Обереги. Згарди |
в возрасте с 4 до 12 лет я прожила с родителями в городке Сторожинец Черновицкой области.
И время это запомнилось мне навсегда пропитанным солнцем, воздухом, лесом. Горами в снегу. До румынской границы было 18 километров. До начала горного хребта старых лесистых Карпат всего ничего. Мягкий климат. Такие яркие, простые и красивые праздники, особенно новогодние. Вкусная вода, которую мы бесстрашно пили просто из любого колодца и ручья. И чувство тихого счастья, которое, наверное, бывает только в детстве...
Удивительное состояние времени там. Удивительные люди из местных там. Я помню как мы ходили с мамой на базар, а торговать иногда приезжали люди из горных поселений. Они были одеты в нарядные праздничные одежды. У женщин были национальные одежды и украшения. А у некоторых я видела такие странные кресты на шее... Потому что всегда пялилась не туда, куда желательно, а туда, куда хотелось.
А вот поди ж ты, теперь узнала что это были обереги, згарды.
Когда увидела рисунки, фотографии - меня аж подкинуло! Они, они это!! на нитках красных бусин выглядывали иногда из-за ворота расшитой рубашки бабушки или тётеньки на рынке. Или просто у кого-то из живущих в городе, но родом из села могло промелькнуть, и тут же быть спрятанным (времена-то какие были, за посещение церкви люди из партии, с работы вылетали, а про древние традиции совсем старадись молчать)
Я поискала и вот что нашла про Згады. Выложу, может кому-то тоже будет интересно.
Очень хочется снова побывать там. Мечтаем с мамой поехать. И уж если встречу Згард - приобрету и себе и маме, да будет на то воля высших сил.
http://radoslava.livejournal.com/28154.html
Згарды.
Наткнулась в сети вот на такие интересные обереги.
Згарды (В единственного числе "Згарда", мужского рода ) - это обереги в виде специфической формы крестов. Згарды - дохристианские обереги, церковь относилась к ним довольно неодобрительно . Поэтому женщины носили згарды в виде нагрудного украшения , по несколько штук. У мужчин были кольца с подобный символикой .
О згардах, о том как менялась их форма и наслаивались христианские символы - статья "Гуцульские украшения " Ярославы Ткачук и Марии Кубик :
" Орнаментика гуцульских украшений, как и других видов народного искусства гуцулов , насквозь проникнута элементами древней , дохристианской культуры. Здесь, в малодоступных горах до ХХ века сохранились традиции старославянского искусства. Источником орнаментальных композиций гуцульских украшений, был древнеславянский солярный культ, который воспевал первоначальное земледелие и скотоводство, где решающим фактором считались животворная солнечная сила. Символ солнца стал эмблемой благосостояния и благополучия, и для населения украинских Карпат, которое до наших дней сохранило немало магических верований, в те далекие времена этот символ широко использовался как оберег. Именно поэтому различные интерпретации солярного символа так часто используют гуцульские мастера в декорировании украшений. С течением времени солярные знаки постепенно совершенствовались, приобретали различные атрибуты , выступали в различных сочетаниях с другими изображениями. Народное искусство Гуцульщины существовало долгие века. Оно жило и развивалось, творилось в новых формах, которые отражали новое содержание жизни.
Особенно ярко в гуцульской орнаментике украшений отразился период древней Руси с характерным для него процессом христианизации и борьбы с язычеством. Этот процесс не был внезапным. Он длился очень долго и выразительно отразилось в народном искусстве постепенной ассимиляцией старой языческой символики с новой христианской. Христианство могло войти в народные массы, лишь приспособив свои понятия, свои образы к языческим понятиям и образам, которых придерживался народ.
Ассимиляции, в первую очередь, подверглась именно солярная символика, выражавшееся в слиянии солнечного диска с крестом - главной эмблемой христианского культа.
Наиболее ярко этот процесс прослеживается в гуцульских металлических нагрудных украшениях - Згарда , состоящих из одной или из двух (и редко - большее количество ) низок дисков или крестов. Для соединения Згарда служат так называемые Чепраги - две, преимущественно круглые , пластины , украшенные чеканным или ажурным орнаментом.
При первом взгляде на Згарды бросается в глаза диспропорция между размерами Чепраги и Згарда . Чепраги, как правило , имеют большие , совсем неоправданные их утилитарной функцией , размеры. Некоторые из них достигают 6-7 см. в диаметре, что говорит об их особом место среди нашейный украшений. Чепрага - солнечный символ – призванный охранять человека от злых духов. В центральной части декора Чепраги в большинстве случаев размещаются различные варианты солярной символике : колесо с восемью , шестью или четырьмя спицами, концентрические круги и т.д.
Ту же роль играл архаический тип Згарда , состоявший из круглых, солнцеподобных медальонов , похожих на Чепрага, украшенных шестилепестковой розеткой или другими подобными солярными эмблемами. Характерной чертой таких Згардов является вписывание в круг их дисков равноконечного креста с четырьмя малыми кругами между плечами. Эти крестообразные мотивы, имея дохристианское происхождение, были солярными знаками.
Но постепенно, шаг за шагом, дисковидные солярные знаки в Згардах приобретают крестовидные формы. Солнце-подобные диски в Згардах заменяются крестиками с равными ветвями , промежутки между которыми заполнялись лучами. Крестики, как правило имели одинаковую форму и размеры. «Впоследствии кресты теряют равно размерность: одна из ветвей становится длиннее и крест набирает черты, уже специфической христианской культовой формы. Именно на крестах такого типа, появляются рельефные распятия, с чертами примитивной пластики. Но и такие чисто христианские кресты еще имеют на себе много остатков языческой символики. Так, на конце ветвей этих крестов время встречаем солярные розетты или кружки ». Такие кресты служили как частью Згарда , так и самостоятельным украшением. Их носили преимущественно мужчины (реже женщины) на цепочках. Цепочки в зависимости от техники исполнения имели такие фoрмы: круглые, плоские, продолговатые плетеные, перевитые .
И еще про кольца, которые у гуцулов также имели особое значение (из то же статьи):
" Отдельную группу гуцульских украшений составляют перстни и кольца, отлитые из латуни, бронзы и нейзильбера
На Гуцульщине были распространены два типа колец: для ношения на руках и для соединения нашейных платков, которые дарили девушки ребятам. В обоих случаях они связаны идеей брака Их орнаменты богаты символическим содержанием, в котором заложены идеи непрерывности жизни, продолжение рода, предохранения семейного очага.
Наружная поверхность кольца украшалась рельефным или гравированным орнаментом. Последний, как правило, состоял из пары ромбов, в которые вписаны солярные кресты, или солярные кружки. Иногда эти солярные знаки соединены в одну фигуру. Исходя из обрядового назначения колец, можно полагать, что такие изображения символизируют брачную пару - супругов.
В других случаях до двух кружков, что в ромбе, добавляется еще два кружка между ромбами. Такая орнаментальная схема широко употреблялась в декорировании гуцульских украшений, выступая как вариант солярного креста. Существует гипотеза, что этот знак является символом ново построенного дома. В таком случае это изображение полностью совпадает с брачной идеей нового хозяйства молодоженов. Такой прием отделки перстней крепко сохраняется и в современных гуцульских изделиях.
Этот орнаментальный мотив часто встречается на перстнях в форме кольца.. Перстни с круглым щитком декорировались орнаментом, который повторял солярные мотивы Чепрага : шести лепестковые розетки, солярные кресты, концентрические кольца , лучи и т.д. Орнамент гравировался и дополнялся цветной замазкой , имитировавшей эмаль.
Народную культуру гуцулов метко охарактеризовал М. Коцюбинский : " Гуцулы - оригинальный народ с богатой фантазией, со своеобразной психикой. Глубокий язычник, гуцул всю свою жизнь проводит в борьбе со злыми духами , населяющими леса, горы и воды. Христианством он воспользовался лишь для того, чтобы украсить языческий культ .
Вот почему кольца, перстни , как и другие виды украшений с присущими им архаичными чертами, пользовались среди горцев большим спросом. Они были неотъемлемыми атрибутами праздничной и свадебной одежды. Поэтому народные умельцы Гуцульщины с большой любовью делали эти украшения, вкладывая в них свою творческую фантазию. Гуцульские украшения являются прекрасными образцами народного творчества, которые свидетельствуют о больших художественные способности народных мастеров Гуцульщины. Ярким доказательством этого является коллекция Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины им. И. Кобринского, который хранит большое количество образцов различных видов гуцульских украшений, начиная с XVII века.»
http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.instruments/wedma.zgard.htm
КРЕСТЫ - ОБЕРЕГИ
Ура! Наконец-то они у меня есть! И не один, а целых семь! Уникальные свидетели сохранившихся традиций, отображающие восприятие мира народами Карпат, благополучно дожившие до нашего времени, не утратившие силы, настоящее сокровище для этнографов и религиеведов.
|
Серия сообщений "разное":
Часть 1 - Прекрасные идеи цветочных поясов
Часть 2 - Новогодни позетив
...
Часть 42 - Книга с выкройками исторической кукольной одежды
Часть 43 - Какая прелесть) Балеринки из проволоки и салфеток
Часть 44 - Обереги. Згарди
Часть 45 - Старовинні українські прикраси / День аматорів народного мистецтва */ переклад
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |