-Метки

В.Высоцкий авиация антикисо антология песни армия афганистан аэроклуб аэрофотосъёмка боеприпасы ввс ввс ссср видео вмф вов военная история военная мысль военная реформа военная хроника военные заметки война вредительство выборг выборгский замок д. горелов д.горелов дам дембельский альбом дра зарубежные армии идиотизм измена родине информационная безопасность кино кинокритика китай кнр кулинария кулинарные рецепты миг-15 миг-21 миг-29 михалков музыка музыка к кинофильмам музыка кино ноак обществу потребителей обществу потребляющих оксв дра оружие пародия пво пограничные войска пограничные войска кгб ссср покровский полезное поэзия предательство прибаутки-шуточки проза с.золотцев сатира словари советский союз ссср ссылки стихи сша тест ттх фекальные слифки родины флот фото фотографии фотохохмы хохмочки хроника цитаты электронная музыка юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Made_in_USSR

 -Подписка по e-mail

 


Звон серебряной деньги песней входит в сердце...

Вторник, 24 Ноября 2009 г. 00:09 + в цитатник

Золотой телец на советском экране




Ангельские дудки пропели упокой Советам задолго до их календарной кончины. «Социализм есть распределение», — предупредил неразумных потомков Ленин, из мавзолея наблюдая прекраснодушную утерю рычагов и фундамента воздвигнутого им колосса. Сталин отдал продовольственные и вещевые карточки, Хрущев санкцией на кооперативное жилье — раздачу бесплатных квартир. Последний гвоздь в гроб идеалистического красного учения вколотил А. Н. Косыгин гигантом «АвтоВАЗ» в 1970—1974 годах. Деньги обрели покупательную способность и смысл их коллекционировать. В то время как советологические мудрецы изучали фантомную надстройку в виде верности населения бесклассовой риторике, материалисты-гайдаровцы уже с хельсинкского совещания твердо знали, что народовластию вот-вот настанет хана.


Именно на ранние семидесятые пришелся коррупционный бум в сфере услуг и эпоха северных шабашек. Тогда же на экран явились деньги как покупательный эквивалент и осязаемая ценность, а не абстрактный символ борьбы с накопительством. Сцена очищения огнем казначейских билетов в «Идиоте» виделась красивым жестом гордой паненки — до тех пор, пока Татьяна Москвина в «Сеансе» походя не заметила, что в ценах 1880 года в иволгинской печке сгорело полтора миллиона долларов США. Немало вынужденных бессребреников поперхнулись и ощутили себя насекомыми из массовки, ждущими отмашки рвать из огня заветную денежку. Пырьев, и без всякого миллиона имевший у себя домашний коммунизм, акцентировался пуще всего на высокой, анилинового цвета вражде к презренному металлу и бумазее. «Жги! Ндраву моему не препятствуй, я власть денег разоблачаю!» — язвил его в дневниках сердитый Г. М. Козинцев, да и поделом. Не дай Бог свинье рог, а мужику барства.


Первым, кто посягнул на академический образ золотого тельца, был флагман Свердловской киностудии Ярополк Лапшин с экранизацией Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Трехчасовую картину непопулярной студии в первый год проката посмотрели 23 миллиона человек. История густопсовых купчин, закладов и банкротств в стиле рекламы пива «Сибирская корона» потрясла нацию размахом гульбы, подробностями легкой наживы и трагедиями непорочных дев, идущих с молотка. В год закладки ВАЗа начальник Чукотки Леша Глазков вез через все североамериканские штаты саквояж с миллионом. В год первой партии «жигулей» товарищ Шилов тащил через Горный Алтай саквояж с полумиллионом и отвечал на адресованный Господу вопрос, почему вся помощь свыше — ему: «Потому что ты жадный» (фильм в рабочем варианте звался «Полмильона золотом вскачь, пешком и волоком» и уже в прокате получил классическое название «Свой среди чужих»). Многие тогда запомнили вопль Лемке: «ЭТО надо одному, одному! — а не всем». Червь стяжательства поднял голову в коллективной национальной душе.

Червя глушили. Э. А. Рязанов жестоко глумился над символом просперити ав­томобилем «жигули» в «Невероятных приключениях итальянцев в России», «Гараже», «Иронии судьбы» (сугроб с мусоросборника на крышу несчастной Ип­политовой «копейки»). Начав с предложения «взлохматить» горку капусты, В. М. Шукшин швырял даровые деньги в морду гонцу воровской малины.

М. А. Швейцер, искренне, с «Чужой родни» ненавидевший скопидомство и жукование, с подлинно карательным пафосом ставил «Мертвые души». Носителем идеи тихого счастья на сундучке с дензнаками от фильма к фильму становился Александр Калягин — Чичиков, Ванюкин, Полуорлов из «Старого Нового года», хлебосол брат, пожалевший брату краюху в «Подранках», Сан Саныч Любомудров в «Прохиндиаде». В последней (как и в «Блондинке за углом», «Ты мне — я тебе», «Искренне ваш») денежный эквивалент заменялся бартером добрых услуг — но это было последним извращением социализма, упорно державшего символические цены на малодоступные блага. Шейлок и Жан Вальжан перешли к тухлой позиционной войне с редкими успехами по сплошной линии фронта.

Прорыв бесов случился в 84-м. Сначала Рязанов предвосхитил грядущий триумф негоциантов умелой и предосудительной перелицовкой «Бесприданницы». Паратов, на театре обаявший Ларису кротостью и великодушием, в «Жестоком романсе» рвал струну, швырял шубы в грязь, гонял вперегонки на рысях и «Ласточках» и сверкал белыми штанами, картузами и штиблетами во главе цыганского хора. Из четырех секс-символов позднего социализма (в классификации Л. Г. Парфенова — наряду с Тихоновым, Боярским и Кикабидзе) он один откровенно покупал восторги наивных шмар дарами, дорогими жертвами да сальными песенками. Перипетии, которыми тешился ярмарочный честной народ, в тот же год для чистой публики разыграл Г. А. Панфилов в «Вассе». Горьковская мадам Железнова, тая наследство от снохи-смутьянки, позволяла ему уплыть в алчные лапы ключницы. «Рассиживаться нечего, фортуна переменчива, золото, золото, золото тяни!» — тараторил шутовской кордебалет в захаровской «Формуле любви». В тот миг еще слышная гуманитарная интеллигенция пошла войной на вещизм — но это уже был бой недотепы Полкана с морем высокомерных шавок. «Во дурак!» — вылупил глаза малолетний жлоб на известие о безвозмездном даре коллекционера Бессольцева городскому музею в «Чучеле». Бунинское чувство ограбленности — вот что пуще прочего свербело в завтрашнем кабацком шлягере про поручика Голицына, исполнявшемся до поры на студенческих пирушках. Недаром его почти сразу переделали в «По нашему ГУМу гуляют грузины и наши товары увозят от нас».

Россия обрушилась в тартар товарно-денежных отношений, который так высмеивала в чужом глазу на протяжении десятилетий. Желтый дьявол легко прибрал не тронутые христианством души, учинив вслед за разгромом общинности форменный разгром государства: армии, полиции, суда и управления. Национальной идеей стали Большие Деньги и покупаемая на них абсолютная вольница. В России уже 15 лет продается все: права и дипломы, ордена и должности, уголовные дела и народные тротуары, берега водоемов и справки в бассейн об отсутствии вшей. Вшей, безусловно, стало больше, но они не являются предметом изучения. Открылся прелюбопытный парадокс: русский понимает под Деньгами только и исключительно халяву. Он потому и ненавидит богатых, что те подсуетились раньше него. Главной темой кумушкиных вечерь стало: кто, где, у кого и каким макаром украл дубинку. С торжествующим пафосом — если самим обломилось, с критическим — если Лужкову с бабой.


Из кино исчезли бедные и умеренные — за исключением бомжей, для благотворительности и косноязычных философских сентенций. Ушли в небытие однокомнатные квартиры, булочные, общественный транспорт, обеденный перерыв, школа, поликлиника и некогда вожделенный знак преуспеяния автомобиль «жигули» — все дюжинное, будничное и заурядное. Народились в гигантском количестве боссы рекламных агентств и элитные няни (специальности, позволяющие в глазах миллионов получить миллион, ничего не умея и не делая). В каждом пятом сценарии, приходящем в сериальский концерн «Амедиа», присутствует Хоттабыч (т. е. что хочешь в любом количестве за бесплатно). В каждом третьем — наследство (т. е. мешок даровых денег на голову), хотя люди, способные оставить последышу мешок золотых, в России еще не состарились, и тема раздела их капиталов будет неактуальной еще как минимум лет 15. Зритель желает всего, сразу и даром — отчего густыми сорняками заполняют ниву скорошвейки Руслана Бальтцера «Даже не думай», «Мечтать не вредно» и т. д. Это он сегодня король и звезда массового рынка, а не исследуемый СМИ самовольщик Балабанов и не пригретый гранд-фестивалями Звягинцев.

Сбылась мечта либеральных диссидентов о мире без вранья, государства и принудиловки, — а они ее не признали, обозвав наследием кровавого большевизма. Нет, милые, именно за это вы и боролись, за пробки из иномарок, оловянные глаза ментов и поборы за все, что в нормальных странах делается бесплатно или не делается вовсе. Паратов с его царственным измывательством над нижними чинами вернулся, виртуозно прострелив часы. «Так и надо, — говорит, — идти, не страшась пути». И пускает бесстрашных Ларис в орлянку.


дизайны спальни

Горелов Денис 

Рубрики:  Время. События. Люди.
Читая одного автора....
Метки:  

Процитировано 1 раз

Росида   обратиться по имени Среда, 25 Ноября 2009 г. 00:40 (ссылка)
Ну не жалко ли злосчастный народ, у которого столько времени не было возможности класть мясо во шти? а как только она замаячила, власть кинулась проповедовать вегетарианство. Помните ли Вы, экселенц, убогую совковую борьбу с "вещизмом"---какое это было фарисейство, не в пример хуже нынешнего культа Святой Халявы Милости Божией? Мерзенькие песенки Дольского, неудачные фильмы Рязанова...призывы к убожеству...короче, "чужой жратвы не надобно---пусть нет, зато своя".
Может, проживём как-нибудь без продовольственных карточек?
Ответить С цитатой В цитатник
Made_in_USSR   обратиться по имени Среда, 25 Ноября 2009 г. 01:04 (ссылка)
"Гад ты оказывается.... Костя, Федотов..." (Республика ШКИД, если помните..) ))
Ответить С цитатой В цитатник
Made_in_USSR   обратиться по имени Среда, 25 Ноября 2009 г. 01:14 (ссылка)
Исходное сообщение Росида
...."чужой жратвы не надобно---пусть нет, зато своя".
Может, проживём как-нибудь без продовольственных карточек?


Ирина, генацвале... Ну что Вы... Признайтесь. Опять Свинидзе смотрели?

Будут Вам кагточки и чай морковный, кофэ желудёвый, а потом глядишь и клей столярный...
Пробегите очами:
http://blog.kp.ru/users/2125404/post114573947/
Ответить С цитатой В цитатник
Росида   обратиться по имени Среда, 25 Ноября 2009 г. 02:11 (ссылка)
Не пугайте меня, эччеленца, я сама испугаюсь...Не смотрю я Свинадзе, и Рязанова не смотрю. Я ищу свободы и покоя---а в воздухе висит предчувствие гражданской войны, все и всех пугают, и на этом фоне постоянно возникает ностальгия по совку. Я денежков хочу, последние дни перед постом всё-таки, а работа налаживается с трудом, заказчики фыркают и грызут удила...ну не хочется именно сейчас голодать. Так что не обижайтесь, Ваше благородие...
Ответить С цитатой В цитатник
Made_in_USSR   обратиться по имени Среда, 25 Ноября 2009 г. 02:41 (ссылка)
Ну не в совке, как Вы говорите, а значит спасёмся! Православныя... Испытания и боль тому, кого любят... Я надеюс, ничего не перепутал?
Ответить С цитатой В цитатник
Росида   обратиться по имени Среда, 25 Ноября 2009 г. 03:05 (ссылка)
Ничего не перепутали. В том плане, что обычно колотят палкой по тому дереву, от которого ожидают добрых плодов. И можно перенести любую боль, не остервенев до конца. Ну, или почти не остервенев.
Кстати, знаете, что меня держит на плаву? Ваши слова об "афганском синдроме", чаще всего возникающем из распущенности и безнаказанности. А то, может, я бы уже кусаться начала...
Вот только совок мне любить не за что. Это уже вопрос не озлобленности, а убеждения.
Ответить С цитатой В цитатник
Made_in_USSR   обратиться по имени Среда, 25 Ноября 2009 г. 03:23 (ссылка)
Я и говорю, Россия вперёд! В церковь, затем по пиву, и на футбол... не опоздать бы...
Ответить С цитатой В цитатник
Росида   обратиться по имени Среда, 25 Ноября 2009 г. 11:50 (ссылка)
Опять Вы меня провоцируете, эччеленца...Пиво...в такую мерзкую погоду...
Ответить С цитатой В цитатник
Made_in_USSR   обратиться по имени Среда, 25 Ноября 2009 г. 23:55 (ссылка)
Водочки, Ирина Дмитриевна? И... (когда ухи подать?) ))
Ответить С цитатой В цитатник
Росида   обратиться по имени Четверг, 26 Ноября 2009 г. 00:10 (ссылка)
Никакой ухи! только горячие мясные закуски!
Ответить С цитатой В цитатник
RUGER   обратиться по имени Четверг, 26 Ноября 2009 г. 00:42 (ссылка)
Почему тогда фильмы Рязанова ,снятые до 1991 года смотрят и сейчас , а после и не знает никто ?
Ответить С цитатой В цитатник
Росида   обратиться по имени Четверг, 26 Ноября 2009 г. 00:48 (ссылка)
Потому что есть такое понятие---возраст. Увы, не все режиссёры с возрастом становятся мудрее...
Ответить С цитатой В цитатник
Made_in_USSR   обратиться по имени Четверг, 26 Ноября 2009 г. 00:56 (ссылка)
Становятся, Ирин Дмитриевна ))
Мудрее... (Минус буковы "Д" и "Р" в слове).
Простите за экспрессию... ;)
Ответить С цитатой В цитатник
Made_in_USSR   обратиться по имени Четверг, 26 Ноября 2009 г. 01:02 (ссылка)
Смотрят поверхностно. Ржавую мораль не фиксируя... Дьявол 20 века, уже не в типографской краске, а в киноплёнке...
Ответить С цитатой В цитатник
Росида   обратиться по имени Четверг, 26 Ноября 2009 г. 01:12 (ссылка)
Соглашаюсь. Даже с учётом экспрессии.
Ответить С цитатой В цитатник
ZnichKa   обратиться по имени Понедельник, 30 Ноября 2009 г. 13:01 (ссылка)
Ах, дискуссионная, интересная статья, утащила)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
К дневнику Страницы: [1] [Новые]