-Метки

В.Высоцкий авиация антикисо антология песни армия афганистан аэроклуб аэрофотосъёмка боеприпасы ввс ввс ссср видео вмф вов военная история военная мысль военная реформа военная хроника военные заметки война вредительство выборг выборгский замок д. горелов д.горелов дам дембельский альбом дра зарубежные армии идиотизм измена родине информационная безопасность кино кинокритика китай кнр кулинария кулинарные рецепты миг-15 миг-21 миг-29 михалков музыка музыка к кинофильмам музыка кино ноак обществу потребителей обществу потребляющих оксв дра оружие пародия пво пограничные войска пограничные войска кгб ссср покровский полезное поэзия предательство прибаутки-шуточки проза с.золотцев сатира словари советский союз ссср ссылки стихи сша тест ттх фекальные слифки родины флот фото фотографии фотохохмы хохмочки хроника цитаты электронная музыка юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Made_in_USSR

 -Подписка по e-mail

 


Реквием потерянному бомбардировщику... (((

Вторник, 07 Сентября 2010 г. 21:25 + в цитатник

... Некие обыватели, в погоне за глухариками, наткнулись в лесу на одно странное место. Оно показалось необычным среди таежной темени, обилием березовой бересты, скрученной в густоте вековых елей. Но подойдя ближе, они увидели иное...

 

Не до глухариной охоты им стало. Случайно найденные обломки бомбардировщика СБ-3, потерпевшего крушение  17 декабря 1939 года, в ходе советско-финляндской войны, положили начало их долгой и кропотливой миссии. Миссии, возложенной им прежде всего, самими себе. От случайной находки до обелиска на братской могиле экипажа железной птицы... 

Фоторепортаж об уникальной находке и поисковой работе энтузиастов, волнует воображение и не отпускает буквально с первых же кадров 

 

Осмотр обломков, места катастрофы и дальнейшее расследование открыло всю картину трагедии в деталях.
17 декабря 1939 года примерно в 9.00-9.05, едва рассвело, бомбардировщик командира звена 80 бомбардировочного авиаполка старшего лейтенанта Георгия Васильевича Каралкина, видимо, в спешке и по крайней необходимости вылетел с островного аэродрома Ягодник в 17 км от Арханегельска по реке Северная Двина. Спешка обуславливалась армейским наступлением, начавшимся именно 17 декабря — бомбардировочная мощь была необходима для разрушения финских укреплений. Советско-финская или Зимняя — война давала первую пробуксовку и бомберы должны были развалить мощь чухонских дотов. Необходимость сквозила еще и в том, что погода в тот день стояла отвратнейшая: 100 балльная низкая облачность, порывистый ветер 10-12 метров в секунду, температура воздуха 0-минус 2 градуса по Цельсию, снежный покров достигал 10-15 см, к вечеру начался ожидаемый снегопад... Дрянь погода, чреватая блудежкой, опасностью пилотирования на малой высоте, обледенением в сыром воздухе.
Бомбардировщик с четырьмя членами экипажа на борту вылетел в Ухту (ныне Калевала) или в село Реболы, взяв курс на запад, на войну.
В 9.22 по бортовому времени самолет врезался в лес...

Сегодня трудно однозначно назвать причину гибели самолета. Видимо, как обычно: совокупность обстоятельств, давших при совпадении фатальный результат. Сложные метеоусловия, ошибка пилотирования, обледенение, возможно, технические причины... Непреложный факт: бомбардировщик СБ-2 с работающими на номинале двигателями ударился о вершины леса на высоком берегу таежной речки и был разорван стволами на месте, как бумажный. В клочья. В тряпички. В лоскутье.

Разброс обломков — 30 на 20 метров, не более. Характерной воронки удара нет. Все осталось лежать на поверхности, облитое бензином и маслом. Разбитая машина не вспыхнула только чудом. На поиски пропавшего экипажа силами одной эскадрильи бомбардировщиков ТБ-3 из того же 80 БАП было сделано в течение двух суток 25 самолето-вылетов. Но следов самолета Каралкина обнаружено не было... Четыре человека и СБ канули в тайге Онежского полуострова....

Самолетные часы с бомбардировщика зафиксировали время катастрофы до минуты. Сей артефакт был впоследствии замерен счетчиком Гейгера. Остатки фосфора на циферблате, выдали треск...

Прибор, измеряющий скорость ... От удара его даже заклинило на скоростной отметке.

Левый — красный — бортовой огонь АНО с законцовки крыла. Лампочка в нем уцелела, ниточка накаливания — тоже.

Два ШКАСа — со штурманской спарки: ближний и дальний. Угол загнутия стволов практически одинаков. Ткнулись круто, приняв на себя первое "касание" катастрофы.Третий, посередине — из нижнего люка у стрелка-радиста. С него сорвало все "обвязку" — голый и гнутый стволина со срезанной ручкой ...  железодубина...

На снимке видно, по какому туннелю на тот свет ушли лётчики ...

Личное оружие экипажа...

Техник звена после катастрофы остался жив...  У него была "лишь" сломана ключица и нога. Это не те ранения, от которых погибают мгновенно... Какое-то время он ползал среди обломков самолета, залитых топливом и маслом, разыскал НАЗ, бинтовался, ел, ждал помощи... Погода была по зимним меркам терпимой, вечерний снежок мягко укрывал место катастрофы...
Когда наступила смерть, осталось неизвестным. Мы нашли его останки в тряпках куртки-технички на "молниях" лежащим навзничь, раскинувшим руки крестом. На руке были эти серебряные часы... Есть поверье, что они останавливаются в минуту кончины их хозяина. Никто не расскажет об этих последних минутах обреченного человека, лежащего раненым в диком лесу безо всякой надежды на помощь...

Экипаж бомбардировщика был похоронен в июне 2000 года на Вологодском кладбище в Архангельске.

Поначалу над братской могилой авиаторов стоял деревянный крест, но через год поставили каменный памятник с лопастью.

Рядом с могилой экипажа СБ — кладбище Антанты и афгано-чеченский мемориал. Местор людное и памятное. В Архангельске оно так и называется — Площадь Памяти. В 2009 году исполнилось 70 лет со дня гибели наших летчиков...

Такие находки — редкость.... Но где-то в таежных дебрях еще лежат пропавшие самолеты, храня поросшие мхом тайны...

 

Задержите внимание на этом стихотворении. Цепляет. И сильно.

 

Рассвет в декабре — снегириный.
Навстречу военной судьбе
Ухабами взлетки недлинной
Ушел одинокий СБ.
И — что? почему? — не до спора
В слезящихся тучах скользя:
Обрезало оба мотора — И медлить, и прыгать нельзя.

“Спокойно, ребята, мы сядем!”
В крутом развороте валясь,
Мелькали болота и пади
Распахнутые в смертный час.
Набросился лес из тумана
Молчком — и ни строчки в эфир...
Так бомбардировщик чеканный
Вонзился в зеленую ширь.

По снегу, по белому снегу — Упрямо, ползком, наугад,
По хрупкому льду через реку,
Страшась оглянуться назад,
Где пачкает жирная сажа
Упавший в тайгу самолет
И стынут тела экипажа — Радист, навигатор, пилот.

Бензином и маслом залитых
Не тронет разборчивый зверь.
Зачислят нелепо убитых
В процент вероятных потерь.
Неважно, что в дебрях косматых
Ползет с криком техник звена.
Не станут искать виноватых — Не то еще спишет война...

Как тошно, как холодом сводит,
Как немо.. И темень в глазах...
Расхристанный лес хороводит.
Споткнулась секунда в часах.
Никто. Никогда... Неужели?
Краснеет и плавится снег.
У комля заломанной ели
ТТ уронил человек...

За тысячи верст благочинно
Раскатаны степи ковром.
Под грушевым цветом невинным
За щедро накрытым столом
Родня соберется беспечно
Семейно попеть-поплясать,
Оставив святое местечко,
Которому век пустовать.

 

Алексей Сухановский, 1999 г.

 

Приведённые мною снимки и комментарии, бестолково вырваны из контекста двух больших статей-фоторепортажей:

Хроника пропавшего бомбардировщика  

и

 

Хроника пропавшего бомбардировщика - продолжение

 

составляя 30% от изложения этой истории. Обращаю внимание на возможность её полного прочтения.

И мир Вашему дому, как пел один поэт ...

 

 

 



Настроение сейчас - ... вечная память ...

Рубрики:  Как?... Вы это ещё не читали ?!!....
Советский Союз
Военная история
Читая одного автора....
Разрывное. Щемящее. Светлое
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Cayetana_de_Alba   обратиться по имени Вторник, 07 Сентября 2010 г. 21:32 (ссылка)
вот это находка...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 08 Сентября 2010 г. 00:01ссылка
Я бы сказал, даже мифическая редкость.
annazahes   обратиться по имени Вторник, 07 Сентября 2010 г. 22:16 (ссылка)
Трогательно и жалко, вот она, Ваша война, блин!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 08 Сентября 2010 г. 00:04ссылка
Ну, уж лучше, чем от водки и от простуд...
Fox-ik   обратиться по имени Вторник, 07 Сентября 2010 г. 22:22 (ссылка)
Спасибо... А может все ж ТТ он воспользовался, когда понял - что без шансов... теперь никто не скажет...
В Хибинах подобное видела.. правда - уже более поздних лет..... после войны уже..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 08 Сентября 2010 г. 00:09ссылка
Будем надеяться, что безысходно заснул в снегу, субполярной ночью...
Росида   обратиться по имени Вторник, 07 Сентября 2010 г. 23:41 (ссылка)
За стихотворение отдельное спасибо, действительно, цепляет. Погибшим---вечная память.
А находкии вправду случаются впечатляющие...и чем больше времени с войны проходит, тем сильнее впечатляет. Вот мой бывший рабовладелец в Мясном бору аптечную поляну обнаружил...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 08 Сентября 2010 г. 00:14ссылка
Климат, а также значительный разлив топлива и масел в зоне падения, обусловили уникальную сохранность многих деталей этой находки. Частом ведь гораздо более молодые вещи, превращаются в прах, за порядком меньший период времени.
Перейти к дневнику

Среда, 08 Сентября 2010 г. 00:34ссылка
А вот от чего зависит сохранность, не знают даже профессиональные археологи. Разводят руками, поминают состав почвы, болотные газы, растительность...и всё равно не понимают, как в том же Мясном бору в десяти метрах друг от друга находят останки и оружие совершенно разное по состоянию. Нам как-то в Старой Ладоге Кирпичников лекцию читал, так даже он руками разводит.
Перейти к дневнику

Среда, 08 Сентября 2010 г. 01:55ссылка
О, йа.... Кирпиchnikoff! )))) Жиган, если и не пахан сз-археологии.
Перейти к дневнику

Среда, 08 Сентября 2010 г. 13:35ссылка
Пахан, монстрюга, бронтозавр...и при этом простой, разумный и без понтов. Мы тогда жили в бывшей бане, где Кирпичников со своей бандой хранили лопаты и прочее оборудование; и отношения у нас были самые тёплые, за что ему по сей день благодарна...
Pen_Duik   обратиться по имени Среда, 08 Сентября 2010 г. 00:21 (ссылка)
Да, цепляет... и сильно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
зеландия   обратиться по имени Среда, 08 Сентября 2010 г. 04:55 (ссылка)
Вечная память Героям...
Уважение поисковой группе
Ответить С цитатой В цитатник
Mao_san   обратиться по имени Суббота, 11 Сентября 2010 г. 14:12 (ссылка)
Очень хороший пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 11 Сентября 2010 г. 21:52ссылка
Спасибо Мао-сан-танчкэ! Рад что тебя заинтересовало. )))
RUGER   обратиться по имени Воскресенье, 09 Января 2011 г. 11:22 (ссылка)
Что за СБ-3 ? СБ-2 ЗНАЮ.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 14:44ссылка
http://pro-samolet.ru/samolety-sssr-ww2/bomberdir/78-bombardir-ant-40?start=3

... СБ-бис-3 имел принципиально новую схему винтомоторной группы (ВМГ) с тоннельными радиаторами водяного охлаждения, расположенными снизу двигателей. На указанном самолете впервые задействовали переднюю кромку крыла — в ней разместили по два радиатора охлаждения масла.
Главной причиной использования новых капотов стало даже не стремление к аэродинамическому совершенству, а попытка кардинально повысить обзор пилоту по сторонам. Новые двигатели в сочетании с улучшенной аэродинамикой позволили получить на СБ-бис-3 максимальную скорость 445 км/ч на высоте 4500 м.
Результатом постройки и испытаний СБ-бис-3 стала рекомендация на внедрение новой ВМГ для двигателей М-103 со второй половины 1938 г...
Перейти к дневнику

Понедельник, 10 Января 2011 г. 17:21ссылка
Мерси за информацию , какой-то СБ на Поклонной горе стоит , правда посредственно реставрированный.
К дневнику Страницы: [1] [Новые]