-Метки

В.Высоцкий авиация антикисо антология песни армия афганистан аэроклуб аэрофотосъёмка боеприпасы ввс ввс ссср видео вмф вов военная история военная мысль военная реформа военная хроника военные заметки война вредительство выборг выборгский замок д. горелов д.горелов дам дембельский альбом дра зарубежные армии идиотизм измена родине информационная безопасность кино кинокритика китай кнр кулинария кулинарные рецепты миг-15 миг-21 миг-29 михалков музыка музыка к кинофильмам музыка кино ноак обществу потребителей обществу потребляющих оксв дра оружие пародия пво пограничные войска пограничные войска кгб ссср покровский полезное поэзия предательство прибаутки-шуточки проза с.золотцев сатира словари советский союз ссср ссылки стихи сша тест ттх фекальные слифки родины флот фото фотографии фотохохмы хохмочки хроника цитаты электронная музыка юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Made_in_USSR

 -Подписка по e-mail

 


Спит монастырь, дремлет село...

Среда, 01 Февраля 2012 г. 01:25 + в цитатник
Цитата сообщения ZnichKa Борисоглеб. Власть духовная


Сретенская 1 (700x525, 108Kb)

 

В полнейшей глуши, при пустой дороге, напротив не то рынка, не то развала, стоит каменное резное чудо — арочная галерея с висячими гирьками и высокой надвратной церковью. От роскошной галереи глаз нельзя отвести...
Так хочется, чтобы понятно было. Удивительно, и удивительно еще раз... Среди пустых почти гравийных дорог, среди  сосновых боров и изредка мелькающих полей увидеть вот такое. Сюда можно возвращаться много раз - и так ничего и не понять... Что это было? Почему - именно здесь? Откуда эта вся красота и безысходность - одновременно? Описано - да, многое, а вот объяснена лишь малая часть... И всё это рушится, отдаляя от нас и унося вглубь времен так и непонятые знаки, символы и имена.
 
 

Загадочность ощущается сразу, стоит только отъехать немного от Ростова. Двадцать километров красивого леса - и вот городок Борисоглебский - сонный, тихий и очень провинциальный.


Городок 1 (700x525, 73Kb)

Жмутся к заборам маленькие магазинчики - 


Городок 2 (700x525, 103Kb)

То тут, то там встречаются старинные домики.

Городок 3 (700x407, 86Kb)
 

Неторопливо катится спокойная, но неуверенная в себе жизнь.


Городок 4 (700x437, 109Kb)

Городок совсем крошечный, пыльный и невзрачный на вид. 


Городок 5 (700x510, 83Kb)

И вдруг - вот такое...

Сретенская 2 (480x640, 79Kb)
 

При всей замызганности и обветшалости - впечатляет.

1067597__01 (700x700, 145Kb)

И тут стоит вернутся к истории.  После бедствий Смуты и страшной эпидемии чумы 1654 года Ростов и окрестности захудали и обезлюдели. Новое его возрождение связано с именем митрополита Ионы Сысоевича. Родился он в семье бедного священника. В юности принял монашество и сразу выделился среди местного духовенства: ему не было еще и тридцати лет, когда он управлял ростовским Белогостицким монастырем, затем его поставили архимандритом Авраамиева монастыря. На Иону обратил внимание патриарх Никон, посвятив его в митрополиты. Умный, своенравный и в то же время с хитрецой, из тех, кого называют "себе на уме", Иона был личностью незаурядной. В зависимости от ситуации он демонстрировал то грозное величие пастырской власти, то униженно-покаянное смирение, а порой не прочь был разыграть простеца и побалагурить скоморошьими прибаутками.

1067597_Iona (300x399, 50Kb)

Однако очень ошибся бы тот, кто всерьез поверил в самоуничижение Ионы. Властной рукой он не только управлял Ростовской митрополией, но и фактически подчинил себе местную администрацию. Ростовские жители настолько уверовали в его могущество, что именно ему (а не в Москву) слали челобитные, жалуясь на произвол чиновников и воевод.
 
Когда царь Алексей Михайлович рассорился с Никоном и запретил почитать его в качестве патриарха, Иона, давно заслуживший царское уважение, был вызван в Москву и назначен местоблюстителем патриаршего престола. Перед ним открывалась блестящая карьера. Но однажды во время праздничной службы, которую вел в Успенском соборе Иона, на пороге вдруг показался опальный патриарх. Игнорируя царский запрет, Иона, верный своему бывшему покровителю, благоговейно подошел под благословение Никона. За ним последовало растерявшееся духовенство, затем - и все молившиеся в храме. На грозный вопрос царя, как Иона осмелился на такой дерзостный поступок, тот с наигранным простодушием оправдывался: "... то учинил забвением, устрашася его, Никона, внезапным пришествием". Царь ни в "забвение", ни в "устрашенность" Ионы не поверил и не захотел даже принять от него благословение.
 
Иону вновь выслали в Ростов. И он зажил там, словно для него не существовало никакой власти, кроме власти Царя Небесного. На удивление всем он возвел изысканный и грандиозный ансамбль владычного двора - земной прообраз "райского града". В него вели Святые ворота с надвратной церковью Воскресения. Здесь все проникнуто символикой: человек, вступая под своды ворот, должен был очиститься, воскреснуть духовно, чтобы попасть в иной, прекрасный и гармоничный мир. 
Провозглашенную некогда Никоном формулу "священство более есть царства" (то есть священнослужитель выше царя) Иона подчеркивал и средствами архитектуры, и сюжетами храмовой росписи.
 
Не успел еще достроиться Ростов, Иона принялся за Борисоглебск. И вот - на входе встречает Сретенский надвратный храм.

Сретенская 3 (700x700, 150Kb)
 

Внутри всё весомо-зримо, и богато украшено.

Сретенская 4 (480x640, 65Kb)
Снаружи - фланкирующие башни, галерея и надвратный храм составляют единое целое.

Сретенская 5 (700x494, 75Kb)

 

Всегда удивлялась фантазии иллюстраторов сказок, Пушкина, к примеру. А вот оказывается, что вовсе это и не фантазии, сколько таких замков-палат нарисовано, но все они имеют этот реальный прототип - яркий оранжевый замок, какой-то абсолютно «не наш», заморский, сказочный.    

Этот храм — одно из последних произведений мастеров «ионинского стиля» и, на мой взгляд, одно из совершенных.  Каменная резьба декоративна — тут и сочетание жёлтого и белого цветов, и килевидные наличники на окнах, да и башни-кубышки совсем не грозно выступают вперёд, а будто подбоченясь.
И ещё... Конечно, чувствуется общность стилевых приёмов кремлёвских въездных ворот и монастыря, бесспорно общее идейное руководство строительством митрополита Ионы Сысоевича, но борисоглебские мастера, безусловно, переплюнули ростовских по части изящества и декора.

Северный вход в монастырь намекает на особое место этого монастыря в истории государства Российского — на стене церкви замечены были двуглавые орлы. Со стороны монастырского двора храм выглядит мощным, высоким, ярким, но — строгим. И совсем другое дело — со стороны въездных ворот, от посёлка.

Сретенская 6 (700x525, 83Kb)

В Сретенской церкви располагается вход в музейную экспозицию монастыря - на крытые переходы северной крепостной стены и на самую высокую смотровую башню, Максимовскую.

переход и смотровая 1 (700x525, 86Kb)
  Переходы в монастыре поражают своей первозданностью — щебень, обломки кирпичей, полусгнившая кровля — всё какое-то настоящее, не музейное. 

переход и смотровая 2 (700x525, 80Kb)


А монастырь сверху кажется совсем другим: отсюда видны и дымники, такие же, как в кремле в Ростове, и игрушечная келья Иринарха у пронумерованных стенных ниш, 

переход и смотровая 3 (700x525, 105Kb)
 

и просторы монастырского парка,  посёлок, окрестные красоты, бескрайние леса: и Благовещенский собор (1524—1526 гг.) с красивейшими настоятельскими покоями, и кирпичные развалины братского корпуса, внутри которого произрос густой мини-лес...
переход и смотровая 4 (700x525, 101Kb)
и каменная вязь Сретенской церкви была прямо перед глазами...

переход и смотровая 5 (700x525, 110Kb)


Путь по стене недлинный, и вот она, Максимовская башня.

Над внутренней площадкой с окнами-бойницами высится деревянный высоченный шатёр, в центре площадки устроена крутая лестница, ярусами-спиралью уходящая вверх. И она мало того что крутая, но и узкая, скрипящая и трепыхающаяся. И чем выше поднимаешься, тем эта лестница становилась более узкой и крутой. 
    

переход и смотровая 6 (480x640, 73Kb)
 

Крайняя площадка совсем маленькая.

переход и смотровая 7 (700x525, 81Kb)

И спуск с башни - немножко экстрим: в полутьме, по почти отвесным лестницам. А спустившись, посмотрела я на Максимовскую башню: и чего так страшно было?! Так себе башенка — всего-то 38 метров!

переход и смотровая 8 (700x525, 76Kb)
 

В монастыре тихо и уютно, и так по-провинциальному домашне.
 

Дворик 01 (700x700, 109Kb)


Территория не такая уж и большая, но всему нашлось место. Встречаются живописные уголки...
Дворик 1 (700x525, 116Kb)

 

Здесь запасы дров, и - да - великолепная башня...

Дворик 2 (480x640, 113Kb)

Тут вода и снова дрова.
Дворик 3 (700x525, 106Kb)
 

Немного народу - все по своим делам. Нет ни спешки,  ни суеты.

Дворик 4 (700x525, 98Kb)

Звонница (1682 г.), как говорят специалисты, дошла до нашего времени почти в первозданном виде, и привлекает к себе внимание.
звонница 1 (700x525, 77Kb)


Скорее всего, её строили те же мастера, что возводили звонницу Успенского собора в Ростове, но то ли ростовскую звонницу жизнь хорошо потрепала, то ли мастера здесь себя превзошли, но борисоглебская — несравненно краше!
Вообще-то, это не звонница, а часозвоня — конструкция, при которой часы соединялись с колоколами системой тросов. Это называлось «часы с боем». Часы исчезли в конце XIX века, и лишь пару лет назад вернулись. Мощная трёхярусная звонница, да ещё с шикарным её крыльцом, смотрелась бы грубо и аляповато, если бы не маленькие, на тонких шейках-барабанах, главки церкви Иоанна Предтечи, располагавшейся в нижнем её ярусе. И здесь удивила апсида — высокая и прямоугольная.
 

звонница 2 (700x525, 79Kb)

Недавно на звоннице восстановили и колокола...
звонница 3 (700x525, 83Kb)

Колокольный звон совершенно особенно звучит, когда на колокольне его слышишь...Пронизывает насквозь.
звонница 4 (480x637, 77Kb)
Колокола гудят как живые, даже если не бьют...
звонница 5 (700x525, 104Kb)

а уж когда в них ударят - от звука взлетаешь и паришь.
звонница 6 (700x510, 74Kb)

Ни с чем не сравнимое чувство колокольного звона... стараешься его унести с собой.
звонница 7 (700x517, 79Kb)




А над Святыми (южными) воротами вздымается Сергиевская церковь (1679 г.), рядом с немаленькими башнями кажущаяся просто огромной. 
 1067597_ (413x550, 51Kb)

 

Тут на дугах пяти входных проёмов расположились и фрески, и изразцы, и каменные гирьки... 
Стены церкви лишены каких-либо украшений, будто предлагая всё внимание обратить на богато декорированную галерею, и это тоже говорит о стилевом сходстве с кремлёвскими сооружениями.
Внутри храм расписан не был, зато снаружи он был расписан весь — и арочные проёмы, и ворота под храмом. И эта сплошная, ковровая роспись тоже говорит об особости — об особой роли Сергия Радонежского в судьбе монастыря.
 

Сергиева 1 (700x519, 150Kb)

 

Каким-то чудом сохранилась стенная роспись, которой больше трёх сотен лет: местами — довольно большие яркие фрагменты, а в основном — лишь черновые процарапанные наброски на камне (графья) да еле заметный красочный слой.
 


Сергиева 2 (700x516, 133Kb)

Галереей любоваться можно долго.



Сергиева 3 (700x525, 163Kb)

Но впечатление эти фрески производят ошеломляющее — Сергиева 4 (700x700, 164Kb)
лики и надписи почти исчезли,


Сергиева 5 (480x640, 102Kb)и сюжет не столько узнаёшь, сколько угадываешь.
Сергиева 6 (700x700, 139Kb)

А вот и узкий проход - только спешившись и по одному пройти можно.

Сергиева 7 (480x640, 89Kb)

Арочные столбы галереи представляют собой сплошную резьбу по белому камню с вкраплением государственной символики — двуглавых орлов.
Сергиева 8 (700x700, 126Kb)

Где-то роспись совсем закрашена, и своды, и стены - трескаются. почти несовместимо с жизнью...
Сергиева 9 (700x525, 73Kb)


Ощущение пышной нарядности исчезает, как только попадаешь внутрь громадного сводчатого проезда под Сергиевской церковью и видишь мощную толщу стен, окружающих монастырь.
А со стороны монастырского двора вообще никакого намёка на декор не видно, ровной стеной вырастает Сергиевский храм, чуть отступивший от крепостной стены. 

Сергиева 9_ (700x525, 119Kb)
 

Башни и стены монастыря возводили на протяжении XVII века, и стилевое их разнообразие становится очевидным при ближайшем рассмотрении, вернее, при обходе вокруг монастыря. И впечатление от этого взгляда «снаружи» — одно из сильнейших.

Стена 1 (700x549, 134Kb)

Хорошо прогуляться вдоль древних стен. 
Стена 2 (700x468, 111Kb)

Подумать о давно ушедших временах, о Никоне и Ионе - не то противниках, не то друзьях.
Стена 3 (700x525, 93Kb)

О глобальной мысли поставить священника выше царя.
Стена 4 (700x525, 119Kb)

Или сделать священника царем, или царя священником.
Стена 7 (700x515, 66Kb)

 

И в конце концов прийти к мысли о невозможности Царства Божия на земле...

Стена 8 (700x510, 87Kb)

 

Но возможности мира, покоя и благодати.
Стена 9 (700x525, 84Kb)

Эти мощные и нарядные одновременно башни, вместе с изумительными храмами кажущимися неуместными своей королевской пышностью среди приземистых домишек на почти безлюдной площади, продолжают доказывать в давно умолкнувшем споре - "священство выше царства".

Стена 5 (700x511, 84Kb)/