Понедельник, 19 Сентября 2011 г. 18:43
+ в цитатник
Вчера побывала в совершенно необыкновенном месте - Воскресенском мужском монастыре, который находится в меловых пещерах. Поборола свою клаустрофобию и спустилась на глубину 70 метров по узким лабиринтным переходам. Что я перенесла при этом - особый разговор, а пока немного истории...
На высоком берегу Дона, на вершине белых меловых гор, давших название небольшому селу Белогорье, расположен Воскресенский мужской монастырь. Начало ему было положено в XVIII веке простой женщиной, казачьей вдовой Марией Константиновной Шерстюковой, которая для искупления своих грехов совершенных в молодые годы, с благословения старца Киево-Печерской Лавры понесла тяжелый подвиг пещеростроительсва. Начав этот подвиг уже в преклонных летах, она несла его более двадцати лет, стойко перенося враждебное отношение местного духовенства и светской власти, которые усматривали в трудах Марии своекорыстие, тщеславие и раскол. Гонения на подвижницу прекратил император Александр I, по повелению которого было проведено тщательное рассмотрение дела Шерстюковой, и в итоге в ее действиях не было усмотрено ни ереси, ни раскола. Александр I распорядился оказать ей необходимую помощь в устройстве пещерного храма, создание которого было завершено в 1817 году. В благодарность императору Мария Шерстюкова выразила желание, чтобы храм был освящен в честь св. блгв. кн. Александра Невского, небесного покровителя Александра I.
Труды пещерокопательницы привлекали к себе множество людей из простого сословия, желавших вместе с ней нести этот нелегкий подвиг во славу Божию и во спасение души. Самыми известными из них были благочестивый старец Иван Алексеевич Тищенко, Андрей Николаевич Васильченко, принявший монашеский постриг с именем Антоний, и Иаков Безмолвник. Этими подвижниками положено начало небольшой пещерной общины. К 1866 году она состояла из 25 человек. Для ведения хозяйства общины над пещерами стали устраиваться различные здания. В 1851 году на вершине горы была построена колокольня. Жизнь пещерного братства по своему укладу напоминала монастырь.
В 1866 году по многочисленным обращениям поселян и ходатайству архиепископа Воронежского Серафима (Аретинского) Святейшим Синодом было принято решение основать при Белогорских пещерах скит и приписать его к Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю. К этому времени длина пещер уже составляла около двух километров. Протяженный многоярусный пещерный монастырь, явившийся плодом глубокого покаяния и горячей деятельной любви к Богу, привлекал к себе многочисленных богомольцев из самых разных мест, что говорило о большой известности обители далеко за пределами Воронежской губернии.
Особым почитанием пользовалась икона Божией Матери, именуемая «Мария обрете благодать у Бога», в 1830-е годы принесенная в Белогорские пещеры одной странницей из Киева. Около сорока лет написанная на доске икона сохранялась неповрежденной во влажном воздухе пещер, а в 1870-е годы ее перенесли в построенную на горе Вознесенскую церковь. У этой чудотворной иконы множество безнадежно больных людей получало исцеление.
В 1882 году Белогорский скит преобразован в самостоятельный Воскресенский мужской монастырь. Его настоятелем был назначен иеромонах Петр, еще в 1875 году переведенный в скит из Митрофановского мужского монастыря города Воронежа. Он устроил при монастыре школу-приют на сто мальчиков и до самой своей кончины был их бессменным учителем. Преподавать различные дисциплины ему позволяло академическое образование. Отец настоятель был энергичным, строгим и в то же время душевным человеком, проявлявшим большую заботу о благоустроении обители. В1896 году под его руководством по проекту архитектора Афанасьева было начато строительство нового каменного собора, которое завершили уже после смерти иеромонаха Петра. Этот собор, освященный в 1915 году в честь Воскресения Христова, величественно возвышался над просторами Дона, издалека привлекая к себе взор стремившихся в обитель странников и богомольцев.
Последним настоятелем Воскресенской обители был игумен Поликарп, который управлял братством до закрытия монастыря. После революции 1917 года пещерная обитель разделила трагическую судьбу всей Русской Церкви. Официально Белогорский мужской монастырь был закрыт в 1922 году. Ему предшествовало уголовное расследование по поводу открытия для поклонения мощей пещерокопательницы Марии и ее сподвижника Иоанна. В ходе этого разбирательства следователь Борис Усатов кощунственно глумился над честными останками Божиих подвижников. Вскоре он заболел неизлечимой болезнью: в местах расположения губных, глазных и других желез Усатов обрастал чешуей. После безуспешного лечения в лучшей столичной клинике его постигла мучительная смерть.
После закрытия монастыря все монастырские постройки в течение нескольких лет были разобраны на стройматериалы, а Воскресенский собор взорван в 1931 году по решению Павловского райисполкома.
От прекрасной обители не осталось следа. Заброшенные пещеры ветшали и разрушались. Их своды, хранившие память о своих боголюбивых создателях, покрылись бессмысленными надписями и факельной гарью.
Божией милостью в начале двухтысячных годов по благословению Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия и под руководством духовенства Острогожского благочинного протоиерея Александра Долгушева началась расчистка уникальных Белогорских пещер.
12 сентября 2004 года в день празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского была отслужена первая Божественная литургия. С 2005 года в Белогорском монастыре возрождается монашеская жизнь.
Поскольку наземные строения и храмы обители были полностью разрушены, перед братией стоит сложная задача по их воссозданию. Не менее важным делом является расчистка, восстановление и сохранение уникальных многоярусных Белогорских пещер, воплотивших духовную жажду создававшего их простого народа. Эта неутолимая жажда Бога, стремление к подвигу ради Христа, неудовлетворенность одной лишь повседневной теплохладной молитвой вдохновили тружеников на создание удивительных пещерных храмов, часовен и келий, в которых царят полная тишина и безмолвие, так необходимые для глубокой чистой молитвы. Благодаря их трудам, мы до сего дня черпаем силы, молясь у Белогорских святынь, являющихся несокрушимым памятником народного духа.
Ежегодно 29 июля начинается крестный ход из Воскресенского Белогорского мужского монастыря. Участники хода идут вдоль Дона, то несколько 1 удаляясь от реки, то выходя непосредственно на берег. Общая протяженность дороги равняется 40 км. В пути паломников ожидает две ночевки - в селах Верхний Карабут и Колодежное. На третий день, 31 июля, крестный ход приходит в Костомарово. 1 августа участники крестного хода принимают участие в празднике в честь обретения мощей преподобного Серафима Саровского.