-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Maklak

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 401


Весь этот ДЖАЗ!)

Понедельник, 17 Декабря 2012 г. 12:13 + в цитатник
От перемещения еврея в пространстве многое меняется.
Леонид Утесов,
cоздавший свой теа-джаз в 1929 г., в одной из программ в шутку
утверждал, что джаз был занесен в Америку веселыми одесситами еще в
ХIХ в. Конечно, джаз как способ импровизации, был создан в основном
черными американцами, но... Недавно при подготовке программы \"Евреи
в джазе\" с Борисом Фрумкиным я впервые увидел список с сотнями имен
американских музыкантов еврейского происхождения, композиторов и
авторов текстов, тех, чьи темы входят в число \"вечнозеленых\", то
есть, вечных мелодий и являются джазовыми стандартами....

И перед моим воображением вдруг предстал большой звучащий сад
плодов еврейской эмиграции из России. Ведь многие из тех, чьей музыкой
восхищались, восхищаются и будут восхищаться миллионы людей, были
когда-то детьми, ро-дившимися в семьях еврейских эмигрантов из России.

То, что становление джаза, мюзикла, шоу-бизнеса совпало по
времени с пиком еврейской эмиграции из России в США, наверное,
случайность. Не случайность - столь мощное участие эмигрантских
талантов в этом процессе. В своем эссе \"Планета кочевников\" известный
немецкий историк Карл Шлегель приходит к выводу, что современный мир
вообще не может развиваться без \"новых rочевников\", людей, которые
отваживаются шагнуть в чужой мир с желанием, волей и надеждой в нем
самоутвердиться. Первым из российских евреев звездой американского
шоу-бизнеса стал сын кантора певец и конферансье Эл Джолсон.

http://www.youtube.com/watch?v=VB5_FScm41Q&feature=related

Он умер в 1950 г., но его считали и продолжают считать своим
кумиром многие звезды, начиная с Элвиса Пресли и кончая Майклом
Джексоном и Миком Джеггером. Известно, что стиль пения Джолсона
повлиял на его молодых современников Фрэнка Синатру и Бинга Кросби.
Если продолжить список евреев, поющих не в синагоге и не в опере, то
из более поздних времен следует назвать Боба Дилана, Саймона и
Гарфункеля -

http://www.youtube.com/watch?v=eHlXoxSUPQ0&feature=fvwrel

Билли Джоэла - http://www.youtube.com/watch?v=b-bRxqz4mxg&feature=related

и, конечно же, Барбру Стрейзанд - http://www.youtube.com/watch?v=Qhm9V7YBOQI

Из инструменталистов ни с кем не спутаешь автора знаменитейшей
темы \"Take five,\" саксофониста Пола Дезмонда -
http://www.youtube.com/watch?v=T2ien4x4lYg

из квартета Дэйва Брубека. Дезмонд, родившийся как Поль Эмиль
Брайтенфельд, выбрал себе псевдоним, ткнув пальцем в телефонную книгу.
Это было в начале 60-х гг. А еще раньше, в довоенные годы, в Америке
гремели имена \"наших\" Арти Шо -
http://www.youtube.com/watch?v=nkXz1zA4jGE&feature=relatedи Бенни
Гудмена - http://www.youtube.com/watch?v=62ZSQUyU00s&feature=related

- лучших свинговых кларнетистов и руководителей джаз-бэндов,
запечатленных в дружеском шарже вместе с такими же титанами Дюком
Эллингтоном, Каунтом Бейси и Гленном Миллером.

Все они вместе, евреи и неевреи, создавали американскую музыку и
ее особую фирменную американскую отрасль и гордость - джаз. Сюжет
жизни Арти Шо, родившегося как Артур Якоб Аршавский, полон неожиданных
поворотов. Шо руководил созданными им девятью оркестрами, был восемь
раз женат и дожил до 94 лет. Последние 50 лет из них, отойдя от джаза,
он прожил на заработанные ранее деньги и занимался литературным
творчеством.

\"Народ сочиняет музыку, а мы, композиторы, только ее аранжируем\"
- эту фразу приписывают Глинке. В СССР это высказывание шутники из
Союза композиторов, правда, укорачивали до: \"Народ сочиняет музыку, а
мы -- композиторы!\". Так вот, если все-таки народ сочиняет, то уж тут
наш народ постарался по обе стороны океана. В СССР лидером, вне
сомнения, был
Дунаевский, но рядом с ним была плеяда прекрасных мелодистов:
Фрадкин - http://www.youtube.com/watch?v=WKEbbvSnNQM&feature=related

и Френкель - http://www.youtube.com/watch?v=XZZHISSfHv4

, Жарковский - http://www.youtube.com/watch?v=mx1uZvNtCeQ&feature=related

и Кац, Фельцман - http://www.youtube.com/watch?v=0njF3x-XqM4

и братья Покрасс - http://www.youtube.com/watch?v=FG505CpUPfQ

. Конечно, в здание советской легкой музыки вложили свои кирпичи и
многие замечательные русские авторы - Хренников,
Соловьев-Седой,Богословский, Мокроусов и другие.

И музыка США, конечно же, непредставима без Армстронга,
Эллингтона и многих других, но вот из первой десятки лучших, самых
успешных композиторов Бродвея только Кол Портер не был евреем. На
Бродвее чаще всего звучали- одна другой лучше - мелодии, сочиненные
детьми и внуками эмигрантов из России: сыном шойхета из Могилева
Ирвингом Берлином -
http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&NR=1&v=kxuRCDqFX0U

http://www.youtube.com/watch?v=WXLQ2RPLO78

сыном инженера-оружейника из Петербурга Джорджем Гершвином
http://www.youtube.com/watch?v=7pBg1r-QkjI&feature=related

сыном кантора Харольдом Арленом, а также Ричардом Роджерсом -
http://www.youtube.com/watch?v=NuCZDanw3aE&feature=related

и (Звуки музыки\"), Леонардом Бернстайном-

http://www.youtube.com/watch?v=VpdB6CN7jww&feature=related

(\"Вестсайдская история\"), а позднее -Джоном Кандером-
http://www.youtube.com/watch?v=rkRIbUT6u7Q&feature=related

(\"Кабаре\" и \"Чикаго\") http://www.youtube.com/watch?v=NxsVSrd740M&feature=related

Джерри Боком(\"Скрипач на крыше\") - и многими другими.

Про прожившего 101 год Ирвинга Берлина другой прекрасный
композитoр еврейского происхождения Джером Керн (его родители из
Германии) сказал: \"Нельзя говорить ни о каком месте Берлина в
американской музыке, потому что он и есть американская музыка\".
Детство Ирвинг Берлин провел в Тюмени. Кто знает, может быть, в стихах
и
мелодии его \"Белого Рождества\" - самого популярного американского
рождественского шлягера, сочиненного евреем, отразились его детские
впечатления о сибирской зиме?.. История композиторов-евреев в
американском шоу-бизнесе изобилует примерами искреннего восхищениями
друг другом, дружбой, реальной поддержкой и помощью старших младшим,
например, Керна - Берлину, Берлина - Гершвину. Триумф премьеры

\"Рапсодии в стиле блюз\" -12 февраля 1924 г. стал самой знаменательной
датой как в биографии Гершвина, так и в истории музыки вообще. В зале
в первых рядах можно было видеть и Рахманинова, и Стравинскго, и
Хейфеца, а еще Цимбалиста, Стоковского и Кусевицкого. Эмигрант из
России, выдающийся дирижер Сергей Кусевицкий, консультировавший
Гершвина, сыграл свою особо важную роль в становлении американской
музыки на посту руководителя Бостонского филармонического оркестра. А
еще он был учителем дирижирования Леонарда Бернстайна....

...я думал назвать свои заметки \"Плоды перемещения\". И в этом
смысле уникальна драматическая история родившегося и умершего в
Берлине Эдди Рознера, того самого, которого многие из нас видели на
советской эстраде. Распорядись судьба иначе, он вполне мог бы стать
равным в компании Эллингтона, Гудмена, Шо, Миллера и Бейси. Рознер
окончил в Берлине консерваторию по классу скрипки, но знаменитым в
Европе стал, играя на трубе. С приходом Гитлера к власти Рознер,
которого родители назвали Адольфом, стал Эдди и бежал в Польшу,
гражданином которой он был.. Там, в Варшаве, Рознер
собрал свой первый джаз-оркестр, успешно гастролировал по Европе.
Американская фирма грамзаписи Columbia записала с оркестром Рознера в
1938 г. в Париже несколько пластинок, в том числе и с классной
аранжировкой \"Бай мир бист душейн\".

Тогда же на гастролях по Европе Рознер встретился и познакомился с
Луи Армстронгом, который подарил ему свою фотографию, надписав ее
\"Белому Армстронгу\". Рознер, что называется,нашелся с ответом и
подарил Луи свою фотографию с надписью \"Черному Рознеру\". После
раздела Польши Рознер стал советским гражданином. Это спасло его от
Гитлера, но, когда он после войны захотел вернуться на родину, в
Берлин, от Сталина ему спастись не удалось. Вместо Берлина Рознер
угодил в Магадан. Oн вернулся оттуда через семь лет, уже после
смерти диктатора, и создал свой новый оркестр. За годы жизни в СССР
Рознер так и не смог перековаться и стать советским, его продолжало
тянуть обратно, в родной Берлин. В конечном итоге стареющего Рознера
отпустили, вычеркнув его имя, откуда только было можно, и в 1972 г.он
приехал в Западный Берлин, где прожил свои последние четыре года. В
архиве Радио \"Свобода\" отыскалась запись, засвидетельствовавшая
вторую (заочную) встречу Рознера с Армстронгом, о которой оба они не
догадывались. Луи в 1958 г. пригласили в студию Радио \"Свобода\" в
Нью-Йорке и проиграли eму песенки из только что вышедшей тогда
кинокомедии \"Карнавальная ночь\". Слушая песенку \"Пять минут\" в
исполнении Людмилы Гурченко под оркестр Эдди Рознера, Луи
Армстронг неожиданно достал трубу и начал подыгрывать. Слава Богу,
кто-то догадался нажать на кнопку \"запись\". Михаил Жванецкий как-то
обратил внимание на то, что хотя среди других народов евреи всегда в
меньшинстве, но вот почему-то в физике они вдруг оказываются в
большинстве, в шахматах - они тоже в большинстве, в музыке они опять в
большинстве и т.д. Объяснить эти прекрасные магнитные аномалии,
которые притягивают евреев туда или сюда, трудно. Предлагаю в
заключение два шутливых ответа на еврейский вопрос \"что вдруг?\": Евреи
- народ древней культуры. Но они очень расссеяны. Буквально по всему
миру.. И, видимо, по рассеянности они часто обогащают культуры других
народов. В начале перестройки знаменитому историку культуры Юрию
Лотману во время публичного выступления из зала пришла записка. Он
зачитал ее вслух: \"Скажите, почему в Библии речь всё время идет
исключительно о евреях, а о русских не говорится ни слова?\". Лотман
выдержал паузу и ответил, откладывая записку в сторону:\"По техническим
причинам\".
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку