-Метки

depeche mode акварель бесконечная книга блог блоги бутово веселые картинки веселье весна выставка выставка в москве выставка в пушкинском где мои 16 лет графика гуашь дача дачное дела семейные дети дневник дневник наблюдений дождик живопись забавно зарисовки зима иллюстратор иллюстрации иллюстрация интересно карандаш картины кино книги комикс комментарии кот котизм котики лаборатория литература лучшее люблю рисовать мама дети минутка юмора мое молодость моя жизнь моя семья мрак и ужас музыка мысли вслух мысли по поводу наброски набросок одежда от двух до пяти погода понемногу обо всем прага праздник природа про жизнь птички работа ремонт рисованный комикс рисунки рисунок русские художники с новым годом серов скетч скетчи современная проза солнце спокойной ночи стихи утро художник цветные картинки цитаты школа эскиз эскиз. скетч юмор я рисую

 -Я - фотограф

Бесконечная книга


1 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Makevala

 -Подписка по e-mail

 


Евгений Водолазкин. Лавр.

Вторник, 30 Октября 2018 г. 12:47 + в цитатник
Это книга о удивительном враче, спасавшем даже очень тяжелых больных. Если ему не удавалось кого-то спасти, то удавалось облегчить страдания больного и успокоить, утешить, словно чудо-врач брал чужую боль на себя. Впрочем, сам герой скорей всего не согласился бы, что он творит чудо, он сказал бы, наверно, что чудо творит бог, а врач лишь возносит молитву, исцеление зависит не столько от искусства врача, сколько от крепости его веры. Должны были молиться и верить также и больные, и они верили, хотя вот вопрос, на кого болящие уповали сильнее, на бога или на врача, мне порой казалось, что всё же на врача, поскольку он ближе и понятней. Показательно, что, когда люди сомневались в способности лекаря помочь, он действительно утратил свою исцеляющую силу и не мог вылечить даже пустяковые болячки. Было это давным-давно, в 15 веке. То есть, может, и не было, на это намекает подзаголовок "неисторический роман", но повествование так правдиво, что я поверила в него.
Эта книга меня удивила. История человека, отрекшегося от собственной жизни, от всего, что могло бы принести ему удовольствие, радость или хотя бы покой, история человека, почти вся сознательная жизнь которого это жертва, такая история должна быть жутко нравоучительна, однако этого нет. Автор не забирается на трибуну, не берет рупор, он словно сидит рядом и рассказывает, а я слушаю, потому что рассказ увлекает. Часть под названием "Книга пути" вообще читается как хороший приключенческий роман.
Легко читать еще и потому, что автор пишет на хорошем современном языке, правда, иногда незаметно переходит на древнерусский, а потом так же легко и непринужденно возвращается обратно, даже в прямой речи персонажей. Приведу цитату, прошу прощения, что она длинная, но тут и стиль виден, и тема обсуждается серьезная.
"Что такое душа, спросил Арсений.
То, что Господь вдыхает в тело, то, что отличает нас от камней и растений. Душа делает нас живыми, Арсение. Уподоблю ее пламени, исходящему от земной свечи, но земной природы не имеющему, стремящемуся ввысь к соприродным стихиям.
Если живой делает душа, значит, она есть и у животных? Арсений показал на стоявшего рядом волка.
Да, у животных есть душа, но она соприродна их телу и заключена в крови их. И заметь: до потопа люди не ели животных, щадя их душу, ибо с телом животного душа его умирает. Душа же человеческая телу иноприродна и с телом не умирает, несть бо душа человеческа от вещи иныя, но от самого Творца вдуновена благодатию.
Что судится телеси человеческому?
Тело наше в персть разыдется. Но Господь, создавый тело из персти, наша телеса разшедшася купно восставит. Ведь это, знаешь, только кажется, что тело разлагается без следа, что смешивается с другими элементами, становясь землей, рекой, травой. Наше тело, Арсение, как разлитая ртуть, которая лежит, распавшись на мелкие шарики, на земле, но с землей не смешивается. Она лежит себе до тех пор, пока не придет некий умелец и не соберет ее обратно в сосуд."
Мне кажется, шов между речью на старинный лад и речью современной прошит мастерски, глаз не спотыкается. Недаром Евгений Водолазкин филолог, специалист по древнерусской литературе. Думается, если бы вся книга была написана языком летописей пятисотлетней давности, мало кто из современных читателей смог бы это произведение осилить, как бы оно ни было интересно, поэтому такое "осовременивание" оправдано.
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

OkSun_a   обратиться по имени Вторник, 30 Октября 2018 г. 13:49 (ссылка)
читала его несколько лет назад, помню, что противоречивые чувства были после прочтения. Книга о духовном опыте, можно сказать, о житие святого. Больше понравилась книга, чем нет, хотя язык иногда кажется нарочито упрощенным на современный лад. Мне недоставало какой-то тяжести в словах. Лавр перекликается немного по структуре сюжета, и по идее с Гольдмундом из книги Гессе. А Нарцисс и Гольдмунд одна из любимых у Гессе. Но сам смысл жертвы, искупления, к моему сожалению, не могу пока полностью понять и принять..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 30 Октября 2018 г. 16:05ссылка
Язык определенно упрощен сознательно, при большей тяжести мне точно было бы труднее читать.
Гессе пробовала читать - для меня слишком сложно. "Игру в бисер" не могу сказать, что совсем не поняла, но очевидно поняла далеко не всё. С перепугу другие книги Гессе даже не пробовала читать, так что с Гольмундом не знакома пока. Что это за книга, о чем? если можно рассказать кратко.
Что касается жертвы и искупления, тут я с тобой совершенно согласна, мне кажется, это неподъёмный груз.
OkSun_a   обратиться по имени Среда, 31 Октября 2018 г. 00:57 (ссылка)
После Лавра, думаю, тебе отлично пойдёт Нарцисс и Гольдмунд (иногда переводят Златоуст) Книга не такая многослойная как Игра в бисер и читается довольно легко. Сюжет вкратце: два мальчика учатся в монастыре, между ними рождается настоящая дружба. Со временем их пути разминаются: Нарцисс остается в монастыре, а Гольдмунд отправляется странствовать. То есть Нарцисс выбирает путь Отца (Неба), который требует сдержанности, аскез, стойкости. А Гольдмунд - путь Матери-Земли - он познает Бога как художник.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 31 Октября 2018 г. 22:33ссылка
Про художников мне всегда интересно. Попробую прочесть, если попадется. В нашей районной библиотеке не нашла, наверно можно скачать.
Таиса41   обратиться по имени Понедельник, 12 Ноября 2018 г. 16:28 (ссылка)
Мне книга очень понравилась, я приняла ее такой, какая она есть. Читала с большим удовольствием, оказалась "моей" книгой. А многие мои знакомые не приняли ее, некоторые бросали не дочитав, некоторым она "зашла" частями. Так же и с "Авиатором" Водолазкина. Мне понравилась, дочери моей нет. Все индивидуально.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 12 Ноября 2018 г. 17:52ссылка
Мне эта книга тоже запала в душу. Из современных русских книг, которые успела прочитать, "Лавр", пожалуй, больше всех понравился. "Авиатора" хочу прочитать, думаю, тоже понравится. Читала после Лавра" интервью с Водолазкиным, очень приятное впечатление о нем как о человеке сложилось.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку