-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mama-Marta

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.07.2013
Записей: 854
Комментариев: 5
Написано: 861


Обереги. Згарди

Четверг, 08 Января 2015 г. 22:13 + в цитатник
Цитата сообщения Ноэми_из_Марракеша Згарды

в возрасте с 4 до 12 лет я прожила с родителями в городке Сторожинец Черновицкой области.

И время это запомнилось мне навсегда пропитанным солнцем, воздухом, лесом. Горами в снегу. До румынской границы было 18 километров. До начала горного хребта старых лесистых Карпат всего ничего. Мягкий климат. Такие яркие, простые и красивые праздники, особенно новогодние. Вкусная вода, которую мы бесстрашно пили просто из любого колодца и ручья. И чувство тихого счастья, которое, наверное, бывает только в детстве...

Удивительное состояние времени там. Удивительные люди из местных там. Я помню как мы ходили с мамой на базар, а торговать иногда приезжали люди из горных поселений. Они были одеты в нарядные праздничные одежды. У женщин были национальные одежды и украшения. А у некоторых я видела такие странные кресты на шее... Потому что всегда пялилась не туда, куда желательно, а туда, куда хотелось.

 

А вот поди ж ты, теперь узнала что это были обереги, згарды.

Когда увидела рисунки, фотографии - меня аж подкинуло! Они, они это!! на нитках красных бусин выглядывали иногда из-за ворота расшитой рубашки бабушки или тётеньки на рынке. Или просто у кого-то из живущих в городе, но родом из села могло промелькнуть, и тут же быть спрятанным (времена-то какие были, за посещение церкви люди из партии, с работы вылетали, а про древние традиции совсем старадись молчать)

Я поискала и вот что нашла про Згады. Выложу, может кому-то тоже будет интересно.

 

Очень хочется снова побывать там. Мечтаем с мамой поехать. И уж если встречу Згард - приобрету и себе и маме, да будет на то воля высших сил.

 

http://radoslava.livejournal.com/28154.html

Згарды.
Наткнулась в сети вот на такие интересные обереги.

хостинг изображений
Згарды (В единственного числе "Згарда", мужского рода ) - это обереги в виде специфической формы крестов. Згарды - дохристианские обереги, церковь относилась к ним довольно неодобрительно . Поэтому женщины носили згарды в виде нагрудного украшения , по несколько штук. У мужчин были кольца с подобный символикой .
О згардах, о том как менялась их форма и наслаивались христианские символы - статья "Гуцульские украшения " Ярославы Ткачук и Марии Кубик :
" Орнаментика гуцульских украшений, как и других видов народного искусства гуцулов , насквозь проникнута элементами древней , дохристианской культуры. Здесь, в малодоступных горах до ХХ века сохранились традиции старославянского искусства. Источником орнаментальных композиций гуцульских украшений, был древнеславянский солярный культ, который воспевал первоначальное земледелие и скотоводство, где решающим фактором считались животворная солнечная сила. Символ солнца стал эмблемой благосостояния и благополучия, и для населения украинских Карпат, которое до наших дней сохранило немало магических верований, в те далекие времена этот символ широко использовался как оберег. Именно поэтому различные интерпретации солярного символа так часто используют гуцульские мастера в декорировании украшений. С течением времени солярные знаки постепенно совершенствовались, приобретали различные атрибуты , выступали в различных сочетаниях с другими изображениями. Народное искусство Гуцульщины существовало долгие века. Оно жило и развивалось, творилось в новых формах, которые отражали новое содержание жизни.
Особенно ярко в гуцульской орнаментике украшений отразился период древней Руси с характерным для него процессом христианизации и борьбы с язычеством. Этот процесс не был внезапным. Он длился очень долго и выразительно отразилось в народном искусстве постепенной ассимиляцией старой языческой символики с новой христианской. Христианство могло войти в народные массы, лишь приспособив свои понятия, свои образы к языческим понятиям и образам, которых придерживался народ.

Ассимиляции, в первую очередь, подверглась именно солярная символика, выражавшееся в слиянии солнечного диска с крестом - главной эмблемой христианского культа.
Наиболее ярко этот процесс прослеживается в гуцульских металлических нагрудных украшениях - Згарда , состоящих из одной или из двух (и редко - большее количество ) низок дисков или крестов. Для соединения Згарда служат так называемые Чепраги - две, преимущественно круглые , пластины , украшенные чеканным или ажурным орнаментом.
При первом взгляде на Згарды бросается в глаза диспропорция между размерами Чепраги и Згарда . Чепраги, как правило , имеют большие , совсем неоправданные их утилитарной функцией , размеры. Некоторые из них достигают 6-7 см. в диаметре, что говорит об их особом место среди нашейный украшений. Чепрага - солнечный символ – призванный охранять человека от злых духов. В центральной части декора Чепраги в большинстве случаев размещаются различные варианты солярной символике : колесо с восемью , шестью или четырьмя спицами, концентрические круги и т.д.
Ту же роль играл архаический тип Згарда , состоявший из круглых, солнцеподобных медальонов , похожих на Чепрага, украшенных шестилепестковой розеткой или другими подобными солярными эмблемами. Характерной чертой таких Згардов является вписывание в круг их дисков равноконечного креста с четырьмя малыми кругами между плечами. Эти крестообразные мотивы, имея дохристианское происхождение, были солярными знаками.
Но постепенно, шаг за шагом, дисковидные солярные знаки в Згардах приобретают крестовидные формы. Солнце-подобные диски в Згардах заменяются крестиками с равными ветвями , промежутки между которыми заполнялись лучами. Крестики, как правило имели одинаковую форму и размеры. «Впоследствии кресты теряют равно размерность: одна из ветвей становится длиннее и крест набирает черты, уже специфической христианской культовой формы. Именно на крестах такого типа, появляются рельефные распятия, с чертами примитивной пластики. Но и такие чисто христианские кресты еще имеют на себе много остатков языческой символики. Так, на конце ветвей этих крестов время встречаем солярные розетты или кружки ». Такие кресты служили как частью Згарда , так и самостоятельным украшением. Их носили преимущественно мужчины (реже женщины) на цепочках. Цепочки в зависимости от техники исполнения имели такие фoрмы: круглые, плоские, продолговатые плетеные, перевитые .
И еще про кольца, которые у гуцулов также имели особое значение (из то же статьи):
" Отдельную группу гуцульских украшений составляют перстни и кольца, отлитые из латуни, бронзы и нейзильбера
хостинг изображений
На Гуцульщине были распространены два типа колец: для ношения на руках и для соединения нашейных платков, которые дарили девушки ребятам. В обоих случаях они связаны идеей брака Их орнаменты богаты символическим содержанием, в котором заложены идеи непрерывности жизни, продолжение рода, предохранения семейного очага.
Наружная поверхность кольца украшалась рельефным или гравированным орнаментом. Последний, как правило, состоял из пары ромбов, в которые вписаны солярные кресты, или солярные кружки. Иногда эти солярные знаки соединены в одну фигуру. Исходя из обрядового назначения колец, можно полагать, что такие изображения символизируют брачную пару - супругов.
В других случаях до двух кружков, что в ромбе, добавляется еще два кружка между ромбами. Такая орнаментальная схема широко употреблялась в декорировании гуцульских украшений, выступая как вариант солярного креста. Существует гипотеза, что этот знак является символом ново построенного дома. В таком случае это изображение полностью совпадает с брачной идеей нового хозяйства молодоженов. Такой прием отделки перстней крепко сохраняется и в современных гуцульских изделиях.
Этот орнаментальный мотив часто встречается на перстнях в форме кольца.. Перстни с круглым щитком декорировались орнаментом, который повторял солярные мотивы Чепрага : шести лепестковые розетки, солярные кресты, концентрические кольца , лучи и т.д. Орнамент гравировался и дополнялся цветной замазкой , имитировавшей эмаль.
загрузить фото,загрузить картинку

Народную культуру гуцулов метко охарактеризовал М. Коцюбинский : " Гуцулы - оригинальный народ с богатой фантазией, со своеобразной психикой. Глубокий язычник, гуцул всю свою жизнь проводит в борьбе со злыми духами , населяющими леса, горы и воды. Христианством он воспользовался лишь для того, чтобы украсить языческий культ .
Вот почему кольца, перстни , как и другие виды украшений с присущими им архаичными чертами, пользовались среди горцев большим спросом. Они были неотъемлемыми атрибутами праздничной и свадебной одежды. Поэтому народные умельцы Гуцульщины с большой любовью делали эти украшения, вкладывая в них свою творческую фантазию. Гуцульские украшения являются прекрасными образцами народного творчества, которые свидетельствуют о больших художественные способности народных мастеров Гуцульщины. Ярким доказательством этого является коллекция Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины им. И. Кобринского, который хранит большое количество образцов различных видов гуцульских украшений, начиная с XVII века.»


 

 

http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.instruments/wedma.zgard.htm

КРЕСТЫ - ОБЕРЕГИ

 

 

Ура! Наконец-то они у меня есть! И не один, а целых семь! Уникальные свидетели сохранившихся традиций, отображающие восприятие мира народами Карпат, благополучно дожившие до нашего времени, не утратившие силы, настоящее сокровище для этнографов и религиеведов.
Отчего такой восторг? Да я сама их года три искала, и нашла, как всегда это бывает с сакральными предметами, просто чудом. Перед католической Пасхой, между прочим.И где - во Львове, куда, я думала, во множестве стекаются такого рода поделки со всей Западной Украины. Ан нет! Всего один-единственный продавец предлагает их на сувенирном рынке, историк по образованию, который сам посвятил лет тридцать поездкам по селам и сбору материала о згардах. Я думала, они лишь антикварные сохранились - а оказалось, до сих пор есть мастера, которые делают згарды, как и в давние времена, из меди и бронзы.В сети на запрос об этих штучках есть лишь краткая справка в "Википедии", но даже картинки нет ни одной! Если хотя бы раз сам не увидел,что это такое - представить только по описанию трудно. Так что - уникальные фотографии, сама делала.
Згарды (в единственном числе "згард", мужского рода) - это обереги в виде специфической формы крестов, которые по аналогии с христианскими, называли мальтийскими, тевтонскими крестами.Об этом я в первую очередь спросила пана Игоря, продающего згарды сегодня.Но, как мне пояснили, згард - это не суть христианский крест, хотя на них даже бывают изображения распятий. Это дохристианские обереги, к которым церковь относилась довольно неодобрительно. Поэтому женщины носили згарды в виде нагрудного украшения, по несколько штук, что бы не вызывать подозрений (под рубашкой при этом могли спокойно носить нательный христианский крестильный крестик), а у мужчин были кольца с подобный же символикой. Большие згарды с распятием назывались "гадзивськи" - потому что носили их "гадзы", то есть очень зажиточные и уважаемые поселяне.


Вот они, мои "прелести" :)


Згард отличался от христианского креста наличием небольших круглых выступов на краях крестовидных лопастей. Разной формы згарды имели отдельные названия, иногда понятные, иногда не совсем.

Это "вышиванка".

Это "хатка".

Этот называется "тевтонский крест".


Мне больше всего нравится згард в виде свастики, или как говорят гуцулы, соляриса.Ну какой же он гармоничный и самодостаточный, и вмещает, кажется весь космос!


Дарили згарды девочкам обычно впервые в шесть лет, но не в день рождения, а в день "уродин" (ударение на "и"), то есть, именин по-русски. Этот згард надевали на шею в единственном числе, а на следующие именины дарили уже парные, одинаковой формы обереги и размещали по бокам от первого. Со временем, количество оберегов росло и в украшении они ложились уже не в один, а в несколько рядов. Получалось целое колье, выполнявшее в первую очередь защитную функцию.
Еще про згарды, о том как менялась их форма и наслаивались христианские символы - статья "Гуцульські прикраси" Ярослави Ткачук і Марії Кубік :
"Орнаментика гуцульських прикрас, як і інших видів народного мистецтва гуцулів, наскрізь пройнята елементами древньої, дохристиянської культури. Тут, у малодоступних горах до ХХ ст. збереглися традиції старослов’янського мистецтва. Джерелом орнаментальних композицій гуцульських прикрас був древньослов’янський солярний культ, який оспівував первісне хліборобство і скотарство, де вирішальним фактором вважалися животворна сонячна сила. Символ сонця став емблемою добробуту і благополуччя, і для населення українських Карпат, яке до наших днів зберегло немало магічних вірувань, у ті далекі часи цей символ широко використовувався як оберіг. Саме тому різноманітні інтерпретації солярного символу так часто використовують гуцульські майстри в декоруванні прикрас.




Кресты на деревянной церкви в Карпатах с явными "солярными" приметами.

З плином часу солярні знаки поступово удосконалювалися набували різних атрибутів, виступали в різних сполученнях з іншими зображеннями. Народне мистецтво Гуцульщини існувало довгі віки. Воно жило і розвивалося, творилося у нових формах, які відображали новий зміст життя.
Особливо яскраво в гуцульській орнаментиці прикрас відбився період древньої Русі з характерним для нього процесом християнізації і боротьби з язичеством. Цей процес не був раптовим. Він тривав дуже довго і виразно позначився у народному мистецтві поступовою асиміляцією старої язичеської символіки з новою християнською. Християнство могло ввійти в народні маси лише пристосувавши (нерідко асимілювавши) свої поняття, свої образи до язичеських понять і образів, яких міцно тримався народ.

Христианский крест обьединенный с солярисом-свастикой, хранится в музее одной из церквей в Карпатах.

Гуцульские поделки из дерева.
Асиміляції, в першу чергу, підпадала саме солярна символіка, що виражалося в злитті сонячного диску з хрестом — головною емблемою християнського культу.
Найбільш яскраво цей процес простежується в гуцульських металевих нагрудних прикрасах - згардах, які складаються з одної чи з двох (і рідко — з більшої кількості) низок дисків або хрестів. Для з’єднання згард служать так звані чепраги — дві, переважно круглі, пластини, оздоблені карбованим або ажурним орнаментом.
При першому погляді на згарду впадає в очі диспропорція між розмірами чепраг і згард. Чепраги, як правило, мають великі, зовсім невиправдані їх утилітарною функцією, розміри. Деякі з них досягають 6-7 см. у діаметрі, що говорить про їх особливе місце серед нашийних прикрас. Чепрага — сонячний символ — мала охороняти людину від злих духів. В центральній частині декору чепраги в більшості випадків розміщуються різні варіанти солярної символіки: колесо з вісьмома, шістьма або чотирма спицями, шестираменна розета, концентричні кола тощо.
Ту ж саму роль відігравав архаїчний тип згард, які складалися з круглих, сонцеподібних медальйонів, схожих на чепраги, прикрашених шестипромінною розетою або іншими подібними солярними емблемами. Характерною рисою таких згард є вписування в коло їх дисків рівноконечного хреста з чотирма малими колами між його раменами. Ці хрестоподібні мотиви, маючи дохристиянське походження, були солярними знаками.
Але поступово, крок за кроком, дисковидні солярні знаки в згардах набувають хрещатої форми. Спочатку до дисковидної пластинки додаються чотири хрестовидно розміщені кружки, далі ці додатки ускладнюються і збагачуються у своїх формах. Сонцеподібні диски у згардах замінюються хрещиками — хрестиками з рівними раменами, проміжки між якими заповнювалися променями. Хрещики, як правило мали однакову форму і розміри. «Згодом хрести втрачають рівнораменність: одне з рамен стає довшим і хрест набирає вже специфічної християнської культової форми. Саме на хрестах такого типу з'являються рельєфні розп’яття з рисами примітивної пластики. Але й такі суто християнські хрести ще мають на собі багато залишків язичеської символіки. Так, на кінці рамен цих хрестів часом зустрічаємо солярні розети або кружки.» Такі хрести служили як частиною згард, так і самостійною прикрасою. Їх носили переважно чоловіки (рідше жінки) на ланцюжках —ретязях. Ретязі в залежності від техніки виконання мали такі фoрми: круглі, плоскі, довгасті плетені, перевиті."
И еще про кольца, которые у гуцулов тоже имели особое значение(из той же статьи):
"Окрему групу гуцульських прикрас складають персні і обручки, відлиті з латуні, бакунту і нейзільберу. На Гуцульщині були поширені два типи перснів: для носіння на руках і для спинання нашийних хусток, які дарували дівчата хлопцям. В обох випадках вони зв'язані ідеєю шлюбу. Їх орнаментика багата символічним змістом, у якому закладені ідеї безперервного життя, продовження роду, оберігання сімейного вогнища.
Зовнішня поверхня обручки прикрашались рельєфним або гравірованим орнаментом. Останній, як правило, складався з пари ромбів, в які вписані солярні хрести, або солярні кружки. Іноді ці солярні знаки з'єднані в одну фігуру. Виходячи з обрядового призначення перснів, можна гадати, що такі зображення символізують шлюбну пару - подружжя.
В інших випадках до двох кружків, що в ромбах, додається ще два кружки між ромбами. Така орнаментальна схема широко вживалася в декоруванні гуцульських прикрас, виступаючи як варіант солярного хреста. Існує гіпотеза, що цей знак є символом новопобудованої хати. В такому разі це зображення цілком збігається з шлюбною ідеєю нового господарства молодого подружжя. Такий прийом оздоблення персня міцно зберігається і в сучасних гуцульських виробах.
Цей орнаментальний мотив часто зустрічається на перснях у формі кільця, що розширювалося та потовщувалося у верхній частині, переходячи у прямокутний щиток. Персні з круглим щитком декорувалися орнаментом, який повторював солярні мотиви чепраг: шестираменні розети, солярні хрести, концентричні кільця, промені тощо. Орнамент гравірувався і доповнювався кольоровою замазкою, що імітувала емаль.
Серед гуцулів був поширений перстень з рельєфним зображенням голови злого духа “арідника”, що мав оберігати власника від темних сил. Народну культуру гуцулів влучно охарактеризував М.Коцюбинський: “Гуцули — найоригінальніший народ, з багатою фантазією, з своєрідною психікою. Глибокий язичник, гуцул все своє життя проводить в боротьбі із злими духами, що населяють ліси, гори й води. Християнством він скористався лиш для того, щоб прикрасити язичеський культ”.
Ось чому обручки, персні, як і інші види прикрас з притаманними їм архаїчними рисами, користувалися серед горян великим попитом. Вони були невід'ємними атрибутами святкового та весільного одягу. Тому народні умільці Гуцульщини з великою любов'ю виготовляли ці прикраси, вкладаючи в них свою творчу фантазію. Гуцульські прикраси є чудовими зразками народної творчості, які свідчать про великі художні здібності народних майстрів Гуцульщини. Яскравим доказом цього є колекція Коломийського музею народного мистецтва Гуцульщини та Покуття ім. Й.Кобринського, що зберігає велику кількість зразків різноманітних видів гуцульських прикрас, починаючи з XVII століття."

Інформаційно-довідкове видання
"Коштовне та декоративне каміння"
№ 1 (23), березень 2001, с. 23-28.
В заключение скажу, что какой-то специальной литературы, где можно было бы вдоволь начитаться о згардах - не существует.

 

 

 

 

Серия сообщений "разное":
Часть 1 - Прекрасные идеи цветочных поясов
Часть 2 - Новогодни позетив
...
Часть 42 - Книга с выкройками исторической кукольной одежды
Часть 43 - Какая прелесть) Балеринки из проволоки и салфеток
Часть 44 - Обереги. Згарди
Часть 45 - Старовинні українські прикраси / День аматорів народного мистецтва */ переклад


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку