Белые лошади влекут колесницу древнеримского триумфатора... Победитель въезжает в город на белом коне... Гордые белые кони красуются на гербах, в том числе и на московском... Белые?! Но ведь, «Белых лошадей не бывает: все белые кони – на самом деле поседевшие серые», – это категоричное утверждение присутствует едва ли не в каждой художественной или научно-популярной книге о лошадях. Правда, в литературе немного посерьезнее каких-нибудь «рассказов о животных» вам могут встретиться и другие версии. Например, такая: белой масти не существует, зато изредка встречаются лошади-альбиносы. Другие авторы утверждают, что никаких коней-альбиносов нет, а встречается у лошадей ген белой масти, только вот жеребята с этим геном нежизнеспособны. Так, все-таки, существуют ли они, белые лошади?
Когда серое становится белым
«У меня есть серая арабская лошадь белого...» Звучит забавно, не правда ли? Однако эта фраза (взята она, кстати, из Web-форума для любителей лошадей) отражает самую что ни на есть реальную действительность. Абсолютное большинство белых лошадей – генетически серые. А серой масти свойственно прогрессирующее раннее поседение, обесцвечивание волос. Такие лошади рождаются «цветными» – рыжими, гнедыми, но уже в молодом возрасте начинают седеть, постепенно становясь серыми.
Сначала обычно седеют участки вокруг глаз. Обесцвечивание волос развивается неравномерно: на крупе, плечах, боках седеющие волосы как бы концентрически расходятся из отдельных точек – и лошадь становится темно-серой в более светлых «яблоках». Затем «яблоки» сливаются, образуя светло-серый цвет, который по мере старения животного может перейти в совершенно белый.
Скорость, с которой развивается поседение, также неодинакова: из лошадей одной и той же породы некоторые седеют рано, некоторые – поздно. Порой серые лошади не становятся белыми даже в весьма солидном возрасте. Однако все варианты развития серой масти имеют общую генетическую основу.
Вспомним генетику. Каждый ген у животного обычно представлен в двух аллелях. Записанная в аллелях генетическая информация сходна, но не одинакова, и формирование определяемого геном признака будет зависеть именно от содержания этих аллельных «записей». Один из аллелей переходит к животному от отца, другой – от матери. Если от родителей к потомку «пришли» разные аллели, то у него будет проявляться признак, который определяется доминантным аллелем.
Так вот, раннее прогрессирующее поседение, т.е. серая масть, определяется наличием доминантного аллеля гена Gray (его сокращенно записывают как G). Рецессивный аллель этого гена эффекта поседения не вызывает. Лошади с генотипом GG или Gg будут серыми, а с gg – любой другой масти: гнедой, вороной, игреневой, но не серой. У лошадей серой масти проявление других генов можно увидеть только в детстве – на «рубашке» жеребят. У взрослых особей оно «замазано» действием аллеля серой масти, но сами-то гены никуда не делись! И от серой родительской пары могут родиться не только серые, но и «цветные» потомки. Последних, естественно, будет значительно меньше, чем серых.
Альбиносы – кто они?
Есть ли среди лошадей альбиносы? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит решить, а кто такие альбиносы вообще. «Как это кто? – может сказать читатель. – Да ведь всем известно: это животные, у которых шерсть и кожа лишены пигмента». Допустим. Но что такое пигмент и откуда он берется в живом организме?
Пигмент меланин – сложное органическое соединение – производят специальные клетки, называемые меланоцитами. Источником для образования меланина им служит аминокислота тирозин (она поступает в живой организм с пищей). После ряда химических превращений тирозин превращается в пигмент. Но для того чтобы эта химическая реакция произошла, необходим фермент тирозиназа, а информация о строении тирозиназы записана в гене, известном под наименованием Color, т.е. цвет.
«Правильная» структура тирозиназы зашифрована в генетическом коде доминантного аллеля этого гена (С). Но за миллионы лет существования животных исходный генетический код мог неоднократно изменяться, мутировать. Такой измененный код вызывает образование «неправильной» тирозиназы, например, работающей при пониженной температуре, мало- или вовсе неактивной.
В животном мире известны самые разные варианты аллелей гена С. Сиамские коты, белые мыши и крысы, шиншилловые кролики – все они возникли в результате «ошибок» в структуре этого гена. Из-за способности некоторых мутантных аллелей гена Color обесцвечивать кожу и шерсть животных его называют еще геном «альбино», – от латинского «белый». Соответственно, животные с розовой кожей, белой шерстью и красными глазами именуются альбиносами, а белых животных с остаточным количеством пигмента – например голубоглазых или «горностаевых» (с темными ушами и мордочкой) – называют «неполными альбиносами».
Аллель неполного альбинизма встречается и у лошадей, его генетический символ – Ccr. Жеребята, несущие два таких аллеля – Ccr Ccr, – рождаются белыми, с розовой кожей и голубыми глазами. С возрастом их шерсть обычно приобретает оттенок слоновой кости или сливок, а глаза так и остаются голубыми. Изредка, правда, глаза бывают светло-карими или даже темными.
Эту альбинотическую масть у нас называют изабелловой, а в Америке пользуются терминами «перлино» и «кремелло». Причем «перлино» – это генетически вороные и гнедые, а «кремелло» – рыжие лошади. На глаз их, правда, трудно различить. Вычислить, является ли лошадь-альбинос генетически рыжей, серой или вороной, можно исключительно по мастям ее родителей или потомков.
Весьма своеобразно ведет себя аллель альбино в сочетании со своим «нормальным» партнером: рыжие цвета осветляет, а черные – нет. Это означает, что генетически рыжие и гнедые лошади, у которых ген С представлен разными аллелями – «нормальным» и мутантным (CСсr) – выглядят соловыми и булаными. А вот генетически вороные так вороными и останутся. О наличии генов альбинизма в той или иной породе лошадей в первую очередь говорит присутствие большого количества соловых и буланых лошадей. И действительно, эти красивые светлые масти очень типичны для ахалтекинских лошадей: кроме соловых и буланых нередко встречаются изабелловые текинцы. Альбинизм распространен и среди некоторых американских пород верховых лошадей и пони.
Но ни альбино с их кремоватой шерстью, ни серых лошадей по-настоящему белоснежными не назовешь. И все-таки лошади истинно белые – белые, так сказать, и снаружи, и «внутри» (то есть генетически) – существуют! Определяется эта масть действием доминантного аллеля гена White. Хотя правильнее было бы сказать, что этот аллель препятствует развитию какой-либо масти.
Лошади с одним таким аллелем (W) рождаются чисто-белыми (с розовой кожей и темными глазами), а без него – так или иначе окрашенными (т.е. гнедыми, вороными, серыми и т.д.). Ну а лошадей, несущих два аллеля белой масти, WW, не существует вовсе: эмбрионы с таким генетическим набором погибают. Отчего это происходит?
Белый окрас такого типа встречается не только у лошадей, но и у других животных (например, у кошек), и его генетические основы неплохо изучены. Производящие зрелые меланоциты располагаются в коже, пигмент – в волосяных луковицах. Располагаются зрелые меланоциты в коже, в волосяных луковицах. Но образуются они совсем не там и должны проделать долгий путь к своему «рабочему месту».
Будущие пигментные клетки у эмбриона группируются у переднего конца нервной трубки. С ними граничат «закладки» клеток, из которых разовьются продолговатый и спинной мозг, органы внутреннего уха. Развитие пигментных клеток контролирует ген White. Точнее сказать, его рецессивный аллель это развитие обеспечивает, а доминантный нарушает. В последнем случае большинство будущих пигментных клеток не способно сдвинуться со своего места и производить пигмент, но какая-то их часть все-таки «дозревает» до производства пигмента на месте – именно поэтому глаза у белых лошадей чаще темные, чем голубые.
Иногда ген белого окраса превышает свои «полномочия»: вмешивается в развитие клеток внутреннего уха. Потому-то среди белых лошадей (как и среди белых кошек!) порой встречаются глухие на одно или на оба уха животные. Двойная доза аллеля W у гомозигот необратимо нарушает формирование не только пигментных клеток, но и всех прилегающих к ним клеточных «закладок». Такие эмбрионы, естественно, погибают. Так что вывести породу лошадей исключительно белой масти невозможно.
В точности неизвестно, появлялись ли «истинно белые» кони в каких-либо породах или местных популяциях лошадей до ХХ в. Судя по распространенному мнению о том, что «все белые – на самом деле серые», вряд ли. А вот в преданиях и легендах они фигурируют часто. На Дальнем Западе США индейцы рассказывали о Белом Коне Прерий, властелине необозримых табунов, «что лились, подобно реке Огайо, нескончаемым потоком по равнине...». А реальный белый жеребенок, названный Оулд Кингом, появился на свет в 1908 г. Его вполне можно было назвать Белым Конем Прерий, ибо место его рождения – штат Иллинойс – не так уж далеко от этой самой реки Огайо и Великих равнин.
О происхождении Оулд Кинга американские источники почему-то умалчивают. Вполне вероятно, что его родители принадлежали к какой-либо местной верховой или упряжно-верховой породе. Во всяком случае, Оулд Кинга описывали как отличную верховую лошадь, с хорошими способностями к выездке. Но к какой породе ни относились бы его родители, были они не белой масти. Появление Оулд Кинга – случай спонтанной, самопроизвольной мутации гена White. Такие случайные изменения в структуре генов – совершенно естественный процесс, без которого были бы невозможны ни эволюция видов, ни создание новых пород.
Возможно, именно легенды о царственном Белом Коне Прерий побудили владельцев Оулд Кинга – Калеба и Рут Томпсон – создать породу белых лошадей. Оулд Кинга скрещивали с различными кобылами (преимущественно американской породы морган), из полученных жеребят отбирали в разведение только белых...
Работа велась с использованием инбридинга, линейного разведения – и все-таки создать породу, состоящую из чисто-белых лошадей, не удавалось: в потомстве белых родителей периодически появлялись «цветные» жеребята. То ли случайно, то ли сознательно, но на каком-то этапе становления новой породы в нее был занесен аллель «альбино», после чего к чисто-белым темноглазым жеребятам добавились и голубоглазые, и изабелловые. Добавило путаницы и то, что стандартизовали новую породу первоначально под названием «американский альбино».
Белые лошади Томпсона с 1950-х гг. стали широко известны не только в США, но и в других странах – тем более что американские коннозаводчики активно рекламировали новую породу, создали из белых лошадей цирковую труппу, преподносили их в подарок политикам и особам королевской крови... Сейчас в Соединенных Штатах «американские белые» довольно популярны, хотя многочисленной эту породу не назовешь даже на ее родине. В других же странах «американских белых» – единицы, может быть, десятки. Так что если вы видите белую лошадь, можете быть на 99% уверены, что она все-таки серая.