-Метки

anti-usa bio-tech bmi hi-tech hmi it-юмор авиация альтернативная энергетика антихач асадов башорг бессмертие битвы бог братья славяне бронетехника вмф вов военные истории война генетика геополитика герои графен грузия дети евтушенко жизнь искусство исследования мозга история квантовые компьютеры киборгизация концепт космос культура личное лукьяненко любовь медицина мозг мужчины и женщины нанодвигатели нанотехнологии национальный вопрос никитин ноутбуки оперативная память оптика оранжевая украина оранжевые память политика притчи протезы рассказы религия роботы романтика русский язык и литература русь свобода информации ссср счастье танки третья мировая украина умный дом флот фото/картинки холодное оружие хранение информации хранение энергии чай человек чтение мыслей электроника энергетика энергия солнца юмор со смыслом

 -Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в m007kuzya

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 11756


Последний парусный корсар

Вторник, 17 Марта 2009 г. 12:19 + в цитатник
Цитата сообщения _Macbeth_ Последний парусный корсар



История известная, найти её труда не составляет (а хоть и в Википедии), но я тут приготовил несколько редких фотографий.

Война на коммуникациях стран Антанты в Тихом и Индийском океане, закончившаяся потоплением эскадры графа фон Шпее у Фолклендских островов получила неожиданное продолжение в 1917 г. В плавание отправился последний парусный рейдер. Он совсем неплохо проявил себя в эпоху дредноутов (стоявших, впрочем, преимущественно на базах). Старый же винджаммер попортил англичанам немало крови, оказавшись в ряду самых удачливых рейдеров кайзеровского флота.

Вообще-то авантюру с превращением парусника во вспомогательный крейсер немцы затеяли не от хорошей жизни. Они справедливо полагали, что в отсутствии генерального сражения ( а Ютландского сражения при подготовке "Зееадлера" к плаванию ещё не случилось) основной задачей флота остаётся крейсерская война, позволяющая нарушить снабжение Британских островов и внутри всей растянувшейся империи по морю. Однако успешные действия “Эмдена”, “Кенигсберга” и эскадры Шпее остались в прошлом: все находившиеся на океанских коммуникациях крейсера погибли, а выслать им на смену новые не позволяла плотная блокада германских берегов неприятелем. Не меньшей сложностю была проблема бункеровки углём - паровые крейсера пожирали его с устрашающей скоростью и были вынуждены обеспечивать себя флотилией угольщиков или сетью угольных станций ( последних у немцев в Тихом океане в 1917 г. не осталось). Подводные лодки решали проблему лишь частично: из-за ограниченного радиуса действия об их отправке в Южную Атлантику, в Индийский и Тихий океаны не могло быть и речи. Оставался единственный путь — послать в рейдерство судно, абсолютно непохожее на боевой корабль. Так родилась идея использовать в качестве истребителя торговли парусник.


Инициатором превращения винджаммера в корсара стал лейтенант торгового флота А.Клинг. Германский морской штаб заинтересовался предложением. Начали подыскивать подходящее судно — внешне неприметное, но достаточно крепкое и вместительное. Выбор пал на американский трехмачтовый корабль “Пасс оф Бальмаха”, захваченный в июле 1915 года подводной лодкой 11-36. Первоначально, судно следовало из Мурманска в США с грузом хлопка, но было остановлено британским крейсером и с призовой командой на борту отправлено в Англию для дальнейшего разбирательства: хлопок во время войны, будучи исходным материалом для производства хлопка попал под понятие "стратегического сырья". Но по пути его перехватила немецкая субмарина. Наличие на борту англичан дало основания считать парусник трофеем. В общем, погреть руки хотелось всем, повод у того, кто был сильнее находился всегда.

“Пасс оф Бальмаха” был построен в Шотландии еще в 1878 году. Длина корпуса судна составляла 83,5 м, ширина— 11,8 м, осадка — 5,5 м, валовая вместимость— 1852 регистровых тонн. Площадь парусности - 2600 кв. м.
 (416x261, 151Kb)Вот его довоенный вид.
Внешне винджаммер трудно было отличить от его многочисленных собратьев, ходивших под флагами разных стран. В частности, он очень походил на норвежский парусник “Малетта”, до войны совершавший рейсы из Копенгагена в Австралию.

Американский трофей немцы переименовали в “Зееадлер” (Не таинственный “Морской орел”, как нередко переводят, а "Орлан-белохвост", как это называется по-русски) и отбуксировали его на верфь Текленборга в Геестмюнде. На судне установили дизельный двигатель мощностью в 1000 л.с., цистерны для 480 т топлива и 360 т питьевой воды. В трюмах оборудовали кладовые для ручного оружия, взрывчатки и двухлетнего (!) запаса продовольствия, а также помещения для приема пленных. Люки трюмов сверху завалили бревнами: согласно легенде “Зееадлер” являлся норвежским парусником “Ирма” и следовал из Копенгагена в Мельбурн с грузом леса. Под бревнами спрятали и две 105-мм пушки, установить которые на штатные места предполагалось уже в открытом океане. Орудия выделили старые, одно, в результате, оказалось неисправным и воевал "зееадлер" в итоге, одним 4-дюймовым орудием


Особое внимание немецкое командование уделило подбору экипажа. Командиром судна назначили способного офицера графа Феликса фон Люкнера (09.06.1881 - 13.04.1966), начинавшего свою морскую карьеру на парусных судах и хорошо знавшего тонкости парусного дела ( а ушёл в морк он, между прочим, юнгой на русском корабле "Ниоба" в 1897 г.); старшим офицером — того самого Альфреда Клинга. Понимая, что выйти в море без досмотра парусника англичанами вряд ли удастся, со всего германского флота собрали матросов, владевших норвежским языком. Таких набралось 23 человека. Всех заставили выучить вымышленные фамилии и биографии, по туристическому справочнику зазубривались названия улиц и описания примечательных мест тех городов, в которых они якобы жили. Стремясь, чтобы все выглядело как можно более правдоподобно, на стенах кубриков развесили открытки с видами норвежских городов и картинки из норвежских иллюстрированных журналов, в матросских сундуках уложили стопки написанных по-норвежски (разными почерками!) писем, а на фотографиях жен, детей и родственников оттиснули названия известных в Норвегии фотостудий.
 (157x225, 8Kb)
граф Феликс фон Люкнер

 (428x302, 17Kb)
Экипаж на палубе. Всё, что могло указать на немецкую принадлежность корабля, заменено.

Граф фон Люкнер был едва ли не последним офицером германского флота, кто старался тщательно соблюдать правила ведения войны на море. Так, готовя на нижних палубах помещения для пленных, он всячески стремился обеспечить им мало-мальски комфортные условия. Для офицеров были предусмотрены трехместные каюты, для матросов — кубрики с подвесными койками. В расчете на пленных фон Люкнер приказал принять достаточный запас постельного белья и оборудовать библиотеку с солидным выбором книг на английском и французском языках... В общем, надо полагать, инициатива эта и в 1916 году выглядела странно, а уж спустя 25 лет фон Люкнера и вовсе бы сочли ненормальным.

 (405x269, 15Kb)
вот как выглядел "Зееадлер" в конце 1916 г.

21 декабря 1916 года искусно замаскированный под лесовоз “Зееадлер” вышел в море. На его борту находилось 64 человека, но большинство команды укрылось в нижних палубах. Пользуясь благоприятным зюйд-вестом, он миновал оборонительные заграждения и вышел в Северное море. Вскоре разыгрался сильный шторм — фон Люкнер увидел в этом шанс проскользнуть мимо британских патрулей. План почти удался, но когда парусный рейдер взял курс в Атлантику между Исландией и Фарерскими островами, на его пути оказался 18000-тонный вспомогательный крейсер “Эвендж”. “Зееадлер” остановился; на его борт поднялась английская призовая команда — 2 офицера и 15 матросов.

В документах и облике парусника англичане не заметили ничего подозрительного и к облегчению “норвежцев” уже сели в шлюпку, как вдруг обман едва не раскрылся. Шлюпку прижало ветром к борту “Зееадлера” и потащило в сторону кормы. Еще чуть-чуть, и их взору предстала бы главная улика—гребной винт, отлично просматривавшийся в прозрачной воде... Но командир рейдера не растерялся: он немедленно сбросил за борт канат —так, чтобы тот раскачивался как раз над головами сидевших в шлюпке людей. Разумеется, англичане смотрели вверх, и потому винт остался незамеченным. “Зееадлер” поставил паруса и вышел на океанский простор. Оказавшись за пределами зоны британских патрулей, фон Люкнер приказал выбросить палубный груз за борт, установить пушки и приготовить военный флаг.

Счет его трофеям открыл английский пароход “Глэдис Ройял”, обнаруженный 9 января 1917 года к востоку от Азорских островов. Судно перевозило 5000 т угля из Кардиффа в Буэнос-Айрес, и приближавшийся на всех парусах винджаммер не вызывал у англичан тревоги. Каково же было их изумление, когда по курсу парохода взорвался снаряд, а над парусником взвился кайзеровский флаг! “Зееадлер” взял экипаж судна в плен, а сам “Глэдис Ройял” пустили ко дну. Через день та же участь постигла другой британский пароход — “Ланди Айленд”, перевозивший 4500 т сахара. Уже к этому моменту выход рейдера в океан себя оправдал.

Самым “урожайным” для парусного корсара стало почти двухмесячное рейдерство в районе экватора между Бразилией и Африкой, на пути, рекомендованном для парусников, направляющихся из Европы в Южную Америку. С 21 января по 11 марта он потопил английский пароход “Хорнгарт” и 8 парусников: французские трехмачтовые барки “Шарль Гунод”, “Ларошфуко”, “Дюплэ” и четырехмачтовый “Антонен”, канадские трехмачтовую шхуну “Пирс” и барк “Бритиш Йомен”, итальянский трехмачтовый корабль “Буэнос-Айрес” и английский четырехмачтовый барк “Пинмор”. (в юности командир “Зееадлера” служил на “Пинморе” матросом, обошёл вокруг земного шара, и, осматривая барк, он даже обнаружил вырезанные им на штурвале собственные инициалы).

Все это время англичане и их союзники не имели никакой информации о пиратствовавшем паруснике, теряясь в догадках о причинах исчезновения в Атлантике своих судов. В то же время на борту “Зееадлера” скопилось 263 человека пленных, на содержание которых приходилось тратить слишком много воды и продовольствия. Поэтому когда 21 марта рейдеру повстречался французский трехмачтовый барк “Камбронн” с грузом чилийской селитры, фон Люкнер решил не топить его. На “нитратный клипер” пересадили всех пленных и отправили судно в Рио-де-Жанейро. А чтобы барк прибыл туда не слишком быстро, на нем срубили бушприт и брам-стеньги: за это время немцы рассчитывали уйти достаточно далеко.

 (542x312, 50Kb)

“Камбронн” достиг бразильского порта 30 марта, и лишь тогда действия “Зееадлера” перестали быть тайной. Британское Адмиралтейство немедленно бросило на поиск пирата все имевшиеся в южноамериканских водах крейсера. Англичане правильно вычислили курс фон Люкнера, догадавшись, что тот поведет свой корабль в Тихий океан вокруг мыса Горн. Но немцам везло: несколько раз британские корабли проходили рядом, так и не заметив парусник. А 18 апреля у мыса Горн с “Зееадлера” явственно видели вспомогательный крейсер “Отранто” (тот, что участвовал ещё в охоте на эскадру графа фон Шпее и благополучно сбежал при разгорме английской эскадры у м. Коронель). Фортуна улыбалась Люкнеру —он благополучно миновал противника и растворился в просторах Тихого океана.

8 июня “Зееадлер” пересек экватор. Здесь, в центре океана, Люкнер рассчитывал на хорошую добычу. Однако за полтора месяца ему удалось встретить и потопить всего три американские четырехмачтовые шхуны “Эй. Би. Джонсон”, “Р. Си. Слейд” и “Манила”.

Между тем плавание корсара продолжалось уже более полугода, на судне иссякали запасы воды, у экипажа появились признаки цинги. Люкнер повернул на юг и 28 июля бросил якорь у острова Мопеха. Команда съехала на берег — людям необходим был отдых. Кокосовые пальмы и водившиеся в изобилии черепахи позволили бы восполнить недостаток витаминов, но... 2 августа 1917 года то ли внезапно налетевший шквал сорвал “Зееадлер” с якорей и выбросил его на берег, то ли корабль сел на рифы в результате ошибок в маневрировании (версия с цунами из судового журнала ничем не подтверждается), но результат один - "Зееадлер" намертво засел на скалах. Спасти его не удалось. Всё что можно было снято на берег, а корабль - подорван.

 (398x188, 8Kb)
Разукомплектованный корпус, на корме пожар, предположительно, фотография второй половины августа 1917 г.

Рейдерство последнего в истории парусного корсара продолжалось 224 дня. За это время он прошел около 30 тыс. миль, уничтожил 3 парохода и 11 парусных судов общим тоннажем свыше 30 тыс. брт. В это число не входит отпущенный барк “Камбронн”.
 (685x699, 107Kb)

Следует также сказать, что приключения фон Люкнера с гибелью его судна не закончились. Вооружившись винтовками и гранатами, он вместе с пятью добровольцами из команды на 6-метровой шлюпке преодолел 2300 миль, побывал на нескольких островах, намереваясь захватить подходящее судно и продолжить войну на коммуникациях, но в итоге попал в плен и до 1919 г. пробыл в тюрьме Окленда, в Новой Зеландии.
 (257x407, 20Kb)фон Люкнер в плену (если я правильно понял)

Альфреду Клинге повезло больше, он и ещё 58 человек из экипажа захватили 120-тонную французскую шхуну и, в итоге, добрались до Чили где и были интернированы. .
 (258x341, 11Kb)Захваченная французская шхуна

Феликс фон Люкнер прожил долгую жизнь, вернулся в Германию, командовал учебным судном "Ниобе", вышел в отставку в 1922 г. В 1925 г. женился - жену звали Ингебора Энгстрем и была она подданной Королевства Швеция. В 1927-1938 гг. преподавал в США. В 1939 г. вернулся в Германию, но его поездки и написанные работы перевесили заслуги во время Первой мировой войны, и по решению некоего Суда чести ( если я правильно понял) он был лишён части наград, а книги его были запрещены и изъяты из библиотек. В 1945 г. он возглавлял депутацию г. Галле, где жил, на переговорах с наступавшими американскими войсками и договорился о сдаче города без разрушения. А когда город передавался советской администрации уехал. Умер 13 апреля 1966 г. в Мальмё, в Швеции, а похоронен в Гамбурге.
 (676x507, 56Kb)
Кортик фон Люкнера и его ордена

 (507x676, 65Kb)Герб фон Люкнера с лезвия кортика

 (676x507, 59Kb)
Погоны, кортики и ордена судового врача "Зееадлера" (судя по всему того самого, который посоветовал дать экипажу отдых на берегу) и самого фон Люкнера.

Об Альфреде Клинге я не нашёл ничего.
Рубрики:  оружие
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку