В чем смысл жизни? Это, пожалуй, главный вопрос, который каждый человек задает себе на определенном этапе развития. К сожалению, нельзя однозначно ответить всем и сразу в какойто универсальной форме. Но можно смело утверждать, что смысл жизни человека не может ограничиваться лишь заботой о своем теле, созданием семьи и воспитанием детей. Ведь поддержанием своего существования и рождением себе подобных занимается любое животное на Земле. Но мы все твердо верим, что чем-то отличаемся от животных. Вопрос ЧЕМ? Человек обладает разумом, который отличен от ума (инстинктивной деятельности направленной на удовлетвоерние чувств). Так же человек обладает фантазией (абстрактным мышлением), которое позволяет ему рассуждать о нематериальных понятиях. Очевидно, надо как-то использовать эти преимущества.
Религия, известная как индуизм, имеет более корректное и аутентичное название – санатана-дхарма, что буквально означает «вечный путь» или «вечный закон». Каким образом «индуизм» может претендовать на звание «вечного пути» и «истинной религии»?
«Истинная религия» не подразумевает существование одного-единственного пути или средства достижения духовной реализации (освобождения-мокшы, просветления-самадхи или «небес»). Вряд ли можно говорить о «единственном пути»: их много, хотя также имеет место быть градация. Индуизм является истинной религией в том отношении, что он открывает своим адептам ясный путь, содержащий множество методов и наставлений, призванных помочь обрести Бога. Все эффективные методы и средства, присутствующие в других религиях, можно найти в индуизме, но также и гораздо более того.
Для того чтобы некое явление претендовало на вечный характер, оно должно всегда существовать в прошлом и продолжать существование в будущем. Любая религия, имеющая основателя, не может, в строгом смысле слова, претендовать на вечность. Не существовало христианства прежде Иисуса или ислама – прежде Мохаммада. Сикхизм возник с появлением гуру Нанака, а конфуцианство было дано человечеству Конфуцием. Иудаизм, религия народа Израиля, была основана Авраамом, отцом Израиля. Буддизм был основан Сиддхартой Гаутамой, хотя, с другой стороны, буддийские писания утверждают, что Гаутама Будда был лишь одним из бесчисленного ряда Будд.
Помимо вечного существования в прошлом, религия, чтобы быть вечной в подлинном смысле слова, должна продолжать существование в будущем. Когда речь идёт о религиях, содержащих концепцию «страшного суда» или «конца света» (христианство, ислам, иудаизм), то вряд ли можно говорить о существовании этих традиций после «судного дня»; по меньшей мере, смысл и содержание этих традиций, по их собственным представлениям, изменятся после часа «икс».
Аналогичным образом, для людей, которые не принадлежат к авраамической традиции, нет надежды или шанса на спасение и вечную жизнь (с точки зрения этих традиций, разумеется). Таким образом, Ганди обречён на вечные муки, тогда как испанские инквизиторы или «крёстные отцы» мафии наслаждаются вечной наградой за «правильную веру».
Однако существует шаманизм, например – гигантский пласт, включающий великое множество культов и практик, с богатейшей историей и огромным географическим ареалом, от Чукотки до Полинезии. Возможно, религии этого толка могут претендовать на вечный характер? Ведь они не имеют исторических основателей. Едва ли, поскольку шаманизм тесно связан с землёй и потому не переживёт землю, которая, даже по мнению современных учёных, конечна (не только планета Земля, но и вся вселенная). Разве что буддизм, «унаследовавший» от индуизма доктрину бесконечной вселенной со множеством планет и вечного времени (циклической, а не конечной истории), может претендовать на существование в будущем.
Опять же, если посмотреть на откровения индивидуальных мистиков в иудео-христианстве и гетеродоксальные версии христианства и ислама, то можно увидеть нечто, явно отличное от ортодоксальных догм. Например, откровение Юлины Норвичской о том, что Бог вездесущ и нет такого явления, как зло. Или представления катаров, согласно которым все люди в глубине сердца святы и чисты, и все будут спасены, и чистота служит средством разорвать узы рабства материи и реинкарнации. Или суфия Мансура аль-Халладж, осознавшего, что душа, в её глубинном естестве, божественна.
Все эти идеи в своём первоначальном и кристально чистом виде присутствуют в религии Вед. Индуизм, в большей степени, нежели любая иная религия, способен отчётливо демонстрировать свою природу вечной религии, природу непрерывного потока откровения. В своих наиболее чистых и оригинальных проявлениях иудео-христианская традиция приближается к истине Откровения Вед; шанс приблизиться к ней есть у движения Нью-Эйдж, несмотря на всю его незрелость, эклектичность и потворство фантазиям.
Фактически, все религии являются вариациями бхакти-йоги, пути преданности, который служит венцом ведийского откровения. Однако, по сравнению с этим венцом, все вариации предстают не более чем подобием, отголоском изначальной традиции, которая является самым чистым и широким путём к Богу. Санатана-дхарма уникальна в том отношении, что она по праву может считаться единственным откровением, которое не было искажено и модифицировано с течением времени. Искателю Абсолютной Истины сокровищница Вед доступна в наши дни так же, как была она доступна в глубокой древности и останется доступна в самом отдалённом будущем.