-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Magnificent_summer

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.12.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 3404


О Пушкине. Продолжение (II)

Четверг, 01 Сентября 2011 г. 19:21 + в цитатник

Начало было вчера. Осторожно, большой километраж.

II. Пушкин

 2980522_agafonov20_pic1_3_ (237x233, 11Kb)Пушкин, конечно, не был "белым и пушистым". Характер у него был конфликтный, бешено-вспыльчивый, демонстративный, он был очень самолюбив (был инициатором 15 дуэлей, его вызывали 6 раз); настроения его были крайне неустойчивы и непредсказуемы, а словом он мог припечатать, даже если они не соответствовали реальности.
Нередко эпиграммы и bon mots (остроумные выражения) Пушкина действительно попадали не в бровь, а в глаз; но немало оскорбительных и грубых выпадов были вызваны случайными причинами. Например, губернатор Одессы граф Воронцов, герой войны, человек, без сомнения, выдающийся (тот самый "полуподлец - полуневежда", насчет которого "есть надежда, что станет полным, наконец"), пострадал от хамских эпиграмм поэтического шалопая совершенно безвинно. На самом деле, их причиной могло быть безразличие красавицы-жены Воронцова к Пушкину (хотя существует стойкий миф об их романтических отношениях).
Не отличался Пушкин и строгостью нравов, проще говоря, в молодости он был задира, развратник, бабник, заядлый и несчастливый игрок.
"Пушкин очень любил легкий флирт, ни к чему не обязывающий обе стороны. Но когда ему не удавалось удержать нарождающееся чувство в должных границах, когда любовь приходила не на шутку, она обычно протекала, как тяжелая болезнь, сопровождаемая бурными пароксизмами. Ему нужно было физическое обладание, и он подчас готов был буквально сойти с ума в тех случаях, когда женщина оставалась недоступной" (П.К.Грубер).
"Начав еще в Лицее, он после, в свете, предался всем возможным распутствам и проводил дни и ночи в беспрерывной цепи вакханалий и оргий, с первыми и самыми отъявленными тогдашними повесами. Должно удивляться, как здоровье и самый талант его выдерживали такой образ жизни, с которыми естественно сопрягались частые любовные болезни, низводившие его не раз на край могилы... У него были только две стихии: удовлетворение плотским страстям и поэзия, и в обеих он ушел далеко" (М.Корф).
Хотя к 27 годам его плотские страсти значительно поулеглись, и в этом смысле совершенно неожиданно следующее свидетельство: 
"…замечателен рассказ друзей о прежних прогулках с Пушкиным-холостяком, как они, бывало, заходили к наипочтеннейшей Софье Евстафьевне (содержательнице известного увеселительного заведения), провести остаток ночи с ее компаньонками, и где Александр Сергеевич, бывало, выберет интересный субъект и начинает расспрашивать о детстве и обо всей прежней жизни, потом усовещивает и уговаривает бросить блестящую компанию, заняться честным трудом - работой, идти в услужение, притом даст деньги на выход и таким образом не одну жертву спас от погибели; а всего лучше, что благонравная Софья Евстафьевна жаловалась на поэта полиции, как на безнравственного человека, развращающего ее овечек" (Н.И.Куликов). Каково! При возвращении Сатурна бывший развратник становится моралистом и благотворителем! Да еще и успешным.
У неуемной сексуальности юного Пушкина были причины как генетические (южные корни), так и психологические. Мать его была к нему в детстве безразлична, холодна. Все внимание доставалось брату. Пушкин общался с сестрой и бабушкой, а также няней - Ариной Родионовной. Холодность матери вызвала внутренний запрет на любовь (так называемый инцестуальный запрет). В соревновании с другими людьми за внимание матери мальчик-Пушкин всегда проигрывал. Это вызвало в нем комплекс неполноценности: "я недостоин любви, женщины ко мне холодны, они недоступны, жестоки, бессердечны".
Став юношей, молодым мужчиной, Пушкин непрерывно доказывает себе и миру свою состоятельность. Он пьет, играет, участвует в дуэлях, ведет распутную жизнь, демонстративно фрондирует. Не стесняясь в выражениях, обсуждает с друзьями свои сексуальные победы и смеется над обманутыми мужьями.
Однако отношение к прекрасному полу у Пушкина было сложное и весьма противоречивое. Идеализация девической чистоты и прелести соседствовала (и переплеталась) с плотским вожделением, "бесстыдным бешенством желаний".
 
Впоследствии все женщины, интересовавшие Пушкина, вызывали в его душе резонанс с образами либо жестокой и недоступной матери, либо подруги-сестры, либо мудрой бабушки. По крайней мере, именно ей посвящены следующие стихи (а по мнению пушкинистов  - няне):
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под желтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала...
Ясно, что благоухание (духи), грудь белая, жемчуг, локоны - все это атрибуты женщины-аристократки, а никак не крепостной.
 
В душе поэта эти женские образы пережили глубокую метаморфозу. Контрасты между ними были углублены и подчеркнуты, и во внутреннем психологическом пространстве Пушкина они были расположены, словно некие полюса, или маяки, или углы четырехугольника, внутри которого размещался весь цветник девушек и женщин, когда-либо интересовавших Пушкина (причем их было, конечно, намного больше, чем в его "донжуанском списке", в котором Наталья Гончарова стояла 113-й любовью). Эти полюса соединены двумя диагоналям: "страстной" и "платонической".
Первая диагональ - страстная. Она соединяет два полюса-ориентира, выросшие из детского восприятия матери и бабушки. Негатив и позитив в восприятии матери разделяются. Негатив сгущается на первом полюсе, происходит перенос обиды на мать и страха перед ней с ее образа на образы фатальных женщин. Позитив уходит во второй полюс разделенной любви; бабушка формирует второй полюс и частично четвертый. В жизни Пушкина было несколько женщин старше него (Карамзина, Голицына, Осипова, Собаньская, Хитрово).
Первый полюс: умная, холодная, жестокая паучиха, убивающая самцов после совокупления (Клеопатра); "женщина с тайной", вызывающая безответную страсть (Собаньска).
Второй ориентир - женщины, разделившие страсть Пушкина. "Как летом роем мотыльки летят на пламя", так они слетались ко второму маяку. Их немало, и они разные. Это "прелестницы младые", для которых любовь - профессия; уездные барышни из соседних имений, с которыми Пушкин развлекался в манере рискованного петинга; светские женщины свободного поведения (Анна Керн); замужние дамы, скрывающие свою слабость к Пушкину; старшие женщины, игравшие в жизни Пушкина материнскую роль (Хитрово); женщины с трагической судьбой (Амалия Ризнич), рано покинувшие этот мир. Именно к ним рвется сердце Пушкина во время Болдинской осени, когда Пушкин должен был бы тосковать о своей невесте. И, наконец, это многочисленные крепостные девушки, которых поэту поставляла… та же Арина Родионова ("у меня детей нет, а все выблядки", писал Пушкин. Должно быть, немало по России ходит курчавых и смуглых потомков гения. ).
Перпендикулярно "страстной" диагонали расположена "платоническая" диагональ. Она соединяет маяки невинности и дружбы (выросшие из детского восприятия сестры).
Третий ориентир - "чистейшей прелести чистейший образец", невинная и возвышенно любимая девушка (дочери Раевского, Натали Гончарова до брака).
Четвертый ориентир - подруги Пушкина, умные, образованные женщины, сочувствующие поэту, с которыми он делился самым сокровенным, но не состоял в близких отношениях (Долли Фикельмон).
Бурная жизнь утомила Пушкина. Впрочем, в этом он был не одинок. В те времена уже 27-летние чувствовали себя людьми пожившими (вспомним Лермонтова). К браку Пушкин шел с противоречивыми чувствами.
Постоянная двойственность, противоречивость - вот что бросается в глаза, когда изучаешь жизнь Пушкина. Архетип Близнецов проявляется у него постоянно.
 
Загадка пушкинского гороскопа - отсутствие эклиптического соединения планет или углов со значимыми неподвижными звездами. Однако, проверив параны, находим очень сильные и красноречивые сочетания:
Солнце - Диадема (звезда самопожертвования и способностей к искусствам), Капелла (любовь к скорости и снова самопожертвование), Ахернар (преодоление ограничений, искупление родовых и собственных кармических долгов; устье подземной реки, из темноты ведущей к просторам);
Луна - Альтаир (честолюбие, стремление к главенствующему положению, "высокому полету"; ощущение себя изгоем, чуждым окружающему);
Меркурий - Сириус (ярчайшая, духовно отмеченная звезда; указывает на силу и исключительный масштаб интеллекта);
Венера - Бетельгейзе, Антарес-Альдебаран (!), снова Альтаир;
Марс - Фомальгаут (звезда "царствия не от мира сего") и Кастор (смертный близнец из двух сыновей Зевса, убит из мести за похищение чужой невесты);
Северный Лунный Узел - Алголь (утрата головы и земные страсти);
При рождении Пушкина восходил Акрукс (Альфа Креста), духовно окрашенная звезда, связанная с религией.
Мажорные аспекты Солнца - основа мужского характера. У Пушкина это квадрат к Урану (независимость, эпатаж, оригинальность, новизна, дружественность к одним и отстраненность от других) и соединение с Юпитером (образованность, стремление к контактам, распространению своего мнения, публичность). Солнце управляет IX домом, Уран в нем находится, Юпитер - его символический управитель. С одной стороны, это развитие мировоззрения. С другой - стремление за границу, которое у Пушкина было всю жизнь, но не реализовалось.
Заточенные (то есть слабые по знаку) Сатурн и Юпитер и Солнце в Близнецах обусловили основную психологическую проблему Пушкина: трудность выбора верной жизненной стратегии. "Пушкин хотел соединить семейную жизнь с холостой, финансовую обеспеченность с проматыванием денег в карты, презрение к журналистской братии с желанием самому издавать то газету, то журнал, службу на правительство с оппозицией, стремление к уединенной райской жизни в деревне с ежедневными светскими раутами в свинском Петербурге, желание бежать туда - с работой в архивах и суетой тут, любовь к родине с ненавистью к ней и ко всему, что его окружало, кроме "отеческих гробов". То, чего хватило бы сотне талантливых людей, он пытался осуществить один. Многое ему удавалось, но не все, полижизнь физически не могла быть охвачена одним человеком. Наступил крах". (Ю.Дружинин).
Если Солнце - "дневное" Я, то Луна - "ночное" Я поэта. И насколько оно могущественнее и противоречивее!
В VIII доме в Раке соединение Луны и Венеры в осаде Марса и Сатурна!
Луна в VIII доме - экстремальность эмоций, сложность их осознания. Она - между злыми и опасными Марсом и Сатурном, в доме своего символического падения. Это противоречивый образ матери, одновременно притягательный и жестокий, это бурные эмоции, в которых гнев и вожделение сменяются страхом нужды и смерти, это больной желудок и пораженная нервная система, это отсутствие базового доверия к миру.
Когда страхи уходят и начинают работать другие аспекты (прежде всего, бисекстиль Меркурий = 60 = Луна/Венера = 60 = Уран) - а происходит это на свободе, в путешествиях, реальных или мысленных - тогда высвобождается вдохновение, поэтический корабль поднимает паруса.
Но над Луной все время нависают страшные тени Марса и Сатурна. Она несвободна, зажата, то перевозбуждена, то переохлаждена. Пушкин часто думает и пишет о смерти.
Видны серьезные проблемы с волей и мужской самооценкой - Марс в Раке в падении и постоянно нуждается в суперкомпенсации. Марс очень важен в карте Пушкина - это планета-возничий, символизирующая наработанный опыт. Возничий держит в руках поводья колесницы судьбы, он должен управлять страстями. Но ни Марс сам по себе, ни тем более такой Марс к этому не способны. Пушкинский Марс в Раке сам под управлением Луны, то есть эмоций.
Марс в VIII доме и в падении, он зол и опасен. Это личные амбиции Пушкина, это его уязвленное самолюбие - и это же его сексуальность и "мачизм". Все это смертельно опасно.
Марс поражен Плутоном (аспект повторения, возвращения, в данном случае - конфликтных ситуаций). Плутон - хозяин XII дома и означает могущественных тайных врагов.
И Марс, и Плутон поражают личную ось, "портят", корежат контакты с окружающим миром, вызывают ревнивость, раздражительность, амбициозность, конфликтность, приводят к столкновениям с могущественными тайными врагами и с такими же организациями.
Что и кого в карте Пушкина обозначает Марс? По расположению в VIII доме, смертельную опасность. А по управлению - родовые программы (IV дом). По второму традиционному управлению - еще и тайных врагов (Марс - хозяин Скорпиона на куспиде XII дома).
 
Колесницей судьбы Пушкина управляют смертельно опасные тайные враги и негативное наследие рода. Причем эти враги очень злы и бесчестны, они в позоре, и хотя сущностно они слабы (Марс в падении), волей обстоятельств они сильны (Марс в доме своего символического управления) и контролируют судьбу Пушкина.
 
Тем более что в карте на Петербург Марс управляет I домом, то есть личностью Пушкина и во многом - его жизнью. В карте релокации видна и возможность суицидальных устремлений именно в столице империи: Солнце в VIII доме поражено квадратом Урана, хозяина III дома.
 
Наследственность Пушкина действительно была гнетущей - и падший Марс совершенно определенно указывает на роковую тяжесть родовых программ.
По линии отца:
- прадед зарезал в припадке ревности или сумасшествия беременную жену;
- дед уморил жену в заточении за измену с учителем, которого он повесил;
- отец - непрактичный хозяин, внешне сентиментальный, внутри - холодный эгоист; рассеянный, пассивный, но вспыльчивый. Был под каблуком у жены.
По линии матери:
- Абрам Ганнибал (арап Петра Великого, прадед поэта) жестоко истязал жену за измену, "мучал смертельными побоями";
- дед - беспутный, несдержанный, вспыльчивый, бросил жену, сойдясь с другой; в имении Ганнибалов был настоящий гарем из крепостных девушек; одной из них была и Арина Родионовна;
- мать - деспотичная, капризная, истеричная, эксцентричная и взбалмошная; плохая хозяйка.
 
Отсюда понятно, что и у Пушкина характер был далеко не идеален, а психика просто не могла быть уравновешенной. Вдобавок, его мать и отец были дальними, но родственниками. Их потомство было хилым. Пятеро родных братьев и сестер Пушкина умерли в младенчестве.
 
По-видимому, родовыми программами (а очень вероятно, и собственным кармическим опытом) объясняется важнейшее противоречие пушкинской лирики - и больше того, жизненной философии и интимного восприятия мира: это противоречие между любовью и смертью.
 
Причем они все время идут рука об руку. Любовь (Венера) и ревность, уязвленное самолюбие (Марс) в смертельных объятьях (в VIII доме). Любовь в гостях у смерти (Венера в VIII доме в гостях у Луны, его хозяйки, в соединении с ней и в осаде Марса и Сатурна). Эрос то и дело оборачивается Танатосом. Вспомним жутковато-прекрасное место из черновиков "Русалки":
 
Как сладостно явление ее
Из тихих волн, при свете ночи лунной!
Опутана зелеными власами,
Она сидит на берегу крутом.
У стройных ног, как пена белых, волны
Ласкаются, сливаясь и журча.
Ее глаза то меркнут, то блистают,
Как на небе мерцающие звезды;
Дыханья нет из уст ее, но сколь
Пронзительно сих влажных синих уст
Прохладное лобзанье без дыханья.
Томительно и сладко: в летний зной
Холодный мед не столько сладок жажде...
Когда она игривыми перстами
Кудрей моих касается, тогда
Мгновенный хлад, как ужас, пробегает
Мне голову, и сердце громко бьется,
Томительно любовью замирая.
 
Здесь речь идет о ласках русалки, некогда - девушки, погубленной героем поэмы, а теперь - покойницы. Элегия далекой или потерянной по тем или иным причинам возлюбленной - жанр, вообще любимый поэтами. Но у Пушкина тема ранней смерти возлюбленной имела и родовые, и, по-видимому, кармические корни.
 
Мощная, исступленная песнь страсти к тем, кто далече, или кого уже нет, элегии-призывы к призракам умерших женщин - в этом Пушкин удивительно искренен и силен. О такой страсти жуткие и потрясающие стихи Болдинской осени.
"Для берегов отчизны дальной":
 
Твоя краса, твои страданья.
Исчезли в урне гробовой -
А с ними поцелуй свиданья.
Но жду его; он за тобой...
 
и "Заклинание" (а если вспомнить еще и романсы Бородина и Шапорина - впечатление будет полным):
 
О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые,
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы -
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!...
 
К живой, естественной, укорененной в реальности любви Пушкин был не очень-то готов.
За месяц до свадьбы он пишет другу:
"Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Жизнь жениха тридцатилетнего хуже 30-ти лет жизни игрока. Дела будущей тещи моей расстроены. Свадьба моя отлагается день от дня далее. Между тем я хладею, думаю о заботах женатого человека, о прелести холостой жизни. К тому же московские сплетни доходят до ушей невесты и ее матери - отсюда размолвки, колкие обиняки, ненадежные примирения - словом, если я и не несчастлив, по крайней мере не счастлив". А чуть ниже еще жестче: "От добра добра не ищут. Черт меня догадал бредить о счастьи, как будто я для него создан. Должно мне было довольствоваться независимостью..."
"Молодость моя прошла шумно и бесплодно. До сих пор я жил иначе как обыкновенно живут. Счастья мне не было. Счастье можно найти лишь на проторённых дорогах. Мне за 30 лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся - я поступаю как люди, и вероятно, не буду в том раскаиваться. К тому же я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей. Горести не удивят меня: они входят в мои домашние расчёты. Всякая радость будет мне неожиданностью".
 
Пушкин сидит взаперти в Болдино и пишет страстные и насыщенные трагизмом послания к женщинам своего прошлого. Страсть Пушкина обращена то к потусторонней женщине, уже ушедшей (Амалии Ризнич), то к недостижимой, холодной, честолюбивой Собаньской, то к Елизавете Воронцовой, которая и возлюбленной его не была. Причем все это - воображаемые страсти, давно ушедшие драмы, на самом деле, это прощание с холостой свободой, отпевание юности, вероятно - предчувствие роковой роли жены:
 
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальная подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
 
Здесь проскальзывает пророческое "как овдовевшая супруга". Брак, кажется ему - это тюрьма, заточение.
Но тут же он пишет о будущей жене:
 
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
 
Конечно, это идеализация, причем предельная (что показательно, первоначально у стихотворения был другой адресат!). Стихотворение написано до свадьбы.
 
Но вот через неделю после свадьбы Пушкин пишет:
"Я женат - и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется я переродился".
Страсти кончились, пришла любовь. Инцестуальный запрет был разрушен. "Чистейшей прелести чистейший образец" и объект сексуального вожделения слились воедино. Появились дети, Пушкин почувствовал себя мужчиной, главой семьи. По мере взросления Пушкина наладились и отношения с матерью. Увы, гармония в браке была недостижима.
Неразрывно сплелись любовь и смерть и в последний год его жизни. Ревнивый и самолюбивый Марс в падении привел Пушкина к неоднократным дуэлям и в конце концов - к Черной речке.
Как Пушкин мог бы сублимировать, подчинить свой Марс - развить свою волю и взять свою жизнь под контроль?
Для этого ему можно усилить и улучшить проявления своей Луны - хозяйки Марса. То есть наладить отношения с матерью, завести семью, детей, быть ближе к природе, к патриархальным устоям. Примерно лет с 27 Пушкин все это и пытался делать! С матерью он помирился (перед ее смертью), женился, детей завел, в деревню наведывался каждую осень, там часто купался, много ездил верхом, а в последние годы - ходил пешком.
 
Если бы Пушкину удалось жить "по лунной программе", проблем с Марсом стало бы меньше. Это была бы, вероятно, достаточно долгая и относительно спокойная жизнь, нацеленная на "спасение Марса", то есть - умиротворение страстей, улучшение здоровья. И, вполне возможно, так Пушкину удалось бы справиться с внутренними демонами, прежде всего - ревностью и оскорбленным самолюбием. А также с более глубокими кармическими и родовыми программами, идущими из далекого прошлого.
 
Как еще улучшить Марс? - обратить внимание на его экзальтанта, Юпитер. Юпитер очень важен: он - дорифорий Солнца, цель устремлений, точка приложения творческих сил, вектор развития духа; в традиционной астрологии - планета профессии. Это еще и хозяин гороскопа, то есть планета, символизирующая личность.
Юпитер в Близнецах, он сущностно слаб, что может проявляться в разбросанности, непоследовательности, поверхностности интересов, уязвленном самолюбии. Юпитер без мажорных аспектов (кроме уходящего соединения с Солнцем), ему трудно выразить себя, это происходит методом проб и ошибок, но все, что связано с Юпитером, очень важно для Пушкина, мощно его притягивает и мотивирует.
Что же такое в этой карте Юпитер?
Это личный (хозяин I дома) успех (Юпитер) в обществе (в VII доме других людей). Пушкин зависит от других людей, он им подчинен! Он зависит от мнения света! Как он выглядит в их глазах?
Юпитер дает известность (в VII доме и в трине к МС), результативность (в угловом доме), массу отношений, широкий круг публики. Но, по сути, этот Юпитер слаб. Он в заточении.
В лучшем случае такой Юпитер дает энциклопедизм. Однако глубина знаний, разработанность и фундаментальность идей, завершенность концепций - под большим вопросом.
 
Пушкин знаменит, но его знаменитость - лишь в пределах России. Кроме того, она демонстративна и даже скандальна. Силен ли он как мыслитель, генератор идей, издатель? Представляю оскорбленные лица пушкинистов. Но согласимся: Юпитер Пушкина откровенно слаб. Пушкин - не мыслитель, не философ, далеко не самый большой авторитет своего времени, не образец морали, неважный издатель. Все недостатки его Юпитера проявились в "Современнике". "Достоинства журнала и его роль в истории русской литературы сильно преувеличены. Рядом с проблесками хорошей литературы "Современник" печатал заведомо бездарных авторов. Пушкин попал в карусель компромиссов, когда необходимо ради ублажения цензуры смягчать все, о чем думаешь. Ища независимости как писатель, он впадал в еще большее рабство в качестве издателя. Заполняя журнал собственными статьями и переводами, он делал его однообразным. "Современник" не имел успеха, тираж его из номера в номер понижался. Книгопродавцы отказывались его брать. Из последнего тиража удалось продать меньше ста экземпляров" (Ю.Дружинин).
 
Да и в мировой культуре Пушкин занимает достаточно скромное место. Не создавший масштабных, значительных образов, не подаривший миру новой концепции героя (сравните: Шекспир - Гамлет, Сервантес - Дон Кихот, Гете - Фауст, Гюго - Квазимодо, Человек, который смеется, Жан Вальжан и т.д.; а Пушкин? Его Онегин - перепев на российский манер европейских проблем), Пушкин остается, прежде всего, достоянием России. И это видно по его карте: к личным планетам имеет серьезное отношение лишь одна высшая планета - Уран. Казалось бы, Пушкин должен освободиться от гнета самодержавия, обрести личную свободу. Но в его карте видна и сущностная зависимость от окружающих. Пушкин - дитя России своего времени. Гениальный, но несвободный. Зависимый и от властей, и от собственных страстей. Что касается его творчества, то это новатор для России, идущий в кильватере европейской культуры.
 
Сравните его карту - с картой Гюго, которого Пушкин не любил:
Гюго - свободный человек. Марс, управляющий картой, в Водолее и в трине к Урану. Это - масштабный человек: все социальные и высшие планеты связаны мажорными аспектами с личными планетами. Гюго реализовался и как романист, и как поэт, и как общественный деятель. Его масштабный талант широко известен. По его романам ставят фильмы. А Пушкина за пределами России знают немногие. И он в этом не виноват - вероятно, к его времени Россия с ее замедленным общественным развитием, с подавлением любого проявления индивидуальной свободы, еще не созрела для появления собственных литературных героев, собственных жизненных концепций. А.Тургенев называл русскую литературу "литерадурочкой". Пушкин оживлялся в последние годы, лишь если речь шла о заграничных делах.
 
Почему же Пушкин - "наше все"?
 
Оказывается, Юпитер все же по-своему силен. Он в хайзе! Это старинное, из средневековой арабской астрологии, достоинство: мужская планета в дневной карте выше горизонта в мужском знаке!
Хайз зависит не только от положения в знаке, но и от того, в какой полусфере гороскопа находится планета - верхней или нижней. Если бы кто-то родился одновременно с Пушкиным, но, допустим, в США, у этого человека Юпитер попал бы в нижнюю полусферу и не был бы в хайзе. Хайз -- это случайное достоинство! Оно обусловлено положением горизонтальной оси. При рождении в другом месте или переезде хайз может пропасть.
Значит, сила пушкинского Юпитера связана с той страной, в которой он появился на свет - с Россией. Только в России и только в ее восточной части такой сущностно слабый Юпитер мог казаться сильным!
И, конечно, положение в угловом доме усиливает Юпитер, делает его заметным - хотя в VII доме отдает его другим. И в этом есть глубокий смысл. Пушкин - создатель литературного русского языка. Не будь Пушкина, не было бы русской культуры после него: от Менделеева до Бродского, от Вернадского до Шостаковича, от Рахманинова до Набокова - мы все обязаны Пушкину. Пушкин растворился в нас. И в этом его значение не только для России - для мира.
 
Что касается создания сильных, масштабных, общемировых образов, крупных литературных форм, то, по-видимому, русское искусство, русское самосознание времен Пушкина до этого еще не доросло. Может быть, в другой реальности это удалось бы Пушкину или Лермонтову. Но в этой - оба были убиты. Вместе с ними ушли в другой мир не созданные герои, концепции мира, проективные энергии. Это был сильный удар по русскому самосознанию. Его когнитивный и творческий потенциал были в значительной степени подорваны. Естественно, была подорвана в конечном итоге и сила страны. Последствия гибели Пушкина и Лермонтова очень растянуты во времени.
 
Но вернемся к Юпитеру Пушкина.
Юпитер насыщен противоречивыми энергиями в результате его тесной связи (антиса, который приравнивается к соединению) с Марсом. Это говорит об энергичном накоплении знаний (большая библиотека, масса прочитанных книг), настойчивом и эмоционально окрашенном транслировании неких, не обязательно самых глубоких или самых верных, идей, а также об оскорбленном самолюбии, склонности к спорам и способности к поступкам, которые сложно назвать этически безупречными (по линии V, VII и XII домов: увлечения и победы; увенчание мужей рогами; "ловля" венерических заболеваний). Не говоря уже об азарте и страсти к игре!
И действительно, Пушкин нередко поступал в соответствии со своим слабым по знаку Юпитером - доказывал свое знатное происхождение (даже кичился этим, что производило неприятное впечатление), его мучило уязвленное самолюбие, он разбрасывался, начинал и не заканчивал свои произведения, но оставил массу набросков, интересовался очень многим, но вряд ли был специалистом хоть в чем-нибудь, кроме стихосложения. И к тому же талант его был искусственно демпфирован и насильно ограничен в пространстве. Всю жизнь Пушкин мечтал очутиться в Европе, строил планы, даже пытался сделать это нелегально, но ничего у него не вышло. Царь и Бенкендорф очень ревниво относились к попыткам творческих или неблагонадежных людей (что, в общем, одно и то же) покинуть Россию. Пушкин страдал от клейма "невыездного". С другой стороны, близнецовский Юпитер привел Пушкина к конформизму и идейной раздвоенности. С одной стороны, он критикует режим, впрочем, довольно обтекаемо, а с другой - его же восхваляет ("Клеветникам России"). И он, и его жена стремились жить светской жизнью, а свет диктовал свои условия. Платой за связи, протекцию, частые контакты с высшей знатью, министрами и самой царской фамилией было приспособление к их образу мыслей.
Но был ведь и другой Пушкин! Пушкин - глубокий мистик, интуитивно схватывавший и гениально изображавший потаенные связи явлений, скрытые движения души, создавший масштабное полотно ночной изнанки Петербурга (и самодержавия) в "Медном всаднике"; написавший "Бориса Годунова", "Маленькие трагедии" и "Анжело"! Изучавший историю России!
Создается впечатление, что у Пушкина - два Юпитера.
И это так! Если произвести в уме одну несложную операцию с планетами Пушкина, они значительно усилятся.
Юпитер входит в тройную рецепцию с Меркурием и Венерой, или даже четверную - с Меркурием, Венерой и Луной: Меркурий - в знаке Венеры и экзальтации Луны; Венера в знаке Луны и экзальтации Юпитера; Юпитер в знаке Меркурия и все опять по кругу - все планеты в рецепции работают совместно и их можно менять местами! Эта мощная рецепция великолепна для поэта. И, по-видимому, когда она включалась (происходило это, в основном, осенью, когда транзитное Солнце, пройдя секстили к планетам в Раке, входило в Х дом), Пушкин действительно поднимался "превыше Александрийского столпа".
Обменявшись местами, все планеты в рецепции попадают в знаки своей силы: Меркурий - в Близнецы, Венера (или Луна) - в Тельца, Юпитер - в Рак.
Зрелый и поздний Пушкин-мыслитель, Пушкин-творец, от духовного переворота в связи с обращением к религии, затем к Болдинской осени и далее - это пример работы Юпитера в экзальтации и в VIII доме: непрерывная трансформация мировоззрения ради возвращения к истокам; экстремально насыщенное развитие высшего интеллекта. Духовный переворот - непрерывный, неостановимый, меняющий жизнь все более и более, и в конечном итоге приносящий ее в жертву.
Но если Юпитер переместить в знак Рака, он попадет под управление Луны! А Луна, если в знак Тельца переместить не ее, а Венеру, останется в Раке - и Юпитер будет управлять ею по экзальтации. Возникнет конфликт двух управителей (Луны по знаку и Юпитера по экзальтации) за право управлять друг другом - и Марсом. Причем оба будут "презирать" Марс из знака его падения. А если Луна перейдет в Тельца, она выйдет из подчинения Юпитеру и перейдет в знак заточения Марса, где она к Юпитеру безразлична, а к Марсу относится тоже плохо, но управляет ими обоими, и тогда конфликт будет еще сильнее!
Луна - образ матери, а затем жены, Натальи Гончаровой. Юпитер - Пушкин, его идеи, интересы, высший интеллект. Кто будет управлять Марсом - страстями Пушкина? Он или жена? Идеи или эмоции?
Увы, рецепция не затрагивает Марс. Ему "некуда деваться" из Рака и VIII дома. Юпитер становился все сильнее и требовательнее - но и Марс в знаке его экзальтации, казалось, усиливался вместе с ним. Чем мощнее чувство собственного достоинства (Юпитер), тем сильнее чувствуются унижения; это два противоположных вектора. Подчиняется Марс и Луне. Чем сильнее влияние жены в жизни Пушкина - тем меньше ей нравится его мужественность! Это закодировано в его карте!
 
Итак, Марс можно было попытаться до какой-то степени облагородить, обуздать с помощью Луны (семья, патриархальность, патриотизм) или Юпитера (накопление и трансляция идей и знаний), но затея эта была по большому счету обречена. Марс нельзя было убрать из Рака и VIII дома в результате рецепции. И оскорбленное самолюбие, мужские комплексы продолжали разрушать душу, они были опасны. По крайней мере, пока потребности и амбиции Марса были еще чувствительны, пока Пушкин чувствовал себя мужчиной. То есть до пожилого возраста.
Творческий процесс Пушкина был непосредственно связан с Марсом. Благодаря творчеству Пушкин сублимировал свой Марс и спасал свое здоровье, даже свою жизнь. Сильнейшая сексуальность, агрессивность, негармоничная эмоциональность Пушкина сублимировались в поэзии и мышлении. Астрологически это понятно: соединение Марса, Венеры и Луны (коктейль страстей) в "поэтическом" секстиле к Меркурию. Связан Марс и с Юпитером (по антису, а также подчинен Юпитеру по экзальтации): оскорбленное самолюбие (Марс) Пушкина стремится к публичному успеху (Юпитеру). Либо: энергия Пушкина направлена на распространение идей.
В общем, через Юпитер (экзальтант) и Меркурий (по аспекту) сбрасывают напряжение все планеты в Раке. Страсти, страхи, неразделенная любовь к матери, метания и мучения бессознательного, детские комплексы стремятся к выражению через слово, идею, демонстративное поведение, проецируются на публику, а также ведут к заметному, даже знаменитому партнеру, с которым Пушкин ассоциирует себя. Или которому себя - подчиняет!
 
Да, его личность (Юпитер, хозяин I дома) и его творческая индивидуальность (Солнце) - в VII доме публики, других людей, партнера. Они подчинены публике или партнеру. Пушкин становится частью партнера, растворяется в нем. Он распыляется в контактах (близнецовской деятельности, близнецовском образе жизни). Он, несмотря на индивидуализм и стремление к независимости (Солнце в квадрате к Урану) подчинен партнеру (Меркурию) или вообще другим (VII дому), или работе (Меркурий в VI доме), а та, в свою очередь, подчинена образу матери (Луне) и возлюбленной (Венере), поэзии и красоте (Венере). Которые (находясь в VIII доме в Раке) с восторгом служат и приносят себя в жертву Юпитеру (экзальтанту Рака) - личной известности Пушкина, его идеям, его стремлению объять необъятное в своем энциклопедизме, его проповедничеству, его амбициям и самоутверждению (любая мужская планета - Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн -- связана с самоутверждением и амбициями; тем более - ущербная, как Юпитер у Пушкина).
 
Это хождение по кругу - "я - ты - моя работа - моя публика - мои женщины - мой успех" - след колеса кармы в этом воплощении. Казалось бы, Пушкин хотел быть свободным человеком в несвободной стране. На самом деле его несвобода коренилась в нем самом: в незрелости его личности, в нехватке убежденности, в ослабленной воле (подорванной, в том числе, и излишествами).
 
Что же происходило с Пушкиным в 1835-36 годах? Внешнюю канву событий мы знаем: Наталья Николаевна на балах, Пушкин ревнует, "глядит тигром и скрежещет зубами", долги, унизительное камер-юнкерство, нервное, затравленное, депрессивное состояние, повышенная конфликтность, ощущение уходящего времени и ментального нездоровья (впрочем, "не дай мне Бог сойти с ума" он написал еще в 33 году; а "Пора мой друг, пора" - в 34). Друзья отмечали его худобу, желтизну лица, постоянную усталость, опасались за его рассудок. Поэт не мог подолгу сидеть на одном месте, вздрагивал от малейшего шума. Сестра Пушкина считала, что "если бы пуля Дантеса не прервала его жизни, то он немногим бы пережил сорокалетний возраст"**. Суицидальные настроения были нередки у Пушкина. Тема смерти его интересовала всегда. Слово "рождение" встречается в произведениях Пушкина 53 раза, а слово "смерть" - 484. Еще задолго до дуэли поэт писал Жуковскому:"Стыжусь, что доселе не имею духа исполнить пророческую весть, которая разнеслась недавно обо мне, и еще не застрелился. Глупо час от часу долее вязнуть в жизненной грязи". В 1836 году, особенно осенью, эти настроения обострились до предела. Пушкин сознательно шел навстречу смерти, искал и добивался ее.
 
"Нужно еще учесть, что в те времена смерти не боялись и не относились к ней с пиететом. В быту, на войне, на дуэли умирали, если уместно употребить такое слово, легко. Смерть часто описывалась весело, с бравадой, эпитафии были остроумны. Согласимся с Тыняновым, что страх смерти в России придумали позже - Тургенев, Толстой; постепенно страх этот наполнил литературу, охватил все поколения и все возрасты. У Пушкина страх смерти отсутствовал; смерть для него постепенно превращается в благо" (Ю.Дружинин). Добавим, что страх смерти появляется вместе с дряхлением цивилизации. "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой".
Судя по транзитам, у Пушкина был тяжелый 1835 год: длительный квадрат Сатурна к Луне и Марсу указывает на депрессию и болезнь. А короткий квадрат Сатурна к Венере и Сатурну описывает сложности в семье осенью 1835 года (судя по письмам Пушкина, они действительно были).
 
1836 год тоже сложен: транзитный Уран соединился с натальным Плутоном, одновременно образовав раздражительный и непредсказуемый квадрат к личной оси и полутораквадрат к Марсу. Это как раз та саморазрушительная комбинация, о которой я говорил в самом начале - задействованы три вредителя, III, VIII, XII (а в Петербурге - и I) дома. Это указание на конфликт, а также на деятельное и наэлектризованное стремление к саморазрушению. И на революционную ситуацию (принцип аспекта Уран-Плутон).
 
Уран в радиксе - в IX доме. Он как будто пришел к соединению с Плутоном из-за границы. Это "революционное" соединение словно зовет к эмиграции (соединены элементы IX и IV/XII домов, что образует формулу далекого переезда). Но эмиграция могла быть только одна - и самая далекая…
В конце 1836 года добавилась и петля Марса, замкнувшая Т-квадрат с Меркурием и Нептуном (сплетни, опасность).
В прогрессиях по радиксу:
Солнцепроходит VIII дом радикса; оно в соединении с Луной (хозяйкой VIII дома) и в квадрате к Черной Луне. Это двойное поражение хилега, главного жизнедарителя - Солнца; ситуация темная, скандальная, двусмысленная, как обычно при включении Черной Луны. Указывает на ненависть (Солнце - элемент VII дома - проходит через VIII дом и дважды поражено элементами VIII дома).
Солнце близится к соединению с Сатурном (через 3 года; сестра Пушкина считала, что силы его истощены, и что ему оставалось жить в любом случае года три).
Марс в квадрате к Нептуну - здесь указания и на саморазрушение, суицидальные устремления, и на тайные обстоятельства смерти, на предательство.
Меркурий(хозяин дома смерти) в сентагонах к Черной Луне и Нептуну (и в их средней точке), а также в квиконсе к Плутону. Это, прежде всего, описание ментальных нарушений. Дважды указание на предательство, дважды - на суицидальные мысли. Квиконс к Плутону должен дать результат в стиле бинонагона, то есть очень напряженный, жесткий и, вероятно, неотвратимый.
 
Транзиты и особенно прогрессии, описывающие астральный план, недвусмысленно указывают на суицидальные настроения и мысли и смертельно опасное предательство. Пушкин был одновременно и жертвой трагедии, и ее причиной.  
 
(продолжение завтра)
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Воскресенье, 02 Октября 2011 г. 03:59 (ссылка)
Спасибо и за продолжение ...
Ответить С цитатой В цитатник
Magnificent_summer   обратиться по имени Воскресенье, 02 Октября 2011 г. 15:43 (ссылка)
Мне интересен Агафонов, он умница. Я здесь все это разместила больше для себя.) Мало кого увлекают астрологические изощрения, это сложно. И люди которые этим занимаются довольно своеобразные. Последнее исследование Агафонова о сексуальности, я сделала для себя несколько открытий.)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку