«Неизвестный» русский композитор...Петр Ильич Чайковский
В сознании миллионов людей имя Чайковского ассоциируется с определенным количеством мелодий, сценических образов и музыкальных фрагментов.
Огромная часть его наследия осталась за пределами внимания у любителей музыки.
О ФОРТЕПЬЯННОМ ТВОРЧЕСТВЕ П.И.ЧАЙКОВСКОГО
В 1873 году Ларош писал о группе появившихся к тому времени в печати фортепианных пьес Чайковского: «...нетрудно заметить, что талант его не развертывается в них в полном блеске, что г. Чайковский в мелких пьесах выказывает менее изобретательности, менее огня и менее искусства, чем в больших сочинениях. Ему нужны роскошные, разнообразные краски новейшего оркестра и широкий простор симфонических форм; только в этих обширных и блестящих сферах он чувствует себя дома, а там, где палитра его становится беднее, он беднеет вместе с палитрой». Несколько далее, однако, критик смягчает категоричность своего приговора и вносит в него некоторые оговорки: «Впрочем, в мелодическом отношении те фортепианные пьесы, которые не представляют виртуозных притязаний, гораздо привлекательнее... многие из фортепианных пьесок г. Чайковского игрались публично в Москве. Весьма желательно, чтобы пример московских пианистов нашел побольше подражателей...».
Суждение Лароша остается, в общем, верным и по отношению к фортепианному творчеству Чайковского в целом. Чайковский не был «фортепианно мыслящим» композитором: с чисто пианистической точки зрения его сочинения для фортепиано часто недостаточно выигрышны и не очень удобны для исполнения. Но они привлекают свежестью, образностью музыки, простотой и непосредственностью выражения. Чайковскому принадлежит более ста пьес для фортепиано различного объема и типа, пользовавшихся широкой популярностью у современников. Многие из этих пьес заняли прочное место и на концертной эстраде, и в повседневном быту, став неотъемлемым достоянием домашнего музицирования. Не отличаясь особой утонченностью пианистической фактуры и оригинальностью приемов изложения, они привлекали своим выразительным мелодизмом и яркой образностью музыки, связанной с родными и близкими сердцу композитора картинами русской городской и усадебной жизни.
Фортепианный стиль Чайковского соединяет черты шумановской характеристичности и остроты рисунка с безыскусственной простотой и задушевностью песенно-романсного мелоса. Основную часть его фортепианных сочинений представляют небольшие и технически несложные пьесы, рассчитанные на средние любительские возможности. Одна из серий этих пьес, обозначенная ор. 40, так и озаглавлена «12 пьес средней трудности». Как правило, это лирические или характеристически-изобразительные миниатюры в типичных для романтического пианизма жанрах: Романс, Ноктюрн, Экспромт, Юмореска и т. д. Многие из них отмечены чертами той интимной «домашности», которая была характерна для русского пианизма первой половины XIX века, включая и некоторые из глинкинских фортепианных сочинений. Такой простотой и непосредственностью выражения отличаются певучие пьесы Чайковского типа песни или романса, в которых мелодия, находящаяся обычно в верхнем голосе, поддерживается ровным аккордовым или гармонически фигурированным аккомпанементом с возникающими время от времени имитациями и свободными подголосками в средних голосах: например, «Песня без слов» из серии ор. 2 под общим названием «Воспоминание о Гапсале», «Романс» ор. 5. К тому же типу принадлежат и два ноктюрна, из которых особенно привлекает своей мелодической выразительностью и изяществом фактуры до-диез-минорный ноктюрн ор. 19. Верхний мелодический голос переносится в репризе трехчастной формы в средний «виолончельный» регистр и обвивается тонким пассажным орнаментом в правой руке. Таким образом преодолевается механическая повторность и достигается разнообразие колорита. Простейшим же образцом пьес этого рода может служить «Грустная песенка» из ор. 40, в которой мелодия неизменно звучит в верхнем голосе на фоне равномерного аккордового сопровождения.
Пьесы скерцозного характера часто вызывают живые конкретные жанровые ассоциации. Такова, например, остроумная Юмореска ор. 10 с острыми плясовыми ритмами и имитацией гармошечных переборов с назойливо повторяющимися чередованиями двух септаккордов или «Русская пляска» ор. 40. Более развернутую жанровую сценку представляет собой пьеса «В деревне» с двумя контрастирующими разделами: вступительным Andante sostenuto песенного склада и бойким плясовым Allegro molto vivace.
Ряд пьес написан в танцевальных жанрах, опоэтизированных композиторами-романтиками и освобожденных от своего первоначального прикладного назначения. Это прежде всего мазурка и особенно излюбленный Чайковским вальс. Ему принадлежит целая серия разнообразных по характеру фортепианных вальсов: Вальс-каприс, Вальс-скерцо, Салонный вальс, Сентиментальный вальс, Вальс-безделушка, шутливо-игрушечный Пятидольный вальс и просто вальсы без дополнительных определений. В ритме вальса выдержаны и некоторые из пьес, не имеющих этого обозначения. Среди лучших образцов этого жанра можно назвать два вальса из серии ор. 40: легкий изящный ля-бемоль-мажорный и меланхолически чувствительный фа-диез-минорный. Ровное движение верхнего голоса половинными длительностями, «вопреки» трехдольному размеру, в среднем разделе обоих вальсов придает музыке особую плавность и певучесть (Подобный же прием характерен и для ряда вальсовых эпизодов в крупных симфонических и театральных произведениях Чайковского.).
Издавая свои фортепианные миниатюры, как правило, сериями по шесть, двенадцать (ор. 40) и даже восемнадцать (ор. 72) в каждой, Чайковский большей частью не стремился к их внутреннему единству и группировал в одной серии весьма разнородные по характеру и по жанру пьесы. Исключением являются два цикла, объединенных общим замыслом, — «Времена года» и «Детский альбом» (Иной принцип служит объединяющим началом в цикле «Шесть пьес на одну тему» ор. 19. На основе простой, но выразительной песенной темы композитор создает ряд разнохарактерных пьес, включающий прелюдию, фугу, экспромт, похоронный марш, мазурку и скерцо.).
В сочинениях более крупного виртуозного плана, рассчитанных на исполнение с концертной эстрады, Чайковский часто обращается к тому же кругу образов быта или опоэтизированной танцевальности, которые так широко и разнообразно представлены в его многочисленных фортепианных миниатюрах, но облекает их в более пышную блестящую пианистическую форму. К этой группе относится одна из самых ранних его фортепианных пьес «Русское скерцо», обозначенное op. 1. В основу этого произведения положена записанная композитором на Украине народная песня (Среди известных по записям украинских народных песен не обнаружено полной аналогии данному напеву, но исследователями отмечается ряд близких к нему образцов. Та же песня была ранее использована Чайковским в первой части неоконченного струнного квартета в качестве темы главной партии. Но в «Русском скерцо» композитор излагает мелодию вдвое более краткими длительностями, из-за чего плавный лирический напев приобретает характер бойкой плясовой песни. Материал вступительного Adagio misterioso квартета в несколько измененном виде положен в основу среднего раздела скерцо.), которую он развивает преимущественно с помощью вариационного метода. В некоторых используемых Чайковским приемах сказывается очевидное влияние глинкинской «Камаринской». Тема звучит вначале легко и прозрачно, сопровождаемая только скромным подголоском, но затем, по мере вступления новых голосов, фактура постепенно уплотняется, становится все более грузной и массивной. Ларош не без основания упрекал композитора за недостаточное соответствие ее светлому грациозному характеру народной мелодии: «Некоторые из его вариаций, сделанные на манер Глинки, интересны и благозвучны, но большая часть их основана на таких виртуозных приемах (октавы, прыжки целыми аккордами, martellato), которые имеют своим последствием грозные раскаты фортепианных громов, отнюдь не подходящих к характеру песни...».
Более широко задуманную жанровую сцену представляет собой написанная почти двумя десятилетиями позже «Думка» (1886) — род русско-украинской рапсодии , в основу которой положены оригинальные авторские темы народно-песенного и плясового характера, расцвечиваемые с помощью разнообразных приемов виртуозной фортепианной техники.
К той же группе произведений надо отнести и ряд пьес из последнего фортепианного цикла Чайковского ор. 72, написанного летом 1893 года. Среди входящих в состав этого опуса восемнадцати пьес, различных по своему характеру и степени трудности, мы находим такие прекрасные образцы углубленной патетической лирики композитора, как «Размышление», меткие характеристические зарисовки шумановского типа (например, «Резвушка»), сочные, колоритные жанровые сценки из народной жизни («Сельский отзвук», «Приглашение к трепаку»), блестящий виртуозный «Концертный полонез» и ряд других.
Самое крупное и значительное по широте и содержательности замысла из сольных фортепианных произведений Чайковского — Большая соната соль мажор, написанная в 1878 году.
Ю. Келдыш
Сочинения для фортепиано:
2 сонаты (cis-moll, 1865; Большая соната, G-dur, op. 37, 1878)
2 пьесы (op. 1, 1864)
«Воспоминание о Гапсале» (ор. 2, 1867)
тема с вариациями (1865)
вальс-каприс (ор. 4, 1868)
романс (ор. 5, 1868)
вальс-скерцо (ор. 7, 1870)
каприччио (ор. 8, 1870)
2 пьесы (ор. 10, 1872)
6 пьес (ор. 19, 1873)
6 пьес на одну тему (ор. 21, 1873)
«Времена года», 12 характеристических картин (ор. 37, 1876)
«Детский альбом» (ор. 39, 1878)
12 пьес средней трудности (ор. 40, 1878)
6 пьес (ор. 51, 1882)
марш «Русский добровольный флот» (1878)
«Думка» (ор. 59, 1886)
вальс-шутка (1889)
экспромт (1889)
«Лирический момент» (1893)
марш «Юрьевского полка» (1893)
18 пьес (ор. 72, 1893)
Работа над сочинением была завершена осенью 1873 года, а в мае 1874 издано Петром Юргенсоном.
Черновики ноктюрна (№ 4) и каприччио (№ 5) были найдены в одной тетради с набросками оперы «Кузнец Вакула», вторым струнным квартетом и шестью пьесами соч. 21. Скорее всего работа над пьесами была начата летом 1873 года в Каменке.
Все пьесы посвящены разным людям:
1.Вечерние грёзы — Николаю Кондратьеву, адвокату и другу композитора;
2.Юмористическое скерцо — Вере Тимановой;
3.Листок из альбома — пианистке Анне Аврамовой;
4.Ноктюрн — Монике Терминской;
5.Каприччио — пианисту и педагогу Эдуарду Лангеру;
6.Тема с вариациями — музыкальному и литературному критику Ларошу.
"Двенадцать пьес средней трудности» соч.40(1878)
1.Этюд, 2. Грустная песенка, 3. Похоронный марш, 4. Мазурка до мажор, 5. Мазурка ре мажор, 6. Песенка без слов, 7. В деревне, 8. Вальс ля бемоль мажор, 9. Вальс фа диез минор, 10. Русская пляска, 11. Скерцо, 12. Прерванная грёза.
Исп. Франко Трабукко
Сочинение начато во Флоренции и закончено в Каменке (1878 г.),посвящено М.И. Чайковскому.
Первое исполнение всех 12 пьес средней трудности ор.40 состоялось на одном из собраний кружка профессоров Московской консерватории 9 декабря 1879 года, о чем свидетельствует сохранившаяся программа вечера. Пьесы были сыграны С.И.Танеевым, который, возможно, был знаком с ними еще в процессе их издания . Сам же Танеев сообщил об этом Чайковскому 28 декабря 1879 года. Рассказывая о вечерах, на которых консерваторские профессора знакомились с нововышедшими произведениями, Танеев писал: "На одном из вечеров я играл Ваши двенадцать пьес для фортепиано, посвященных Модесту Ильичу".
По составу в ор.40 включены пьесы в традиционных жанрах бытового музицирования (вальс, мазурка, этюд, скерцо), в романтическом жанре песня без слов (ставшая традиционной после Ф.Мендельсона и уже использовавшаяся Чайковским в ор.2 и пьесы с программными названиями ("В деревне", "Прерванные грезы", "Грустная песенка", "Русский танец", "Похоронный марш"). В последних находим аналогии с жизненными обстоятельствами композитора того времени: жизнь в деревне у друзей и сестры, пережитое в период жизни в Италии, впечатления от итальянских певцов и русских деревенских музыкантов, смерть сестры З.И.Ольховской.
Последовательность пьес в цикле была определена композитором уже в процессе работы над автографом сочинения, так как в этой рукописи они имеют нумерацию и последовательность, соответствующию первому изданию.
П. Е. Вайдман
18 пьес, ор.72 - последний фортепианный цикл Чайковского. В данном случае можно говорить о подлинном цикле, хотя никаких пояснений автор не оставил. Однако весь опус имеет пьесы с программными заголовками: "Далекое прошлое", "Нежные упреки", "Элегическая песнь", "Размышление" и т.д. Из чего следует, что пьесы эти - как бы страницы жизни и пережитого Чайковским. Здесь и воспоминания о давнем, и грусть от происходящего, и музыкальные приношения любимым композиторам Шуману и Шопену ("Немного Шумана", "Немного Шопена").
Сочиненное Чайковским для фортепиано в последний год его жизни, в одно время с его знаменитой Шестой симфонией, говорит о многом, заключает в себе особый смысл. Создается впечатление, что замысел цикла вынашивался втайне от других, и рассказы Чайковского письмах весны 1893 года, что пьесы он пишет ради денег, по одной в день, представляются этаким прикрытием-бравадой, скрывающей подлинный смысл сочиняемой им музыки. Подтверждением сказанного служит тот факт, что первые наброски пьес ор.72 появились задолго до весны 1893 года.
В личной библиотеке Чайковского сохранилось Полное собрание сочинений Моцарта, подаренное ему П.И.Юргенсоном. На форзацах одного из томов можно увидеть густо записанные, "наползающие" один на другой десяток набросков с программными названиями, почти все из которых станут названиями пьес ор.72. Совпадают и музыкальные темы. До весны 1893 года были написаны в эскизах все 19 пьес, а уж весной 1893 года Чайковский переписывает их начисто и отдает издателю. Примечательно, что каждая пьеса имеет не только свое название, но и самостоятельное посвящение. Среди имен встречаем и друзей юности, и добрых знакомых последних лет жизни, коллег по работе в Московской консерватории, пианистов-исполнителей его музыки.
В апреле 1893 года, после окончания эскизов Шестой симфонии, перед отъездом в Кембридж, Чайковский завершает, переписывает пьесы и отдает их в издание. Они успели выйти при его жизни.
По содержанию и образному строю 18 пьес, ор.72 - это как бы Шестая симфония для фортепиано. Многие из них, например, "Размышление" прочно вошли в репертуар пианистов. Исполнение цикла - достаточная редкость.
П. Е. Вайдман
Сам Чайковский, казалось, не был относительно высокого мнения о своем Опусе 72. «Эти пьесы незрелы и незначительны», - писал он об этом цикле своему племяннику, - «Я сочинял их ради денег». Несколькими днями позже он более благосклонно относился к этому проекту: «Я продолжаю выпекать эти музыкальные блины. Смешная вещь: чем больше я занимаюсь ими, тем больше наслаждаюсь этим».
Великий русский пианист Николай Рубинштейн отклонил этот цикл, назвав его непригодным для исполнения и неудачным. «
Mario Gerteis