Слово «витраж» произошло от французского vitre (оконное стекло).
Вероятно, самой первой витражи стала использовать католическая церковь.
Произошло так потому, что свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета
и создает особую эмоциональную атмосферу, что особенно важно именно в храмах.
Произошло это приблизительно в первом тысячелетии нашей эры.
Витраж— произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла,
рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
С давних пор витраж использовался в храмах.
В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня
(алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.
В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи.
Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов.
Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах».
В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали еще в XII веке,
однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.
Классический витраж появился впервые в Германии в Х веке. Широкое распространение декорирования оконного стекла началось со второй четверти XI в.
С рисунка снимались шаблоны, по которым резалось стекло. Куски цветного стекла собирались по рисунку, наводилась окончательная тушевка и рисунок эмалью бурого цвета.
Затем производился обжиг затонированных кусочков стекла в печах.
После обжига куски стекла вновь собирались по рисунку и скреплялись путем спаивания специально приготовленными прутками из свинца.
Самые значительные образцы этой витражной живописи находятся во Франции: витражи соборов в Пуатье и Сен-Дени, в Шартре и Бурже, витражи Сен-Шапель Париже и др.
В течение ХIV в. живопись на стекле достигает и в Германии высокого развития (великолепные окна Страсбургского и Кельнского соборов, церкви в Кенингсфельден а Ааргау, в Нидер-Гаслах в Эльзасе и др.). К числу прекраснейших расписных стекол в Англии принадлежат окна коллегии Мертона в Оксфорде (ХIII в.), окна Уэлльского, Йоркского и других соборов. Примером искусства средневекового витража ХIV – ХV вв. могут служить религиозные витражи в Кракове.
В ХVI в. с увеличением палитры красок художники получили возможность писать на бесцветном стекле, как на полотне.
К концу ХVI – началу ХVII вв. принадлежит прекрасная геральдическая живопись на стекле немецкой части Швейцарии.
Около середины ХVII в. витражное искусство приходит в упадок и вновь возрождается лишь в начале ХIХ в.
Надо отметить, что в эпоху Просвещения буржуазия Запада, боровшаяся против устоев феодализма и церкви, уничтожила большинство готических витражей под лозунгом больше света.
Витражи гибли и во время мировых войн 1914 – 1918 гг., 1939 – 1945 гг.
После войны начался новый расцвет витражного искусства: восстанавливаются и реставрируются старые витражи, создаются новые витражные мастерские в Польше, Франции, Швейцарии, Чехословакии.
В США витражное искусство начало развиваться только в начале ХХ в.
Своеобразна история развития витража на Руси. Археологи доказали, что на Руси оконное стекло было применено уже в Х в. в Десятинной церкви.
Из летописи известно, что в церкви Иоанна Златоуста в Холме (ХIII в.) были витражи из цветного и расписного стекла.
Классификация витражей
В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:
Классический витраж
(технология Тиффани) — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика.
Накладной витраж
— получается по технологии фьюзинга - спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу.
Расписной витраж
— на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.
Плёночный витраж
— на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
Комбинированный витраж
— образуется сочетанием различных технологий создания витража.
Современные витражи
Постепенно витражи «перебирались» в дома горожан, перестав быть прерогативой религиозной архитектуры.
Сегодня художественный витраж широко используется в строительстве, переживая второе рождение.
Произведение витражного искусства может преобразить помещение, внести богатый колорит и подчинить себе дизайн.