Цитата сообщения Tiffany1
Екатерининский дворец. Царское Село. Часть 3.
С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны.
Нежно-зеленые стены столовой покрыты белым лепным орнаментом на мотивы росписей античных вилл. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами и многофигурные композиции на мифологические сюжеты, рельеф которых подчеркнут розовым фоном.
Двери Зеленой столовой украшены гротескным орнаментом, восходящим к древнеримским росписям. Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен мраморный камин с кронштейнами в виде львиных голов и лап. Весь лепной декор Зеленой столовой выполнен русским скульптором И. П. Мартосом (1754–1835).
Сегодня убранство Зеленой столовой дополнено стульями, бронзовой каминной решеткой и каминными приборами, выполненными по рисункам Ч. Камерона специально для этого интерьера, а также канделябром работы П. Гутьера и «Московским сервизом», изготовленным на заводе Ф. Гарднера по заказу хозяев этой части дворца — великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Предметы столового сервиза, изысканные по форме и цветовому решению, декорированы вензелями владельцев.
Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779–1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли. Филенки дверей расписаны мотивами из античных гротесков. В мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра.
Во время войны шелковая обивка стен, живописный плафон и вставки, а также большая часть живописных медальонов фриза погибли или были похищены, двери, каминные и стенные зеркала —уничтожены, архитравы каминов — разбиты, а кариатиды лишились голов и рук.
Реставрационные работы вернули Парадной Голубой гостиной ее первоначальный облик.
В настоящее время зал, как и прежде, украшают кресла, выполненные в 1783 году по рисункам Ч. Камерона в мастерских Ж.-Б. Шарлеманя-Боде. Одни из них удалось сберечь в эвакуации, другие были возвращены в 1947 году из Кенигсберга. Сохранились старинные каминные решетки, предкаминные украшения в виде лежащих сфинксов, каминные приборы из золоченой бронзы, изготовленные по рисункам Ч. Камерона одновременно с отделкой зала.
Привлекают внимание торшеры на 17 свечей из синего стекла с хрусталем и бисквитными фигурами, созданные на Петербургском стеклянном заводе в конце XVIII века, а также канделябры начала XIX века и вазы c изображением архитектурных пейзажей (Берлинская фарфоровая мануфактура, начало XIX века) и сцен из истории Психеи (Франция, первая треть XIX века).
Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.
Интерьер гостиной был создан в 1783 году Ч. Камероном, в основном сохранившим ее первоначальное решение, принадлежащее В. И. Неелову. В XVIII веке в России, вслед за Европой, возник интерес к искусству Китая. Мотивы «китайщины» (chinoiserie — от фр. chinoise: китайский) получили отражение в архитектурных формах и в отделке дворцовых интерьеров. Отдавая дань модному увлечению, Ч. Камерон удачно соединил мотивы китайского декоративного искусства с элементами классического интерьера. Лепной золоченый фриз, живописный плафон с изображением античных мифологических персонажей, белый мраморный камин с кариатидами и изображением спящего Амура, роспись дверей трактованы в стиле классицизма. А светло-голубой китайский шелк с изящной росписью и рисунок китайского «зонтика», использованный в наборном паркете, привносят в парадный интерьер оттенок восточной экзотики.
В Камер-юнгферскую ведет еще одна проходная комната, в которой можно осмотреть фарфоровые изделия знаменитой английской мануфактуры Д. Веджвуда и английские раскрашенные гравюры второй половины XVIII века из собрания музея-заповедника «Царское Село». Особого внимания заслуживает нарядное зеркало-псише красного дерева, украшенное латунными накладками и декором в технике «эгломизе» (от франц. verre еglomisе — стекло Гломи; техника украшения стекла нанесенной с обратной стороны фольгой, с процарапанным, иногда раскрашенным, рисунком, названная по имени ее изобретателя, французского художника XVIII века Ж.-Б. Гломи).
На фоне окрашенных в зеленый цвет стен Камер-юнгферской — комнаты с одним окном, выходящим в Екатерининский парк, которая первоначально предназначалась для дворцовых горничных — выделяются лепной золоченый фриз и створки дверей с красочной орнаментальной росписью. Белая фаянсовая печь, выполненная по проекту архитектора В. П. Стасова в 1820-х годах, украшена барельефом и вазой в классическом стиле. Убранство комнаты дополняют стулья, изготовленные по рисунку Ч. Камерона, изящное дамское бюро конца XVIII века со вставками в технике «эгломизе», а также картины художников фламандской, французской, итальянской и голландской школ XVII–XVIII веков.
Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны. Позднее ее перестроил для второй жены Павла Петровича, великой княгини Марии Федоровны, Ч. Камерон, и созданная им в 1780-х годах отделка сохранилась до наших дней с некоторыми изменениями, внесенными архитектором В. П. Стасовым при восстановительных работах после пожара 1820 года. Камерон применил в Опочивальне свой излюбленный прием, к которому обращался при оформлении царскосельских интерьеров неоднократно: украсил стены рельефными композициями на мотивы помпейских росписей.
Особое своеобразие придают интерьеру расставленные вдоль стен и в глубине комнаты стройные колонны из белого фаянса, обвитые золочеными гирляндами. Гипсовые медальоны с аллегорическими сценами, символизирующими здоровье, веселье, благополучие и достаток, выполнены И. П. Мартосом. Сочетание светло-зеленого цвета стен с голубым фоном медальонов и позолотой образует изысканную колористическую гамму Опочивальни. Небольшие двери комнаты обрамлены позолоченным багетом и украшены заключенными в такой же багет прямоугольными панно с арабесковой росписью.
В мебельном убранстве Опочивальни выделяются стальной столик и каминная решетка, изготовленные тульскими кузнецами специально для Екатерины II, а также изящный туалетный стол наборного дерева, созданный охтинскими плотниками Насковыми в 1770-х годах для великой княгини Марии Федоровны. Здесь же экспонируется часть мебельного гарнитура, исполненного по заказу Екатерины II французским мастером Ж. Жакобом, а также стеклянный столик из Синего кабинета императрицы (Табакерки) на ее личной половине в южной части дворца.
Из Сводчатой проходной можно пройти в Парадный (Мраморный) кабинет императора, созданный по проекту В. П. Стасова в 1817 году и предназначавшийся для важных официальных аудиенций.
Эффектное архитектурное решение кабинета подчеркивается строгой простотой отделки. Вход трактован в виде глубокой полукруглой ниши, отделенной от основного пространства интерьера двумя колоннами ионического ордера. Подобным образом оформлена и противоположная входу стена: две ионические полуколонны обрамляют мраморный камин. Стены кабинета облицованы светло-розовым искусственным мрамором, с которым и связано его второе название.
Ныне в кабинете находятся изготовленная на Императорском фарфоровом заводе ваза с росписью, изображающей въезд Александра I в Париж в 1814 году, и каминные часы с бронзовой фигурой Юлия Цезаря, созданные (не позднее 1817) мастером Л.-Ф. Фешером.
На рабочем столе императора экспонируются принадлежавшие ему изделия из уральского малахита, выполненные в первой четверти XIX века на Петергофской гранильной фабрике: письменный прибор, настольная лампада, несколько пресс-папье, канделябры и декоративные вазы.
Картинный зал Большого Царскосельского дворца, получивший свое название благодаря оригинальной отделке — живописным полотнам, размещенным в нем по принципу шпалерной развески, — был создан по проекту Ф.-Б. Растрелли в 1750-х годах. Площадь Картинного зала, простирающегося на всю ширину здания, составляет около 180 квадратных метров. В XVIII веке он часто использовался для дипломатических приемов, трапез и музыкальных вечеров, а в ходе Семилетней войны (1756-1763) в нем проходили заседания — «конференции при высочайшем дворе». Летом 1757 года здесь состоялся торжественный прием в связи с доставкой знамен и ключей из завоеванных прусских городов.
Несмотря на очевидную художественную ценность, живописная коллекция использовалась в Картинном зале исключительно с декоративной целью. Размещая произведения на стене, архитектор учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золоченым багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».
Два помещения Екатерининского дворца, в которые можно войти, поднявшись по Парадной лестнице, ныне используются как выставочные.
Одновременно с дворцом закладывались парки. Пейзажный парк стал частью панорамы, а регулярный был заложен уступами на склоне в виде террас. В парке много павильонов и скульптур, но главным его украшением являются Эрмитаж, Грот, Верхняя и Нижняя Ванна.
Екатерининский дворец признан шедевром русского барокко XIII века. Он представляет собой изумительной красоты и величественности парадную резиденцию русских монархов.