Джон Голсуори -Сага о Форсайтах |
Цитата:
"В стране царила учтивость, для нищих строили закуты, бедняков вешали за ничтожные преступления, а Диккенс только начинал писать. Без малого два поколения сменилось с тех пор, а за это время – пароходы, железные дороги, телеграф, велосипеды, электричество, телефоны и вот теперь эти автомобили – такое накопление богатств, что восемь процентов превратилось в три, а Форсайты насчитываются тысячами. "(Голсуори, "Сага о Форсайтах")
Мой роман с «Сагой о Форсайтах» длился очень долго. «Сага» требовала неспешного и вдумчивого чтения, а взамен дарила колоссальное удовольствие от каждого сложенного Джоном Голсуори предложения. На руках у меня оказалось два издания этого произведения: английское, 1949 года и отечественный четырехтомник 1983 года. Меня удивило присутствие на форзаце иностранного издания обширного генеалогического древа Форсайтов, но как только я начала чтение, стало совершенно ясно, что оно может быть очень полезно.
В первую очередь, хочется отметить обилие персонажей и искреннюю любовь автора к каждому из них. Он подобно описывает их занятия и привычки, а также чувства. Чувствам отведена главенствующая роль в этом романе. Любовь и ревность описаны с точки зрения каждого персонажа, задействованного в интриге; в результате, в романе нет положительных или отрицательных героев. Более или менее мы можем симпатизировать тому или иному персонажу, но каждый из них настолько реалистичен и занимает такое важное место в книге, что ему нельзя дать однозначную характеристику.
Ирэн – прекрасная, но совершенно отстраненная девушка, должна вызвать сочувствие, но при этом мы досконально знаем помысли ее нелюбимого мужа и также не можем не посочувствовать ему. Тем не менее, Ирэн уходит на задний план в середине второй части, а жизнь Сомса мы наблюдаем до самого конца, хотя вначале он мог показаться негативным персонажем.
Второй момент, который можно назвать характерной чертой «Саги о Форсайтах», обилие пожилых персонажей. Причем каждый из них сильная личность, а иным хочется даже подражать. Мы привыкли, особенно в современном мире, смотреть на молодых, пышущих красотой и здоровьем героев, которых списывают на конвейер сразу же, как у них появятся первые морщины. В «Саге» это не допустимо. С первой же главы мы знакомимся со Старым Джолионом, стареющим типичным представителем викторианской эпохи. Вместе с ним мы переживаем трагедию его молодой и цветущей внучки, которая, кстати, не является главным персонажем, а в конце… в конце первой части рыдаем, когда от старости Джолион умирает.
Третье и последнее, что меня восхитило и заставило читать «Сагу» с удвоенным вниманием, это поразительный исторический антураж, созданный Джоном Голсуори.С вниманием к мелочам, которым позавидовал бы самый дотошный историк, он описывает быт своих героев, а также политический фон, на котором разворачиваются события.Мы в красках, приятных и не очень, узнаем о представителях своего класса в викторианской, а затем и эдвардианской Англии.
Глава за главой, вместе с героями мы проживаем их жизнь и, казалось бы, должны радоваться, когда обширная сага подходит к концу, и герои, которые еще не умерли от долгих лет, обещают жить долго и счастливо. Но классическая концовка в этом произведении отсутствует. Хочется закрыть дочитанный том и взять в руки следующий, но его не существует. Умом понимаешь, что это и есть завершение истории, начатой тысячу страниц назад, но сердцем, конечно, сожалеешь.
Не это ли хороший показатель? Какой бы толстой ни была книга, ее хочется читать и читать, боясь, что когда-нибудь она подойдет к концу, и максимум, что ты сможешь в этой ситуации сделать, начать читать с сначала.
Рубрики: | книжки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |