимых вещей. Все эти вещи они складывали в трюмы своих кораблей. И конечно, среди этих нужных вещей встречались вещи ну совершенно не обязательные. Вот и у нашего корабля в трюме лежало много всякой всячины. Были тут ящики с запасами еды и одежды, спасательные круги, канаты, якорь с цепью, багор. А в самом темном углу трюма лежал старый толстенный мешок. Он лежал там так давно, что уже никто и не помнил, как он попал в трюм и что там у него внутри.
Долго плыл корабль, так долго, что вещи в трюме стали скучать. И вот однажды заговорил Канат.
— А знаете что, вот все мы тут такие нужные, а все-таки я нужнее всех. С моей помощью люди крепят паруса и управляют ими, а если корабль причалит к берегу, то с моей помощью люди привяжут его к причалу.
Тут подал голос Багор.
— А что будут делать люди, если вдруг оборвется Канат? Они возьмут меня, зацепят болтающийся конец Каната и подтянут его к себе. А как без меня подтянуть корабль к берегу? Так что я нужнее.
В это момент заворчал Якорь.
— А если люди не смогут подтянуть корабль к берегу? Как тогда без меня удержать корабль на месте?
— Да что ты стоишь без меня? — зазвенела Якорная Цепь — Ну бросят тебя на дно. А как корабль будет стоять на месте? Я связываю тебя с кораблем, поэтому я важнее.
И так нужные вещи спорили, спорили, спорили, но так и не смогли выяснить, кто из них важнее.
И только толстый Мешок молчал, лежа в своем темном углу. Ему нечем было хвастаться перед остальными, да и не любил он хвастаться. Он долго слушал спор вещей, а потом не выдержал и вмешался.
— Как же вам не стыдно спорить! Вы все нужны людям, без вас они не обойдутся.
Ах, какая это была ошибка! Изумленные вещи сначала замолчали, потом разом набросились на бедный Мешок.
— Ах ты старый толстяк! Да ты нам просто завидуешь. Ведь сам-то ты давно никому не нужен.
И они долго продолжали насмехаться над бедным Мешком и совсем забыли про свой недавний спор.
А Мешок лежал в своем темном углу и молча страдал:
"Действительно, ну кому я нужен. Я такой старый и толстый, все про меня забыли, никто даже не помнит, что у меня внутри. Хоть бы меня вынули из трюма и выбросили куда-нибудь из корабля". Как же ему было обидно!
И Мешок еще глубже забился в свой темный угол. Так продолжалось много дней подряд. Каждое утро, едва проснувшись, вещи опять и опять начинали смеяться над старым толстым Мешком, а он страдал все больше и больше.
Но вот однажды на море разыгрался сильный шторм. Волны со страшной силой бились о борт корабля. Вещи в трюме швыряло из стороны в сторону. Они не знали, что ветер отнес корабль к рифам, где ему грозила верная гибель. Вдруг корабль потряс сильный удар и вещи увидели, что в днище корабля образовалась пробоина, через которую в трюм хлынула вода. Среди вещей началась паника. Они наперебой закричали: "Спасите! Помогите!". Но люди их не слышали, они боролись со штормом на палубе корабля.
И тут снова подал голос старый толстый Мешок.
— Если мы не хотим утонуть, нам надо придумать, как спасти корабль,— сказал он.
Однако вещи, вместо того чтобы призадуматься над его словами, снова набросились на мешок с насмешками: "Ах ты старый толстяк! Ты снова пытаешься учить нас, таких умных и нужных. Лежи себе в своем углу, да помалкивай". И Мешок снова затих в своем темном углу как ненужный хлам...
Вещи как-будто совсем забыли о том, что корабль может утонуть. Они, как обычно, принялись насмехаться над Мешком. А тем временем вода в трюме все прибывала и прибывала.
И вдруг все вещи разом прекратили свои насмешки. Они увидели, что Мешок молча выполз из своего угла и направился к пробоине. Он подошел к ней и лег на дно трюма так, что полностью закрыл собой пробоину в корабле. И вода сразу же перестала поступать в трюм. А тут и люди, видимо, заметив, что в трюме плещется вода, стали откачивать ее при помощи насоса. И вскоре в трюме стало опять совсем сухо.
А Мешок лежал на пробоине и думал: "Вот как интересно получилось. Выходит, что и я на что-то гожусь. Ведь вот заткнул собой пробоину и не дал утонуть кораблю, погибнуть людям, да и нужные вещи все сохранились в целости". И от этих мыслей все его существо стало наполняться гордостью за то, что и он оказался очень даже нужной вещью на корабле.
И тут Мешок заметил, что все вещи в трюме притихли. Им стало стыдно за то, как они смеялись над Мешком, над тем, какой он старый и толстый, над его ненужностью. А еще Мешок услышал голоса людей: "Смотри-ка, да ведь это забытый толстый мешок заткнул собою пробоину и спас корабль от неминуемой гибели!". И на душе у Мешка стало радостно.
А люди еще долго рассказывали всем удивительную историю о том, как толстый всеми забытый Мешок спас их корабль во время шторма.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Почему все вещи хотели быть нужными? Зачем это было им? Нужно ли это людям? А тебе?
Отчего было грустно толстому Мешку?
Что, кроме случая, помогло показать Мешку, что он тоже нужен?
В чем ошибались вещи, когда говорили Мешку про его ненужность? Согласен ли ты с тем, что нужен каждый, просто не каждый про это знает?
Еще одна сказка, которая помогла моим детям .
Почему гремит гром?
Однажды… жил-был маленький мальчик.
- А ты знаешь, что такое ОДНАЖДЫ? – спросила мама.
- Наверное, это значит, что у него была ОДНА Железная Дорога, и он ее очень любил, - ответил мальчик.
- А пусть будет «ТриЖДы жил-был маленький мальчик?» – добавил он, подумав, - ведь так ему будет интереснее.
- Давай, - согласилась мама, - но сказка не об этом.
Так вот, ТриЖДы… жил-был маленький мальчик. И были у него мама, папа, старшая сестренка и даже целых два кота. И был наш мальчик такой добрый и славный (хотя, бывало, и пошалит), что мама и папа, и все вокруг очень его любили.
И было у них все хорошо.
И мама ласково называла мальчика – ПопышОк. А почему? Да кто ж его теперь разберет.
И вот как-то Попышок прятался дома от дождя. А на улице кроме дождя была сильная гроза и гром бухал вовсю: бух-ба-бах да бах-бу-бух.
И придумал тогда Попышок, что будет он бояться грозы. А бояться грозы можно очень интересно: залезаешь под одеяло с головой и боишься изо всех сил. Здорово, только страшно.
А ведь наш славный Попышок даже и представить себе не мог, что на самом-то деле в это самое время маленький Громик и его мама Гроза веселились изо всех сил, баловались и играли в их любимую игру – пятнашки.
И когда мама Гроза догоняла Громика, то сверкала молния. А когда Громк догонял маму Грозу, то от радости он гремел на всю улицу.
Им было так весело вместе играть под дождем, что маленькому Громику казалось, будто всем вокруг сейчас так же весело, как и ему.
В этот раз они играли долго-долго, от души наигрались и навеселились. А потом мама Гроза помчалась на тучку готовить обед, да повкуснее, а маленький Громик тем временем решил слетать вниз на землю и полюбопытствовать, чем же там внизу всегда так заняты всякие разные люди. И захотелось ему вдруг посмотреть в одно окошко.
Заглянул Громик, смотрит во все глаза… и увидел Попышка, который лежал в своей кроватке, завернувшись в одеяло с головой, и не знал, кончилась ли уже гроза или еще продолжится.
Но маленький Громик не знал, чего боится Попышок, да и вообще, что тот боится. Ему было просто любопытно, что это мальчик там делает, и Громик тихонько постучал в окошко.
Попышок услышал тихий стук и решил, что дождь кончился и воробьи опять начали свои веселые скачки. Малыш тихонько вылез из-под одеяла и подошел к окну.
И увидел… маленькую улыбающуюся тучку.
Тучка смотрела на Попышка, подмигивала, улыбалась, маленькие глазки задорно блестели.
Попышок так сильно удивился, что сразу забыл о своих страхах. Он помахал тучке рукой, приглашая ее залететь в форточку.
Громик очень обрадовался молчаливому приглашению и влетел в комнату.
Они познакомились. Попышок показал Громику свои игрушки, и они поиграли вместе. А потом Громик научил Попышочка грохотать. Они соорудили барабан из пустой коробки, нашли среди игрушек два магнитных дротика и бух-бухали, и хохотали, и рассказывали друг другу всякие разные истории.
А потом мама Гроза стала звать Громика домой на тучку. На прощанье Громик пообещал мальчику, что обязательно будет прилетать к нему, чтобы погрохотать и повеселиться вместе.
А Попышок с тех пор перестал бояться грозы и грома. Он ведь теперь знал, что это его друг, маленький Громик, играет с мамой Грозой в пятнашки.
А еще мама и папа подарили Попышку настоящий барабан. И иногда в грозу он подходит к окну, любуется на дождь за окном, вспышки грозы, и бухает тихонечко на своем новом барабане, чтобы Громик мог услышать его и вспомнить о своем маленьком друге-мальчике со славным именем Попышок.
Не меньше, чем детям, терапевтическая сказка нужна и взрослым.
Мы с удовольствием их читаем, задумываемся над ними и называем их притчами.
Это особый род знаний.
Но есть и еще одна сказка, о которой мы не думаем, к сожалению.
Это Сказка НАШЕЙ Жизни.
Сказка той жизни, в которой мы живем сейчас. И Сказка той жизни, которой мы хотели бы жить.
- Быстрая и эффективная
раскрутка сайта это залог успеха. Кстати говоря, не последнее значение для раскрутки сайта играет
оптимизация сайтов. Обращайтесь к профессионалам, которые проведут и оптимизацию и раскрутку быстро и недорого!
-