-Цитатник

Без заголовка - (0)

Мы, они и террор:Почему преувеличивают роль атак на Европу Тангейзер:Небольшая ремарка....

Без заголовка - (0)

Нота. Жизнь Рудольфа Баршая Дирижер Рудольф Баршай принадлежал к плеяде великих музыкантов ХХ...

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВА: Жизнь во имя музыки - (4)

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВА: Жизнь во имя музыки Татьяна Петровна Николаева (4 мая 1924 — 22 ...

>Ко дню рождения Александра Николаевича Скрябина - (0)

Ко дню рождения Александра Николаевича Скрябина   Александр Николаевич Скрябин - велик...

Без заголовка - (0)

Изысканный очаровательный цикл Жоржа Бизе «Детские игры» http://www.sinergia-lib.ru/userfiles/im...

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Народные_советы Тоска_по_Интеллекту про_искусство Live_Memory Сообщество_Творческих_Людей Искусство_звука
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Мой_цитатник

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.08.2011
Записей: 609
Комментариев: 188
Написано: 1317


«Неизвестный» русский композитор...Петр Ильич Чайковский

Среда, 02 Июля 2014 г. 15:17 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto «Неизвестный» русский композитор...Петр Ильич Чайковский

В сознании миллионов людей имя Чайковского ассоциируется с определенным количеством мелодий, сценических образов и музыкальных фрагментов.
Огромная часть его наследия осталась за пределами внимания у любителей музыки.


О ФОРТЕПЬЯННОМ ТВОРЧЕСТВЕ П.И.ЧАЙКОВСКОГО


В 1873 году Ларош писал о группе появившихся к тому времени в печати фортепианных пьес Чайковского: «...нетрудно заметить, что талант его не развертывается в них в полном блеске, что г. Чайковский в мелких пьесах выказывает менее изобретательности, менее огня и менее искусства, чем в больших сочинениях. Ему нужны роскошные, разнообразные краски новейшего оркестра и широкий простор симфонических форм; только в этих обширных и блестящих сферах он чувствует себя дома, а там, где палитра его становится беднее, он беднеет вместе с палитрой». Несколько далее, однако, критик смягчает категоричность своего приговора и вносит в него некоторые оговорки: «Впрочем, в мелодическом отношении те фортепианные пьесы, которые не представляют виртуозных притязаний, гораздо привлекательнее... многие из фортепианных пьесок г. Чайковского игрались публично в Москве. Весьма желательно, чтобы пример московских пианистов нашел побольше подражателей...».
Суждение Лароша остается, в общем, верным и по отношению к фортепианному творчеству Чайковского в целом. Чайковский не был «фортепианно мыслящим» композитором: с чисто пианистической точки зрения его сочинения для фортепиано часто недостаточно выигрышны и не очень удобны для исполнения. Но они привлекают свежестью, образностью музыки, простотой и непосредственностью выражения. Чайковскому принадлежит более ста пьес для фортепиано различного объема и типа, пользовавшихся широкой популярностью у современников. Многие из этих пьес заняли прочное место и на концертной эстраде, и в повседневном быту, став неотъемлемым достоянием домашнего музицирования. Не отличаясь особой утонченностью пианистической фактуры и оригинальностью приемов изложения, они привлекали своим выразительным мелодизмом и яркой образностью музыки, связанной с родными и близкими сердцу композитора картинами русской городской и усадебной жизни.
Фортепианный стиль Чайковского соединяет черты шумановской характеристичности и остроты рисунка с безыскусственной простотой и задушевностью песенно-романсного мелоса. Основную часть его фортепианных сочинений представляют небольшие и технически несложные пьесы, рассчитанные на средние любительские возможности. Одна из серий этих пьес, обозначенная ор. 40, так и озаглавлена «12 пьес средней трудности». Как правило, это лирические или характеристически-изобразительные миниатюры в типичных для романтического пианизма жанрах: Романс, Ноктюрн, Экспромт, Юмореска и т. д. Многие из них отмечены чертами той интимной «домашности», которая была характерна для русского пианизма первой половины XIX века, включая и некоторые из глинкинских фортепианных сочинений. Такой простотой и непосредственностью выражения отличаются певучие пьесы Чайковского типа песни или романса, в которых мелодия, находящаяся обычно в верхнем голосе, поддерживается ровным аккордовым или гармонически фигурированным аккомпанементом с возникающими время от времени имитациями и свободными подголосками в средних голосах: например, «Песня без слов» из серии ор. 2 под общим названием «Воспоминание о Гапсале», «Романс» ор. 5. К тому же типу принадлежат и два ноктюрна, из которых особенно привлекает своей мелодической выразительностью и изяществом фактуры до-диез-минорный ноктюрн ор. 19. Верхний мелодический голос переносится в репризе трехчастной формы в средний «виолончельный» регистр и обвивается тонким пассажным орнаментом в правой руке. Таким образом преодолевается механическая повторность и достигается разнообразие колорита. Простейшим же образцом пьес этого рода может служить «Грустная песенка» из ор. 40, в которой мелодия неизменно звучит в верхнем голосе на фоне равномерного аккордового сопровождения.
Пьесы скерцозного характера часто вызывают живые конкретные жанровые ассоциации. Такова, например, остроумная Юмореска ор. 10 с острыми плясовыми ритмами и имитацией гармошечных переборов с назойливо повторяющимися чередованиями двух септаккордов или «Русская пляска» ор. 40. Более развернутую жанровую сценку представляет собой пьеса «В деревне» с двумя контрастирующими разделами: вступительным Andante sostenuto песенного склада и бойким плясовым Allegro molto vivace.
Ряд пьес написан в танцевальных жанрах, опоэтизированных композиторами-романтиками и освобожденных от своего первоначального прикладного назначения. Это прежде всего мазурка и особенно излюбленный Чайковским вальс. Ему принадлежит целая серия разнообразных по характеру фортепианных вальсов: Вальс-каприс, Вальс-скерцо, Салонный вальс, Сентиментальный вальс, Вальс-безделушка, шутливо-игрушечный Пятидольный вальс и просто вальсы без дополнительных определений. В ритме вальса выдержаны и некоторые из пьес, не имеющих этого обозначения. Среди лучших образцов этого жанра можно назвать два вальса из серии ор. 40: легкий изящный ля-бемоль-мажорный и меланхолически чувствительный фа-диез-минорный. Ровное движение верхнего голоса половинными длительностями, «вопреки» трехдольному размеру, в среднем разделе обоих вальсов придает музыке особую плавность и певучесть (Подобный же прием характерен и для ряда вальсовых эпизодов в крупных симфонических и театральных произведениях Чайковского.).
Издавая свои фортепианные миниатюры, как правило, сериями по шесть, двенадцать (ор. 40) и даже восемнадцать (ор. 72) в каждой, Чайковский большей частью не стремился к их внутреннему единству и группировал в одной серии весьма разнородные по характеру и по жанру пьесы. Исключением являются два цикла, объединенных общим замыслом, — «Времена года» и «Детский альбом» (Иной принцип служит объединяющим началом в цикле «Шесть пьес на одну тему» ор. 19. На основе простой, но выразительной песенной темы композитор создает ряд разнохарактерных пьес, включающий прелюдию, фугу, экспромт, похоронный марш, мазурку и скерцо.).
В сочинениях более крупного виртуозного плана, рассчитанных на исполнение с концертной эстрады, Чайковский часто обращается к тому же кругу образов быта или опоэтизированной танцевальности, которые так широко и разнообразно представлены в его многочисленных фортепианных миниатюрах, но облекает их в более пышную блестящую пианистическую форму. К этой группе относится одна из самых ранних его фортепианных пьес «Русское скерцо», обозначенное op. 1. В основу этого произведения положена записанная композитором на Украине народная песня (Среди известных по записям украинских народных песен не обнаружено полной аналогии данному напеву, но исследователями отмечается ряд близких к нему образцов. Та же песня была ранее использована Чайковским в первой части неоконченного струнного квартета в качестве темы главной партии. Но в «Русском скерцо» композитор излагает мелодию вдвое более краткими длительностями, из-за чего плавный лирический напев приобретает характер бойкой плясовой песни. Материал вступительного Adagio misterioso квартета в несколько измененном виде положен в основу среднего раздела скерцо.), которую он развивает преимущественно с помощью вариационного метода. В некоторых используемых Чайковским приемах сказывается очевидное влияние глинкинской «Камаринской». Тема звучит вначале легко и прозрачно, сопровождаемая только скромным подголоском, но затем, по мере вступления новых голосов, фактура постепенно уплотняется, становится все более грузной и массивной. Ларош не без основания упрекал композитора за недостаточное соответствие ее светлому грациозному характеру народной мелодии: «Некоторые из его вариаций, сделанные на манер Глинки, интересны и благозвучны, но большая часть их основана на таких виртуозных приемах (октавы, прыжки целыми аккордами, martellato), которые имеют своим последствием грозные раскаты фортепианных громов, отнюдь не подходящих к характеру песни...».
Более широко задуманную жанровую сцену представляет собой написанная почти двумя десятилетиями позже «Думка» (1886) — род русско-украинской рапсодии , в основу которой положены оригинальные авторские темы народно-песенного и плясового характера, расцвечиваемые с помощью разнообразных приемов виртуозной фортепианной техники.
К той же группе произведений надо отнести и ряд пьес из последнего фортепианного цикла Чайковского ор. 72, написанного летом 1893 года. Среди входящих в состав этого опуса восемнадцати пьес, различных по своему характеру и степени трудности, мы находим такие прекрасные образцы углубленной патетической лирики композитора, как «Размышление», меткие характеристические зарисовки шумановского типа (например, «Резвушка»), сочные, колоритные жанровые сценки из народной жизни («Сельский отзвук», «Приглашение к трепаку»), блестящий виртуозный «Концертный полонез» и ряд других.
Самое крупное и значительное по широте и содержательности замысла из сольных фортепианных произведений Чайковского — Большая соната соль мажор, написанная в 1878 году.
Ю. Келдыш

Сочинения для фортепиано:
2 сонаты (cis-moll, 1865; Большая соната, G-dur, op. 37, 1878)
2 пьесы (op. 1, 1864)
«Воспоминание о Гапсале» (ор. 2, 1867)
тема с вариациями (1865)
вальс-каприс (ор. 4, 1868)
романс (ор. 5, 1868)
вальс-скерцо (ор. 7, 1870)
каприччио (ор. 8, 1870)
2 пьесы (ор. 10, 1872)
6 пьес (ор. 19, 1873)
6 пьес на одну тему (ор. 21, 1873)
«Времена года», 12 характеристических картин (ор. 37, 1876)
«Детский альбом» (ор. 39, 1878)
12 пьес средней трудности (ор. 40, 1878)
6 пьес (ор. 51, 1882)
марш «Русский добровольный флот» (1878)
«Думка» (ор. 59, 1886)
вальс-шутка (1889)
экспромт (1889)
«Лирический момент» (1893)
марш «Юрьевского полка» (1893)
18 пьес (ор. 72, 1893)




Image Hosted by PiXS.ru
Михаил Казиник
"Неизвестный Чайковский"











«Три пьесы» соч. 9(1870)



1Размышление
2 Полька
3 Мазурка
Исп. Франко Трабукко



«Две пьесы» соч. 10 (1871)



1.Ноктюрн
2.Юмореска
Исп. Оксана Яблонская



«Шесть пьес на одну тему» соч. 21(1873)



1.Прелюдия,
2.Четырехголосная Фуга,
3.Экспромт,
4.Похоронный марш,
5.Мазурка
6.Скерцо
Исп. Франко Трабукко



«Шесть пьес »соч. 19 (1873)



Исп. Франко Трабукко

Работа над сочинением была завершена осенью 1873 года, а в мае 1874 издано Петром Юргенсоном.
Черновики ноктюрна (№ 4) и каприччио (№ 5) были найдены в одной тетради с набросками оперы «Кузнец Вакула», вторым струнным квартетом и шестью пьесами соч. 21. Скорее всего работа над пьесами была начата летом 1873 года в Каменке.
Все пьесы посвящены разным людям:
1.Вечерние грёзы — Николаю Кондратьеву, адвокату и другу композитора;
2.Юмористическое скерцо — Вере Тимановой;
3.Листок из альбома — пианистке Анне Аврамовой;
4.Ноктюрн — Монике Терминской;
5.Каприччио — пианисту и педагогу Эдуарду Лангеру;
6.Тема с вариациями — музыкальному и литературному критику Ларошу.



"Двенадцать пьес средней трудности» соч.40(1878)



1.Этюд, 2. Грустная песенка, 3. Похоронный марш, 4. Мазурка до мажор, 5. Мазурка ре мажор, 6. Песенка без слов, 7. В деревне, 8. Вальс ля бемоль мажор, 9. Вальс фа диез минор, 10. Русская пляска, 11. Скерцо, 12. Прерванная грёза.
Исп. Франко Трабукко

Сочинение начато во Флоренции и закончено в Каменке (1878 г.),посвящено М.И. Чайковскому.

Первое исполнение всех 12 пьес средней трудности ор.40 состоялось на одном из собраний кружка профессоров Московской консерватории 9 декабря 1879 года, о чем свидетельствует сохранившаяся программа вечера. Пьесы были сыграны С.И.Танеевым, который, возможно, был знаком с ними еще в процессе их издания . Сам же Танеев сообщил об этом Чайковскому 28 декабря 1879 года. Рассказывая о вечерах, на которых консерваторские профессора знакомились с нововышедшими произведениями, Танеев писал: "На одном из вечеров я играл Ваши двенадцать пьес для фортепиано, посвященных Модесту Ильичу".
По составу в ор.40 включены пьесы в традиционных жанрах бытового музицирования (вальс, мазурка, этюд, скерцо), в романтическом жанре песня без слов (ставшая традиционной после Ф.Мендельсона и уже использовавшаяся Чайковским в ор.2 и пьесы с программными названиями ("В деревне", "Прерванные грезы", "Грустная песенка", "Русский танец", "Похоронный марш"). В последних находим аналогии с жизненными обстоятельствами композитора того времени: жизнь в деревне у друзей и сестры, пережитое в период жизни в Италии, впечатления от итальянских певцов и русских деревенских музыкантов, смерть сестры З.И.Ольховской.
Последовательность пьес в цикле была определена композитором уже в процессе работы над автографом сочинения, так как в этой рукописи они имеют нумерацию и последовательность, соответствующию первому изданию.
П. Е. Вайдман


«Шесть пьес» соч. 51 (1882)



Исп. Франко Трабукко
1. Салонный вальс
2. Полька
3. Шуточный менуэт
4. Ната-вальс
5. Романс
6. Сентиментальный вальс.



«Восемнадцать пьес» для фортепиано, соч. 72.(1893)



Исп. Франко Трабукко
1. Экспромт
2. Колыбельная
3. Нежные упреки
4. Характерный танец
5. Раздумье
6. Мазурка для танцев
7. Концертный полонез
8. Диалог
9. В манере Шумана
10. Скерцо-фантазия
11. Вальс-безделушка
12. Шалун
13. Сельский отзвук
14. Элегическая песнь
15. В манере Шопена
16. Пятидольный вальс
17. Далекое прошлое
18. Танцевальная сцена (Приглашение на трепак)

18 пьес, ор.72 - последний фортепианный цикл Чайковского. В данном случае можно говорить о подлинном цикле, хотя никаких пояснений автор не оставил. Однако весь опус имеет пьесы с программными заголовками: "Далекое прошлое", "Нежные упреки", "Элегическая песнь", "Размышление" и т.д. Из чего следует, что пьесы эти - как бы страницы жизни и пережитого Чайковским. Здесь и воспоминания о давнем, и грусть от происходящего, и музыкальные приношения любимым композиторам Шуману и Шопену ("Немного Шумана", "Немного Шопена").

Сочиненное Чайковским для фортепиано в последний год его жизни, в одно время с его знаменитой Шестой симфонией, говорит о многом, заключает в себе особый смысл. Создается впечатление, что замысел цикла вынашивался втайне от других, и рассказы Чайковского письмах весны 1893 года, что пьесы он пишет ради денег, по одной в день, представляются этаким прикрытием-бравадой, скрывающей подлинный смысл сочиняемой им музыки. Подтверждением сказанного служит тот факт, что первые наброски пьес ор.72 появились задолго до весны 1893 года.
В личной библиотеке Чайковского сохранилось Полное собрание сочинений Моцарта, подаренное ему П.И.Юргенсоном. На форзацах одного из томов можно увидеть густо записанные, "наползающие" один на другой десяток набросков с программными названиями, почти все из которых станут названиями пьес ор.72. Совпадают и музыкальные темы. До весны 1893 года были написаны в эскизах все 19 пьес, а уж весной 1893 года Чайковский переписывает их начисто и отдает издателю. Примечательно, что каждая пьеса имеет не только свое название, но и самостоятельное посвящение. Среди имен встречаем и друзей юности, и добрых знакомых последних лет жизни, коллег по работе в Московской консерватории, пианистов-исполнителей его музыки.
В апреле 1893 года, после окончания эскизов Шестой симфонии, перед отъездом в Кембридж, Чайковский завершает, переписывает пьесы и отдает их в издание. Они успели выйти при его жизни.
По содержанию и образному строю 18 пьес, ор.72 - это как бы Шестая симфония для фортепиано. Многие из них, например, "Размышление" прочно вошли в репертуар пианистов. Исполнение цикла - достаточная редкость.
П. Е. Вайдман

Сам Чайковский, казалось, не был относительно высокого мнения о своем Опусе 72. «Эти пьесы незрелы и незначительны», - писал он об этом цикле своему племяннику, - «Я сочинял их ради денег». Несколькими днями позже он более благосклонно относился к этому проекту: «Я продолжаю выпекать эти музыкальные блины. Смешная вещь: чем больше я занимаюсь ими, тем больше наслаждаюсь этим».
Великий русский пианист Николай Рубинштейн отклонил этот цикл, назвав его непригодным для исполнения и неудачным. «
Mario Gerteis



Из сюиты "Спящая красавица"
"Щебечущая канарейка"

исп.Юрий Фаворин
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

O-lya   обратиться по имени Вторник, 15 Июля 2014 г. 23:51 (ссылка)
Спасибо за пост
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 16 Июля 2014 г. 15:04ссылка
Пожалуйста. Рада, что понравилось. Всего доброго.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку