Модерн, он же Новое время, последовал сразу за Средневековьем и длился около 500 лет. Модерн отличался:
- верой в науку и контроль над информацией
- концепцией линейного времени
- продажей себя, обменом труда на деньги
Если средневековый человек был малограмотен и ленив, то во времена модерна все изменилось. Массово стали использоваться часы и календари, появился институт авторского права и свободный капитал.
Однако, в XX веке в мир пришли глобальные войны, ТВ, инет и виртуальный капитализм. Постмодерн не имеет центра, его элементы взаимозаменяемы.
Для описания современного постмодерн-общества ученые напридумовали много странных терминов.
Глобальная Деревня
Термин в 1962 году придумал Маршалл Маклюэн в книге «Галактика Гутенберга». В ней он предсказал появление интернета . Идея глобальной деревни проста: мгновенная передача информации сжимает нашу планету до размеров крохотного села. Позднее из этого определения вывели некоторые характерные постмодерну черты.
Невозможность замалчивания информации. Достаточно одного подростка с телефоном на месте происшествия и видео через полчаса окажется на ютубе.
Вынужденная вовлеченность в чужие дела. Присутствие в скайпах, аськах и контактах вовлекает его в происходящее с его друзьями и друзьями друзей.
Идея ложной ответственности. Человек, имеющий доступ в интернет, может начать нервничать из-за того что котенок его друга, живущего в Чикаго, сломал зубик, а один из постоянных читателей его жж расстался с девушкой. Ложная сопричастность бесконечно далеким процессам порождает постоянный стресс.
Новая Темпоральность
Темпоральность – это разница между восприятием времени и его реальным течением. Раньше время для всех было одно – достаточно было посмотреть на большие часы в центре города. Сейчас восприятие его у всех свое. Для одного человека скоро – это час, для другого – неделя. Кроме того, время теперь стало источником стоимости.
Пространство потоков
Термин ввел Мануэль Кастельс, который понял что в постомдерне мутирует не только время, но и пространство. Сидя на унитазе и играя в Lineage, ты находишься не только у себя в квартире. Да, туалет – это пространство места, но ведь ты находишься совершено в другом потоке. Мобильные звонки, интернет-платежи . Все эти потоки нигде на самом деле не существует, они создаются лишь на время.
Ошибки Нарратива
Натратив – изложение событий в последовательности, которая кажется логичной рассказчику.
Современное общество живет в эпоху избыточности информации и очень сложно учесть все факторы, влияющие на тот или иной процесс. Человек старается объяснить произошедшее, исходя из собственного опыта и знаний; пребывает в ложной уверенности, что знает настоящие первопричины.
Ошибка нарратива – когда мы подгоняем под привычные лекала любые происшествия. Новая одежда может продаваться вовсе не потому что она плоха, а потому что в магазине установлено неприятное для покупателей освещение. Жизнь с опорой на логику во времена постмодерна чревата частыми ошибками нарратива и вызванными этим стрессами.
Черный Лебедь
Термин придуманный Николасом Талебом.
Наука долгое время не знала о существовании черных лебедей. Когда же они были обнаружены в Австралии, то их связь с белыми лебедями отрицали напрочь и приписали их к отдельному виду. В дальнейшем термин позаимствовали философы для обозначения знания, напрочь перечеркивающего все предыдущие. Талеб же стал применять этот термин для обозначения любого непредсказуемого события, оказывающего влияние на наши жизни. Случайные факторы не может учесть ни одна модель. Ибо просчитать можно только возможные неожиданности, а мир меняют неожиданности невозможные.
Длинный хвост
Автором понятия является журналист Крис Андерсон. Суть данного термина проще всего представить на следующем примере: у вас есть киоск с DVD фильмами и так как торговая площадь ограничена 5 квадратными метрами, то выставлять целесообразно будет только хиты и новинки. При этом люди, желающие прикупить ар-хаус или просто старые фильмы, останутся без нужного им товара. Если же площадь будет позволять выставить бесчисленное количество фильмов, то новинки все равно будут продаваться лучше всех. Но суммарная аудитория подзабытых фильмов сможет с ними конкурировать. Это и есть «длинный хвост». Когда же все полки магазинов забиты новинками, люди вынуждены их покупать, даже если они им не нравятся.
Торрент трекеры, он-лайн библиотеки и некоторые платные интернет сервисы позволяют людям получать доступ к этому длинному хвосту. В обществе появляются «просьюмеры» - люди, которые не только потребляют, но производят. Спрос есть на любую ерунду.
Безрадостная экономика
Понятие было введено еще в 1976 году, но с каждым днем набирает все большую актуальность. В мире уже давно производится достаточно товаров. Встает вопрос как заставить его покупать ваш новый товар. Лишить его радости обладания тем, что у него уже есть. А заодно можно убедить, что радость вернется с новой покупкой. Результатом «безрадостной экономики» стало падение качества вещей. Зачем делать идеальную вещь, когда можно выпустить усовершенствованную модель через пару месяцев.
Экономика Даров
Старый антропологический термин, означавший когда-то уклад жизни американских индейцев, сегодня обретает вторую жизнь. Некоторые рок-группы и разработчики ПО выкладывают свои работы с пометкой «заплатите сколько считаете нужным», а google потихоньку индексирует содержание всех книг в мире и разрешает в них бесплатно искать. В развитых странах уже давно наметился переизбыток товаров. Людям не приходится напрягаться, чтобы обеспечить базовые нужды, и они перестают зарабатывать больше, потому что понимают, что погоня за деньгами и новинками – тупик.
В постмодерне корпорации начинают охотиться за человеком. Их задача сделать так, чтобы человек купил их товар. Побеждают те, кто находит способ выпускать крайне дешевый или вовсе бесплатный товар. Google, IKEA и OpenOffice – примеры такого плана. Но такие товары не являются чистым даром. Есть механизмы, которые позволяют окупить это. Купив дешевый диван в IKEA, покупатель приходит туда и в следующий раз и покупает кучу ненужных вещей.
Смерть Автора
Понятие ввел еще Ролан Барт, но с тех пор термин был подкреплен совершенно новыми процессами в обществе. Люди перестали обращать внимания на авторов заметок, видео-роликов и статей в Википедии. Их никто не помнит. А если не помнит – то и доверять им не стоит. Люди, не доверяя другим, сами становятся авторами. Если никто не автор – значит, все вокруг авторы.
Книги по теме
Черный Лебедь Н.Талеб
Галактика Интернет М.Кастельс
Длинный ХВост К.Андерсон
Дар Л.Хайд
Индивидуализированное Общество З.Бауман