В настоящее время в России интенсивно развивается рынок аптечной косметики. Сегодня практически все ведущие европейские марки могут быть представлены в наших аптеках. И любая женщина, также как в Европе, где за активной косметикой принято ходить в аптеку, может, пообщавшись с фармацевтом, подобрать для себя или членов своей семьи любое, самое лучшее и эффективное средство.
Подавляющее большинство людей делит косметику на хорошую и плохую, часто руководствуясь самыми неожиданными критериями, вплоть до мнения соседа или подружки. Продвинутые потребители, правда, знают, что косметика бывает массовая, элитная и профессиональная. Чем отличаются друг от друга продукты той или иной категории, многие люди тоже вполне представляют. И только аптечная косметика по-прежнему остается своеобразной terra incognita, скрывая свое истинное лицо от потребителя за терминами "лечебная", "фармацевтическая", "дерматологическая", "дермокосметика", "космецевтика".
Косметические препараты, в отличие от лекарственных, "имеют право" воздействовать только на поверхностный слой кожи v поэтому, согласно существующим нормам, к косметике относятся только те средства, которые не проникают глубже базальной мембраны. Однако ни один косметический продукт, отвечающий этому определению, не способен серьезно влиять ни на процесс старения кожи, ни на ее регенерацию, ни на увлажнение, потому что для этого он должен проникать в глубокие слои кожи - в дерму, иными словами, быть активным. Такая активная косметика во всем мире выделена в особую группу товаров, и для нее формируется специальный термин: где-то ее называют "дерматологической", где-то "лечебной", где-то "аптечной". Все эти названия подразумевают одно и то же - препараты, способные противостоять обострению некоторых дерматологических заболеваний, ухаживать за кожей, страдающей серьезными патологиями, воздействовать на процесс старения и т.д.
С точки зрения законодательства большинства стран Западной Европы лечебной может называться только та косметика, которая гарантирует соответствующий эффект, а подобные гарантии могут дать только производители, проводящие для каждого препарата серии клинических испытаний. Эти испытания отличаются от обычного косметического тестирования тем, что проводятся в условиях медицинской клиники на людях, имеющих ту или иную кожную патологию. Речь идет о людях с повышенной чувствительностью кожи, а также с более серьезными дерматологическими заболеваниями. То есть к аптечной косметике относятся препараты, которые дают выраженный эффект при лечении той или иной патологии кожи. Это не значит, что в ассортименте космецевтических средств не может быть, например, омолаживающих кремов. Может, но при этом такой крем будет разработан с учетом того, что его покупатель страдает от какого-либо кожного заболевания. И в то же время это не значит, что такой косметикой не могут пользоваться абсолютно здоровые люди.
Так в чем же разница между аптечной, лечебной, дерматологической косметикой? Для того чтобы продать активную косметику, необходима консультация специалиста v либо врача-дерматолога, либо фармацевта. От чего зависит, фармацевт это будет или врач? Если косметика предназначена для специфического ухода и коррекции патологических состояний кожи, то ее покупателю нужен врач. В Европе, например, на такую продукцию выписывают рецепты. В отношении подобных марок корректнее употреблять термин "дермокосметика" или "лечебная косметика". К таким маркам относятся Avene, Bioderma, La Roche-Posay, Ducray, A-Derma, Uriage, Exfoliac . Если же это не специальные лечебные средства, а продукты, которые можно использовать при наличии проблемы, то такие препараты советует и продает фармацевт, и такие средства мы с полным правом можем называть "аптечной" косметикой. К ним относятся марки Vichy, Galenic, Klorane, Phytosolba, Korff. В аптеке можно также встретить марку Lierac, у которой три гаммы продукции - "этическая", "базовая" и "специфическая". Так вот две последние гаммы препаратов Lierac - классический пример аптечной косметики, а "этические" средства, направленные на коррекцию гормонального старения, растяжек, отеков и других сложных проблем, - образец дермокосметики.
Кто же является основным потребителем аптечной косметики? Как правило, это образованная, хорошо информированная женщина, которая не готова рисковать здоровьем своей кожи, пользуясь косметическими средствами сомнительного качества. Поэтому она выбирает лечебную косметику, которая основана на серьезных научных разработках.
http://bio.ssmu.ru/cosmoline/ac1_prn.htm