-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в madonnam

 -Подписка по e-mail

 


Что иностранные школьники изучают на уроках истории и ПочемуЗапад пытается переписать ход Второй мировой.

Суббота, 17 Апреля 2021 г. 13:08 + в цитатник

Что иностранные школьники изучают на уроках истории и ПочемуЗапад пытается переписать ход Второй мировой.


Значение исторической памяти нельзя переоценить. Позволить следующему поколению забыть некоторые факты – значит допустить возможность их повторения. Историю нередко называют не наукой, а инструментом пропаганды. Если это так, то каждая страна использует ее для своей выгоды и воспитания в своих маленьких гражданах необходимого отношения к тем или иным значимым историческим событиям. Для объективности и полноты картины полезно знать, что о России пишут в зарубежных учебниках и как для них выглядит наша страна в контексте мировой истории.


Пожалуй, самыми интересными деталями, которые можно найти в зарубежных учебниках по истории, становятся причинно-следственные связи исторических событий и объяснения некоторых ситуаций. Ведь в России те или иные события принято рассматривать под определенным углом, а большинство учебников это до сих пор слегка переделанные издания, которые были утверждены при большевиках. Потому перекос может быть очень заметным, а местами даже болезненным для отечественного читателя.

Впрочем, нельзя упускать и тот факт, что если историю СССР для советских школьников умело подкроили партийцы, то аналогичное могло происходить и в других странах. Потому рассчитывать на объективность, с какой бы то ни было из сторон, не приходится.

Сразу все российские символы согласно западным стереотипам.

Сразу все российские символы согласно западным стереотипам.


Некоторые британские издательства проводили исследования, согласно которым было выделено три типа учебников, в которых история России занимает свое место.
1. С конца 19 века и вплоть до конца 20 века практически во всех учебниках по истории Европы Россия представлена мало, лишь для описания предшествующих событий. Лишь история новейшего времени описывает события в стране более менее подробно. В таких учебниках обычно идет речь о том, как развивалась демократия, борьба между фашизмом и коммунизмом, последствиях «холодной войны» и отражении этих событий в истории Европы.
2. В учебниках по всемирной истории «Современная мировая история» события в России описаны очень досконально. История России начинается с Первой мировой войны и повествуется вплоть до развала СССР.
3. Третья группа учебников посвящена истории России и предназначается для углубленного изучения предмета. Чаще всего это отдельные книги одной серии, в которых есть издания про большинство стран.

В первой категории учебников, к примеру, приводятся причины экономического отставания России в 19 веке. Политика царизма обозначается главной причиной. Именно она является причиной ограничения работы акционерных компаний, недостаточного инвестирования промышленности, отсутствия среднего класса. Капиталистические объяснения для детей буржуазии, впрочем, не лишенные объективности.

Культовые для своей страны личности.

Культовые для своей страны личности.


Впрочем, авторы раз за разом не удерживаются от сравнения западной демократии и крепостничества царской России, конечно же, не в пользу последних. В итоге формируется мнение о том, что причина отсталости (тоже весьма спорное утверждение, которое подается как аксиома) иерархическая структура общества и царизм.

Впрочем, другой автор Браунинг дает иную оценку России этого же периода. Он отмечает положительные сдвиги в экономике, политике и социальном расслоении. Он пишет, что если еще в 20-30 годы 19 столетия Россия была аграрной страной, то к концу этого же века стала походить на западноевропейские страны (ну, а что еже еще брать в качестве эталона историку – британцу) этого же периода. Некоторые регионы имели очень развитую дорожную систему, города наращивали темпы строительства инфраструктуры, промышленность развивалась ускоренными темпами, а средний класс становился наиболее многочисленным. Этот же автор говорит о высоком уровне развития русской культуры этого времени. И он, безусловно, прав.

Попытки переписать, переиначить факты, играющие историческую роль, всегда были и будут.

Попытки переписать, переиначить факты, играющие историческую роль, всегда были и будут.



Война 1812 года, как правило, освещается не так широко как в российских учебниках, но заслуги России и Александра Первого в победе над наполеоновской империей признаются. Впрочем, делается это в контексте того, что русским удалось развеять миф о непобедимости французской армии и это стало переломным моментом в ходе мировой истории – сломив дух французов и подняв боевой настрой других.

Достаточно большое внимание зарубежные авторы уделяют восстанию декабристов. Начиная с предпосылок развития идеологии дворян, которые были настроены на революцию и заканчивая причинами поражения повстанцев. Участники восстания представляются героическими и смелыми, подчеркивается их стремление к идеалам свободы.

В учебнике, посвященном жизни Европы середины 18 века и до третьей половины 19 века, говорится о русской культуре, а в особенности о литературе. В учебнике не просто упоминаются вскользь, а приводятся биографии Толстого и Достоевского, Тургенева и Гоголя, Лермонтова и, конечно, Пушкина.

https://kulturologia.ru/

Серия сообщений "Великая отечественная война":
Часть 1 - Ради детей и ради справедливости. СК ищет палачей детей-инвалидов из Ейска.
Часть 2 - Что иностранные школьники изучают на уроках истории и ПочемуЗапад пытается переписать ход Второй мировой.
Часть 3 - Вторая мировая война на страницах зарубежных учебников.
Часть 4 - Резник Яков - Сотворение брони
...
Часть 13 - Кожемяко Виктор"Зоя Космодемьянская.Правда против лжи"
Часть 14 - Александр Фадеев«Молодая гвардия»
Часть 15 - Кожемяко Виктор"Зоя Космодемьянская.Правда против лжи"

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям