Недавнее прошлое. В центре Москвы происходит несколько загадочных событий. Обычные следственно-розыскные способы не помогают узнать, как всё произошло и по какой причине. Рассказы очевидцев только запутывают картину. Кажется, дело не обошлось без вмешательства какой-то потусторонней силы. Возникает ассоциация с "Мастером и Маргаритой". Правда же, есть сходство? У Орлова, как и у Булгакова, москвичей испытывают всяческими соблазнами, и большинство поддается. Некоторые сомневаются, но легко находят себе оправдание: дескать, время такое, темное, бесовское. Есть в "Камергерском..." и бесы, правда, я их не сразу распознала. И ведьма прилетала, снова привет от Михаила Афанасьевича. И какие-то чудища лезли в зазоры между мирами, прямо-таки нилгеймановские. Хотя, может, и от другого автора просочились, на Геймане не настаиваю. А вот при ком вся эта нечисть паслась, так и не поняла. Ни нового Воланда, ни кого-либо еще подходящего на роль адского сатаны не увидела, все нехорошие персонажи как-то мелковаты, даже и со всеми миллионами весу до Воланда не добирают.
В книге великое множество цитат и отсылок к известным произведениям, думаю, что не обнаружила и третьей части, не пыталась даже все намеки выловить. Даже подумала, не может ли большая начитанность вредить писателю? Хорошо ли так часто использовать чужие образы и сюжеты? Книга из-за этого в коллаж превращается, еще и с фотографиями медийных лиц из глянцевых журналов. Орлов и посмеивается над модными персонами, но в тоне иногда и раздражение слышится. Очень могу понять, знаю хорошее средство, чтобы сберечь нервы, нужно перестать смотреть телевизор и не читать глянец. Проверено, помогает. С другой стороны, если просмотр телепередач служит источником вдохновения, почему бы и нет. У каждого автора своя кухня.
Есть в Камергерском переулке чудесная закусочная с человечными ценами. Там работает многознающая кассирша Людмила Васильевна и необыкновенная буфетчица Даша. Есть у закусочной поклонники и постоянные посетители. У каждого из них своя роль, каждый выплетает свой узор, оригинальный, или знакомый с детства по сказкам Пушкина и Чуковского. На приключения книжных героев наслаиваются сюжеты новостей и светской хроники, воспоминания, зарисовки на литературные или исторические темы. Вся эта пестрота иллюстрирует идею запутанного, нелинейного времени, когда события далекого прошлого, реальные или описанные в книгах, всё еще длятся и происходят одновременно с событиями дня вчерашнего и сегодняшнего. Поэтому-то так трудно ответить на вопросы о причинах и следствиях. Как тут ответить, кто убил, хотела уже сказать Лору Палмер, нет, славянскую красавицу Олену? Вон по улицам тойоты ездят, а на заднем плане опричники идут, то ли массовка старого фильма, то ли вовсе настоящие. Такой запутанный сюжет, думаю, очень непросто выстроить. Зато и отличное автору подспорье. Если линия закрутится настолько замысловато, что проследить за всеми извивами уже невозможно, если никак не объяснить, почему надо было так именно изогнуть, можно этот узел взять и за подкладку спрятать, словно и не было его.
Резюме: книга любопытная, но не моя.